Разделы презентаций


ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( с практикумом) ФГОС ВО Уровень основной

Содержание

Психика как предмет научной психологии. Методы научной психологии. Лекция 1. ВОПРОСЫ:1.Психика как предмет научной психологии. Определение психики. Сознательное и бессознательное как составляющие психики.2. Методы научной психологии.4. Эксперимент. Ограничения использования эксперимента в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ОБЩАЯ И

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с практикумом)

ФГОС ВО Уровень основной образовательной программы: бакалавриат Направление подготовки : 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профили : «Психология образования», «Психология-социальная педагогика» 

ОПК-1: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
 
ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
 

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с практикумом)

Слайд 2Психика как предмет научной психологии. Методы научной психологии. Лекция 1.
ВОПРОСЫ:
1.Психика

как предмет научной психологии. Определение психики. Сознательное и бессознательное как

составляющие психики.
2. Методы научной психологии.
4. Эксперимент. Ограничения использования эксперимента в психологии.
3. Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов.

Основная литература:
1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− Москва: Смысл, 2010.
2.Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений: В 3-х кн. − Москва: ВЛАДОС, 2011.
3.Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – Москва: Мир, 2006.
4.В.Н. Дружинин Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

Психика как предмет научной психологии. Методы научной психологии. Лекция 1. ВОПРОСЫ:1.Психика как предмет научной психологии. Определение психики.

Слайд 4 Психика –
это высшая форма отражения субъектом (человеком) объективного

мира в виде адекватного образа или представления и регуляции на

его (образа) основе поведения и деятельности. Материальным субстратом психики является высшая нервная деятельность.
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский

Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву И К.Э. ФАБРИ в филогенезе:
1.стадия элементарной сенсорной психики (раздражимость, ощущения); (черви, улитки, моллюски и др. беспозвоночные);
2. стадия перцептивной психики -
восприятие – отражение действительности в форме образов предметов (низшие позвоночные – рыбы и др. );
3.высшая стадия – элементарные формы мышления, поведение на основе научения, интеллектуальное поведение (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие).

Психика – это высшая форма отражения субъектом (человеком) объективного мира в виде адекватного образа или представления

Слайд 5Составляющие психики (М.С. Роговин)
1.сознательное; 2. бессознательное;
1.произвольная регуляция; 2. непроизвольная регуляция.
1.Когнитивная

сфера; 2.эмоционально-личностная сфера.
СОЗНАНИЕ – высший уровень психического отражения и

высший уровень саморегуляции.
Основные характеристики сознания: активность и интенциональность (направленность), способность к рефлексии, мотивационно-ценностные характеристики. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека самосознания или я-концепции.
Л.С.Выготский утверждал, что высшие психические функции человека (произвольное внимание, произвольная память и логическое мышление и др.) или сознание имеют социальную природу. Высшие психические функции – произвольны, опосредованы, социальны.
Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Л.С.Выготский назвал интериоризацией. В ходе чего внешние средства-знаки превращаются во внутренние – образы, внутренняя речь и др.
Сознание невозможно вне общества. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания.



Составляющие психики (М.С. Роговин)1.сознательное; 2. бессознательное;1.произвольная регуляция; 2. непроизвольная регуляция.1.Когнитивная сфера; 2.эмоционально-личностная сфера. СОЗНАНИЕ – высший уровень

Слайд 6 Бессознательные явления и процессы были введены в

предмет научной психологии З. Фрейдом (1856 - 1939), но значительно

позднее «сознания» В. Вундта.
Бессознательное – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)
К бессознательному относятся: сны; автоматизированные действия; неосознаваемые мотивы; реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями; феномены больной психики (галлюцинации или бред); гипноз (воздействие).
Бессознательные явления и процессы были введены в предмет научной психологии З. Фрейдом (1856 -

Слайд 7Методы научной психологии
1.Наблюдение. Интроспекция. Описательный метод.
2.Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий (выявление

существующих особенностей и уровней развития соответствующих качеств и их взаимосвязей),

формирующий (планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности).
3.Психодиагностические методы – тесты, проективные методики.
4.Беседа.
5.Анкетирование.
6.Социометрия.
7.Изучение продуктов деятельности.
Виды наблюдения
1.Сплошное (систематическое) и частичное.
2. Включенное, невключенное.
3. В естественных или лабораторных условиях.
4. Экспертное (косвенные наблюдения).

Методы научной психологии1.Наблюдение. Интроспекция. Описательный метод.2.Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий (выявление существующих особенностей и уровней развития соответствующих качеств

Слайд 8 ЭКСПЕРИМЕНТ
- это спланированное и управляемое

субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект

(объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин)
Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.
Зависимая переменная – любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.


ЭКСПЕРИМЕНТ      - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого

Слайд 9 ЭКСПЕРИМЕНТ ТРЕБУЕТ
должно проводиться сравнение по крайней

мере между 2-мя группами испытуемых.
Те

испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой.
Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу.
ЭКСПЕРИМЕНТ ТРЕБУЕТ    должно проводиться сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

Слайд 10ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ

1
1)Испытуемые не должны

участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах.
2) Испытуемые должны

быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказаться от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия.
3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь должен разъяснить испытуемым идею эксперимента.
4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.
 

ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ  ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ 11)Испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских

Слайд 11Психологические тесты –
стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и

оценку степени выраженности какого-либо психологического параметра.
Требования к тестам
(А. Анастази,

А.А. Бодалев, В.В. Столин)
1.Стандартизация – стандарт инструкции, стандарт процедуры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение.
2.Надежность – это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными.
3.Валидность – тест измеряет то, на что он заявлен.
Психологические тесты – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо психологического параметра.Требования к

Слайд 12Виды ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
1.Проективные методики: вербальные и невербальные.
2.Психометрические стандартизированные -

методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра.
тесты на

достижения;
тесты на интеллект (диагностику общих умственных способностей);
тесты на специальные способности (музыкальные, художественные);
тесты на профессиональные интересы и склонности;
личностные тесты;
патологические тесты (выявление нарушений психики).
Виды ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК1.Проективные методики: вербальные и невербальные. 2.Психометрические стандартизированные - методики, в которых количественно определяется уровень психологического

Слайд 13стратегии использования психологических методов
1.Комплексный метод исследование - когда для исследования

используются две и более методик, что повышает достоверность получаемых результатов.
2.Лонгитюдный

метод исследования – когда делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых в течение длительного времени с целью исследования процессов формирования, развития и изменения каких-либо психологических параметров.
3. Сравнительный метод исследования– изучение одних и тех же параметров у разных групп испытуемых.
стратегии использования психологических методов1.Комплексный метод исследование - когда для исследования используются две и более методик, что повышает

Слайд 14Дополнительная литература:
1.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред.

Ю.Б. Гип­пенрейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2010. – 400 с.*
2.Хрестоматия по общей

психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.:МГУ, 2012. - 390 с.* (ЭБС)
3.Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: МГУ,2010. – 295 с.
4.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: Питер, 2014. – 492 с.
5.Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2011. − 288 с.
6.Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2011. – 350 с.*
 
 

Дополнительная литература:1.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гип­пенрейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2010. – 400

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика