Разделы презентаций


1 1 МОЗГ: КАК ОН УСТРОЕН И РАБОТАЕТ ? Профессор Дубынин

Содержание

Вопрос:С чем можно сравнить наш мозг?Только с каким-то очень сложным механизмом...

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОЗГ:
КАК ОН УСТРОЕН
И РАБОТАЕТ?

Профессор Дубынин Вячеслав
Альбертович,
биологический ф-т МГУ
Тюмень, март

2019

МОЗГ:КАК ОН УСТРОЕНИ РАБОТАЕТ?Профессор Дубынин ВячеславАльбертович, биологический ф-т МГУТюмень, март 2019

Слайд 2Вопрос:

С чем можно сравнить наш мозг?

Только с каким-то очень сложным

механизмом...

Вопрос:С чем можно сравнить наш мозг?Только с каким-то очень сложным механизмом...

Слайд 319 век – мозг сравнивали с

телефонной станцией;
21 век – мозг-компьютер.

19 век – мозг сравнивали с        телефонной станцией;21 век –

Слайд 4Но все не так просто…

Попробуйте умножить, например, 12 на 13


и вы поймете, что
мозг и компьютеры существуют для

выполнения разных функций…

Мозг – «шумящий компьютер», и этот шум – основа нашей индивидуальности.

Но все не так просто…Попробуйте умножить, например, 12 на 13 – и вы поймете, что мозг и

Слайд 5Мозг состоит из миллиардов нервных клеток (нейронов).

Они обладают отростками (аксонами

и дендритами) и устанавливают друг с другом контакты (синапсы).
аксон
дендриты
тело
дендриты
аксон

Мозг состоит из миллиардов нервных клеток (нейронов).Они обладают отростками (аксонами и дендритами) и устанавливают друг с другом

Слайд 61 – тело нейрона;
функция – обработка информации.
2 – дендриты нейрона:

их обычно несколько, воспринимают и прово-дят сигналы к телу.

1 – тело нейрона;функция – обработка информации.2 – дендриты нейрона: их обычно несколько, воспринимают и прово-дят сигналы

Слайд 7Н Е Й Р О Н Ы :
аксон
дендриты
тело

Н Е Й Р О Н Ы :аксондендритытело

Слайд 8Рассмотрим небольшую сеть нейронов:

1 – сенсорный н-н: воспринимает стимулы
2 –

клетка мышцы

3 – двигательный нейрон: передает сигнал на клетки мышц,

запуская их сокращение.

4 – вегетативный нейрон: передает сигнал на клетки внутренних органов

5 – клетка внутреннего органа

6 – интернейроны: связывают остальные типы нервных клеток, передавая, обрабатывая и сохраняя информацию.

Рассмотрим небольшую сеть нейронов:1 – сенсорный н-н: воспринимает стимулы2 – клетка мышцы3 – двигательный нейрон: передает сигнал

Слайд 9Сигнал по нейрону передается в виде коротких
электрических импульсов –

потенциалов действия.

Сигнал от нейрона к следующей клетке передается
за счет

выделения из окончания аксона особого
вещества («медиатора»).

1

6

6

2

4

3

5

стимул

Передача сигнала к
следующей
клетке
происходит
в особых
структурах –
синапсах;
на схеме их 7 ).

Сигнал по нейрону передается в виде коротких электрических импульсов – потенциалов действия.Сигнал от нейрона к следующей клетке

Слайд 10В синапсе из окончания аксона при приходе эл. импульса выделяется

вещество-медиатор, которое может возбуждать либо тормозить активность следующей клетки.
синапсы

клетка-
мишень

мембрана
след.
клетки

аксон

дендрит

аксон

выделе-
ние ме-
диатора

медиаторы, связанные с эмоциями: дофамин, серотонин, эндорфины, норадреналин и др.

главный возбуждающий медиатор ЦНС – глутамат; главный тормозный медиатор – ГАМК.

В синапсе из окончания аксона при приходе эл. импульса выделяется вещество-медиатор, которое может возбуждать либо тормозить активность

Слайд 11Главные медиаторы ЦНС:

глутамат (возбуждающий)
ГАМК (тормозный, гамма-амино-

масляная кислота)

нарушение

их баланса (обычно в сторону уменьшения
торможения) негативно влияет на нервные процессы:

дефицит внимания и гиперактивность детей
повышенная нервозность и тревожность взрослых
нарушения сна, бессонница
эпилепсия (чаще врожденная патология, у 0.5% населения)

Для лечения используют вещества, похожие на ГАМК.

