Слайд 1
Современные технологии разработки ПО
Методология и технология проектирования информационных систем
доцент кафедры
Веремьев Виктор Леонтьевич, к.т.н., с.н.с.
E-mail: veremyev.victor@gmail.com
моб.т. +7(911)089-04-56
Слайд 2Литература:
Смирнова Г.Н. Проектирование экономических информационных систем: учебник/Г.Н.Смирнова, А.А.Сорокин, Ю.Ф Тельнов
под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2003
Грекул В.И.
Проектирование информационных систем: Курс лекций. Учебное пособие / В.И.Грекул, Г.Н.Денищенко, Н.Л.Коровкина. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005
Гвоздева Т.В. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. / Т.В.Гвоздева, Б.А.Баллод. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009
Ипатова Э.Р. Методологии и технологии системного проектирования информационных систем: Учебник. /Э.Р.Ипатова, Ю.В.Ипатов – М.: МПСИ, Флинта, 2008
Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005
Маклаков С. В. Создание информационных систем с AllFusionModelingSuite. – М.: Диалог-МИФИ, 2005
Йордан Э. Объектно-ориентированный анализ и проектирование систем. / Э.Йордан, К.Аргила. – М.: Лори, 2007
Слайд 4Класcификация информационных систем
Слайд 5Основные функции ИС
организационного управления
оперативный контроль и регулирование,
оперативный учет
и анализ,
перспективное и оперативное планирование,
бухгалтерский учет,
управление сбытом,
управление снабжением и др.
Слайд 6Основные функции систем автоматизированного проектирования (САПР)
инженерные расчеты,
создание графической документации
(чертежей, схем, планов),
создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Слайд 7Функциональное назначение модулей корпоративной ИС
Слайд 8Классификация рынка информационных систем
Слайд 10Компоненты архитектуры организации
Слайд 11Типовые архитектуры ИС
Лоскутная автоматизация
Настольные ИС
Централизованные
Распределенные корпоративные
Терминальные
Клиент-серверные
2-х уровневые
3-х трехуровневые
На базе Intranet
Распределенные
региональные
Выделенные телекоммуникационные каналы
На базе Internet
Слайд 13Подходы к проектированию ИС
метод «снизу-вверх»
метод «сверху-вниз»
Из 8380 проектов, обследованных в
США в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая
стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета.
Слайд 14Задачи методологии проектирования
корпоративных ИС
Обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям
и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых
процессов заказчика.
Гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта.
Поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы.
Обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).
Слайд 15 Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС
за счет полного и точного описания этого процесса, а также
применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС - от замысла до реализации.
Слайд 16Проектирование ИС охватывает три основные области:
проектирование объектов данных, которые будут
реализованы в базе данных;
проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут
обеспечивать выполнение запросов к данным;
учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.
Слайд 17Проектирование ИС должно обеспечить
требуемые функциональность системы и уровень ее адаптивности
к изменяющимся условиям функционирования;
требуемую пропускную способности системы;
требуемое временя реакции системы
на запрос;
безотказность работы системы;
необходимый уровня безопасности;
простоту эксплуатации и поддержки системы.
Слайд 18 Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения
и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного
цикла (ЖЦ) ИС.
Слайд 19Этапы создания ИС
формирование требований к системе,
проектирование,
реализация,
тестирование,
ввод
в действие,
эксплуатация и сопровождение.
Слайд 20Результаты этапа проектирования
схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на
этапе анализа);
набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей
функций).
Слайд 21Выбор характеристик архитектуры
будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями:
сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО;
будет ли база
данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;
будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);
будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB.
Слайд 22Тесты разработанного модуля
автономный тест, который преследует две основные цели:
обнаружение отказов
модуля (жестких сбоев);
соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие
лишних функций).
тесты связей с др. модулями,
тесты имитации отказов системы,
тесты наработки на отказ (при пиковой нагрузке),
проходит системный тест (показывает уровень качества, сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы,
приемо-сдаточные испытания.
Слайд 23 Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и
соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому
использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.
Слайд 24 2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС
Слайд 26Каскадная модель
предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном
порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на
предыдущем этапе.
Слайд 27Поэтапная модель с промежуточным контролем
Слайд 28Поэтапная модель с промежуточным контролем
Разработка ИС ведется итерациями с циклами
обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее
взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.
Слайд 30Спиральная модель
На каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта,
уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего
витка. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки - анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования).
Слайд 31 На практике наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:
каскадная
модель (характерна для периода 1970-1985 гг.);
спиральная модель (характерна для периода
после 1986.г.)
Слайд 32Положительные стороны
каскадного подхода
на каждом этапе формируется законченный набор проектной
документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
выполняемые в логической последовательности этапы
работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
Слайд 33Стандарты проектирования ИС
ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные системы и
устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте
содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла.
ISO/IEC 12207:1995 - стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного ПО. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.
Слайд 34Методики проектирования ИС
Custom Development Method (методика Oracle) по разработке прикладных
информационных систем - технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных
документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Применяется CDM для классической модели ЖЦ (предусмотрены все работы/задачи и этапы), а также для технологий "быстрой разработки" (Fast Track) или "облегченного подхода", рекомендуемых в случае малых проектов.
Слайд 35Методики проектирования ИС
(продолжение)
Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки,
включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза
может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML.
Слайд 36Методики проектирования ИС
(продолжение)
Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так
же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной,
предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.
Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование (самая новая среди рассматриваемых методологий) сформировалось в 1996 году. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.
Слайд 37Стандарт ISO/IEC 12207:процессы ЖЦ ПО
Основные процессы:
приобретение;
поставка;
разработка;
эксплуатация;
сопровождение.
Вспомогательные процессы:
документирование;
управление конфигурацией;
обеспечение качества;
разрешение проблем;
аудит;
аттестация;
совместная
оценка;
Верификация.
Слайд 38Стандарт ISO/IEC 12207:процессы ЖЦ ПО
(продолжение)
Организационные процессы:
создание инфраструктуры;
управление;
обучение;
усовершенствование.
