Слайд 1ОГАПОУ «Борисовский агромеханический техникум»
Тема «Звуковое сигналы, стеклоочистители, омыватели»
МДК 01.01 «Устройство
автомобилей»
Автор:
Здоровцов Александр Николаевич
Преподаватель
Слайд 2Звуковые сигналы подразделяют:
- по характеру звучания – на шумовые и
тональные;
- по устройству – на рупорные и безрупорные;
- по роду
тока – на сигналы постоянного и переменного тока;
- по принципу действия – на электрические вибрационные и электропневматические.
Электроснабжение звуковых сигналов постоянного тока осуществляется от бортовой сети электрооборудования автомобиля.
Звуковое давление должно быть в пределах от 85 до 125 дБ.
Слайд 3Устройство звукового сигнала
По устройству и принципу действия шумовые и тональные
сигналы незначительно отличаются друг от друга. Наиболее широко распространены электрические вибрационные безрупорные
и рупорные звуковые сигналы сравнительно малой мощности от 40 до 60 Вт, обладающие достаточно хорошим звучанием.
Слайд 4Устройство звукового сигнала
1 – контакты; 2 – якорь; 3 –
резонатор; 4 – мембрана; 5 – сердечник; 6 – обмотка
электромагнита; 7 – стержень мембраны; 8 – искрогасящий конденсатор; 9 – регулировочный винт;
10 – выводы обмотки
Слайд 5Работа звукового сигнала
Электрическая цепь прерывается, электромагнит размагничивается, и якорек под
действием упругости мембраны отходит обратно,, вследствие чего контакты смыкаются, снова
образуется замкнутая электрическая цепь, якорек вновь притягивается, и процесс повторяется. При этом создаются частые колебания мембраны (до 100 колебаний в секунду) и появляется звук. Тон звука каждого сигнала регулируется винтом 1, расположенным на задней стенке. При вращении винта по часовой стрелке сила звука увеличивается, а при вращении против часовой стрелки - уменьшается.
Слайд 7Подключение сигналов
1 – реле звуковых сигналов 901.3747 (30, 85,
86, 87 – обозначение его контактов); 2 – предохранитель плавкий
ПР119-01; 3 – выключатель звуковых сигналов 2802.3829; 4, 5 – сигналы звуковые низкого и высокого тона С306Д и С307Д
Слайд 8Стеклоочистители
Стеклоочистители и стеклоомыватели предназначены для очистки ветрового стекла во время
движения автомобиля. Некоторые модели автомобилей могут быть оборудованы стеклоочистителем и стеклоомывателем
заднего стекла.
Стеклоочиститель состоит из рычагов с щетками и электропривода с управлением из салона. Щетки стеклоочистителя подвержены износу, поэтому со временем качество очистки снижается. Для обеспечения безопасности их требуется своевременно заменять.
Стеклоомыватель состоит из емкости с омывающей жидкостью (бачка), электронасоса, соединительных трубок и форсунок. Летом в стеклоомывателе может использоваться обычная вода. Для повышения качества очистки в воду желательно добавлять специальные моющие концентраты. Зимой в бачок стеклоомывателя необходимо заливать специальную низкозамерзающую жидкость.
Слайд 9Устройство механизма привода стеклоочистителя
1 —- задняя втулка вала якоря
2
—- войлочное кольцо
3 —- корпус электродвигателя
4 —- постоянный магнит;
5 —-
якорь
6 —- коллектор
7 —- траверса со щеткодержателями, дросселями и термобиметаллическими предохранителями
8 —- передняя втулка вала якоря
9 —- панель с помехоподавительными конденсаторами и контактами концевого выключателя
10 —- блок промежуточных шестерен
11 —- крышка
12 —- корпус редуктора
13 —- ведомая шестерня
14 —- выходной вал моторедуктора
15 —- блок промежуточных шестерен
Очиститель ветрового стекла состоит из моторедуктора, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя – трехщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, двухскоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель, а для снижения радиопомех – конденсаторы и дроссели.
Слайд 10Трапеция стеклоочистителя и дворники
Слайд 11Стеклоочиститель переднего стекла может работать
в трех режимах:
прерывистая работа, когда
производится одно колебание каждые 3…5 секунд;
медленная работа;
быстрая работа;
Слайд 13Все бачки стеклоомывателей,
независимо от типа и применимости, имеют принципиально одинаковую
конструкцию и состоят из следующих деталей:
Корпус — емкость, которая служит для
хранения жидкости и монтажа остальных компонентов стеклоомывателя. На корпусе предусмотрена заливная горловина с винтовой крышкой;
Насос (или насосы) для подачи жидкости к форсункам. В некоторых стеклоочистителях старого образца насос находится отдельно, в том числе это может быть ручной или ножной насос, установленный на приборной панели или на полу (как в ранних модификациях ВАЗ-2101 и 2102);
Датчик уровня омывающей жидкости (не во всех бачках);
Кронштейны, хомуты, выемки под кронштейны и другие компоненты крепления бачка.
