Разделы презентаций


Память, обучение.ppt

Содержание

Память позволяет:1) использовать повторно прошлый жизненный опыт;2) осуществляет связь времен;3) обеспечивает развитие индивидуума и его обучение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Память
Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании

информацию и навыки.

Память Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

Слайд 2Память позволяет:
1) использовать повторно прошлый жизненный опыт;
2) осуществляет связь времен;
3)

обеспечивает развитие индивидуума и его обучение.

Память позволяет:1) использовать повторно прошлый жизненный опыт;2) осуществляет связь времен;3) обеспечивает развитие индивидуума и его обучение.

Слайд 3Формы биологической памяти.
1) Генетическая память
Носитель - нуклеиновые кислоты (

Пример иммунологическая память).
Вследствие мутации этот вид памяти изменяется

Формы биологической памяти. 1) Генетическая память Носитель - нуклеиновые кислоты ( Пример иммунологическая память). Вследствие мутации этот

Слайд 42)Психонервная память.
Свойство нервной системы сохранять следы бывших воздействий.
Обеспечивает

обучение и психические процессы.
В основе ее лежит формирование временных связей

и их использование в нужный момент.

2)Психонервная память. Свойство нервной системы сохранять следы бывших воздействий. Обеспечивает обучение и психические процессы.В основе ее лежит

Слайд 5Энграммы памяти
– структурно-функциональные изменения, возникающие при обучении.

Энграммы памяти– структурно-функциональные изменения, возникающие при обучении.

Слайд 6Классификация психонервной памяти.
1) По времени хранения.
2) По способу восприятия информации.
3)

По проявлениям.

Классификация психонервной памяти. 1) По времени хранения.2) По способу восприятия информации.3) По проявлениям.

Слайд 7I. По времени хранения информации различают:
1) Сенсорный отпечаток – до

500 мс. удерживается точная и полная картина, воспринимаемая органами чувств,

т. е. запоминается образ предмета.
Емкость ограничена 3 – 5 элементами.
I. По времени хранения информации различают: 1) Сенсорный отпечаток – до 500 мс. удерживается точная и полная

Слайд 8Механизм:
последействие в периферических и центральных звеньях сенсорных систем, связанные с

действием раздражителей.

Механизм:последействие в периферических и центральных звеньях сенсорных систем, связанные с действием раздражителей.

Слайд 92) Кратковременная память
– удерживает частичную информацию о раздражителе. Емкость ее

невелика = 7 ± 2 элемента.
Длительность хранения информации от

5 до 60 секунд..
Содержание кратковременной памяти либо угасает, либо стирается новой информацией, либо переходит в долговременную.
2) Кратковременная память– удерживает частичную информацию о раздражителе. Емкость ее невелика = 7 ± 2 элемента. Длительность

Слайд 10Механизм кратковременной памяти
циркуляция импульсов по замкнутым нейронным сетям: реверберация импульсов

1)межполушарная,
2)таламо - кортикальная,
3)в лобных долях)

Механизм кратковременной памятициркуляция импульсов по замкнутым нейронным сетям: реверберация импульсов 1)межполушарная, 2)таламо - кортикальная,3)в лобных долях)

Слайд 123) Долговременная память
удерживает большой объем информации.
Все, что удерживается в

памяти более 1 минуты переводится в долговременную, где хранится часами,

годами.
Долговременная память является основным звеном в организации целенаправленного поведения.
3) Долговременная памятьудерживает большой объем информации. Все, что удерживается в памяти более 1 минуты переводится в долговременную,

Слайд 13Этапы долговременной памяти:
1) запоминание;
2) хранение;
3) извлечение.

Этапы долговременной памяти: 1) запоминание;2) хранение;3) извлечение.

Слайд 14Механизм памяти. Запоминание.
Для произвольного запоминания информации важно:
внимание, сознательное состояние.


Процесс зависит от активности ретикулярной формации.
Существует непроизвольное запоминание (подсознательное).

Механизм памяти. Запоминание. Для произвольного запоминания информации важно: внимание, сознательное состояние. Процесс зависит от активности ретикулярной формации.Существует

Слайд 15
Запоминание осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокампа.

Запоминание осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокампа.

Слайд 16Виды запоминания
1) процедурное – связано с запоминанием того, как надо

действовать.
2) декларативное – запоминание основ действий.
Это познавательные процессы, связанные

с осознанием действий.
Виды запоминания 1) процедурное – связано с запоминанием того, как надо действовать.2) декларативное – запоминание основ действий.

Слайд 17Приемы запоминания.
1) Лучше запоминается материал, логически связанный с ранее

известным.
2) Ассоциативный способ.
3) Эмоциональный фон.
4) Осознание необходимости и важности запоминаемой

информации.
Приемы запоминания.  1) Лучше запоминается материал, логически связанный с ранее известным.2) Ассоциативный способ.3) Эмоциональный фон.4) Осознание

Слайд 18Ее основой являются структурные изменения в нейронах.