Слайд 39Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207)
Слайд 40Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207)
(продолжение)
Слайд 41Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207, продолжение)
Слайд 42 Позднее был разработан и в 2002 г. опубликован стандарт на
процессы жизненного цикла систем
(ISO/IEC 15288 System life cycle
processes).
Был учтен практический опыт создания систем в правительственных, коммерческих, военных и академических организациях. Стандарт применим для широкого класса систем, но его основное предназначение - поддержка создания компьютеризированных систем.
Слайд 43Стадии создания систем
(ISO/IEC 15288)
Слайд 44Стандарт ISO/IEC серии 15288: группы процессов
Договорные процессы:
приобретение (внутренние решения или
решения внешнего поставщика);
поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика).
Процессы предприятия:
управление
окружающей средой предприятия;
инвестиционное управление;
управление ЖЦ ИС;
управление ресурсами;
управление качеством.
Слайд 45Стандарт ISO/IEC серии 15288: группы процессов (продолжение)
Проектные процессы:
планирование проекта;
оценка проекта;
контроль
проекта;
управление рисками;
управление конфигурацией;
управление информационными потоками;
принятие решений.
Слайд 46Стандарт ISO/IEC серии 15288: группы процессов (продолжение)
Технические процессы:
определение требований;
анализ требований;
разработка
архитектуры;
внедрение;
интеграция;
верификация;
переход;
аттестация;
эксплуатация;
сопровождение;
утилизация.
Специальные процессы:
определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей.
Слайд 48результаты исследований, выполненных в 1995 г. компанией Standish Group, которая
проанализировала работу 364 американских корпораций и итоги выполнения более 23
тыс. проектов, связанных с разработкой ПО, выглядели следующим образом:
только 16,2% завершились в срок, не превысили запланированный бюджет и реализовали все требуемые функции и возможности;
52,7% проектов завершились с опозданием, расходы превысили запланированный бюджет, требуемые функции не были реализованы в полном объеме;
31,1% проектов были аннулированы до завершения;
для двух последних категорий проектов бюджет среднего проекта оказался превышенным на 89%, а срок выполнения — на 122%.
В 1998 г. процентное соотношение трех перечисленных категорий проектов лишь немного изменилось в лучшую сторону (26%, 46% и 28% соответственно).
Слайд 49В числе причин возможных неудач, по мнению разработчиков, фигурируют:
нечеткая
и неполная формулировка требований к ПО;
недостаточное вовлечение пользователей в
работу над проектом;
отсутствие необходимых ресурсов;
неудовлетворительное планирование и отсутствие грамотного управления проектом;
частое изменение требований и спецификаций;
новизна и несовершенство используемой технологии;
недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;
недостаточно высокая квалификация разработчиков, отсутствие необходимого опыта.
Слайд 50Программный продукт является частью среды приложений, пользователей, законов и компьютеров.
Все они непрерывно меняются, и их изменения неизбежно требуют изменения
программного продукта.
Слайд 51специалисты в индустрии ПО пришли к пониманию, что фундаментальная проблема
в этой области — неспособность эффективного управления проектами создания ПО.
Невозможно достичь удовлетворительных результатов от применения даже самых совершенных технологий и инструментальных средств, если они применяются бессистемно, разработчики не обладают необходимой квалификацией для работы с ними, и сам проект выполняется и управляется хаотически, в режиме «тушения пожара».
В соответствии с моделью СММ (Capability Maturity Model) Института программной инженерии (Software Engineering Institute, SEI), в хорошо подготовленной (зрелой) организации персонал обладает технологией и инструментарием оценки качества процессов создания ПО на протяжении всего жизненного цикла ПО и на уровне всей организации.
Слайд 523.1 Каноническое проектирование ИС
Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование
главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС.
Стадии и этапы
работы описаны в стандарте
ГОСТ 34.601-90.
Слайд 53Стадии создания ИС
Формирование требований к ИС.
Разработка концепции ИС.
Техническое задание.
Эскизный
проект.
Технический проект.
Рабочая документация.
Ввод в действие.
Сопровождение ИС.
Слайд 54Стадия 1. Формирование требований
к ИС
На начальной стадии проектирования
выделяют следующие этапы работ:
обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;
формирование
требований пользователей к ИС;
оформление отчета о выполненной работе и тактико- технического задания на разработку.
Слайд 55Технико-экономическое
обоснование проекта
ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять
на успешность проекта;
совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему:
архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
описание выполняемых системой функций;
возможности развития системы;
информационные объекты системы;
интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;
что не будет реализовано в рамках проекта.
Слайд 56На этапе детального анализа деятельности должны быть выявлены:
инструктивно-методические и
директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень
задач;
возможности применения новых методов решения задач.
Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:
функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;
сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.
Слайд 57При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:
наименование задачи; сроки и
периодичность ее решения;
степень формализуемости задачи;
источники информации, необходимые для решения задачи;
показатели
и их количественные характеристики;
порядок корректировки информации;
действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
действующие средства связи;
принятая точность решения задачи;
трудоемкость решения задачи;
действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
потребители результатной информации по задаче.
Слайд 58Содержание схемы маршрута движения документов
количество документов;
место формирования показателей документа;
взаимосвязь
документов при их формировании;
маршрут и длительность движения документа;
место использования и
хранения данного документа;
внутренние и внешние информационные связи;
объем документа в знаках.
Слайд 59Классификация функций системы в формате MuSCoW
Must have - необходимые функции;
Should
have - желательные функции;
Could have - возможные функции;
Won't have
- отсутствующие функции.
Слайд 60Модели деятельности организации
модель "как есть" ("as-is")- отражает существующие в
организации бизнес-процессы;
модель "как должно быть" ("to-be") - отражает необходимые изменения
бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.
Слайд 61Задачи тестирования
получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных
систем, СУБД, иного окружения;
разработки плана работ по обеспечению надежности информационной
системы и ее тестирования.
Слайд 62Стадия 2. Разработка концепции ИС
изучение объекта автоматизации;
проведение необходимых научно-исследовательских
работ;
разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
оформление отчета и утверждение
концепции.
