Слайд 1РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
УЧЕНИЦЫ 5 «А» КЛАССА 639 ШКОЛЫ
ДЕНИСОВОЙ ВАЛЕРИИ
Санкт
– Петербург
2009
Слайд 2МОЕ УВЛЕЧЕНИЕ РОСПИСЬЮ ПО ДЕРЕВУ
Впервые я столкнулась с расписанными деревянными
изделиями несколько лет назад на занятиях в художественной школе. Мне
очень понравилось это декоративно-прикладное искусство, и я с удовольствием сделала свою первую работу. Это была шкатулка, которую я подарила своей маме. С тех пор я узнала много нового о промыслах нашей страны.
Когда на уроке спросили, какую тему для работы я выберу, я назвала другую. Но вечером, посоветовавшись с бабушкой и мамой, я изменила свое решение. Я выбрала для творческой работы тему «Роспись по дереву», потому что считаю ее очень интересной, могу представить свои старые и сделать новые работы.
Я много знала об искусстве росписи по дереву, но в ходе этой работы узнала много нового и интересного.
Слайд 3РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ: ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ ПРОМЫСЛОВ
Роспись по
дереву - один из самых древних живописных промыслов нашей страны.
Славяне верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Их представления устройстве мира, о месте и роли человека в природе отражались в работах народных мастеров.
Каждое расписанное мастером изделие на себе древние символы: здоровья, счастья, удачи. Рисунки и резьба наносились на предметы домашнего обихода. Наиболее доступными материалами – основой для росписи были дерево и глина. Тщательность, с которой выполнялись рисунки, говорит о значительной роли, которую отводили люди этому занятию. Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивалось, и возрастала их эстетическая роль. Красочные цветочные орнаменты, фигурки животных, бытовые сценки не только являются знаками высокого мастерства народных художников, но и несут позитивный заряд радости и положительной энергии.
Слайд 4 Искусство росписи по дереву развивалось на протяжении столетий, и к
XVIII – XIX вв. трудно было бы найти уголок на
территории России, где не встречались бы своеобразные расписные изделия. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла были близость торговых путей, оседлый образ жизни населения и относительная стабильность жизни.
Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Другое направление в росписи по дереву – кистевое. Это направление зародилось и развивалось в хохломской росписи.
Каждый промысел: хохлома, городецкая роспись, мезенская и полхов - майданская роспись и другие, - все отличаются особыми приемами и мотивами.
Слайд 5ХОХЛОМА
Пожалуй, наиболее известна в нашей стране и за рубежом Хохлома.
Под часто используемым словом «Хохлома» подразумеваются изделия предприятия "Хохломская роспись",
расположенного в городе Семенов в Нижегородской области. Также в литературе можно встретить выражения "золотая Хохлома", "Хохлома семеновская". Они также относятся к продукции этого известнейшего в России и других странах народного промысла.
В 1916 году в городе Семенов была открыта «Школа художественной обработки древесины». Первые выпускники этой школы организовали небольшую артель, которая выросла позднее в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Это крупнейшее предприятие по производству художественных хохломских изделий, где сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву называют «Родиной Хохломы».
Слайд 7МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Мезе́нская или палащельская роспись по дереву – это тип
росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к началу
19 в. у реки Мезень. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее древним видам росписи, дожившим до 20 века.
Дробный узор - звёзды, крестики, чёрточки, выполнены в два цвета: чёрный (сажа) и красный («земляная краска», охра). Основные мотивы геометрического орнамента - солнечные диски, ромбы, кресты. Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками фигурки животных «рождаются» из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Готовое изделие расписывали по негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиски). Потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор.
Слайд 8 В конце19 века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье. Благодаря
подписям на прялках можно определить семьи палащельских мастеров. Это уникально
для, как правило, анонимного крестьянского искусства. После революции 1917 г., к середине 1920–х годов промысел угасает. В 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С. Фатьяновыми в селе Селище. В наши дни в Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
Слайд 9ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Полхов-Майданский художественный промысел возник после революции, хотя творческие
традиции местного населения в селе Полховский Майдан Горьковской области имеют
по крайней мере вековую историю. Здесь создаются яркие, красочные «тарарушки» - вещи не для серьезного занятия, а просто для забавы.
И форма, и характер росписи полхов-майданских изделий необычны. Деревянные матрешки, кубышки, птицы-свистульки, яйца, игрушечные балалайки, коняшки расписаны яркими красными, желтыми, малиновыми, синими и зелеными красками. Основной мотив росписи — цветы и ягоды. Узор, как правило, «наведен» (сделан предварительно черный контур), а потом раскрашен.
Нарядные веселые матрешки, майданские птички-свистульки, коробочки, декоративные тарелки привлекают внимание многих любителей народного искусства.