Слайд 1
Тема: «Источники и потребители тока. Электрические цепи»
Подготовил: учитель технологии (мальчики)
ГУ «Казанбасская средняя школа № отдела образования акимата Аулиекольского района»
Урок
- виртуальная экскурсия по технологии в 5 классе.
Слайд 2Класс: 5а, подгруппа - мальчики
Характеристика класса:
В 5а классе обучаются
8 девочек.
По типу темперамента:
Сангвиники – 1
Холерики – 2
Флегматики –
5
По уровню подготовленности:
Высокий – 5
Средний – 2
Низкий – 1
По личностным характеристикам:
4 – с задатками лидерства
3 – спокойные и немного замкнутые
1 – отстраненная и замкнутая
По состоянию здоровья:
Нарушение зрения – 2
Нарушение осанки – 4
Часто болеющие - 0
Слайд 3Раздел: Электротехнические работы
Тема: Источники и потребители тока. Электрические цепи
№ темы:
1
Цель: формировать первоначальные знания об источниках и потребителях электроэнергии, электрической
цепи и её элементах, навыки чтения электрических схем; способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных и адаптивных качеств личности, способности к самоконтролю, навыков владения ИКТ и применения правил личной безопасности.
Тип урока: виртуальная экскурсия
Формы обучения: фронтальные с индивидуальным подходом, групповые
Методы обучения: проблемный, иллюстративно-объяснительный
Наглядные пособия: таблица «Электрические цепи», презентация к уроку
Место проведения: компьютерный класс
Слайд 4Ход урока:
1 Организационная часть
Проверка учащихся
Проверка готовности к уроку
Сообщение темы и
цели
2 Актуализация прежних знаний
Эвристическая беседа.
Вопросы:
- Возможна ли жизнь человека
в наше время без электричества?
- Где и как используют электричество люди?
- Как люди получают электричество?
Слайд 53 Изучение новых понятий и навыков
3.1
Виртуальная экскурсия
Знакомство с маршрутным листом
Маршрутный лист представляет собой таблицу с
наименованиями пунктов посещения, перечнем вопросов, на которые необходимо найти ответ во время пребывания на пункте, а также полями для внесения ответов. Учащимся предлагается время для ознакомления.
Слайд 7Слово учителя: «Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в поиске
ответов на поставленные в маршрутном листе вопросы. Наш автобус волшебный
– он может перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Я прошу вас занять места в нашем волшебном автобусе».
Учащиеся занимают места за компьютерами.
Ну что, поехали?
Слайд 8Древняя Греция. Город Магнезия.
Еще в те времена в
окрестностях древнегреческого города Магнезия люди находили на берегу моря камешки,
притягивавшие легкие железные предметы. По имени этого города их назвали Магнитами (оттуда пришло к нам слово магнит)
Слайд 9Древнегреческий мыслитель ФАЛЕС
Фалес находил и другие, не менее таинственные камешки
к тому же красивые и легкие.
Эти привлекательные дары моря не
притягивали, как магниты, железных предметов, но обладали не менее любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы.
Такие камешки, выбрасываемые приливами и волнами морей, мы сейчас называем янтарем.
Древние же греки янтарь называли электроном.
Отсюда и образовалось слово электричество.
Слайд 10К 1826 г. сформировалась теоретическая база для расчета характеристик электрических
цепей, что стало основой современной электроэнергетики.
Основоположником науки об электричестве в
Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы - Уильям Гилберт (1544-1603).
Слайд 11Мы прибыли на первый объект нашего маршрута!
Слайд 12ТЭС
Внимательно рассмотрите фотографию!
Подумайте и расскажите, что вы увидели…
Слайд 13Продолжаем рассматривать и обсуждать…
Слайд 18Самое время отдохнуть!
Физкультминутка
Комплекс упражнений для глаз:
Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
Движение глазными
яблоками вертикально вверх-вниз.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в
противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания глаз.
Комплекс упражнений для плечевого пояса:
И.п.— стоя, ноги на ширине плеч. Сцепите кисти и медленно делайте движения руками от себя вперед-вниз, пока они не выпрямятся в локтевых суставах, почувствуйте растяжение мышц спины в области лопаток и задержите позу на 10— 15 секунд, затем встряхните и расслабьте руки. Повторите 3 раза.