Слайд 63Стадия 3. Техническое задание
Результаты обследования представляют объективную основу для
формирования технического задания на информационную систему.
Техническое задание - это документ,
определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.
Слайд 64Задачи при разработке
технического задания
установить общую цель создания ИС, определить
состав подсистем и функциональных задач;
разработать и обосновать требования, предъявляемые к
подсистемам;
разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);
установить общие требования к проектируемой системе;
определить перечень задач создания системы и исполнителей;
определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.
Слайд 65Состав технического задания
(ГОСТ 34.602- 89)
1 Общие сведения
2
Назначение и цели создания (развития) системы
3 Характеристика объектов автоматизации
4 Требования к системе
к системе в целом
к функциям (по подсистемам)
к видам обеспечения
5 Состав и содержание работ по созданию системы
6 Порядок контроля и приемки системы
7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие
8 Требования к документированию
9 Источники разработки: документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система.
Слайд 66Стадия 4. Эскизный проект
разработка предварительных проектных решений по системе
и ее частям;
разработка эскизной документации на ИС и ее части.
Слайд 67На этапе эскизного проектирования определяются:
функции ИС;
функции подсистем, их цели и
ожидаемый эффект от внедрения;
состав комплексов задач и отдельных задач;
концепция информационной
базы и ее укрупненная структура;
функции системы управления базой данных;
состав вычислительной системы и других технических средств;
функции и параметры основных программных средств.
Слайд 68Стадия 5. Технический проект
разработка проектных решений по системе и
ее частям;
разработка документации на ИС и ее части;
разработка и оформление
документации на поставку комплектующих изделий;
разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.
Слайд 70Содержание технического проекта
(продолжение)
Слайд 71Содержание технического проекта
(продолжение)
Слайд 72Содержание технического проекта
(продолжение)
Слайд 73Содержание технического проекта
(продолжение)
Слайд 74Стадия 6. Рабочая документация
разработка рабочей документации на ИС и
ее части;
разработка и адаптация программ.
Документация должна содержать все необходимые и
достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы.
Слайд 75Стадия 7. Ввод в действие
подготовка объекта автоматизации;
подготовка персонала;
комплектация ИС поставляемыми
изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
строительно-монтажные работы;
пусконаладочные
работы;
проведение предварительных испытаний ;
проведение опытной эксплуатации ;
проведение приемочных испытаний.
Слайд 76Стадия 8. Сопровождение ИС
выполнение работ в соответствии с гарантийными
обязательствами;
послегарантийное обслуживание.
Слайд 773.2 Типовое проектирование ИС
Типовое проектное решение (ТПР) - это
тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение.
Типовое проектирование ИС предполагает
создание системы из готовых типовых элементов.
Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения, которые настраиваются на особенности конкретного предприятия.
Слайд 78Классы ТПР
элементные ТПР - типовые решения по задаче или
по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному);
подсистемные
ТПР - в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, разработанные с учетом функциональной полноты и минимизации внешних информационных связей;
объектные ТПР - типовые отраслевые проекты, которые включают полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС.
Слайд 80Достоинства и недостатки ТП
(продолжение)
Слайд 81Достоинства и недостатки ТП
(продолжение)
Слайд 82Этапы параметрически-ориентированного проектирования
определение критериев оценки пригодности пакетов прикладных программ
(ППП) для решения поставленных задач,
анализ и оценка доступных ППП
по сформулированным критериям,
выбор и закупка наиболее подходящего пакета,
настройка параметров (доработка) закупленного ППП.
Слайд 83Модельно-ориентированное проектирование
Заключается в адаптации состава и характеристик типовой ИС
в соответствии с моделью объекта автоматизации.
Технология проектирования в этом
случае должна обеспечивать единые средства для работы как с моделью типовой ИС, так и с моделью конкретного предприятия.
Предполагает построение модели объекта автоматизации с использованием специального программного инструментария (например, SAP Business Engineering Workbench (BEW), BAAN Enterprise Modeler).
Возможно также создание системы на базе типовой модели ИС из репозитория, который поставляется вместе с программным продуктом и расширяется по мере накопления опыта проектирования информационных систем для различных отраслей и типов производства.
Слайд 84Типовые модели
Типовые модели описывают конфигурации информационной системы для определенных отраслей
или типов производства.
Модель конкретного предприятия строится либо путем выбора фрагментов
основной или типовой модели в соответствии со специфическими особенностями предприятия (BAAN Enterprise Modeler), либо путем автоматизированной адаптации этих моделей в результате экспертного опроса (SAP Business Engineering Workbench).
Построенная модель предприятия в виде метаописания хранится в репозитории и при необходимости может быть откорректирована. На основе этой модели автоматически осуществляется конфигурирование и настройка информационной системы.
Слайд 85Внедрение
типовой информационной системы
Начинается с анализа требований к конкретной
ИС, которые выявляются на основе результатов предпроектного обследования.
Выбор пакета прикладных
программ (ППП).
На базе имеющихся в ППП референтных моделей строится предварительная модель ИС, в которой отражаются все особенности реализации ИС для конкретного предприятия.
Предварительная модель является основой для выбора типовой модели системы и определения перечня компонентов, которые будут реализованы с использованием других программных средств или потребуют разработки с помощью имеющихся в составе типовой ИС инструментальных средств (например, ABAP в SAP, Tools в BAAN).
Слайд 86Реализация типового проекта
установка глобальных параметров системы;
задание структуры объекта автоматизации;
определение
структуры основных данных;
задание перечня реализуемых функций и процессов;
описание интерфейсов;
описание отчетов;
настройка
авторизации доступа;
настройка системы архивирования.
Слайд 87 4. Анализ и моделирование функциональной области внедряемой ИС
Слайд 884.1. Организационное
бизнес-моделирование
Практика выработала ряд подходов к проведению организационного
анализа, но наибольшее распространение получил инжиниринговый подход.
Компания рассматривается как
целевая, открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем (рынок, государственные учреждения и пр.) и внутренних подсистем (отделы, цеха, бригады и пр.).