Глутаминовая к-та

ГАМК

Главные медиаторы ЦНС:глутамат (возбуждающий)ГАМК (тормозный, гамма-амино-

Слайд 12Дофамин.

Нейроны расположены в среднем мозге, но аксоны идут в б.

п/ш, определяя общий уровень подвижности, скорость обработки сенсорной информации, скорость

мышления, положит. эмоции, связанные с движениями и с получением новой инфор-мации, творчеством.

При избыточной акт-ти: расстройства восприятия и мышления, галлюцинации, шизофрения (для лечения используют вещества, меша-ющие работе дофамина - нейролептики).

Дофамин

Дофамин.Нейроны расположены в среднем мозге, но аксоны идут в б. п/ш, определяя общий уровень подвижности, скорость обработки

Слайд 13Положит. эмоции, связанные с выделением дофамина:

удовольствие от удовольствие

от восприятия
движений, танца нового, от творчества
Амфетамины
Кокаин

Положит. эмоции, связанные с выделением дофамина: удовольствие от 		удовольствие от восприятиядвижений, танца		   нового, от творчестваАмфетаминыКокаин

Слайд 14Серотонин.

Нейроны расположены в центре ствола от продолговатого до среднего мозга;

аксоны расходятся по всей ЦНС, в числе прочего, снижение активности

центров отрицательных эмоций.

При недостаточной активности: депрессии

Гипоталамус

Височная доля

Ядра шва

К спинному мозгу

Мозжечок

Таламус

Базальные ганглии

Кора б. п/ш

Серотонин

Психоделики

Серотонин.Нейроны расположены в центре ствола от продолговатого до среднего мозга; аксоны расходятся по всей ЦНС, в числе

Слайд 15лекции 1-12

лекции 1-12

Слайд 16БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПОТРЕБНОСТИ,
ЭМОЦИИ
БЛОК
ПАМЯТИ
СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ

БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙПОТРЕБНОСТИ,ЭМОЦИИБЛОКПАМЯТИСЕНСОРНЫЕСИСТЕМЫ

Слайд 17Три составляющие всякой сенсорной системы:

Рецепторы (чувствительные клетки или чувствительные отростки

нервных клеток)

Проводящие нервы (спинномозговые и черепные)

Обрабатывающие структуры спинного и головного

мозга (высшие центры – в коре больших полушарий)

Сенсорные системы предназначены для сбора информации из внешней среды и внутренней среды организма.

Три составляющие всякой сенсорной системы:Рецепторы (чувствительные клетки или чувствительные отростки нервных клеток)Проводящие нервы (спинномозговые и черепные)Обрабатывающие структуры

Слайд 18+ зрение
+ слух
+ обоняние
+ боль
+ вкус

+ нейро-эстетика

+ зрение+ слух+ обоняние+ боль+ вкус…+ нейро-эстетика

Слайд 19«Гештальт» – форма, структура, целостный образ.

Мы узнаем сенсорный образ по

сумме признаков, но для узнавания вовсе не обязательно наличие полного

их набора; достаточно нескольких ключевых признаков…

Джузеппе
Арчим-
больдо,
1590,

Октавио
Окампо,

Тилл
Новак

«Гештальт» – форма, структура, целостный образ.Мы узнаем сенсорный образ по сумме признаков, но для узнавания вовсе не

Слайд 20БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПОТРЕБНОСТИ,
ЭМОЦИИ
БЛОК
ПАМЯТИ
СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ

БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙПОТРЕБНОСТИ,ЭМОЦИИБЛОКПАМЯТИСЕНСОРНЫЕСИСТЕМЫ

Слайд 21 Разнообразие типов памяти:
кратковременная и долговременная; ассоциативная и неассоциативная

(без явного подкрепления).

В любом случае – это модификация синапсов

(и рефлекторных дуг в целом).

