Мозг – «шумящий компьютер», и этот шум – основа нашей индивидуальности.
4 – вегетативный нейрон: передает сигнал на клетки внутренних органов
5 – клетка внутреннего органа
6 – интернейроны: связывают остальные типы нервных клеток, передавая, обрабатывая и сохраняя информацию.
1
6
6
2
4
3
5
стимул
Передача сигнала к
следующей
клетке
происходит
в особых
структурах –
синапсах;
на схеме их 7 ).
мембрана
след.
клетки
аксон
дендрит
аксон
выделе-
ние ме-
диатора
медиаторы, связанные с эмоциями: дофамин, серотонин, эндорфины, норадреналин и др.
главный возбуждающий медиатор ЦНС – глутамат; главный тормозный медиатор – ГАМК.
дефицит внимания и гиперактивность детей
повышенная нервозность и тревожность взрослых
нарушения сна, бессонница
эпилепсия (чаще врожденная патология, у 0.5% населения)
Для лечения используют вещества, похожие на ГАМК.
Глутаминовая к-та
ГАМК
Дофамин
Гипоталамус
Височная доля
Ядра шва
К спинному мозгу
Мозжечок
Таламус
Базальные ганглии
Кора б. п/ш
Серотонин
Психоделики
Сенсорные системы предназначены для сбора информации из внешней среды и внутренней среды организма.
Джузеппе
Арчим-
больдо,
1590,
Октавио
Окампо,
Тилл
Новак
S-образная кривая обучения:
свидетельствует о том, что исходно незначимый стимул стал значимым и теперь запускает реакцию слюноотделения.
Центры положительных эмоций включаются при получении биол. полезных стимулов (положительное подкрепление) либо избегании биол. вредных стимулов (отрицательное подкрепление).
В формировании нового канала для передачи информации участвуют:
сенсорный (зрительный) центр
центр, запускающий реакцию
промежуточные нейроны коры.
Добавим также центры положитель-ных эмоций.
Слово
«зайчик»
Собака: несколько десятков речевых центров
Гориллы, шимпанзе: до 500-700
(«амслен», «йоркиш»)
Человек: 2 года – 500 слов,
3 года – 2000 слов и т.д.
аналогия с работой программиста и отладкой программы
«утро вечера мудренее»
чем отличается информированность от мудрости
зона Брока, звукоподражание и «озвучка» мышления
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных; запускаемых биологически полез-ными и биологически вредными стимулами.
Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком;
биол. полезные и вредные стимулы (положит. и отрицат. подкрепление): сладкий и белковый вкус («хорошо») + горький вкус («плохо»).
Второй этап:
пусть доминирует пищевая потребность и конкурируют три программы Пр1, Пр2 и Пр3:
Третий этап – учет веса програм-мы (эффективности соотв. синапсов).
Пусть Пр1 – «старая добрая» программа, много раз реализова-лась и практически всегда при-водит к успеху; ее вес – 90% из 100% возможных.
Х 90
Пр2 – давно известная програм-ма, которая нередко «дает сбои» и не всегда приводит к получению положительных эмоций;
ее вес – 50%.
Х 50
Пр3 – недавно сформированная программа, и эффективность соответствующих синапсов еще невелика (память не очень прочна); вес – 25% из 100%.
Х 25
= 90
= 50
= 50
Если мы слушаем – сознание в височной коре, если смотрим кино – в затылочной; думаем – в ассоциативной теменной, реализуем произвольное движение – в моторной и т.д.
Медитация – «остановка» сознания, его фиксация в определенной области коры.
В коре нет постоянного «центра сознания» (как нет центра внимания или долговрем. памяти).
Сознание – это «Броуновское движение нервных процессов», самая активная в данный момент область коры.
Современная физиология выработала концеп-цию «светлого пятна», «прожектора» сознания.
Сознание вливает дополнит. энергию в нерв-ные процессы, ускоряет формирование про-грамм и меняет процесс их выбора («воля»).
Однако есть еще одна проблема: многие поведенческие программы представляют собой длительные, многоэтапные акты. Соответственно, важно контролировать успешность не только программы в целом (получены либо нет положительные эмоции),
но и успешность каждого ее этапа.
Данную функцию выполняет, в первую очередь, поясная извилина.
Поясная извилина проходит над мозолистым телом; обес-печивает сравнение реальных и ожидаемых результатов по-ведения (реальные результаты = информация от сенсорных систем; ожидаем. результаты = память о предыдущ. успешных реализациях программы).
Результаты сравнения переда-ются в ассоциативную лобную кору и используются для кор-рекции выполняемых поведен-ческих программ.
При совпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора получает рекомен-дацию продолжать программу; параллельно сигнал поступает в центры положит. подкрепле-ния, и мы испытываем положит. эмоции («всё идет, как надо»).
При несовпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора начинает коррек-цию программы; если несовпа-дение не устраняется – может произойти смена программы; параллельно сигнал поступает в центры отрицат. подкрепле-ния, и мы испытываем отрица-тельн. эмоции («фрустрация»).
Легкость и быстрота смены программы (ассоциативная лобная кора), а также смены доминанты – важнейшая индивидуальная характеристика нервной системы («подвижность»).
Передняя часть поясной извилины и «медиальная префронтальная кора» – важнейшие центры принятия решения.
При несовпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора начинает коррек-цию программы; если несовпа-дение не устраняется – может произойти смена программы; параллельно сигнал поступает в центры отрицат. подкрепле-ния, и мы испытываем отрица-тельн. эмоции («фрустрация»).
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть