Слайд 15 класс
Тема: урока
“Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”
Составила и провела:
Гамзаева Ашура Рабадановна.
Слайд 2Цель урока:
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения
учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Ознакомить учащихся с видами
одежды, сформировать понятия о процессе изготовления одежды, научить снимать мерки для построения чертежа фартука, распознавать основные горизонтальные линии фигура человека, углубить знания учащихся о правилах снятия мерок с фигуры человека, записи условных обозначений измерений.
Обучение. Формировать навыки работы с сантиметровой лентой. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.
Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю, развивать пространственное мышление, умения пользоваться инструкционной картой;
Воспитание. Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работ, потребность к организации своего рабочего места.
Слайд 3Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика
. Тип урока: применение полученных знаний на практике
План
урока.
Организационный момент.
Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема
урока.
Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний (повторение)
Из каких конструкционных материалов шьют одежду?
Какие виды одежды вы знаете?
К какому виду одежды относится фартук?
Кто желает примерять готовый фартук?
Как выглядят ученицы в этом фартуке?
Итог.
Домашние задание
Слайд 4ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Правила техники безопасности технологии.
Проверить готовность учащихся к
уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа);
Отметить отсутствующих;
Раздать инструкционные
карты, учебники, листы .
II. Проверка знаний (повторение):
Что называют пряжей?
Что называют тканью?
Что называют основой, утком?
По каким признакам определяют нить основы в ткани?
Как чередуются нити в полотняном переплетении?
Из каких конструкционных материалов шьют одежду? (Из тканей)
Какие виды одежды вы знаете? (Верхняя, легкая, нижняя, рабочая, специализированная)
К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей домашней одежде)
Кто желает примерять фартук, который одет на манекене?
Что вы можете сказать о внешнем виде девочки? (Фартук большой)
Слайд 5III. Изучение новой темы
Рассказ учителя о истории появлении фартука, процессе
её изготовления, правилах снятия мерок. Для того, чтобы фартук был
удобным и красиво смотрелся на фигуре, нужно его шить по определенным измерениям, которые снимают с фигуры человека. Когда вы научитесь это делать, то сможете построить выкройку и пошить фартук не только для себя, но и для своих близких людей.
Слайд 6История фартука повествует о том, что со временем он стал
атрибутом женского гардероба. Фартуки стали украшением женского платья и приобретались
на разные торжества и выезды в свет. История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. Русские передники шились из ткани в клетку, имели красные завязки и украшались по краям отделкой. Фартук являлся символом плодородия и благополучия. В него заворачивали детей, желая им счастливой жизни, заполняли его зерном, прося обильного урожая, клали на пороге перед входом новобрачных в дом, рассматривая фартук как символ процветания. Передник стал частью народного костюма русских женщин. Передники были цветными, двойными, с богатой отделкой, кружевами и вышивкой. Мода диктовала обязательное наличие фартука у каждой европейской женщины. Завязывался передник сзади, образуя верхнюю юбку. В дальнейшем ношение фартука стало традицией и у простого народа. Крестьянские девушки также стали носить передники, только в качестве защиты своей одежды. Шились они из простых и легких материалов, таких, как лен или белое полотно из хлопчатобумажной, шерстяной ткани . Богатые дамы носили фартучки из муслина с кружевом или вышивкой. На праздники носили легкие передники, украшенные лентами, символами природы и вышивкой. Надевался передник на женский сарафан и мог иметь плечи и спинку.
Слайд 9По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.
К
бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная; к производственной – спецодежда для
выполнения различных работ; к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.
Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).
Учащимся предлагается проблемный вопрос:
Слайд 10
Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец, кузнец, хирург?
Обобщив ответы
учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды,
пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.
Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.
Проблемная ситуация:
Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.
“Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.
Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Слайд 11
1. Понятие мерки.
Измерения фигуры человека для пошива одежды называют мерками.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.
Измерения фигуры человека для пошива одежды называют мерками.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека.
2. Основные горизонтальные линии фигуры.
К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.
3. Правила снятия мерок. Мерки снимают с помощью сантиметровой ленты по определенным правилам.
При снятие мерок нужно помнить:
мерки снимают по правой стороне фигуры;
сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
на обмеряемом должна быть легкая одежда;
талию предварительно опоясывают шнурком;
мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
Слайд 12Практическая работа.
Инструкционная карта слайд.
“Мерки построения чертежа фартука”
Девочки получают задание объединится
в группы по три человека и приступить к снятию мерок.
Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.
Слайд 13Девочки получают задание объединится в группы по три человека и
приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь.
Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.
Слайд 15Проверка знаний (усвоение).
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить
на вопросы:
По какой стороне фигуры снимают мерки?
С помощью какого приспособления
снимают мерки?
Как записывают мерки длины и обхватов?
Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб?
Оценивание практической деятельности учащихся. (2 мин).
По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками .
. Итог
Выставление оценок в журнал и дневники учащихся с последующим комментарием.
Рефлексия.
Понравился вам урок?
Что нового узнали на уроке?
Как полученные умения будете применять в жизни?
Уборка рабочих мест. (1 мин).
Домашнее задание:
Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.
Слайд 16VII. Оценивание практической деятельности учащихся. (2 мин).
Выставление оценок в журнал
и дневники учащихся с последующим комментарием.
VIII. Рефлексия. (2 мин).
Понравился вам
урок?
Что нового узнали на уроке?
Как полученные умения будете применять в жизни?
IX. Уборка рабочих мест. (1 мин).
X. Домашнее задание. Принести бумагу, чертежные принадлежности.