Слайд 1Международная школа качества 2007
Центральная городская библиотека г. Жодино
Трансформация библиотеки в
современный информационный центр: использование новых технологий.
Слайд 2 Трансформация современной библиотеки в библиотеку информационного
общества требует радикальных преобразований и изменения подходов к организации ее
деятельности, результатом которых должны стать:
техническая и технологическая переоснащённость библиотек;
фонды документов, состоящие из электронных документов, а также печатных, аудиовизуальных и других видов документов и их электронных копий;
превращение отдельной библиотеки в модуль глобальной библиотеки, осуществляющей обслуживание пользователей как на базе традиционных, так и сетевых информационных технологий.
Слайд 3
Техническая и технологическая переоснащённость библиотек
Техническое и программное обеспечение:
19 компьютеров с необходимыми периферийными устройствами и средствами коммуникации: встроенные
модемы, 10 устройств для чтения и 3 для записи CD и DVD, 15 принтеров, 10 сканеров;
2 многофункциональных устройства, 3 факс-модема, 2 ксерокса.
Необходимое программное обеспечение на всех компьютерах.
Единая локальная сеть с выходом в Интернет c широкополосным высокоскоростным круглосуточным доступом. Сеть позволяет осуществлять совместную работу, как с локальными информационными ресурсами, так и с информацией, размещенной в сети Интернет.
Сервер на базе ОС LINUX с рабочими станциями, работающими под WINDOWS XP.
Система библиотечного сетевого пейджинга – передача сообщений по внутренней локальной сети на все АРМ с ведением архива – последних 40 взаимных сообщений.
Поисковые механизмы сбора и обработки информации во внутренней локальной сети для существующих БД каждого структурного подразделения.
Поисковые машины с дружелюбным WEB–интерфейсом через WEB–сервер (поиск по содержанию, по названию с указанием каталогов и директорий хранения). Поисковая система основана именно на WEB–технологиях, для того, чтобы затем масштабировать ее во всемирную сеть Интернет для взаимодействия с удаленными пользователями библиотеки через сайт www.libzhodino.by.
Слайд 4
Музей технических средств библиотеки
Технические средства, используемые библиотекой
в ходе трансформации библиотеки в информационный центр собраны отделом автоматизации и
организован своеобразный ретро-музей.
В нём отражена история автоматизации библиотеки и использования технических средств в библиотечной работы.
Все технические средства организованы в блоки:
Аудиовизуальное оборудование записи и воспроизведения
Материалы носителей информации
Средства связи
Средства счета
Средства фотографической и записи
Средства проекции
Средства машинописи
Средства ЭВМ
Представлены образцы самой разной библиотечной техники: счёты и телефон, ротатор и копировальный аппарат «Элика», читальный аппарат «Микрофот-копир» и фотоувеличитель «Нева», пишущая машинка «Ятрань»,магнитофон «Комета» и проигрыватель «Сонет» 1983 г., первый компьютер библиотеки ДВК 1992 г. и многое другое, что уже стало ретро.
Слайд 5
Музей технических средств библиотеки
Слайд 6
Организация использования электронных ресурсов
Электронные ресурсы ( электронные книги, электронные каталоги,
электронные базы данных, электронные библиотеки и т. п.) являются новым,
энергетическим средством передачи информации внутри каждой отрасли знания, сферы деятельности.
Разработана определенная система эксплуатации ЭР, которая включает следующие компоненты:
развитие ресурсной базы;
организационно-методическое и технологическое обеспечение;
подготовка кадров;
рекламно-информационное обеспечение;
техническое и программное обеспечение;
администрирование;
обеспечение надежности работы системы.
Чем больший объём занимают массивы документов, чем интенсивнее растут их потоки, тем сложнее доступ к информационным ресурсам.
Благодаря автоматизированному поиску удалось значительно улучшить информационный сервис: качество услуги, полнота предоставляемой информации, скорость обслуживания.
Слайд 7
Отдел автоматизации и информационных услуг
Организован как структурное
подразделение библиотеки в 2005 г. в рамках типового штатного расписания
публичной городской библиотеки.
Координирует работу всех структурных подразделений сети публичных библиотек по автоматизации библиотек и внедрению новых информационных технологий.
Отдел автоматизации и информационных услуг это:
информационно-сервисный центр для жителей города
центр технической поддержки для библиотеки
рекламный центр
издательско-полиграфический центр
копировальный центр
Электронные ресурсы:
все ресурсы собственной генерации
приобретаемые ресурсы
ресурсы Интернет
Слайд 8
Отдел автоматизации и информационных услуг
Слайд 9
Фонды документов
По материальному носителю:
печатные
электронные
аудиоиздания
Видеоиздания
Первая запись в электронном каталоге сделана 25.04.2001г.