Возможности компании определяются характеристиками ее структурных подразделений и организацией их взаимодействия.
Слайд 89Обобщенная схема организационного бизнес- моделирования
Слайд 90Миссия компании
Миссия согласно [ISO-15704] :
деятельность, осуществляемая предприятием для того, чтобы
выполнить функцию, для которой оно было учреждено, - предоставления заказчикам
продукта или услуги.
Механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи.
Миссия компании по удовлетворению социально-значимых потребностей рынка определяется как компромисс интересов рынка и компании.
Миссия как атрибут открытой системы разрабатывается, с одной стороны, исходя из рыночной конъюнктуры и позиционирования компании относительно других участников внешней среды, а с другой - исходя из объективных возможностей компании и ее субъективных ценностей, ожиданий и принципов.
Слайд 91Цели и стратегии
Определение миссии позволяет сформировать дерево целей компании -
иерархические списки уточнения и детализации миссии.
Дерево целей формирует дерево стратегий
– следующие иерархические списки уточнения и детализации способов достижения целей:
стратегии роста, интеграции и инвестиции бизнесов;
продуктовые и конкурентные стратегии, а также стратегии сегментации и продвижения;
ресурсные стратегии - стратегии привлечения материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов;
функциональные стратегии определяют стратегии в организации компонентов управления и этапов жизненного цикла продукции;
стратегии партнерских отношений - субподряд, сервисные услуги, продвижение;
Слайд 92Бизнес-потенциал компании
Бизнес-потенциал компании - набор видов коммерческой деятельности, направленный
на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка.
Далее, исходя из специфики
каналов сбыта, формируется первоначальное представление об организационной структуре - определяются центры коммерческой ответственности.
Возникает понимание основных ресурсов, необходимых для воспроизводства товарной номенклатуры.
Слайд 93Функционал компании
Бизнес-потенциал определяет функционал компании - перечень бизнес-функций, функций
менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания на регулярной основе
указанных видов коммерческой деятельности.
Уточняются необходимые для этого ресурсы -материальные, человеческие, информационные и структура компании.
Слайд 94Зоны ответственности менеджмента
Матрица коммерческой ответственности закрепляет ответственность структурных подразделений
за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности. Ее
дальнейшая детализация (путем выделения центров финансовой ответственности) обеспечивает построение финансовой модели компании, что, в свою очередь, позволяет внедрить систему бюджетного управления.
Матрица функциональной ответственности закрепляет ответственность структурных звеньев (и отдельных специалистов) за выполнение бизнес-функций при реализации процессов коммерческой деятельности (закупка, производство, сбыт и пр.), а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами (планирование, учет, контроль в области маркетинга, финансов, управления персоналом и пр.).
Слайд 95Результаты бизнес-моделирования статического описания компании
Формируется общепризнанный набор основополагающих внутрифирменных
регламентов:
базовое Положение об организационно-функциональной структуре компании;
пакет Положений об отдельных видах
деятельности (финансовой, маркетинговой и т.д.);
пакет Положений о структурных подразделениях (цехах, отделах, секторах, группах и т.п.);
должностные инструкции.
Слайд 96Этап динамического описания компании
Процессные потоковые модели - это модели, описывающие
процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании
в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента.
Сначала (на верхнем уровне) описывается логика взаимодействия участников процесса, а затем (на нижнем уровне) - технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах.
Слайд 97Модель структур данных
Модель структур данных определяет перечень и форматы
документов, сопровождающих процессы в компании, а также задает форматы описания
объектов внешней среды, компонентов и регламентов самой компании.
При этом создается система справочников, на основании которых получают пакеты необходимых документов и отчетов.
Слайд 98Основные этапы процессно-целевого описания компании
Слайд 100Организационный анализ:
комплекс моделей компании
Стратегическая модель целеполагания - отвечает
на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает
быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать;
Организационно-функциональная модель - отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает;
Функционально-технологическая модель - отвечает на вопрос что-как реализуется в компании;
Процессно-ролевая модель - отвечает на вопрос кто-что-как-кому;
Количественная модель - отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов;
Модель структуры данных - отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения.
Слайд 101Шаблоны организационного
бизнес-моделирования:
шаблон разработки миссии
Миссия представляет собой результат позиционирования
компании среди других участников рынка. Для построения модели взаимодействия компании
с внешней средой (определение миссии компании на рынке) необходимо:
идентифицировать рынок (надсистему), частью которого является компания;
определить свойства (потребности) рынка;
определить предназначение ( миссию ) компании, исходя из ее роли на рынке.
Слайд 102Шаблон разработки миссии
( матрица проекций)
Слайд 105Шаблон формирования
основных бизнес-функций
Слайд 106Шаблон формирования основных функций менеджмента
Слайд 107Шаблон распределения функций
по организационным звеньям
Слайд 110Построение организационно-функциональной модели
Для построения организационно-функциональной модели используется всего два
типа элементарных моделей - древовидные и матричные.
Древовидные модели (классификаторы) -
точные иерархические списки выделенных объектов управления (организационных звеньев, функций, ресурсов, в том числе исполнительных механизмов для бизнес-процессов, документов и их структуры, и т.п.).
Матричные модели - это проекции, задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала и вес).
Слайд 111 В начальной организационно-функциональной модели применяется всего несколько классификаторов предметной области:
основные
группы продуктов и услуг компании;
ресурсы, потребляемые компанией в ходе своей
деятельности;
функции (процессы), поддерживаемые в компании;
организационные звенья компании.
В классификаторе функций обычно выделяют три базовых раздела:
основные функции - непосредственно связанные с процессом преобразования внешних ресурсов в продукцию и услуги предприятия;
функции менеджмента - или функции управления предприятием;
функции обеспечения - поддерживающие производственную, коммерческую и управленческую деятельность.
Слайд 112 Главной функцией компании является предоставление продуктов и услуг, поэтому сначала
производится формальное описание, согласование и утверждение руководством предприятия перечня его
бизнесов (направлений коммерческой деятельности), продукции и услуг.
