Слайд 1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Заброденская средняя общеобразовательная школа.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Славянские куклы
- обереги»
Выполнила: Мельникова Елизавета, 6 класс
Руководитель: учитель технологии Сычева
Людмила Анатольевна.
Слайд 2Актуальность
Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре.
Актуальность
данной работы в том, что в современном мире куклы используются
как игрушки, так как истинное назначение кукол утеряно. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении народных кукол.
Слайд 3Цели и задачи
Цель: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы
и изучить технологии изготовления народных кукол.
Гипотеза: тряпичная кукла была традиционной
игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл.
Объект исследования: Традиционная кукла, которая появилась еще в очень далеком прошлом.
Продолжительность исследования: январь – февраль 2016 г.
Задачи:
1.Провести анализ литературных источников по проблеме.
2.Найти на сайтах интернет информацию о проблеме.
3.Изучить историю народных кукол.
4.Провести анкетирование.
5.Провести анализ полученных результатов.
6.Изготовить народные куклы своими руками.
Этапы исследования.
1. Обзор литературы, периодической печати, сайтов сети интернет по теме исследования.
Социологический опрос, анкетирование.
Технология изготовления.
Анализ результатов, обобщение полученных данных.
Слайд 4Что такое кукла?
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько
значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурке человека.
Второе - в
театральном представление фигура человека или животного, сделана из разных материалов и управляемая актером.
Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С.И. Ожегова)
Слайд 5
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных
крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных
домах их до ста штук накапливалось.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл.
Слайд 6Классификация кукол по назначению
По своему назначению куклы делятся на три
большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Обереговые куклы
Оберег – амулет
или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.
Слайд 7Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на
сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки.
На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Слайд 8Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами, да и не только
русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками
которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Слайд 9Технология изготовления.
1. Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по
цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани
для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.
2. К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. Синтепон помещаем в центр большого круга.
3. Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.
4. Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.
5. Аналогично и третий лоскут.
Слайд 10
6. Белый лоскут для лица складываем противоположными углами
к центру.
7. Примеряем
сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно
1 см подгиба. Не меньше.
8. При необходимости регулируем, закрепляем на шее.
9. Оформляем руки.
10. Надеваем косынку и завязываем её под ручками.
Слайд 11Изготовление куклы - Коляды
Полотенце скручиваем в рулон, обматываем
ниткой. С одного конца полотенца прикладываем вату и обматываем белой
тканью.
Слайд 14Выводы
1. Гипотеза, что тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту
русской деревни и несла определённый символический смысл, подтвердилась полностью.
2. В
процессе работы, я выяснила, что у традиционной русской куклы, как и у игрушки, были преимущества и недостатки. Традиционная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.