Разделы презентаций


Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии

Содержание

Цель моей работы: Изучить народные традиции орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии»
Руководитель: Солодкая А. А., учитель

технологии
Выполнила ученица 8а класса Зайцева Валерия

Петрозаводск
2010

МОУ «Средняя школа №

36»

«Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии» Руководитель: Солодкая А. А., учитель технологии Выполнила ученица 8а класса Зайцева

Слайд 2Цель моей работы:
Изучить народные традиции орнаментального вязания рукавиц на

спицах в Карелии.

Цель моей работы: Изучить народные традиции орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии.

Слайд 3Немного из истории вязания
Вязание – один из самых старинных видов

декоративно-прикладного искусства; оно существует более 3000 лет. Самая древняя вязаная

вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Ученые считают, что прародиной вязания был Ближний Восток. В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей IV-V вв. н. э. Самая древняя рукавица была найдена в гробнице фараона Тутанхамона.


В XIII в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию.

Немного из истории вязанияВязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства; оно существует более 3000 лет.

Слайд 4Первая спица, скорее всего, была деревянной, просто гладкая веточка дерева.

Потом количество спиц увеличилось до пяти. В прошлом спицы изготовлялись

лишь из природных материалов – кости, дерева и металла.
Вязаные изделия были предметами повседневного обихода, они быстро изнашивались или же их распускали и перевязывали, поэтому ранние вещи не сохранились. На Руси рукавицы известны с XIII века. Целые вязаные рукавицы найдены при раскопках в культурных слоях древнерусских городов. Нередко находят фрагменты шерстяных носков, чулок, туфель, вязаных поясов.
Первая спица, скорее всего, была деревянной, просто гладкая веточка дерева. Потом количество спиц увеличилось до пяти. В

Слайд 5Наладоники
Фотография музейного экспоната №530 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и

одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск,

2000.

Повсеместно одной иглой вязали рабочие рукавицы, которые известны под разными названиями: наладонки, надолонки, дельницы. Обычно на связанные рукавицы (дельницы) сверху надевали еще кожаные рукавицы, чтобы они не промокали и дольше носились.

НаладоникиФотография музейного экспоната №530 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея –

Слайд 6Мохнатки (лохматки) -
женские или мужские рукавицы для ношения

в зимнее время. Они изготавливались из овчины, шкуры собаки, диких

животных мехом наружу. Мохнатки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава


верхней одежды. Носили их обычно поверх вязаных шерстяных рукавиц (их называли исподки или исподочки).

Мохнатки (лохматки) -  женские или мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Они изготавливались из овчины,

Слайд 7Мохнашки –
рукавицы, связанные из конского волоса, употреблялись

рыбаками при вытаскивании невода.

Мохнашки –  рукавицы, связанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскивании невода.

Слайд 8Исподочки -
рукавицы, мужские и женские, надевавшиеся зимой.

Они вязались обычно на спицах, крючком из серой, черной, белой

шерсти, иногда с узором, выполненным цветной нитью – красной, зеленой, желтой, синей. По праздникам надевались орнаментированные исподочки, в будни – однотонные. В будние дни поверх исподочек надевались холщовые или кожаные рукавицы.

Фотография музейного экспоната №508 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.

Исподочки -  рукавицы, мужские и женские, надевавшиеся зимой. Они вязались обычно на спицах, крючком из серой,

Слайд 9Материалы для вязания
Изделия вязали, в основном, из овечьей

шерсти, которая имела природные цвета: серый, черный и белый. В

другие цвета (красный, синий и другие) её красили в домашних условиях купленными красками или способами своего изобретения.