Из этого классификатора внешним контрагентам должно быть понятно, чем предприятие интересно рынку, а для внутренних целей - для чего нужен тот или иной функционал компании.
Слайд 113 В результате этих операций производится идентификация функционала и создается единая
терминология описания функций предприятия, которая должна быть согласована всеми ведущими
менеджерами.
При составлении классификатора оргзвеньев важно, чтобы уровень детализации функций соответствовал уровню детализации звеньев.
После формирования всех базовых классификаторов с помощью матричных проекций производится их закрепление за оргзвеньями предприятия.
Слайд 114Агрегированная модель
Агрегированная модель - модель организационной структуры, учетные регистры которой
имеют ограничение по степени детализации до 2-3 уровней.
Целью построения данной
модели является предоставление информации об организационной структуре высшим руководителям компании для проведения стратегического анализа, анализа соответствия данной структуры стратегии и внешнему окружению компании. Модель может также предоставляться внешним пользователям (например, потенциальным инвесторам как иллюстрация к бизнес-плану, крупным клиентам и др.).
Слайд 115Детализированная модель
Детализированная модель - модель организационной структуры, детализация учетных регистров
которой производится на более глубоких уровнях, чем в агрегированной модели.
Степень детализации в модели обусловлена конкретными потребностями компании (создание определенных организационных регламентов).
Целью построения данной модели является предоставление информации о распределении функциональных обязанностей между подразделениями компании, а также об организации бизнес-процессов в компании.
Слайд 116Схема создания
Положения об организационно- функциональной структуре компании
Слайд 117Распределение функций по подразделениям торгового предприятия
Слайд 118Инструментальные средства организационного моделирования
В начале 1990-х годов на Западе появились
первые программы (класс программ Orgware) организационного моделирования.
Первый российский продукт
- БИГ-Мастер - для поддержки определенной концепции управления предприятием, получившей название регулярного менеджмента.
Концептуальной основой БИГ-Мастера стал современный процессный подход к организации деятельности компании.
Слайд 119БИГ-Мастер
Для структурного анализа и проектирования процессов, описываемых потоковыми моделями, БИГ-Мастер
поддерживает методологию SADT (IDEF).
Классификаторы, проекции и потоковые модели бизнес-процессов
поддерживаются различными способами их визуализации.
Для классификаторов - в виде списков и деревьев (орграфов), для проекции - в виде связанных списков и транспонируемых матриц, а для потоковых моделей бизнес-процессов - в виде диаграмм IDEF0 (IDEF3) и текстового описания, что облегчает понимание задач участниками процессов.
Слайд 120 5. Спецификация функциональных требований к ИС
Дальнейшее развитие (детализация) бизнес-модели происходит
на этапе динамичного описания компании на уровне процессных потоковых моделей.
Слайд 121Процессные потоковые модели
Это модели, описывающие процесс последовательного во времени
преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо
бизнес-функции или функции менеджмента.
На верхнем уровне описывается логика взаимодействия участников процесса, на нижнем — технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах.
Процессный подход, в отличие от функционального, предполагает смещение акцентов от управления отдельными структурными элементами на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими деятельность всех структурных элементов.
Слайд 122Основные Положения и Словарь — ИСО 9000:2000
"Любая деятельность, или комплекс
деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы,
может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться " процессным подходом ".
Слайд 123Процессная модель
Процессная модель компании должна строиться с учетом следующих
положений:
Верхний уровень модели должен отражать только контекст диаграммы – взаимодействие
моделируемого единственным контекстным процессом предприятия с внешним миром.
На втором уровне должны быть отражены тематически сгруппированные бизнес-процессы предприятия и их взаимосвязи.
Каждая из деятельностей должна быть детализирована на бизнес-процессы.
Детализация бизнес-процессов осуществляется посредством бизнес –функций.
Описание элементарной бизнес–операции осуществляется с помощью миниспецификации.
Слайд 124Выделение и классификация бизнес-процессов
Целесообразно основываться на следующих классах процессов:
основные;
процессы
управления ;
процессы обеспечения ;
сопутствующие;
вспомогательные;
процессы развития.
Слайд 125Пример процесса "жизненного цикла документа"
Элементарные операции процесса оформления документа участниками
процесса:
предоставляет исходные данные;
подготавливает, разрабатывает;
заполняет;
корректирует;
оформляет;
подписывает;
контролирует соответствие установленным требованиям;
визирует;
согласует;
утверждает;
акцептует (принимает к сведению,
использует);
хранит;
снимает копию.
Слайд 126Цикл организационного менеджмента: процессное моделирование
определение состава задач (обособленных функций, операций);
выбор
исполнителей (распределение зон и степени ответственности);
проектирование процедур (последовательности и порядка
исполнения);
согласование и утверждение регламента исполнения (процесса, плана мероприятий);
отчетность об исполнении;
контроль исполнения (процедурный контроль);
анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).
Слайд 127Референтная модель бизнес-процесса
Референтная модель — это модель эффективного бизнес-процесса, созданная
для предприятия конкретной отрасли, внедренная на практике и предназначенная для
использования при разработке/реорганизации бизнес-процессов на других предприятиях.
По сути, референтные модели представляют собой эталонные схемы организации бизнеса, разработанные для конкретных бизнес-процессов на основе реального опыта внедрения в различных компаниях по всему миру. Они включают в себя проверенные на практике процедуры и методы организации управления.
Референтные модели позволяют предприятиям начать разработку собственных моделей на базе уже готового набора функций и процессов.
Слайд 128Референтная модель бизнес-процесса
(продолжение)
Референтная модель бизнес-процесса представляет собой совокупность логически взаимосвязанных
функций. Для каждой функции указывается исполнитель, входные и выходные документы
или информационные объекты.
Элементы (функции и документы) референтной модели бизнес-процесса содержат ссылки на соответствующие объекты ИС, а также документы и другую информацию (пользовательские инструкции, ответственных разработчиков), расположенную в репозитарии проекта. Отсюда и название — референтная модель (в переводе с английского «ссылочная» модель).
Слайд 129Роль моделирования предметной области
В основе проектирования ИС лежит моделирование предметной
области.