На
01.10.2007г. в электронном каталоге 17045 записей названий.
Первый компакт-диск получили 1 марта 2002г. «Библиотека
школьника».
Комплектование фонда библиотеки CD-ROM и DVD по годам
2002 - 34 экз.
2003 - 287 экз.
2004 - 135 экз.
2005 - 78 экз.
2006 - 130 экз.
На 01.10.2007 - 119 экз.
Электронные документы - 784 экз. CD-ROM и DVD, 240 аудиокниг
Для развития ресурсной базы:
- оцифровка фонда традиционных носителей на протяжении 4 лет 14 гигабайт свыше 50 000 файлов
оцифровка материалов из списываемых журналов и газет: история - 86; политика -31; география –
24; литературоведение и искусство - 125; религия – 37
дополнение баз данных собственной генерации электронными ресурсами на CD - ROM и DVD,
13 гигабайт - 42 000 файлов компьютерного хранения
отслеживание новых продуктов и услуг на информационном рынке на сайтах издательств и
электронных магазинов
- изучение и отбор ресурсов глобальной сети Интернет
Слайд 10
Справочно-информационная служба
В справочно-информационной службе осуществляется доступ к:
карточной
систематической картотеке статей (на 1.01.2007г. СКС включает 123 ящика с
количество карточек 132702);
электронной базе данных «Аналитика» БД включает 6215 библиографических записей (на 01.10.2007 г.), в т.ч. систематическая картотека статей – 3585 библиографических записей;
базе данных собственной генерации: включает 67 тематических папок с отсканированной информацией из книг и периодических изданий.
Интернет-ресурсам.
Для поиска информации в базе данных собственной генерации и заимствованных для создания комбинированных баз данных созданы поисковые механизмы к следующим базам данных:
«Историческая личность»;
«Произведения зарубежной литературы в кратком изложении»;
«Содержание журнала «Иностранная литература» 1988-2005 гг.(поиск по автору, названию, жанру, языку, году издания);
тематический по журналу «Предупреждение» 1999-2005 гг.
«Сочинения»;
по рефератам, курсовым, дипломным работам (включает 70000 массив документов, структурирован, архивирован) ;
Слайд 12
Сектор краеведения и информации
Информационные ресурсы.
Материалы краеведческого характера расписываются в базу
данных «Аналитика».
На 01.10.2007г. БД составляет 2630 библиографических записей.
С 2007 года
ведётся ретроспекция краеведческой картотеки, введено 500 записей.
Наиболее значимая и спрашиваемая информация сканируется в ЭБ» Краеведение», которая доступна по локальной сети для всех залов обслуживания.
Содержательная база данных «Краеведение» - объём 380МБ, файлов 730, папок 58
Слайд 14
Публичный центр правовой информации
Информационные ресурсы:
банк данных правовой информации Национального центра
правовой информации «Эталон», который включает:
«Законодательство РБ»,
«Международные договоры»,
«Решения местных органов управления
и самоуправления»;
Актуализация ЭБДПИ «Эталон» с 2007 г. осуществляется еженедельно по протоколу FTP через сеть Интернет.
электронные документы правовой тематики:
БД «Формы документов»:
БД «Кодексы РБ»;
БД «Бизнес».
книжный и журнальный фонд:
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь;
Судовы веснік;
Бюллетень Министерства труда и социальной защиты.
Слайд 15
Коммерческий абонемент
Коммерческий абонемент популярной (актуальной) литературы является
дополнительной формой библиотечного обслуживания, позволяющей на платной основе удовлетворять повышенный
спрос на издания актуальной тематики.
Фонд всего – 2500 экз.:
Художественная литература – 2000экз.
Учебная литература – 500экз.
Показатели 2006г.
Читателей – 1 119.
Посещений – 10 410.
Книговыдача – 10 899.
Сумма услуг – 9 182 200 руб.
Показатели 2007г. (на 01.10.2007 г.)
Читателей – 866.
Посещений – 7 391.
Книговыдача – 7 901.
Сумма услуг – 7 000 000 руб..
Слайд 17
Модернизация организационной структуры библиотеки
Открытие дополнительных залов обслуживания
Зал периодики
Зал иностранной литературы
Зал
редкой книги
Зал виртуального туризма
Коммерческий зал
Для каждого структурного подразделения сформирован фонд
информационных ресурсов на традиционных и электронных носителях информации, отработан репертуар БД, которые соответствуют профилю зала.