Аналогия – Интернет
(обучение = установление устойчивого соединения между двумя точками).
Разнообразие типов памяти:кратковременная и долговременная; ассоциативная и неассоциативная  (без явного подкрепления).В любом случае –

Слайд 22Опыты И.П. Павлова – первый пример объективного исследования поведения, обучения

и формирования памяти:
Перед обучением
Обучение
После обучения
Условный
стимул
Безусловный
стимул
Условная
реакция

Опыты И.П. Павлова – первый пример объективного исследования поведения, обучения и формирования памяти:Перед обучениемОбучениеПосле обученияУсловныйстимулБезусловныйстимулУсловнаяреакция

Слайд 23 звонок
пища
пауза
пауза
и т.д.
звонок


пища
звонок
пища
Измеряем слюно- отделение в

этот интервал времени (15 сек)

S-образная кривая обучения:
свидетельствует о том, что исходно незначимый стимул стал значимым и теперь запускает реакцию слюноотделения.

звонок    пищапаузапаузаи т.д. звонок    пища звонок    пищаИзмеряем

Слайд 24S-образная кривая обучения:
свидетельствует о том, что исходно незначимый стимул стал

значимым и теперь запускает реакцию слюноотделения.

S-образная кривая обучения:свидетельствует о том, что исходно незначимый стимул стал значимым и теперь запускает реакцию слюноотделения.

Слайд 25Пример: крысу учат прыгать на полку в ответ на вкл.

лампочки (иначе – слабый удар тока). Это т.н. ассоциа-тивное обучение

(«Павловский условный рефлекс»).

Центры положительных эмоций включаются при получении биол. полезных стимулов (положительное подкрепление) либо избегании биол. вредных стимулов (отрицательное подкрепление).

В формировании нового канала для передачи информации участвуют:
сенсорный (зрительный) центр
центр, запускающий реакцию
промежуточные нейроны коры.

Добавим также центры положитель-ных эмоций.

Пример: крысу учат прыгать на полку в ответ на вкл. лампочки (иначе – слабый удар тока). Это

Слайд 26Память – это сетевое свойство нейронов коры больших полушарий (возникает

за счет объединения отдельных нейронов в сеть и формирования новых

каналов для передачи информации).
Память – это сетевое свойство нейронов коры больших полушарий (возникает за счет объединения отдельных нейронов в сеть

Слайд 27Aplysia
Нервная система содержит около 20 тыс. нейронов
Эрик
Кандель:
Ноб. премия
за изучение
памяти

AplysiaНервная система содержит около 20 тыс. нейроновЭрикКандель:Ноб. премияза изучениепамяти

Слайд 282
1
3
Формирование речевых центров у ребенка:

Нейрон, воспринима-ющий зрит. образ
Нейрон,

воспринима-ющий слуховой образ
Ассоциативный «речевой» нейрон
Нейрон зрительного обобщения: третичная

зрит. кора
Нейрон слухового обобщения: третичная слуховая кора

(положит. подкрепление – новизна).

Слово
«зайчик»

213Формирование речевых центров у ребенка: Нейрон, воспринима-ющий зрит. образ Нейрон, воспринима-ющий слуховой образ Ассоциативный «речевой» нейрон Нейрон

Слайд 29Нейрон зритель-ного обобщения
Нейрон слухового обобщения
Нейрон речевого обобщения (неск. уровней)
Количественное отличие

мозга человека и животных = число речевых центров.

Качественное отличие: спо-собность

с речевому обобще-нию (несколько уровней)

Собака: несколько десятков речевых центров
Гориллы, шимпанзе: до 500-700
(«амслен», «йоркиш»)
Человек: 2 года – 500 слов,
3 года – 2000 слов и т.д.

Нейрон зритель-ного обобщенияНейрон слухового обобщенияНейрон речевого обобщения (неск. уровней)Количественное отличие мозга человека и животных = число речевых

Слайд 30В 2 года – около 500 речевых центров;
В 3 года

– около 2000: момент возникновения «речевой модели внешнего мира».
В ней

отражены все важные для ребенка предметы, действия, признаки; сборка – по принципам ассоциации и речевого обобщения.

МОДЕЛЬ – как упрощенное отображение сложного объекта, процесса, явления.
В 2 года – около 500 речевых центров;В 3 года – около 2000: момент возникновения «речевой модели

Слайд 31Входные
данные
Итог вычислений
(прогноз результатов
деятельности)
«Речевая модель внешнего мира» – основа процессов

мышления и прогнозирова-ния успешности возможной деятельности («моделе-зависимый реализм»).