И.п.— стоя, ноги на ширине плеч. Медленно заведите левое предплечье за голову, постепенно сгибая руку в локте, возьмитесь правой рукой за локоть левой и плавно потяните ее вниз. Выполнить упражнение для другой руки и повторить еще раз.
Слайд 22Камчатка.
Мутновская ГеоЭС. Уникальная электростанция, использующая природное тепло Земли для
производства электричества. Расположена на склонах вулкана Мутновский в юго-восточной части
полуострова Камчатка на отметке 780 метров от уровня моря в 116 км от Петропавловска-Камчатского.
Слайд 25А теперь мы оказались в обычной квартире…
Много плюсов имеет использование
электричества?
А минусы использование электричества имеет?
Слайд 26Перемена
Компьютеры учащихся выключаются
Проводится проветривание кабинета
После перемены учащиеся занимают свои места
за партами
Слайд 28Правила электробезопасности!!!
Обсуждение – просмотр мультфильма - выводы
Слайд 30 Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или
элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы.
Электрическая цепь представляет собой совокупность устройств и объектов, образующих путь для электрического тока.
Слайд 31Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии (источники питания).
Источники питания цепи постоянного тока — это гальванические элементы, электрические
аккумуляторы, электромеханические генераторы, термоэлектрические генераторы, фотоэлементы и др.
Слайд 32Вторая группа — элементы, преобразующие электроэнергию в другие виды энергии
(механическую, тепловую, световую, химическую и т. д.). Эти элементы называются
приемниками электрической энергии (электроприемниками).
Электроприемниками постоянного тока являются электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую, нагревательные и осветительные приборы и др.
Слайд 33В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от
источника питания к электроприемнику (провода, устройства, обеспечивающие уровень и качество
напряжения, и др.).
Слайд 34Условные обозначения в электросхе мах
Слайд 35Как выглядят электрические схемы?
Слайд 36Как читать электрические схемы?
Общее ознакомление со схемой и перечнем элементов,
нахождение на схеме каждого из них.
Составление списка элементов схемы
Описание
пути прохождения тока после замыкания цепи
Анализ ситуации в которой одна из лампочек будет выкручена
Слайд 37Физкультминутка
Дыхательная гимнастика:
Выдохните из легких через рот весь застоявшийся в легких
воздух - соберите губы в трубочку и медленно и равномерно
выпустите из себя весь воздух без остатка.
Быстро и агрессивно вдохните через нос.
Резко выдохните весь воздух через рот, причем как можно ниже в диафрагме.
Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание живота на восемь-десять счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша! Наклоните голову, втяните желудок и поднимите его вверх.
Расслабьтесь и вдохните. Отпустите мышцы живота. Вдыхая, вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши легкие.
Слайд 384. Учебно-тренировочная часть
4.1 Пример чтения электрических схем
Тренировочное упражнение, выполняется вместе
с учителем.
1. Перед нами электрическая схема, которая состоит из источника
питания (батарейки), двух лампочек и проводов
2. После замыкания цепи электрический ток поступает к первой лампочке, она загорается. Ток течет дальше и последовательно загорается вторая лампочка.
3. Если одну из лампочек выкрутить, то вторая не загорится, так как электрическая цепь станет разомкнутой.
Слайд 395. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа организована в 4-х группах. Деление на
группы с учетом особенностей учащихся.
Задания для групп разной степени сложности.
В
процессе самостоятельной работы учащиеся выполняют чтение электрической схемы в соответствии с предложенной в карточках-заданиях последовательностью.
Результат записывается в тетрадь.
Слайд 416. Заключительная часть
6.1 Самостоятельный анализ
проделанной работы.
Слайд 426.2 Подведение итогов урока учителем.
6.3 Домашнее задание:
Нарисовать в альбоме памятку
по правилам электробезопасности.
Слайд 43Список литературы и интернет-ресурсов
1. Примерная программа основного общего образования по
технологии. Направление «Обслуживающий труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание
образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г. – 304 с.)
2. Технология. 5 класс. Вариант для мальчиков: Поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко /Сост. Ю. П. Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007
http://electrisite.ru/?p=3
http://www.edu.delfa.net/Interest/biography/f/thales.htm
http://www.interelectro.com.ua/htm/hist/elektro.html
http://gardenweb.ru/elektrobezopasnost-v-bytu
http://ru.wikipedia.org/wiki/Электрические_цепи
http://www.mukhin.ru/stroysovet/electro/002.html