Слайд 18
Зал периодики
Информационные ресурсы:
фонд открытого доступа, насчитывающий свыше 35 названий республиканских,
областных, районных и городских газет и 120 названий журналов за
предыдущий и текущий годы.
архив, насчитывающий более 430 наименований журналов и около 40 названий газет (более 7000 единиц хранения).
фонд тематических папок: 20 папок, посвящённых государственным и профессиональным праздникам, 7 папок с подборкой стихотворений определённой тематики.
В зале периодики осуществляется доступ к :
электронному каталогу библиотеки;
базе данных «Аналитика».
сводному каталогу периодических изданий по городу
сайтам периодических изданий
сайтам библиотек
базе данных зала периодики, состоящей из следующих папок:
журналы:
Архив журналов («Радио» с 1969 г; «Литература в школе» с 1970 г; «Техника молодёжи» с 1971 г.)
Каталог периодических изданий ЦГБ
Тематическая поисковая система по журналу «Предупреждение» 1999-2005 гг.
Поисковая система по журналу «Иностранная литература» 1988-2005 гг.
Поисковая система по журналу «Всемирная литература» с 1998 г.
газеты:
Каталог периодических изданий ЦГБ
Тематическая поисковая система по газете «Вестник ЗОЖ».
Слайд 20
Зал иностранной литературы
Организован в структуре читального зала.
Основные пользователи: специалисты, аспиранты,
студенты профильных учебных заведений и языковых курсов, колледжей, лицеев, учащиеся
школ.
Фонд - 1050 экз.
По видам издания:
книги, периодика, компакт-диски, аудиовизуальные документы, рекламные издания на английском, немецком, французском и др. языках.
По содержанию:
художественная литература, научно-популярная, учебные пособия, словари, разговорники, прикладная литература, музыкальные произведения, репродукции картин зарубежных художников.
Фонд зала не имеет отдельных каталогов. Все материалы отражены в систематическом каталоге, картотеке статей, картотеке аудиовизуальных материалов.
Электронные ресурсы:
ЭБ собственной генерации «Иностранные языки», включает более 600 тем (23,7 МБ) на иностранных языках, которые систематизированы по языкам.
34 CD-ROM и 4 DVD-ROM с обучающими программами и словарями.
Установлена программа-переводчик PROMT.
Зал иностранной литературы оказывает платные услуги: перевод, поиск, редактирование и распечатка тем-рефератов на иностранных языках, выдача литературы по «ночному абонементу», сканирование и ксерокопирование документов.
Слайд 22
Зал редкой книги
Сохраняется то, что будет интересно нашим потомкам.
Его функции:
мемориальная и коммуникативная - хранение документов и выдача их в
читальном зале.
Состав фонда зала редкой книги:
100 первых книг библиотеки.
Краеведческие документы.
«Золотой фонд библиотеки».
Многотомные документы (полные собрания сочинений).
Миниатюрные документы.
Ранее изданные документы, которые имеют художественную, историческую и интеллектуальную ценность.
Научные документы.
Малотиражные документы.
Автографы знаменитых людей.
Развитие ресурсной базы:
В фонде библиотеки нет редких книг на традиционных носителях, перевод в электронный вид редких книг из фондов крупных библиотек сделает их доступными и для наших пользователей.
Перспектива.
Использование универсальной коллекции национального документа который формирует на основе оцифровки старопечатных и редких изданий Национальная библиотека.
Создание электронной базы данных редких книг.
Отслеживание, заимствование из сайтов библиотек информации по профилю зала.
Приобретение редких книг на электронных носителях информации.
Слайд 24
Зал виртуального туризма
Структурное подразделение отдела автоматизации и информационных услуг.
Специализированный фонд
комплектуется на средства, полученные от оказания дополнительных платных услуг. Обслуживание
ведётся на основе традиционных ресурсов, современных компьютерных технологий, современных средств связи.
Зал виртуального туризма - гибридная структура библиотеки:
совместно используются различные источники информации,
развивается интегрированная система услуг,
взаимодействуют технологии обслуживания одновременно в двух средах: печатной и электронной.
Информационные ресурсы:
традиционные носители информации: карты, карты-схемы, фотоальбомы, художественные альбомы, атласы, открытки и плакаты, языковые и другие словари, разговорники, музейные каталоги, проспекты, путеводители, афиши, прайс–листы, рекламные бюллетени, календари;
электронные документы как рекламные так и полнотекстовые;
используется удаленный доступ к ресурсам Интернет.
По типам изданий: справочные и научно-популярные.
По видам изданий: рекламные издания, изоиздания.
По хронологии: последних 2-х лет издания.
