Слайд 1Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко
Кафедра эпидемиологии
_________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Правовые основы профилактики
и
противоэпидемических мероприятий
2 ЧАСТЬ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________
Слайд 2Права граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия
благоприятную среду обитания, факторы
которой не должны оказывать вредное влияние на организм человека настоящего
и будущих поколений;
своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушения санитарных правил, повлекшего за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
получение полных и достоверных сведений о состоянии среды обитания, здоровья населения, эпидемиологической обстановке, качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, в также питьевой воды, действующих санитарных правил, принимаемых мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия и их результатах;
участие в разработке, обсуждении и принятии государственных решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Слайд 3ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Глава IV. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ
(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ
Статья 29.
Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
1. В целях предупреждения возникновения
и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
.
Слайд 4
Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
2.Санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны
и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Слайд 5Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
1. Санитарная охрана территории
Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации
и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).
Слайд 6Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
2. Перечень инфекционных заболеваний,
требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
3. Не допускаются к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Слайд 7Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
4. Для санитарной охраны
территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль.
5. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Российской Федерации, а также мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 8
Болезни, необычные, неожиданные, оказывающие серьезное влияние на здоровье населения и
подлежат
уведомлению ВОЗ
(Международные медико-санитарные правила. Женева,
23 мая 2005
года).
1. Оспа.
2. Полиомиелит, вызванный диким поливирусом.
3. Человеческий грипп, вызванный новым подтипом.
4. Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС).
5. Холера.
6. Легочная чума.
7. Вирусная геморрагическая лихорадка Эбола.
8. Вирусная геморрагическая лихорадка Ласса.
9. Вирусная геморрагическая лихорадка Марбурга.
10. Лихорадка западного Нила.
11. Лихорадка Денге.
12. Лихорадка долины Ри.
13. Менингококковая болезнь.
14. Желтая лихорадка.
Слайд 9Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)
1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в
пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской
Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Слайд 10Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)
3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина)
и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых
вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 11
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории
Российской Федерации (СаНПиН СП 3.4.1328-03) Утверждены 25.05.03г. (введены с 30.06.03г.)
Код классификации МРБ-10.
1. Холера А.00
2. Чума А.20
3. Желтая лихорадка А.95
4. Геморрагическая лихорадка Хунин
(Аргентинская геморрагическая лихорадка А.96)
5. Геморрагическая лихордка Мачупо (Боливийская)
6. Лихорадка Ласса А.96.2
7. Болезнь, вызванная вирусом Марбург А.98
8. Болезнь, вызванная вирусом Эбола А.98
9. Малярия (Plosmodium falcipatum) В.50
10. Малярия (Plosmodium vivax)
11. Малярия (Plosmodium malariae)
12. Малярия, вызванная (Plosmodium ovale)
Слайд 12Статья 32. Производственный контроль
1. Производственный контроль, в том числе проведение
лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Слайд 13Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
1. Больные инфекционными
заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с
больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний.
Слайд 14Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
3.
Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат
регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Слайд 15Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
1. В целях предупреждения возникновения и
распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний
работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
2. В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Слайд 16Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица
обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
4.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Слайд 17Статья 35. Профилактические прививки
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с
законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Слайд 18Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение
1. Гигиеническое воспитание и обучение
граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний
и распространение знаний о здоровом образе жизни.
2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Слайд 19Статья 51 (пункт 6) Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно
которой главные Государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями
«при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированное постановление о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания», а так же о «проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих».
Слайд 20СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 21СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 22СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 23СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 24СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 25СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 26СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 27СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 28СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 29СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 30СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 31СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 32СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 33СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 34СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 35СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Слайд 36СТАТЬИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