Под моделью предметной области понимается некоторая система, имитирующая структуру
или функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию – быть адекватной этой области.
Предварительное моделирование предметной области позволяет сократить время и сроки проведения проектировочных работ и получить более эффективный и качественный проект.
Без проведения моделирования предметной области велика вероятность допущения большого количества ошибок в решении стратегических вопросов, приводящих к экономическим потерям и высоким затратам на последующее перепроектирование системы -> все современные технологии проектирования ИС основываются на использовании методологии моделирования предметной области.
Слайд 130Требования к моделям предметных областей
формализация, обеспечивающая однозначное описание структуры предметной
области;
понятность для заказчиков и разработчиков на основе применения графических средств
отображения модели;
реализуемость, подразумевающая наличие средств физической реализации модели предметной области в ИС;
обеспечение оценки эффективности реализации модели предметной области на основе определенных методов и вычисляемых показателей.
Для реализации перечисленных требований, как правило, строится система моделей, которая отражает структурный и оценочный аспекты функционирования предметной области.
Слайд 131Структурный аспект
Структурный аспект предполагает построение:
объектной структуры, отражающей состав взаимодействующих в
процессах материальных и информационных объектов предметной области;
функциональной структуры, отражающей взаимосвязь
функций (действий) по преобразованию объектов в процессах;
структуры управления, отражающей события и бизнес-правила, которые воздействуют на выполнение процессов;
организационной структуры, отражающей взаимодействие организационных единиц предприятия и персонала в процессах;
технической структуры, описывающей топологию расположения и способы коммуникации комплекса технических средств.
Слайд 132Оценочные аспекты моделирования
Оценочные аспекты моделирования предметной области связаны с разрабатываемыми
показателями эффективности автоматизируемых процессов, к которым относятся:
время решения задач;
стоимостные затраты
на обработку данных;
надежность процессов;
косвенные показатели эффективности, такие, как объемы производства, производительность труда, оборачиваемость капитала, рентабельность и т.д.
Для расчета показателей эффективности, как правило, используются статические методы функционально-стоимостного анализа (ABC) и динамические методы имитационного моделирования.
Слайд 133Принципы последовательной детализации
Обычно модели строятся на трех уровнях:
внешнем уровне
( определении требований ),
концептуальном уровне ( спецификации требований ),
внутреннем уровне ( реализации требований ).
Слайд 134На внешнем уровне модель отвечает на вопрос, что должна делать
система, то есть определяется состав основных компонентов системы: объектов, функций,
событий, организационных единиц, технических средств.
На концептуальном уровне модель отвечает на вопрос, как должна функционировать система? Иначе говоря, определяется характер взаимодействия компонентов системы одного и разных типов.
На внутреннем уровне модель отвечает на вопрос: с помощью каких программно-технических средств реализуются требования к системе?
С позиции жизненного цикла ИС описанные уровни моделей соответственно строятся на этапах анализа требований, логического (технического) и физического (рабочего) проектирования.
Слайд 135Методологии описания предметной области
Методики делят на объектные и функциональные.
Объектные
методики рассматривают моделируемую организацию как набор взаимодействующих объектов – производственных
единиц. Целью данной методики является выделение объектов, составляющих организацию, и распределение между ними ответственностей за выполняемые действия.
Функциональные методики, наиболее известной из которых является методика IDEF, рассматривают организацию как набор функций, преобразующий поступающий поток информации в выходной поток. Основное отличие от объектной методики заключается в четком отделении функций (методов обработки данных) от самих данных.
Слайд 136Объектный подход позволяет построить более устойчивую к изменениям систему, лучше
соответствует существующим структурам организации.
Функциональное моделирование хорошо показывает себя в
тех случаях, когда организационная структура находится в процессе изменения или вообще слабо оформлена. Подход от выполняемых функций интуитивно лучше понимается исполнителями при получении от них информации об их текущей работе.
Слайд 137Функциональная методика IDEF0
В основе методологии лежат четыре основных понятия: функциональный
блок, интерфейсная дуга, декомпозиция, глоссарий.
Слайд 138Для каждого из элементов IDEF0 — диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных
дуг — существующий стандарт подразумевает создание и поддержание набора (глоссария)
соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и т.д., которые характеризуют объект, отображенный данным элементом.
В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должна быть указана цель (Purpose) построения диаграммы в виде краткого описания и зафиксирована точка зрения (Viewpoint).
Точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации. Четкое фиксирование точки зрения позволяет разгрузить модель, отказавшись от детализации и исследования отдельных элементов, не являющихся необходимыми, исходя из выбранной точки зрения на систему. Правильный выбор точки зрения существенно сокращает временные затраты на построение конечной модели.
Слайд 139Диаграммы потоков данных
Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagram — DFD)
являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе.
При создании
диаграммы потоков данных используются четыре основных понятия: потоки данных, процессы (работы) преобразования входных потоков данных в выходные, внешние сущности, накопители данных (хранилища).
Кроме основных элементов, в состав DFD входят словари данных и миниспецификации.
Слайд 140Преимущества методики DFD
К преимуществам методики DFD относятся:
возможность однозначно определить внешние
сущности, анализируя потоки информации внутри и вне системы;
возможность проектирования сверху
вниз, что облегчает построение модели "как должно быть";
наличие спецификаций процессов нижнего уровня, что позволяет преодолеть логическую незавершенность функциональной модели и построить полную функциональную спецификацию разрабатываемой системы.
Слайд 141Недостатки методики DFD
необходимость искусственного ввода управляющих процессов, поскольку управляющие воздействия
(потоки) и управляющие процессы с точки зрения DFD ничем не
отличаются от обычных;
отсутствие понятия времени, т.е. отсутствие анализа временных промежутков при преобразовании данных (все ограничения по времени должны быть введены в спецификациях процессов).
Слайд 142Объектно-ориентированная методика
Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура
описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение
системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами.
Концептуальной основой объектно-ориентированного подхода является объектная модель, которая строится с учетом следующих принципов:
абстрагирование;
инкапсуляция;
модульность;
иерархия;
типизация;
параллелизм;
устойчивость.