Электронные ресурсы:
Объем базы данных - 4 гигабайта, 343 папки, 18000 файлов, включающих фильмы, экскурсии, фотоматериалы, видеопутешествия (материалы от 5 до 84 стр.+фото), информация о 58 странах (маршрут, оздоровление, достопримечательности ),
База данных фотоматериалов - историко-культурное наследие Беларуси - 474 фотографии.
Электронные коллекции:
Виртуальная Европа
18 компакт- дисков из серии «Виртуальные путешествия»
Слайд 26
Рекламно-информационное обеспечение
Для того чтобы информационные ресурсы использовались
эффективно, во всей их полноте, нужно:
обеспечить максимальный к ним доступ
научиться правильно с ними работать.
Рекламно-информационное обеспечение:
ведение на сайте Библиотеки каталога БД, имеющихся в фонде, размещение сведений о предоставляемых услугах
организация и проведение рекламных мероприятий
проведение презентаций новых поступлений – каждую первую среду месяца
система текущего оповещения читателей о новых поступлениях и услугах библиотеки путем размещения информации в залах обслуживания, в холле на информационных стендах «Агентство библиотечной информации»
использование возможностей средств массовой информации в целях продвижения электронных ресурсов и информационных услуг к пользователям
использование мероприятий Дня библиотек для рекламы библиотеки и информации о ресурсах библиотеки
повышение уровня информационно-библиографической подготовки и информированности персонала библиотеки.
Слайд 27
Рекламно-информационное обеспечение
Слайд 28
Рекламно-информационное обеспечение
Слайд 29
Рекламно-информационное обеспечение
Слайд 30
Информационные сервисные услуги
Внедрение современных технологий позволило
повысить оперативность и качество информационного обслуживания, расширить спектр предоставляемых информационных
сервисных услуг.
Читатель обращается за дополнительными услугами если:
не удовлетворяет объем информации, представленный фондом библиотеки
хочет получить информацию в электронном виде
нет компьютера, или комплектующих к нему
при неумении работать на компьютере или нехватке знаний
Библиотека оказывает дополнительные платные услуги, связанные непосредственно с уставной деятельностью библиотеки:
поиск информации, подбор материала, редактирование его (включая компиляцию нескольких источников – традиционных через сканирование, электронные ресурсы, Интернет- ресурсы, базы собственной генерации), техническое редактирование и как производные – распечатка, запись на любой носитель, копирование, архивирование, оформление библиографического списка, титульного листа, услуги по техническому переводу.
Объем информационных платных услуг:
2006 год информационные услуги 13 704 666 руб. справочно-библиографические 2 886 280 руб.
2007 год информационные услуги 9 765 220 руб. справочно-библиографические 2 419 100 руб.*
* по состоянию на 01.10.2007г.
Слайд 33
Решение кадровых задач
Для успешной работы библиотеки сегодня необходимы:
системный подход в
управлении;
оптимизация технологических процессов;
работа с персоналом.
Проведена модернизация организационной структуры библиотеки
Организован отдел
автоматизации и информационных услуг.
Составлены паспорта на каждый ПК, имеющийся в отделах. В нем содержатся основные технические характеристики, перечень баз, доступных с данной машины с указанием вариантов доступа, программного обеспечения.
Подготовлены операторы-инструкторы из специалистов библиотеки консультирующие сотрудников других отделов по кругу вопросов, связанных с использованием БД, CD-ROM.
Переработаны должностные инструкции сотрудников с учетом автоматизации ежедневной деятельности (знание аппаратной и программной частей компьютера, умение работать с существующими БД, поисковыми машинами, поиск в Интернет и адаптация найденного материала, владение программами технического перевода, оцифровки, знание офисной оргтехники).
Определен уровень знаний и навыков, которыми должен обладать каждый сотрудник.
Ежедневно проводится внутреннее информирование сотрудников о новых поступлениях в ЭБД.
Фонд укомплектован учебниками и методическим пособиям по библиотечной деятельности, в том числе и электронными учебниками и электронными версиями профессиональных журналов.
Слайд 34
Заключение
Применение современных информационных технологий существенно расширяет информационный
потенциал библиотеки.
Информационные технологии расширили наши возможности в
раскрытии фонда, в его рекламе, в подготовке, оформлении и проведении массовых мероприятий, в выпуске издательской продукции, в профессиональном росте. Создали возможность для формирования и представления в мировое пространство своих электронных ресурсов, помогли осознать современное положение и перспективы трансформации традиционной публичной библиотеки под влиянием Интернет-технологий в библиотеку цифровую.
Слайд 35Центральная городская публичная библиотека
Чернова Тамара Павловна
директор
www.libzhodino.by
mail@libzhodino.by