Слайд 11.1. Культурное пространство Европы и культура Руси
Быт и нравы восточных
славян
Духовный мир славян
Церковная организация на Руси
Особенности культуры Руси
Письменность и
грамотность
Литература
Устное народное творчество
Архитектура Руси X-XI вв.
Изобразительное искусство
Слайд 21. Быт и нравы восточных славян
Поселения восточных славян располагались обычно
по берегам озер и рек
Слайд 31. Быт и нравы восточных славян
Обитатели этих поселений жили семьями,
в домах-полуземлянках площадью 10—20 квадратных метров:
Изнутри обшита тесаными бревнами;
Сверху полностью
засыпана землей
Обогревается глиняной печью
- Для северных районов Руси срубные наземные постройки
-деревянный пол, приподнятый над уровнем земли.
- Ценные вещи зарывали в землю
Слайд 42. Духовный мир славян
Восточные славяне были язычниками
Язычники – люди,
поклоняющиеся многим богам.
Особенности:
1. Природа живое существо, представление ее в виде
различных божеств;
2.Вера в загробную жизнь и почитание своих предков;
3.Славяне не строили храмов, совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств – идолы
4.Жертвоприношения в жертву животных, в особо важных случаях людей
Слайд 52. Духовный мир славян
1. Природа живое существо, представление ее в
виде различных божеств;
РОД – бог неба и земли
ЯРИЛО – бог
солнца
ПЕРУН – бог грома и молнии
ДАЖДЬБОГ – бог плодородия;
СТРИБОГ – бог ветров
СВАРОГ – бог огня
МОКОША – богиня земли, покровительница женщин
ЛАДА – богиня любви и красоты;
Слайд 62. Духовный мир славян
2.Вера в загробную жизнь и почитание своих
предков;
Русалки;
Домовые;
Лешие и т.д.
Слайд 72. Духовный мир славян
3.Славяне не строили храмов, совершали религиозные обряды
в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже
каменные статуи божеств – идолы
Слайд 82. Духовный мир славян
4.Жертвоприношения в жертву животных, в особо важных
случаях людей
Слайд 93. Церковная организация на Руси
Принятие христианства – 988 г.
Церковная иерархия на Руси
Митрополит
- Назначались в Константинополе, и в основном были греки, первым русским митрополитом стал Иларион
Епископ
Епископ
В Новгороде с XII в. Архиепископ
Епископ
Епископ
Епископ
Епископ
Епископ
ДУХОВЕНСТВО
ЧЕРНОЕ духовенство – монахи, жившие в монастырях
БЕЛОЕ духовенство – священники, дьяконы, служившие в соборах и обычных церквах
Слайд 103. Церковная организация на Руси
Принятие христианства – 988 г.
Особенности:
1. Большинство храмов строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы;
2. 1/10 часть всех доходов – десятина, десятая часть всех доходов государства, которое оно отдает на церковные нужды
3. Византийские традиции богослужения и церковного искусства.
4. ОДНАКО, все богослужение и общение в церкви проходило на славянском языке.
5.Митрополит Киевский и всея Руси – глава русской церкви – назначался константинопольским патриархом. Первым русским по происхождению митрополитом стал Иларион, назначенный на этот пост при Ярославе Мудром.
Слайд 113. Церковная организация на Руси
Жизнь монастыря:
Монастырь – религиозная община монахов
или монахин, а также специальное место, где живут монахи, т.е.
люди, отрешившиеся от обычной жизни.
Правила проживания монахов могут быть разными, часто они объединяются в общину под руководством наставника Игумена.
Слайд 123. Церковная организация на Руси
Духовные ценности:
1. Вера в Христа как
Спасителя человечества — суть христианства;
2. В Евангелии описана земная жизнь
Иисуса Христа, а в евангельских заповедях закреплены определённые ценности — идеалы, в соответствии с которыми человек ведёт себя и строит свою жизнь;
3. Христианство провозглашает главной ценностью любовь к Богу и ближнему.
Слайд 133. Церковная организация на Руси
Одними из первых святых на Руси
были признаны князья Борис и Глеб, отказавшиеся от борьбы с
братом (Святополком Окаянным) за киевский престол.
Их судьбы символизировали добровольный мученический подвиг ради братской любви.
