Слайд 1 1. Бюджет и бюджетная система в Российской Федерации
1.1. Сущность бюджета в Российской Федерации
1.2. Бюджетное
устройство и бюджетная система
1.3. Сущность финансово-бюджетного федерализма
1.4. Межбюджетные отношения
Слайд 2
Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных
средств, предназначенный для исполнения расходных обязательств РФ.
Назначение:
обеспечение финансирования общенациональных задач
и функций;
перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства;
формирование основных направлений бюджетной политики;
определение базовых принципов построения межбюджетных отношений;
обеспечение взаимосвязи основных финансовых институтов (государственные финансы, налоги, государственные займы и кредит);
регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества (государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан), а также кредитную и страховую сферы;
осуществление внешнеэкономической и политической деятельности государства.
Слайд 3Бюджет субъекта РФ (территориальный, региональный бюджет) – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта
РФ.
Назначение:
обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций административно-территориальных образований;
экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках территорий административно-территориальных образований;
решение социально-экономических и культурных вопросов.
Слайд 4Виды региональных бюджетов
Городов федерального значения
Республиканские
Краевые
Окружные
Областные
Слайд 5Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Назначение:
обеспечение финансовыми ресурсами местного
самоуправления;
реализация местных социально-экономических задач;
выполнение делегированных от вышестоящих органов власти ряда функций в области социально-культурных и политических мероприятий.
Слайд 6Виды местных бюджетов
Городских округов
Муниципальных районов
Городских поселений
Сельских поселений
Внутримуниципальных образований городов федерального
значения
Слайд 7Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней.
Слайд 8Бюджетная классификация – это группировка по однородным признакам бюджетных доходов
и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.
Бюджетная классификация необходима
органам государственного управления и местного самоуправления для:
бюджетного планирования;
управления процессом исполнения бюджетов;
ведения бюджетного учета;
составления бюджетной отчетности;
осуществления бюджетного контроля;
анализа составления и исполнения бюджетов.
Слайд 9
С 1 января 2009 г. в Российской Федерации действует
новая
бюджетная классификация, которая включает:
Классификацию доходов бюджета.
Классификацию расходов бюджета.
Классификацию источников
финансирования дефицитов бюджетов.
Классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
Код бюджетной классификации – агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.
Слайд 10
Классификация доходов бюджетов –
является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации.
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
1) Главный администратор доходов бюджета.
2) Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
3) Подвид доходов
Слайд 11
Классификация расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации - представляет собой группировку расходов бюджетов
всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация расходов состоит из:
1) кода Главного распорядителя бюджетных средств.
2) кода Раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
Слайд 12Функции бюджета заложены в их сущность и имеют выражение через
свойства:
Распределительная функция выражается в формировании и использовании централизованных
фондов средств соответствующих различным уровням власти Государственного и местного управления.
Перераспределительная функция проявляется непосредственно на стадиях образования доходов и распределения бюджетных ресурсов.
Регулирующая и стимулирующая функции имеют проявление через налоговые доходы и расходы.
Социальная функция заключается в социальной направленности бюджетных средств.
Функция планирования определяет бюджетную политику, цели, задачи и пути их достижения.
Функция организации бюджета предполагает определение устройства бюджета и его классификации, порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов.
Контрольная функция взаимодействует с распределительной и обуславливает возможность и обязательность органов контроля за исполнением бюджетов.
Слайд 131.2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство – это
организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя ее структурные подразделения
(виды бюджетов), принципы и формы взаимосвязей между ними.
Слайд 14Элементы бюджетного устройства:
Бюджетная система и ее принципы
Бюджетное право
Бюджетные полномочия органов
публичной власти
Слайд 15Типы бюджетных систем различных государств
Слайд 16Бюджетная система РФ –
основанная на экономических отношениях и
государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Слайд 17Основные задачи бюджетной системы:
перераспределение финансовых ресурсов с целью структурной перестройки
экономики исходя из приоритетных видов экономической деятельности;
обеспечение адресной социальной защиты
населения.
Слайд 19Государственные внебюджетные фонды – это централизованные фонды денежных средств, предназначенные
для социальную защиты населения.