Слайд 143Основные понятия объектно-ориентированного подхода
Объект — предмет или явление, имеющее
четко определенное поведение и обладающие состоянием, поведением и индивидуальностью. Структура
и поведение схожих объектов определяют общий для них класс.
Класс – это множество объектов, связанных общностью структуры и поведения. Следующую группу важных понятий объектного подхода составляют наследование и полиморфизм.
Понятие полиморфизм может быть интерпретировано как способность класса принадлежать более чем одному типу.
Наследование означает построение новых классов на основе существующих с возможностью добавления или переопределения данных и методов.
В качестве языка моделирования объектного подхода используется унифицированный язык моделирования UML.
Слайд 144Преимущества объектно-ориентированного подхода
Объектная декомпозиция дает возможность создавать модели меньшего
размера путем использования общих механизмов, обеспечивающих необходимую экономию выразительных средств.
Использование объектного подхода существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования, что ведет к созданию среды разработки и переходу к сборочному созданию моделей.
Объектная декомпозиция позволяет избежать создания сложных моделей, так как она предполагает эволюционный путь развития модели на базе относительно небольших подсистем.
Объектная модель естественна, поскольку ориентирована на человеческое восприятие мира.
Слайд 145Недостатки объектно-ориентированного подхода
высокие начальные затраты,
этот подход не дает немедленной
отдачи,
эффект от его применения сказывается после разработки двух–трех проектов и
накопления повторно используемых компонентов,
диаграммы, отражающие специфику объектного подхода, менее наглядны.
Слайд 146Сравнение существующих методик
Для функциональных моделей характерны процедурная строгость декомпозиции ИС
и наглядность представления.
При функциональном подходе объектные модели данных в
виде ER-диаграмм "объект — свойство — связь" разрабатываются отдельно. Для проверки корректности моделирования предметной области между функциональными и объектными моделями устанавливаются взаимно однозначные связи.
Главный недостаток функциональных моделей заключается в том, что процессы и данные существуют отдельно друг от друга — помимо функциональной декомпозиции существует структура данных, находящаяся на втором плане. Кроме того, не ясны условия выполнения процессов обработки информации, которые динамически могут изменяться.
Слайд 147Сравнение существующих методик
(продолжение)
Перечисленные недостатки функциональных моделей снимаются в объектно-ориентированных моделях,
в которых главным структурообразующим компонентом выступает класс объектов с набором
функций, которые могут обращаться к атрибутам этого класса.
Для классов объектов характерна иерархия обобщения, позволяющая осуществлять наследование не только атрибутов (свойств) объектов от вышестоящего класса объектов к нижестоящему классу, но и функций (методов).
В случае наследования функций можно абстрагироваться от конкретной реализации процедур ( абстрактные типы данных ), которые отличаются для определенных подклассов ситуаций. Это дает возможность обращаться к подобным программным модулям по общим именам ( полиморфизм ) и осуществлять повторное использование программного кода при модификации программного обеспечения.
Однако по наглядности представления модели пользователю-заказчику объектно-ориентированные модели явно уступают функциональным моделям.
Слайд 148Комбинированные модели
При выборе методики моделирования предметной области обычно в качестве
критерия выступает степень ее динамичности. Для более регламентированных задач больше
подходят функциональные модели, для более адаптивных бизнес-процессов (управления рабочими потоками, реализации динамических запросов к информационным хранилищам) — объектно-ориентированные модели.
Однако в рамках одной и той же ИС для различных классов задач могут требоваться различные виды моделей, описывающих одну и ту же проблемную область.
Наилучшим способом преодоления недостатков рассмотренных методик является формирование синтетической методики, объединяющей различные этапы отдельных методик. При этом из каждой методики необходимо взять часть методологии, наиболее полно и формально изложенную, и обеспечить возможность обмена результатами на различных этапах применения синергетической методики. В бизнес-моделировании неявным образом идет формирование подобной синергетической методики.
Слайд 149Пример синтетической методики
(стадии построения административных регламентов)
Определение границ системы. На
этой стадии при помощи анализа потоков данных выделяют внешние сущности
и собственно моделируемую систему.
Выделение сценариев использования системы. На этой стадии при помощи критерия полезности строят для каждой внешней сущности набор сценариев использования системы.
Добавление системных сценариев использования. На этой стадии определяют сценарии, необходимые для реализации целей системы, отличных от целей пользователей.
Построение диаграммы активностей по сценариям использования. На этой стадии строят набор действий системы, приводящих к реализации сценариев использования;
Функциональная декомпозиция диаграмм активностей как контекстных диаграмм методики IDEF0.
Формальное описание отдельных функциональных активностей в виде административного регламента (с применением различных нотаций ).
Слайд 150Унифицированный язык визуального моделирования (UML)
UML представляет собой объектно-ориентированный язык моделирования,
обладающий следующими основными характеристиками:
является языком визуального моделирования, который обеспечивает разработку
репрезентативных моделей для организации взаимодействия заказчика и разработчика ИС, различных групп разработчиков ИС;
содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка.
Слайд 151Унифицированный язык визуального моделирования (UML) (продолжение)
UML включает внутренний набор средств
моделирования (модулей?) ("ядро"), которые сейчас приняты во многих методах и
средствах моделирования. Пользователям языка предоставлены возможности:
строить модели на основе средств ядра, без использования механизмов расширения для большинства типовых приложений;
добавлять при необходимости новые элементы и условные обозначения, если они не входят в ядро, или специализировать компоненты, систему условных обозначений (нотацию) и ограничения для конкретных предметных областей.
Слайд 152UML: классы
Классы представляют собой описание совокупностей однородных объектов с присущими
им свойствами — атрибутами, операциями, отношениями и семантикой.
Атрибут — это
свойство класса, которое может принимать множество значений. Множество допустимых значений атрибута образует домен. Атрибут имеет имя и отражает некоторое свойство моделируемой сущности, общее для всех объектов данного класса. Класс может иметь произвольное количество атрибутов.
Операция — реализация функции, которую можно запросить у любого объекта класса. Операция показывает, что можно сделать с объектом. Исполнение операции часто связано с обработкой и изменением значений атрибутов объекта, а также изменением состояния объекта.