Одна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Найдена в Новгороде, но скорее всего написана в Твери в начале 1300-х
Слайд 144. Особенности культуры Руси
Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян:
Мифы
и сказания
Традиции резьбы по дереву и камню
Искусство кузнецов
Слайд 154. Особенности культуры Руси
ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ:
Богословские книги
Христианская культура
Слайд 164. Особенности культуры Руси
Большое влияние на культуру Руси оказывала Византия:
1.
Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и
росписей, привозились книги, произведения искусства.
2. Благодаря Византии Русь познакомилась с христианской культурой.
ОДНАКО:
1. со временем многие русские мастера стали отходить от слепого копирования изделий византийских учителей;
2. Создавая свои произведения, они стремились отразить в них собственные думы и настроения жителей Руси. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов.
Слайд 175. Письменность и грамотность
Письменность у славянских племён возникла ещё до
принятия христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку,
в основе которой, по мнению некоторых учёных, лежала азбука, существовавшая у славян ещё до их крещения
Так написано в учебнике, НО
Древнейшими известными русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X века. Они свидетельствуют о знакомстве руси с кириллицей ещё до Крещения. Однако их подлинники не сохранились. Известны только списки в составе «Повести временных лет»
Письменность (возможно, руническая), якобы существовавшая, по мнению отдельных исследователей, у древних славян, до начала их христианизации и до создания глаголицы и кириллицы Кириллом и Мефодием. Однако никаких литературных памятников этой письменности не найдено. Известны только упоминания о ней в различных письменных источниках, трактовка которых неоднозначна
Слайд 185. Письменность и грамотность
Грамотность:
На Русь со времён Владимира Святославича стали
приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии.
При церквах и
монастырях открылись школы. В них детей учили чтению, письму, счёту, а также основам христианского вероучения. Создавались, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих книг.
Несмотря на редкость книг, на Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI в., после основания
женского монастыря в Киеве и школы при нём, грамоте стали учить и девочек. Люди, в том числе и простые горожане, нередко обменивались деловыми записками, письмами.
Слайд 195. Письменность и грамотность
Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы,
памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.
Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по
истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков.
Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века). Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород.
Слайд 205. Письменность и грамотность
Первые русские книги писались на специально выделанной
телячьей коже — пергаменте. Каждая буква в них была тщательно
выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались изящными миниатюрами.
Первая книга на Руси:
До недавнего времени самой древней из сохранившихся русских книг считалось Остромирово Евангелие. Оно было написано в середине XI в. священником Григорием для новгородского посадника Остромира.
Однако в 2000 г. во время раскопок в Новгороде были найдены четыре дощечки, покрытые воском, на которых был написан текст из Библии. Эти дощечки — остатки деревянной книги, написанной примерно на 50 лет раньше, чем Остромирово Евангелие.
Остромирово Евангелие
Слайд 216. Литература
В XI в. на Руси зарождалась литература:
Летопись – исторический
жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических
событий;
Житие – литературные описания жизни людей – жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов. Допускались описания жизни светских людей, но только в случаях, если они признавались церковью святыми;
Слово – торжественное поучающее обращение;
Слайд 226. Литература
«Повесть временных лет»
(«Первоначальная летопись» или «Несторова летопись»)
Используя записи своих
предшественников, различные документы, в том числе, например, договоры Руси с
Византией, Нестор воссоздал объёмную картину исторических событий.
В начале летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?» Отвечая на этот вопрос, он повествовал о становлении Древнерусского государства, о первых его князьях, об отношениях Руси с другими государствами и народами.
Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского)
Слайд 236. Литература
Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и
Глеба — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем.
«Чтение» посвящено истории убийства
князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, было написано раньше «Сказания о Борисе и Глебе», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала.
Слайд 246. Литература
«Слово о законе и благодати» - один из древнейших
памятников древнерусской литературы, созданный за несколько десятилетий до «Повести временных лет». Представляет
собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века.
«Слово о Законе и Благодати» было произнесено, как считают некоторые учёные, в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева в 1049 г. В начале своего произведения Иларион восхваляет идеи христианства. Далее он славит князя Владимира, крестившего Русскую землю. Конец «Слова...» посвящён Ярославу Мудрому, которого Иларион называл достойным продолжателем дела Владимира.