Состав:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования;
Фонды обязательного
медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС)
Назначение – финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий.
Слайд 20 Принципы бюджетной системы
Единства бюджетной системы РФ;
Разграничения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
Самостоятельности бюджетов;
Равенства
бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
Сбалансированности бюджета;
Результативности и эффективности использования бюджетных средств;
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
Прозрачности (открытости);
Достоверности бюджета;
Адресности и целевого характера бюджетных средств;
Подведомственности расходов бюджетов;
Единства кассы.
Слайд 21 Административно-территориальное устройство России
Слайд 22Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство,
бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах формирования, регулирования
и исполнения бюджетов.
Слайд 23Иерархия НПА федерального уровня
Слайд 24Основные нормативные правовые документы РФ, регламентирующие бюджетные отношения
Конституция РФ
Бюджетный кодекс
РФ
Федеральные законы РФ (о федеральном бюджете на соответствующий период и
исполнении федерального бюджета за соответствующий период и др.)
Указы и распоряжения Президента РФ. Бюджетное послание Президента РФ
Постановления и распоряжения Правительства РФ
Бюджетные послания глав субъектов РФ
Законы субъекта РФ о бюджете соответствующего субъекта и его исполнении
Решение Дум муниципальных образований о бюджете соответствующего муниципального образования и его исполнении
Слайд 25Норма бюджетного права — это установленное государством и обеспеченное мерами
государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных бюджетных отношениях,
закрепляющее юридические права и обязанности их участников.
Слайд 26Классификация норм бюджетного права:
Характер регулируемых отношений:
1.1. материальные,
1.2. процессуальные;
2. Способ воздействия
на участников бюджетных отношений:
2.1. обязывающие,
2.2. запрещающие;
2.3. уполномочивающие.
Слайд 27Меры, применяемые за нарушения бюджетного законодательства:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного
процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение
штрафа;
начисление пени;
иные.
Слайд 28Бюджетные полномочия - установленные Бюджетным Кодексом РФ и принятыми
в
соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и
обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации
и осуществлению бюджетного процесса.
Слайд 29Бюджетные полномочия РФ
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы
РФ, основ бюджетного процесса на всех уровнях (в том числе
его отдельных стадий) и межбюджетных отношений;
составление, рассмотрение и утверждение, исполнение федерального бюджета;
осуществление бюджетного контроля;
определение общих основ предоставления межбюджетных трансфертов;
предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств публично-правовых образований;
определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения, форм бюджетной отчетности;
определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий на всех уровнях и др.
Слайд 30Бюджетные полномочия субъектов РФ
регламентирование и осуществление бюджетного процесса на региональном
уровне;
установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление
нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов; установление порядка и условий предоставления
и непосредственно представление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ и др.
Слайд 31Бюджетные полномочия
муниципальных образований
регламентирование и осуществление бюджетного процесса на местном
уровне;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка
предоставления и непосредственно предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами и др.
Слайд 321.3. Сущность финансово-бюджетного федерализма
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение
полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Феде рации и
органами местного самоуправления в области финансов.
Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Слайд 33
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1)законодательном
разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2)обеспечении
соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3)обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4)наличии вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
5)самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т. д.
Слайд 341.4.Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения –
это отношения между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Слайд 35
Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:
1)распределения и закрепления расходов
бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
2)разграничения (закрепления на постоянной
основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
3)равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
4)выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
5)равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
Слайд 36
Доходы территориальных бюджетов состоят из двух частей:
собственные доходы;
трансферты.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на
постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Собственные доходы включают отчисления (в процентах) от федеральных и региональных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов.
Слайд 37
Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных
и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды
территориального развития и др.).
Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Слайд 38
Все источники формирования территориальных бюджетов можно
разделить на четыре группы:
1.Собственные доходы – средства, полученные территориальными
органами власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями, т.е. это доходы, полученные в результате собственных действий.
2.Перераспределяемые доходы – финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления, переданных на другой уровень власти, полномочий на период бюджетного периода, т. е. три года.
3.Заемные источники – средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.
4.Привлеченные источники – средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач (пример: добровольные пожертвования юридических и физических лиц).