Слайд 14Основой бачка выступает корпус, он может быть двух основных типов:
Мягкий
(эластичный) — такие бачки часто использовались в прошлом веке, они за
свою характерную форму были прозваны «грелками»;
Жесткий — современный тип бачков
Слайд 15По типу конструкции бачки бывают:
Цельнолитые — корпус бачка отливается из пластика
методом экструзии и является единой деталью;
Составные — корпус изготавливается из двух
литых пластиковых деталей, которые затем соединены жестко или с возможностью разборки.
Слайд 16Независимо от конструктивного типа бачка, на нем выполняется несколько элементов:
Заливная
горловина для установки винтовой крышки;
Винтовая крышка, зачастую крышки имеют пластиковые
уздечки, исключающие потерю;
Отверстие (или отверстия) для монтажа водяного насоса в сборе с мотором (или двух насосов);
Отверстие для монтажа датчика уровня омывающей жидкости;
Кронштейны или хомуты для монтажа бачка;
Отметки уровня омывающей жидкости (а также вертикальные желобки, через которые удобнее контролировать уровень жидкости).
Слайд 17Бачки омывателей делятся на несколько типов по количеству и месту расположения
насосов, по способу крепления и по наличию датчика уровня
С одним
насосом в верхней части бачка — это классические бачки, которые использовались на очень многих отечественных легковых автомобилях, и все еще находят применение в автомобилях ГАЗель, УАЗ, некоторых грузовиках и т.д.;
С одним насосом в нижней части бачка — это современные бачки, в которых используется компактный насос, установленный наклонно у нижнего края одной из боковых стенок (для этого в бачке предусмотрена специальная ниша);
С двумя насосами в нижней части бачка — это бачки предыдущего типа с одним дополнительным насосом. Причем многие производители предлагают одну модель бачка в двух модификациях — с одним и с двумя насосами, в остальном они идентичны.
В бачках первых двух типов питание всех форсунок (жиклеров) стеклоомывателей осуществляется только одним насосом. В бачке третьего типа питание жиклеров осуществляется индивидуальными насосами, что повышает эффективность обмыва стекла.
Слайд 18По типу крепления бачки бывают двух основных типов:
Крепление с помощью
кронштейнов, отформованных непосредственно на бачке;
Крепление с помощью отдельных хомутов или
корзин.
Слайд 19Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла
Слайд 21Работа стеклоподъемника
В электронном блоке управления учитывается:
1) Количество импульсов,
когда определяется величина опускания (подъема) стекла;
2) После включения блокировки
движения стекла вычисляется продолжительность этих импульсов;
3) Когда устанавливается направление движения, учитывается импульсный сдвиг от пары датчиков.
Слайд 22Кроме выполнения своих стандартных функций по подъему и опусканию стекла,
подъемники могут реализовать такие функции
- автоматическое закрывание и открывание окон;
- блокирование включения переключателей;
- обеспечение работоспособности после того, как двигатель перестал работать;
- управление стеклоподъемниками извне;
- реверсировка движения в случае возникновения препятствий во время закрывания окон;
- стекло может автоматически опускаться, когда открывается безрамная дверь. Обеспечение автоматического закрытия и открытия окна зависит от того, на сколько долго будет зажат переключатель. Если нажатие будет кратковременным, то будет инициирован подъем или опускание стекла, а если нажатие продолжительное, то окно закроется или откроется автоматически.
Слайд 23Использованная литература, интернет - ресурсы
1. В.М. Котиков , А.В. Ерохов
«Тракторы и автомобили» учебник М.: Академия, 2010. – 416 с.
2.
В.В. Селифонов, М.К. Бирюков «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» учебник М.: Академия, 2014. – 400 с.
3 http://www.220-volt.ru/catalog-439760/?ref=yamar_msk&utm_source=yandex_market&utm_medium=cpc&utm_campaign=moscow&utm_content=21410354&utm_term=439760&_openstat=bWFya2V0LnlhbmRleC5ydTvQodC40LPQvdCw0LsgQXZzIEVsZWN0cmljIDEwNTI7UHlPTEYyVTd1bzdzeDBSV0R1SVNadzs&ymclid=134510290065783378600004
4. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F&img_url=https%3A%2F%2Ffinnautoparts.ru%2Ffiles%2Ffavo%2F8OJXUBXF8D8G08CS8GCKGG440_WhHZkr7wej.jpg&pos=9&rpt=simage&lr=213
5. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F&img_url=https%3A%2F%2Fwww.vaz-avto-remont.kiev.ua%2Fpublic_html%2Fwp-content%2Fuploads%2Fomyvatel-stekla-avtomobilya-vaz-21011-nasos-2.jpg&pos=21&rpt=simage&lr=213
6. https://a.d-cd.net/f09e408s-960.jpg
7. http://gabarit23.ru/d/377734/d/m0002802.jpg
8 https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F&img_url=https%3A%2F%2Fwww.elxenon.ru%2Fdetail_images%2F7438b0c8216aca2df44e82e682612c71.jpg&pos=68&rpt=simage&lr=213