Митрополит Иларион и
«Слово и законе и благодати»
Слайд 256. Литература
«Поучение Владимира Мономаха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание
Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским
Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
Поучение Владимира Мономаха стало первым на Руси произведением, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей, какие нравственные образцы они должны усвоить. Он призывал потомков спешить творить добро, помня, что дни человека скоротечны. Князь завещал своим потомкам не лениться и всегда помнить, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством. Достаточно совершить небольшое дело, и если оно сделано с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку.
«Завещание Владимира Мономаха детям»
Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова
Слайд 267. Устное народное творчество
С незапамятных времён славяне складывали песни и
сказки.
Очень древние корни имеют и русские былины — поэтические
сказания о прошлом.
Былины передавались устно из поколения в поколение, а записывать их начали только в XIX в.
Сохранились былины лишь у жителей Русского Севера, но события, о которых в них повествуется, происходили в Киеве и других главных городах Древней Руси.
Во многих былинах рассказывается о князе Владимире Красное Солнышко. Как считается, этот былинный герой соединил черты Владимира Святославича и Владимира Мономаха.
Любимыми героями былин стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич и весёлый и сметливый Алёша Попович.
Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелёгкий труд земледельца. Несколько былин посвящены пахарю-богатырю Микуле Селяниновичу. Победить в бою Микулу никому невозможно, «ведь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Андрей Рябушкин.
Микула Селянинович. 1895.
Виктор Васнецов.
Богатыри. 1881-1898
Слайд 278. Архитектура Руси X-XI вв.
Издавна на Руси избы простых людей,
терема знати, крепости строились из дерева. Деревянное зодчество имело свои
традиции. Обычно дома богатых людей были многоярусными, они венчались (заканчивались) башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек — клетей, переходов, сеней. Деревянные строения украшали затейливой резьбой.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_традиционное_жилище
Славянское поселение в Любытине Новгородской области Х в. Реконструкция.
Слайд 288. Архитектура Руси X-XI вв.
Десятинная церковь (Храм Успения Пресвятой Богородицы) на Старокиевской
горе в Киеве — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем
1. Строилась
русскими и греческими зодчими 6 лет
2. Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название.
3.На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом.
4. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича — плинфы — с вкраплениями природного камня с несколькими куполами, богато украшенное резным мрамором.
5. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным».
Фрагмент диорамы «Город Владимира» в Археологическом музее Киева
Слайд 298. Архитектура Руси X-XI вв.
Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры».
1905
Одним из первых известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский(дата основания
1051 г.).
У его истоков стоял Антоний.
Сначала монахи жили в пещерах. Затем монастыри стали центрами культуры и письменности.
Слайд 308. Архитектура Руси X-XI вв.
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого
Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии.
Храмы подобного типа строились на
Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.
Фотография 1900 года
Слайд 318. Архитектура Руси X-XI вв.
Собор Святой Софии (Софийский собор, Киево-Софийский собор) — храм, построенный
в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом
Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами.
Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год;
В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество.
Слайд 329. Изобразительное искусство
Внутреннее убранство Киевского Софийского собора отличалось изысканностью и
богатством.
Стены были покрыты фресками — картинами, написанными водяными красками
по сырой штукатурке.
1. В центральном куполе изображён Христос Вседержитель.
2. Необычны фрески в лестничных башнях, где запечатлены картины из придворной жизни князя — охота, музыканты.
3. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.
Поражают золотым сиянием и яркостью мозаики — картины из цветных камушков и стекла.
1. Самая известная мозаика собора — Богородица Нерушимая Стена.
Слайд 339. Изобразительное искусство
Фреска «Собора Святой Софии»
Фреска «Семья Ярослава Мудрого»
Слайд 349. Изобразительное искусство
Богоматерь Оранта
(Нерушимая Стена).
Мозаика в алтаре собора, XI век
Благовещение.
Мозаика
на алтарных столбах, XI век
Иоанн Златоуст Мозаика, XI век
Святитель Василий Великий.
Мозаика алтаря, XI век
Мозаики «Собора Святой Софии»
Слайд 3510. Художественное ремесло
Особенности:
Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран
высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами, — копья,
мечи, щиты, кольчуги — защитные рубахи из металлических колец.
Зернь – на ювелирное изделие напаивался узор, из множества мельчайших шариков-зернышек.
Скань, филигрань– орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой
филигрань
зернь
Слайд 36Подведем итоги…
Древняя Русь отличалась высоким для своего времени уровнем развития
культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и
других соседей, формируя самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью европейской и мировой культуры.