Мы ее используем

в двух основных режимах – «быстром» (интуитивном) и «медленном» (проговаривание).


аналогия с работой программиста и отладкой программы
«утро вечера мудренее»
чем отличается информированность от мудрости
зона Брока, звукоподражание и «озвучка» мышления

Входные данныеИтог вычислений(прогноз результатовдеятельности)«Речевая модель внешнего мира» – основа процессов мышления и прогнозирова-ния успешности возможной деятельности («моделе-зависимый

Слайд 32БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПОТРЕБНОСТИ,
ЭМОЦИИ
БЛОК
ПАМЯТИ
СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ

БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙПОТРЕБНОСТИ,ЭМОЦИИБЛОКПАМЯТИСЕНСОРНЫЕСИСТЕМЫ

Слайд 33Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов внешней

или внутренней среды».

Потребности: социальные, духовные, эстетические…

Относительно доступная для изучения кате-гория

потребностей – «биологические», которые являются врожденной основой нашего поведения и объединяют нас с животными.
Мы генетически настроены на то, чтобы
стремиться их удовлетворять. Если это
удается, то мы испытываем положительные
эмоции; если не удается – отрицательные.
Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды».Потребности: социальные, духовные, эстетические…Относительно доступная

Слайд 34Потребности постоянно конкурируют: еда или свобода, еда или здоровье; но

порой они действуют в одном направлении («новая еда»)…

Потребности постоянно конкурируют: еда или свобода, еда или здоровье; но порой они действуют в одном направлении («новая

Слайд 35П.В. Симонов предложил разделить
биологические потребности
( = врожденно заданные поведенчес-
кие

программы; для каждой – свои
мозговые центры) на 3 группы:

-

витальные («жизненно необходимые»)
- зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»)
- саморазвития («направлены в будущее»).
П.В. Симонов предложил разделитьбиологические потребности ( = врожденно заданные поведенчес-кие программы; для каждой – свои мозговые центры)

Слайд 36ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:

- пищевые и питьевые
- пассивно-оборонительные (страх, тревожность)
- активно-оборонительные (агрессия)


гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование)
экономия сил («рефлексы лени»)
груминг

(«уход за телом»)

Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных; запускаемых биологически полез-ными и биологически вредными стимулами.

Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком;
биол. полезные и вредные стимулы (положит. и отрицат. подкрепление): сладкий и белковый вкус («хорошо») + горький вкус («плохо»).

ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:- пищевые и питьевые- пассивно-оборонительные (страх, тревожность)- активно-оборонительные (агрессия) гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование)экономия

Слайд 37Питер Брейгель ст.
«Страна лентяев»
1567

Питер Брейгель ст.«Страна лентяев»1567

Слайд 38ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:

половое поведение
материнское (родительское) поведение
«детское» поведение (стремление к контакту с

родителем)
территориальное поведение («защита от перенаселения»)
иерархическое поведение (стремление к лидерству

и стремление подчиняться вожаку)
реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью)
ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:половое поведениематеринское (родительское) поведение«детское» поведение (стремление к контакту с родителем) территориальное поведение («защита от перенаселения»)иерархическое поведение

Слайд 39«Сопереживание» (эмпатия, со-страдание и
со-радование, зеркальтные нейроны,
благотворительность).

«Сопереживание» (эмпатия, со-страдание и со-радование, зеркальтные нейроны,благотворительность).

Слайд 40ПОТРЕБНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ:

исследовательская: сбор новой информации, «любопытство»
подражательная: «делай как…»
как сосед
как родитель
как

вожак
«рефлекс свободы» (преодоление ограничений)
игровая (тренировка двигательн. навыков).

ПОТРЕБНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ:исследовательская: сбор новой информации, «любопытство»подражательная: «делай как…»		как сосед		как родитель		как вожак«рефлекс свободы» (преодоление ограничений)игровая (тренировка двигательн. навыков).

Слайд 41Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток

внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних»)

структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».
Очень большую значимость
имеет также деятельность
миндалины (относится к
базальным ганглиям;
в глубине височной доли
больших полушарий).
Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в

Слайд 42миндалина
Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой

и родительской мотивации; эндокрин. и вегетат. центры.

миндалинаГипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокрин. и вегетат. центры.