Материалы для вязания Изделия вязали, в основном, из овечьей шерсти, которая имела природные цвета: серый, черный и

Слайд 10Обработка пряжи
Карды – специальная щетка для чесания шерсти. В Поморье

их называют картами, а сам процесс картаньем.
Юная пряха.
Начало

XX века

Каждая крестьянская семья в Карелии имела в своем хозяйстве несколько овец для получения шерсти. Овец стригли, волокно чесали, а затем зимними вечерами пряли пряжу. Женщины и девушки пряли шерсть дома и на посиделках, которые заполняли каждый будничный вечер в период от Покрова до Великого поста.

Обработка пряжиКарды – специальная щетка для чесания шерсти. В Поморье их называют картами, а сам процесс картаньем.

Слайд 11Инструменты
В Карелии практиковали три способа вязания: одной иглой,

на спицах и вязальным крючком. Способ вязания одной иглой является

одним из древних. Этим способом вязали рабочие рукавицы и носки. Мужчины вязали себе одной иглой

Фотография музейного экспоната из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000

все, что одевали в лес, на охоту или рыбалку: носки, рукавицы, шарф, рубаху.
Вязание на нескольких спицах распространено повсеместно до сих пор. Это самый древний и самый усовершенствованный вид рукоделия. Этим способом вязали рукавицы, носки, рубахи.

Инструменты  В Карелии практиковали три способа вязания: одной иглой, на спицах и вязальным крючком. Способ вязания

Слайд 12Обереги
Оберег – это спасающий, оберегающий от несчастий.
Почти все узоры

в прошлом несли обереговую функцию. Считалось, что места, через которые

могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, рукавиц, чулок. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно. Мотивы или элементы орнамента подсказывала человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа. Символика геометрических мотивов: круга (ромба), креста, треугольника – одинакова у многих народов. Они означают огонь, солнце, жизнь, землю.


ОберегиОберег – это спасающий, оберегающий от несчастий. Почти все узоры в прошлом несли обереговую функцию. Считалось, что

Слайд 13 Узоры придавали вещам магическую силу: рукавицы должны были защищать

не только от холода, но и предохраняли их носителя от

злых духов и несчастий. После манжеты вывязывали обручок - перевив из двух или более ниток. Это специальный прием, при выполнении которого удваивалась сила оберега.
Узоры придавали вещам магическую силу: рукавицы должны были защищать не только от холода, но и предохраняли

Слайд 14Узоры Карелии
При вязании изделий использовали два-три цвета, как говорили по-местному,

в две или три нитки (две-три шерсти, двурядки, троерядки). Полосатый

узор называли «рядки». Если изделие вязали без узора, их называли нагольными.


Охотничьи узоры

Заячьи уши

Семеричные узоры

Узоры КарелииПри вязании изделий использовали два-три цвета, как говорили по-местному, в две или три нитки (две-три шерсти,

Слайд 15Пестрые узоры
Узор «косорядки» - зигзагообразные полосы
Пестрые узоры, которые использовали мастерицы,

состояли из треугольников, клеток, полос, прямых и зигзагообразных линий. До

нашего времени сохранились их старинные названия: «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «елочки», «клинчики», «ячея», «очки» - клетки, «рябушки» .
Пестрые узорыУзор «косорядки» - зигзагообразные полосыПестрые узоры, которые использовали мастерицы, состояли из треугольников, клеток, полос, прямых и

Слайд 16Образцами вязания рукавиц являются чулочная вязка, резинка и рубчик. Узоры

на рукавицах равномерно заполняли всю поверхность изделия. Внутреннюю сторону рукавицы

и пальцы вывязывали менее сложным узором, чем тыльную сторону. Узорные рукавицы Поморья по форме и художественным особенностям можно разбить на три группы.

Классификация рукавиц Карелии (Поморье)

Образцами вязания рукавиц являются чулочная вязка, резинка и рубчик. Узоры на рукавицах равномерно заполняли всю поверхность изделия.

