Слайд 11. Основные подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, ситуационный)
2. Современные
проблемы лидерства в организации
3. Власть в теории организации и организационном
поведении
Лекция 3
Тема: Лидерство и власть
в организационном поведении
Слайд 2Определение лидерства
Лидерство - это попытка руководителя, используя разные источники власти
и свой собственный набор навыков, повлиять на группу людей и
направить их усилия для достижения целей
Слайд 3Три подхода в изучении лидерства
Личностный – изучает качества лидера
Поведенческий –
изучает набор
образцов и привычной модели
поведения лидера
Ситуационный – учитывает
взаимодействие и влияние различных
факторов на поведение лидера.
Слайд 4Теория лидерских качеств Т.Тида (1935 г.)
Основные качества лидера:
физическая и эмоциональная
выносливость
понимание назначения организации и направление ее деятельности
энтузиазм
дружелюбие
расположение других
порядочность
Слайд 5Уоррен Беннис: три составляющие лидерства
Основные качества лидера:
Направляющий образ
Страсть
Цельность
Доверие
Любознательность
Дерзновенность
Слайд 6Барт Нанус: составляющие лидерства
Основные качества лидера:
прозорливость
искусство осуществления перемен
способность к
построению организаций
высокая честность и целостность характера
инициативность
совершенное понимание взаимозависимости
способность
к опережающему обучению
Слайд 7Стивен Кови: составляющие лидерства
Основные качества лидера:
постоянное обучение
ориентация на служение
излучение
положительной энергии
вера в других людей
уравновешенный образ жизни
восприятие жизни, как
приключения, как игры
стремление к синергетике
занятия физическими, интеллектуальными, эмоциональными и духовными упражнениями ради самообновления.
Слайд 8Уоррен Беннис: сравнительная характеристика менеджера и лидера
Слайд 9Поведенческий подход
Функции лидера в организации
Лидер формулирует цели вдохновляющие других участников
группы
Лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей.
Лидер побуждает других
участников группы к формированию определенного типа поведения, он ведет за собой, он демонстрирует то поведение которое приведет к успеху.
лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность;
лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формирует нормы групповой культуры.
Слайд 10Поведенческий подход
Механизм формирования лидерства – способ наделения властью
На наделение человека
властью влияют следующие факторы:
роль человека в решении групповых задач;
роль человека
в удовлетворении участниками группы своих потребностей;
роль человека в олицетворении, персонализации ценностей группы;
роль человека в представительстве интересов группы при взаимодействии с другими группами;
роль человека в разрешении конфликтов, возникающих в группе.
Слайд 11Поведенческий подход
Типы лидерского поведения:
Организатор
Утешитель
Борец
Дипломат
Творец
С точки зрения психоанализа:
Патриархальный повелитель
Вожак
Тиран
Организатор
Соблазнитель
Герой
Дурной пример
Кумир
Козел отпущения
Слайд 12Поведенческий подход
Типы лидерского поведения:
С точки зрения делегирования властных полномочий:
Авторитарный
Авральный
Деловой
Демократический
Либеральный
Компромиссный
Слайд 13
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 14
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 15
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 16
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 17
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 18
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 19Факторы, влияющие на выбор стиля поведения лидера
Ситуация
Задача
Группа
Особенности мышления
Коммуникации
Целеустремленность
Организаторские способности
Слайд 20Ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство предполагает взаимодействие и влияние различных факторов
на поведение лидера.
Эти ситуационные факторы включают потребности и личные
качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды.
Слайд 21Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара
Слайд 22Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара
Слайд 23Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара
Компетентность- знания,
навыки, опыт
Настрой – мотивация, уверенность
Слайд 24Модель ситуационного лидерства «Путь-цель» Теренса Митчела
и Роберта Хауса
Стиль поддержки
Руководитель заботится
о статусе, благополучии и потребностях подчиненных. Общение руководителя с подчиненными «на равных»
Инструментальный стиль
Подчиненные получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их четкого выполнения
Стиль, поощряющий участие
Руководитель делится информацией с подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой
Стиль, ориентированный на достижения
Характеризуется постановкой напряженной цели и ожиданием того, что они будут работать в меру всех своих возможностей
Слайд 25Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера (1967 г.)
Слайд 26Лидерство как ситуационный феномен
Принципы лидерства А. Бевеласа:
сходство между организационными структурами
свидетельствуют о наборе качеств лидера, который в данный условиях может
выступать в его роли;
уникальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение лидера;
в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества лидера будут оптимальными.
Слайд 27Эмоциональный интеллект и лидерство Дэниел Гоулмен
Основные составляющие эмоционального интеллекта:
Знание себя
и своих эмоций
Умение управлять собой и своими
чувствами
Понимать
чувства и желания других
людей
Управлять чувствами и желаниями
других людей
Слайд 28Резонансное и диссонансное лидерство
Резонансное лидерство
Резонанс – отдаваться эхом
Два человека (или
группа людей) настроены на одну эмоциональную волну, т.е. чувствуют синхронно
Диссонирующее
лидерство
Диссонанс – неприятный резкий звук
Два человека (или группа людей) ощущают эмоциональное неудобство и чувствуют себя постоянно неуютно.
Слайд 29Теория Бояциса о самоуправляемом обучении
Слайд 30Определение власти
Власть – это:
Потенциальная возможность влиять на поведение других людей,
изменять ход событий, преодолевать сопротивление, заставлять людей делать то, что
они не стали бы делать при других обстоятельствах;
Потенциальная возможность мобилизовать ресурсы для реализации чего-либо без оглядки на любое организационное противодействие.
Слайд 31Подходы к исследованию власти
Натуралистический подход
Власть – атрибут конкретного человека зависящий
от его личностных качеств.
Бихевиористический подход.
Стремление к власти предопределяет поведение человека.
Модели власти:
силовая;
рыночная;
игровая.
Слайд 32Подходы к исследованию власти
Ролевой подход
Властные отношения в обществе обусловлены
необходимостью выполнения определенных ролей в организации.
начальник
подчиненный
Слайд 33Подходы к исследованию власти
Реляционный подход (наиболее авторитетный)
В отношениях власти есть
субъект власти – тот, кто оказывает влияние на поведение других,
и объект власти – тот, на кого оказываю влияние.
Отношения власти:
подчинение и сопротивление
легитимное господство
обмен ресурсами
раздел зон влияния
Слайд 34Подходы к исследованию власти
Коммуникативный подход
Власть – специфическая форма социальной коммуникации
субъектов и объектов по поводу получения, хранения, воспроизводства, трансформации информации.
Концепция:
онтологическая
концепция;
коммуникативная рациональность.
Слайд 35Подходы к исследованию власти
Структурно-функциональный подход
Интеграция и целостность общества зависит от
взаимообмена информацией между различными элементами социальной системы.
Система власти –
это система обобщенных средств функционирования социальной системы.
Слайд 36Источники власти
Власть вознаграждения
Ресурсная власть
Власть принуждения
Нормативная
Экспертная власть
Информационная власть
Власть эталона, харизматическая власть
Слайд 37Способы реализации власти
Распорядительство
Участие
Убеждение