Слайд 43
МФК МГУ:
Мозг и потребности
Биологические потребности – основа нашей личности,

темперамента;
имеют генетическую и гормональную основы и постоянно конкурируют друг

с другом…

Биологические потребности = основные группы товаров.
МФК МГУ: Мозг и потребностиБиологические потребности – основа нашей личности, темперамента; имеют генетическую и гормональную основы и

Слайд 44Работа центров потребностей определяет эмоции и процессы обучения!

Работа центров потребностей определяет эмоции и процессы обучения!

Слайд 45БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПОТРЕБНОСТИ,
ЭМОЦИИ
БЛОК
ПАМЯТИ
СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ

БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙПОТРЕБНОСТИ,ЭМОЦИИБЛОКПАМЯТИСЕНСОРНЫЕСИСТЕМЫ

Слайд 46Как же происходит выбор поведенческой программы?

«Соревнование» программ идет в

три этапа:
Из всего многообразия программ выбираются («предварительно активируются») только те,

которые связаны с удовлетворением доминирующей потребности.
На основе информации от сенсорных центров и ассоциа-тивной теменной коры оценивается соответствие программ текущим стимулам, поступающим из внешней среды.
Учитывает «индивидуальная история» программы (ее «вес»), то есть общее число реализаций и доля успешных реализаций.
Как же происходит выбор поведенческой программы? «Соревнование» программ идет в три этапа:Из всего многообразия программ выбираются («предварительно

Слайд 47Миндалина
передает в
ассоциативную лобную кору
основную часть информации о выраженности

тех или иных потребностей.
Далее: выбор доминанты.
При появлении змеи доминан-та очевидна

(хотя остается еще выбор между активно- и пассивно-оборонительной реакцией: «fight or flight»).

Сбои в работе миндалины: маниакальные состояния.
Миндалинапередает в ассоциативную лобную кору основную часть информации о выраженности тех или иных потребностей.Далее: выбор доминанты.При появлении

Слайд 48Как же происходит выбор поведенческой программы?

«Соревнование» программ идет в

три этапа:
Из всего многообразия программ выбираются («предварительно активируются») только те,

которые связаны с удовлетворением доминирующей потребности.
На основе информации от сенсорных центров и ассоциа-тивной теменной коры оценивается соответствие программ текущим стимулам, поступающим из внешней среды.
Учитывает «индивидуальная история» программы (ее «вес»), то есть общее число реализаций и доля успешных реализаций.

Второй этап:
пусть доминирует пищевая потребность и конкурируют три программы Пр1, Пр2 и Пр3:

Как же происходит выбор поведенческой программы? «Соревнование» программ идет в три этапа:Из всего многообразия программ выбираются («предварительно

Слайд 49Каждая программа – результат предыдущего обучения в определен-ных условиях и

настроена на присутствие определенных стимулов.

Эти стимулы и дают «баллы»,

если воздействуют на органы чувств.

Пусть в данный момент на организм действуют стимулы 1, 3, 5 и 7. Тогда на втором этапе выбора «вперед выходит» программа Пр3.

Третий этап – учет веса програм-мы (эффективности соотв. синапсов).

Пусть Пр1 – «старая добрая» программа, много раз реализова-лась и практически всегда при-водит к успеху; ее вес – 90% из 100% возможных.

Х 90

Пр2 – давно известная програм-ма, которая нередко «дает сбои» и не всегда приводит к получению положительных эмоций;
ее вес – 50%.

Х 50

Пр3 – недавно сформированная программа, и эффективность соответствующих синапсов еще невелика (память не очень прочна); вес – 25% из 100%.

Х 25

= 90

= 50

= 50

Каждая программа – результат предыдущего обучения в определен-ных условиях и настроена на присутствие определенных стимулов. Эти стимулы

Слайд 50Победила программа Пр1. Данная ситуация демонстрирует, что нервная система предпочитает

известные пути новым («стереотипизация поведения»), и это не очень хорошо

с точки зрения адаптивности наших реакций (а также для предлагающих новые товары).
На сознательном уровне можно контролировать процесс выбора поведен-ческих программ и корректировать проявления стереотипизации.
Победила программа Пр1. Данная ситуация демонстрирует, что нервная система предпочитает известные пути новым («стереотипизация поведения»), и это

Слайд 51Победила программа Пр1. Данная ситуация демонстрирует, что нервная система предпочитает

известные пути новым («стереотипизация поведения»), и это не очень хорошо

с точки зрения адаптивности наших реакций (а также для предлагающих новые товары).
На сознательном уровне можно контролировать процесс выбора поведен-ческих программ и корректировать проявления стереотипизации.