Слайд 17Первая группа
Рукавицы начинаются с резинки, на кистевой части провязываются

узоры, состоящие из простых геометрических мотивов.
Фотография музейного экспоната №517 по

книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.
Из белых и темно-коричневых шерстяных нитей. Узор — «клинчики», состоит из треугольников, раппорт 5 х 2,5. Пальцы связаны в косой ряд, вверху — коричневая резинка. 13 х 26 1979 год
Летний берег, Уна. О. Ф. Киселева (1922 г. р.). Поступили в июне 1982 года. Очищены от загрязнений. Укреплены по разрывам с восполнением утрат по узору.
Первая группаРукавицы начинаются с резинки, на кистевой части  провязываются узоры, состоящие из простых геометрических мотивов.Фотография музейного

Слайд 18Вторая группа
Рукавицы начинаются обычно рубцами. За ними идут 2-3 семеричных

бордюра, а в верхней части располагаются узоры, состоящие из точек

и крестиков.

Фотография музейного экспоната №519 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.
Из белых и черных шерстяных нитей. Узор — «частенький»: белые и черные клетки с косым крестом, расположенные в шашку, раппорт 3,4 х 3,2. Пальцы связаны в косой ряд, верхний край — в рубичок. 12,5 х 29,5 1980 год.
Летний берег, Яреньга. А. В. Серухина (1908 г. р.). Поступили в 1983 году.

Вторая группаРукавицы начинаются обычно рубцами. За ними идут 2-3 семеричных бордюра, а в верхней части располагаются узоры,

Слайд 19Третья группа
Рукавицы начинаются резинкой. На тыльной стороне кистевой части располагаются

крупные восьмиконечные звезды, а на внутренней – узоры из простых

мотивов.

Фотография музейного экспоната №524 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.
Из светло-серых и коричневых шерстяных нитей. На тыльной стороне вывязаны две восьмилепестковые розетки, остальная часть — в шашку, пальцы — в косой ряд, резинка с двумя полосами. 10,5 х 24, 1981 год,
А. П. Катарина (1906 г. р. — Летний берег, Летняя Золотица), Поступили в 1983 году из поселка Солонки.

Третья группаРукавицы начинаются резинкой. На тыльной стороне кистевой части располагаются крупные восьмиконечные звезды, а на внутренней –

Слайд 20Разработка вывязывание рукавиц по фотографии музейного экспоната
Схема
вязания
пальца
Схема вязания рукавицы
Фотография музейного

экспоната №517

Разработка вывязывание рукавиц по фотографии музейного экспонатаСхемавязанияпальцаСхема вязания рукавицыФотография музейного экспоната №517

Слайд 21Итоги работы
Целью моего исследования было изучение народных традиций

орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии. Я начала работу

с чтения литературы по данной теме, провела исследовательскую работу по традиционному вязанию рукавиц народов Русского Севера и Карелии.

С помощью ИКТ разработала технологию вязания рукавиц по фотографиям экспонатов музея-заповедника на Соловецких островах.

Итоги работы  Целью моего исследования было изучение народных традиций орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии.

Слайд 22Мои рукавицы

Используя материал этого исследования, мне удалось разработать и создать

коллекцию вязаных рукавиц. Я уверена, что в будущем продолжу орнаментальное

вязание изделий. Считаю, что моя работа является одним из путей сохранения традиций узорного вязания на спицах в Карелии для будущих поколений.

Мои рукавицыИспользуя материал этого исследования, мне удалось разработать и создать коллекцию вязаных рукавиц. Я уверена, что в

Слайд 23 Литература

1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск:

Правда Севера, 1999.
2. Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск: Карелия,

1977.
3. Косменко А.П. Традиционный орнамент финоязычных народов Северо-западной России. Петрозаводск, 2002.
4. Поверина Г. П. Узорные рукавички. М.: Культура и традиции, 2006.
5. Рожков С. Рукоделие. Москва, 1994.
6. Энциклопедия вязания. Петрозаводск, 1994.
Литература1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск: Правда Севера, 1999.2. Косменко А.П. Карельское народное

Слайд 24Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика