Слайд 1Виды декорирования керамики
Разработал: учитель Денисова Анастасия Васильевна , город Ковров
МБОУ МУК
Слайд 2Все существующие способы декоративной отделки изделий разделяются на два основных
вида –рельефное и гладкое декорирование.
К гладкому декорированию относят лощение и
морение (чернение), ангобирование, роспись.
Слайд 3Рельефное декорирование
1. ТИСНЕНИЕ
До сих пор археологи находят в поселениях древнего
человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль-орнаментом
- отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения.
Слайд 4Способы нанесения
Японские гончары вплоть до XX века использовали для украшения
сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы.
Древние мастера
использовали для украшения керамики также отпечатки различных растений: колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п.
Шнуровой орнамент наносился вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончар создавал из них самые разнообразные узоры.
Слайд 5Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под
разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки
. Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и получали выразительные узоры . Если же штампики с круглым чередуя оттиски в определенной последовательности, или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин . Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность
Слайд 6Инструменты
Инструменты для нанесения орнамента. Накатки
Простой, но выразительный орнамент на
сосуде выполнен ограниченным количеством инструментов - трубочкой, заостренной палочкой и
лопаткой. Под слоем зеленой поливы `муравы` поверхность квасника переливается, словно полированный малахит, теперь нередко используются крестовые отвертки, всевозможные трубки, шестеренки от часов, гвозди и шурупы (рис. 53). При умелом и очень осторожном их использовании можно составлять довольно выразительные узоры.
Слайд 72. Тиснение пальцами
Особый вид тиснения представляют собой так называемые пальцевые
защипы. Основные, и единственные, инструменты, которыми подобное тиснение выполняется, -
это пальцы рук. Пальцевым тиснением украшали края посуды и на-лепные жгуты, опоясывающие ее. Приемы, разработанные еще в глубокой древности, продолжают применять и современные гончары, например, при отделке края цветочного горшка. Гончар сжимает венчик между большим и указательным пальцами так, чтобы края вдавленных углублений слегка коснулись друг друга либо оставляет небольшие промежутки между ними.
Слайд 83. Лощение
Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что
всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти
до зеркального блеска каким-либо гладким предметом - камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т.п. С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, -чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия.
Слайд 9Лощение
В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более
простым и доступным.
Еще более высокую прочность и своеобразную красоту
лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали `синюшками`. Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары.
Слайд 104. Штампы с контррельефом
Чаще всего рельефные узоры наносятся на изделия
с помощью всевозможных штампов с контррелъефом.
Штампы вырезаются из глины,
находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и линолеума
Контррельеф на глине можно получить и более простым способом, воспользовавшись готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с которой собираются получить контррельеф, смазывают вазелином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа. Остается только срезать лишнюю глину и слепить ручку, за которую было бы удобно держать штамп
Слайд 115. Налепные узоры
Издревле гончары использовали налепные узоры не только как
выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение
в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений - руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, - жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).
Слайд 12Кроме завитков, в налепных узорах широко используются круглые и овальные
налепы . Их изготавливают из того же жгута, только нарезанного
на равные короткие части
Использовать налепные детали можно не только для составления, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры (59.3). Например, с помощью круглых катышей легко получить очень выразительную бугорчатую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью декоративной вазы
Слайд 13Налепные узоры из глиняного пласта
Если же есть опасения повредить стенки
сосуда, узоры штампуют на отдельной дощечке, а уж потом приклеивают
на свои места.
Особый вид налепов вырезается из глиняного пласта . Это могут быть не только геометрические фигуры, но и силуэты всевозможных животных и растений. Единичные силуэты вырезаются от руки ножом, а часто повторяющиеся - с помощью металлических формочек. Глину раскатывают скалкой на доске с ограничителями, а затем слегка подсушивают и приклеиваются
Слайд 146. Роспись ангобами
Ангоб - это глина, разведенная до консистенции сметаны.
Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники,
броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ - подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета - синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.
Нанесение ангоба
Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой
Слайд 15Отделка ангобом
Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами:
- пастилаж,
В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на
линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия
Слайд 16Отделка агобом
Фляндровка. Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко.
Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами.
Фляндровкой
можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.
Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба (
Слайд 17Отделка агобом
`Мраморизация`. Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в
X-XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на
свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз
Слайд 187. Гравировка
Для украшения гончарных изделий всегда широко применялись узоры, прочерченные
на поверхности глиняного изделия всевозможными палочками, вырезанными из твердой древесины
или кости. Узоры в основном наносятся непосредственно при вращении гончарного круга, сразу же после формовки или же после того, как изделие слегка подсохнет. Гребенкой с острыми зубцами выполняют так называемый `прочерченно-процарапанный` орнамент. Соприкасаясь с поверхностью изделия при медленном вращении гончарного круга, зубцы процарапывают глину на небольшую глубину. При этом на изделии появляется ряд параллельных заглубленных линий с выступающими бороздками по краям
Слайд 19Характер волнистой линии зависит также от того, насколько равномерно происходит
смещение гребешка