Если мы слушаем – сознание в височной коре, если смотрим кино – в затылочной; думаем – в ассоциативной теменной, реализуем произвольное движение – в моторной и т.д.
Медитация – «остановка» сознания, его фиксация в определенной области коры.

В коре нет постоянного «центра сознания» (как нет центра внимания или долговрем. памяти).
Сознание – это «Броуновское движение нервных процессов», самая активная в данный момент область коры.

Современная физиология выработала концеп-цию «светлого пятна», «прожектора» сознания.
Сознание вливает дополнит. энергию в нерв-ные процессы, ускоряет формирование про-грамм и меняет процесс их выбора («воля»).

Победила программа Пр1. Данная ситуация демонстрирует, что нервная система предпочитает известные пути новым («стереотипизация поведения»), и это

Слайд 52После выбора программы, она передается для исполнения в заднюю часть

лобной доли (премоторная и моторная кора), а уже оттуда запускаются

конкретные двигательные реакции.

Однако есть еще одна проблема: многие поведенческие программы представляют собой длительные, многоэтапные акты. Соответственно, важно контролировать успешность не только программы в целом (получены либо нет положительные эмоции),
но и успешность каждого ее этапа.

Данную функцию выполняет, в первую очередь, поясная извилина.

После выбора программы, она передается для исполнения в заднюю часть лобной доли (премоторная и моторная кора), а

Слайд 53Однако есть еще одна проблема: многие поведенческие программы представляют собой

длительные, многоэтапные акты. Соответственно, важно контролировать успешность не только программы

в целом (получены либо нет положительные эмоции), но и успешность каждого ее этапа.

Данную функцию выполняет, в первую очередь, поясная извилина.

Поясная извилина проходит над мозолистым телом; обес-печивает сравнение реальных и ожидаемых результатов по-ведения (реальные результаты = информация от сенсорных систем; ожидаем. результаты = память о предыдущ. успешных реализациях программы).

Результаты сравнения переда-ются в ассоциативную лобную кору и используются для кор-рекции выполняемых поведен-ческих программ.

При совпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора получает рекомен-дацию продолжать программу; параллельно сигнал поступает в центры положит. подкрепле-ния, и мы испытываем положит. эмоции («всё идет, как надо»).

При несовпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора начинает коррек-цию программы; если несовпа-дение не устраняется – может произойти смена программы; параллельно сигнал поступает в центры отрицат. подкрепле-ния, и мы испытываем отрица-тельн. эмоции («фрустрация»).

Однако есть еще одна проблема: многие поведенческие программы представляют собой длительные, многоэтапные акты. Соответственно, важно контролировать успешность

Слайд 54При совпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора получает

рекомен-дацию продолжать программу; параллельно сигнал поступает в центры положит. подкрепле-ния,

и мы испытываем положит. эмоции («всё идет, как надо»).

Легкость и быстрота смены программы (ассоциативная лобная кора), а также смены доминанты – важнейшая индивидуальная характеристика нервной системы («подвижность»).

Передняя часть поясной извилины и «медиальная префронтальная кора» – важнейшие центры принятия решения.

При несовпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора начинает коррек-цию программы; если несовпа-дение не устраняется – может произойти смена программы; параллельно сигнал поступает в центры отрицат. подкрепле-ния, и мы испытываем отрица-тельн. эмоции («фрустрация»).

При совпадении реальных и ожидаемых результатов ассоц. лобная кора получает рекомен-дацию продолжать программу; параллельно сигнал поступает в

Слайд 56БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПОТРЕБНОСТИ,
ЭМОЦИИ
БЛОК
ПАМЯТИ
СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ

БЛОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙПОТРЕБНОСТИ,ЭМОЦИИБЛОКПАМЯТИСЕНСОРНЫЕСИСТЕМЫ

Слайд 57Спасибо за внимание!
Наш мозг – «пользователь»
нашего тела…
Будьте же квалифицированными

пользователями!

Спасибо за внимание!Наш мозг – «пользователь» нашего тела…Будьте же квалифицированными пользователями!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика