Слайд 1Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (при оптической
дисграфии) в условиях инклюзивного образования.
Учитель-логопед МОУ СШ №9
Мамьянова Анастасия Сергеевна
Слайд 2Определение «Дисграфии»:
Дисграфия— это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном
развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у
детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.
Слайд 3Определение «инклюзивного (включающего) образования»
-это образование, при котором все дети, не
смотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в
особую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителю для достижения успеха.
Слайд 4Виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая
Акустическая
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Аграматическая
Оптическая
(методические рекомендации и упражнения рассмотрим на
примере коррекции нарушений при оптической дисграфии. Так как большинство детей зачисленных на логопедический пункт МОУ СШ №9, имеют данное нарушение)
Слайд 5Направления работы при устранении оптической дисграфии
Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета,
формы и величины (зрительного гнозиса);
Расширение объема и уточнение зрительной памяти;
Формирование
пространственных представлений;
Развитие зрительного анализа и синтеза
Слайд 8Формирование пространственных представлений
определение схемы собственного тела;
правого и левого направлений в
пространстве;
пространственных взаимоотношений объектов;
схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда;
последовательности числового
ряда;
графическое обозначение направлений.
Слайд 9Закрепить различение и называние рук с помощью схемы
подойти, приложить
кисть, определить руку
Слайд 10 Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять
руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола.
Аналогично —
сидящим слева
Слайд 11 Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один
из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у
товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
Слайд 12Определение линейной последовательности предметного ряда
Игра «Прогулка в парк»
Цель. Упражнять учащихся
в воспроизведении последовательного ряда предметов.
Условия игры. Дети сидят за партами.
Логопед раздает им по 4—6 цветных .брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк (см. рис. 9).
Примерное речевое сопровождение игровой ситуации:
Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная.
Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.
Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.
Слайд 13 Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей:
а) спинкой вверх;
б)
спинкой вниз).
Слайд 14 Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А и
вариант Б)
Слайд 15Развитие зрительного гнозиса
Узнавание цветных предметных изображений
Узнавание контурных изображений
Слайд 16Развитие зрительного гнозиса
Узнавание контурных изображений
Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов
Слайд 17Развитие зрительного гнозиса
Узнавание зашумлённых контуров изображений предметов
Узнавание наложенных контуров
изображений предметов
Слайд 18Развитие зрительного гнозиса
Узнавание наложенных контуров изображений предметов
Слайд 19Развитие зрительного гнозиса
Узнавание наложенных контуров изображений предметов
Слайд 20Развитие способности к прослеживанию, концентрации зрительного внимания
Слайд 21Развитие зрительной памяти на материале тематически связанных предметных изображений; разнотипных
предметных изображений
Слайд 22Развитие зрительной памяти
Предметные изображения для запоминания и предметные изображения для
узнавание запомненных предметов
Слайд 23Различение геометрических форм
Зрительный анализ изображения с различением геометрических форм
Слайд 24Развитие распределения внимания. Корректурные пробы.
Дифференциация величины предметов и способности к
рядообразованию
Слайд 25Развитие зрительного гнозиса
Знание печатных букв. Строчные и заглавные печатные буквы
Слайд 26Развитие зрительного гнозиса
Обобщённость зрительного восприятия. Строчные и заглавные печатные буквы,
написанные разными шрифтами
Слайд 27Развитие зрительного мнезиса
Печатные буквы для запоминания и для узнавания запомненных
Слайд 28Развитие зрительного гнозиса
Дифференциация сходных строчных и заглавных печатных букв
Слайд 29Развитие зрительного гнозиса
Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия.
Зачёркнутые и заштрихованные печатные буквы.
Буквы, наложенные друг на друга.
Слайд 30Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия
Строчные и заглавные
печатные буквы с недописанными элементами
Дифференциация прямого и зеркального изображения рукописных
букв.
Слайд 31Развитие зрительного гнезиса
Рукописные буквы для запоминания и для узнавания запомненных
Слайд 32Дифференциация сходных рукописные буквы
Сходные строчные рукописные буквы
Сходные заглавные рукописные буквы
Слайд 33Зачёркнутые заштрихованные рукописные буквы
Рукописные буквы, наложенные друг на друга
Слайд 34Узнавание рукописных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Строчные и
заглавные рукописные буквы с недописанными элементами
Дифференциация прямого и зеркального изображения
рукописных букв. Строчные и заглавные рукописные буквы, изображённые правильно и зеркально
Слайд 35Преодоление оптической дисграфии
Слайд 36Организация работы школьного логопеда