Слайд 154Диаграммы классов
Классы в UML изображаются на диаграммах классов, которые позволяют
описать систему в статическом состоянии — определить типы объектов системы
и различного рода статические связи между ними.
Между классами возможны различные отношения, представленные на рисунке:
зависимости, которые описывают существующие между классами отношения использования;
обобщения, связывающие обобщенные классы со специализированными;
ассоциации, отражающие структурные отношения между объектами классов.
Слайд 156Диаграммы использования
Диаграммы использования описывают функциональность ИС, которая будет видна пользователям
системы. Каждая «функциональность» изображается в виде "прецедентов использования" (use case)
или просто прецедентов. Прецедент — это типичное взаимодействие пользователя с системой, которое при этом:
описывает видимую пользователем функцию,
может представлять различные уровни детализации,
обеспечивает достижение конкретной цели, важной для пользователя.
Список всех прецедентов фактически определяет функциональные требования к ИС, которые лежат в основе разработки технического задания на создание системы.
Слайд 157Связи на диаграммах прецедентов
При исполнении прецедента " формирование заказа "
возможно использование информации из предыдущего заказа, что позволит не вводить
все необходимые данные. А при исполнении прецедентов " оценить риск сделки " и " согласовать цену " необходимо выполнить одно и то же действие — рассчитать стоимость заказа.
Слайд 158Динамические аспекты поведения системы
Поведение системы отображаются в UML на
диаграммах взаимодействия.
Как правило, диаграмма взаимодействия охватывает поведение объектов в
рамках одного варианта использования.
Существуют два вида диаграмм взаимодействия: диаграммы последовательностей и кооперативные диаграммы.
Слайд 159Диаграммы последовательностей
Этот вид диаграмм используется для точного определения логики сценария
выполнения прецедента.
Диаграммы последовательностей отображают типы объектов, взаимодействующих при исполнении
прецедентов, сообщения, которые они посылают друг другу, и любые возвращаемые значения, ассоциированные с этими сообщениями.
Прямоугольники на вертикальных линиях показывают "время жизни" объекта. Линии со стрелками и надписями названий методов означают вызов метода у объекта.
Слайд 160Диаграмма последовательности обработки заказа
Слайд 161Кооперативные диаграммы
На кооперативных диаграммах объекты (или классы ) показываются в
виде прямоугольников, а стрелками обозначаются сообщения, которыми они обмениваются в
рамках одного варианта использования. Временная последовательность сообщений отражается их нумерацией.
Слайд 162Диаграммы состояний
Диаграммы состояний используются для описания поведения сложных систем. Они
определяют все возможные состояния, в которых может находиться объект, а
также процесс смены состояний объекта в результате некоторых событий. Эти диаграммы обычно используются для описания поведения одного объекта в нескольких прецедентах.
Слайд 163Диаграммы деятельности
Диаграмма деятельности — это частный случай диаграммы состояний. На
диаграмме деятельности представлены переходы потока управления от одной деятельности к
другой внутри системы. Этот вид диаграмм обычно используется для описания поведения, включающего в себя множество параллельных процессов.
Слайд 164На диаграмме деятельности могут быть представлены действия, соответствующие нескольким вариантам
использования. На таких диаграммах появляется множество начальных точек, поскольку они
отражают теперь реакцию системы на множество внешних событий.
Таким образом, диаграммы деятельности позволяют получить полную картину поведения системы и легко оценивать влияние изменений в отдельных вариантах использования на конечное поведение системы.
Любая деятельность может быть подвергнута дальнейшей декомпозиции и представлена в виде отдельной диаграммы деятельности или спецификации (словесного описания).
Слайд 165Диаграммы компонентов
Диаграммы компонентов позволяют изобразить модель системы на физическом уровне.
Элементами
диаграммы являются компоненты — физические замещаемые модули системы. Каждый компонент
является полностью независимым элементом системы.
Разновидностью компонентов являются узлы. Узел — это элемент реальной (физической) системы, который существует во время функционирования программного комплекса и представляет собой вычислительный ресурс, обычно обладающий как минимум некоторым объемом памяти, а часто еще и способностью обработки.
Узлы делятся на два типа:
устройства — узлы системы, в которых данные не обрабатываются.
процессоры — узлы системы, осуществляющие обработку данных.
Слайд 166Диаграмма компонентов фрагмента КИС
Основное назначение диаграмм компонентов — разделение системы
на элементы, которые имеют стабильный интерфейс и образуют единое целое.
Это позволяет создать ядро системы, которое не будет меняться в ответ на изменения, происходящие на уровне подсистем.
Каждый компонент диаграммы при необходимости документируется с помощью более детальной диаграммы компонентов, диаграммы сценариев или диаграммы классов.
Слайд 168Этапы проектирования ИС с применением UML
UML обеспечивает поддержку всех этапов
жизненного цикла ИС:
На этапе создания концептуальной модели для описания бизнес-деятельности
используются модели бизнес-прецедентов и диаграммы видов деятельности, для описания бизнес-объектов – модели бизнес-объектов и диаграммы последовательностей.
На этапе создания логической модели ИС описание требований к системе задается в виде модели и описания системных прецедентов, а предварительное проектирование осуществляется с использованием диаграмм классов, диаграмм последовательностей и диаграмм состояний.
На этапе создания физической модели детальное проектирование выполняется с использованием диаграмм классов, диаграмм компонентов, диаграмм развертывания.
Слайд 169Выбор способа проектирования ИС
При функциональной декомпозиции программной системы ее структура
описывается блок-схемами, узлы которых представляют собой "обрабатывающие центры" (функции), а
связи между узлами описывают движение данных.
При объектном разбиении в системе выделяются "активные сущности" – объекты (или компоненты), которые взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями и выполняя соответствующие функции (методы) объекта.
Если при проектировании ИС разбивается на объекты, то для ее визуального моделирования следует использовать UML. Если в основу проектирования положена функциональная декомпозиция ИС, то UML не нужен и следует использовать рассмотренные ранее структурные нотации.