Хранение информации. Механизм долговременной

памяти.

Ее основой являются структурные изменения в нейронах.Хранение информации. Механизм долговременной памяти.

Слайд 19I. Нейромедиаторный механизм.
1) В центральных синапсах увеличивается количество холинорецепторов

за счет их синтеза или активации спящих.
2) Повышается чувствительность ранее

работавших рецепторов.
I. Нейромедиаторный механизм.  1) В центральных синапсах увеличивается количество холинорецепторов за счет их синтеза или активации

Слайд 203) Снижается порог возбудимости нейронов.

4) Увеличивается квантовая секреция медиатора.

3) Снижается порог возбудимости нейронов.4) Увеличивается квантовая секреция медиатора.

Слайд 21Действие медиаторов при запоминании информации.

Действие медиаторов при запоминании информации.

Слайд 22Серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при положительном

эмоциональном подкреплении (например, пищевом).
Норадреналин ускоряет обучение при отрицательном эмоциональном подкреплении


( например, болевом).
Серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при положительном эмоциональном подкреплении (например, пищевом).Норадреналин ускоряет обучение при

Слайд 23Роль нейропептидов
Нейропептиды могут находиться в пресинаптических терминалях вместе с

медиатором.
Например, вместе с норадреналином часто выделяется нейропептид У, опиоидные

пептиды, соматостатин.
Роль нейропептидов Нейропептиды могут находиться в пресинаптических терминалях вместе с медиатором. Например, вместе с норадреналином часто выделяется

Слайд 24Пептид – спутник повышает сродство постсинаптического рецептора к основному медиатору.


Модулируют синаптическую передачу.

Пептид – спутник повышает сродство постсинаптического рецептора к основному медиатору. Модулируют синаптическую передачу.

Слайд 25II. Молекулярные механизмы памяти.
1) При обучении и запоминании происходит синтез

новых молекул белка, хранящих информацию.
2) Обновляется рецепторный белок.

II. Молекулярные механизмы памяти. 1) При обучении и запоминании происходит синтез новых молекул белка, хранящих информацию.2) Обновляется

Слайд 263) При обучении в синапсе выделяется много Са2+, он активирует

Са – зависимые протеинкиназы, они расщепляют белок, маскирующий неактивные белковые

глутаматрецепторы.

3) При обучении в синапсе выделяется много Са2+, он активирует Са – зависимые протеинкиназы, они расщепляют белок,

Слайд 27Они обеспечивают состояние повышенной проводимости синапсов.
4. Существуют и иммунологические механизмы

памяти.

Они обеспечивают состояние повышенной проводимости синапсов.4. Существуют и иммунологические механизмы памяти.

Слайд 28Извлечение информации.
Особую роль играют височные доли. Их раздражение вызывает

воспоминания,
поражение – ретроградную амнезию.

Извлечение информации.  Особую роль играют височные доли. Их раздражение вызывает воспоминания, поражение – ретроградную амнезию.

Слайд 29Извлечение информации может быть в виде:
1) реминисценции - феномен в

виде непроизвольного воспоминания без осознания того, что и когда было

запечатлено;
2) персеверация– чрезмерно стойкие воспоминания. Появляются помимо воли. Могут носить навязчивый характер;
3) произвольное воспоминание.

Извлечение информации может быть в виде:1) реминисценции - феномен в виде непроизвольного воспоминания без осознания того, что

Слайд 30Роль эмоций в извлечении информации.
Активация симпатоадреналовой системы улучшает воспоминание.


Но при стрессе возникает истерическая амнезия.

Роль эмоций в извлечении информации.  Активация симпатоадреналовой системы улучшает воспоминание. Но при стрессе возникает истерическая амнезия.

Слайд 31Возрастные особенности памяти.
3 – 4 месяца – образная память.
2 –

3 года – образная и начало словеснологической.
3 – 4 года

– активация словеснологической.
20 – 45 лет максимальная память.
Старость: 1) ухудшение запоминания нового; 2) улучшение воспоминания старого.

Возрастные особенности памяти. 3 – 4 месяца – образная память.2 – 3 года – образная и начало

Слайд 32В формировании памяти принимают участие следующие структур головного мозга:

В формировании памяти  принимают участие следующие структур головного мозга:

Слайд 331) Неспецифические структуры:
РФ ствола мозга, гипоталамус, ассоциативные ядра таламуса,

гиппокамп, лобная кора.
2) Специфические структуры: различные отделы коры больших полушарий,

за исключением лобной.
1) Неспецифические структуры: РФ ствола мозга, гипоталамус, ассоциативные ядра таламуса, гиппокамп, лобная кора.2) Специфические структуры: различные отделы

Слайд 34II. По способу восприятия информации различают память:
1) зрительную;
2) слуховую;
3) моторную;
4)

комбинированную.
Т.е. классификация основана на анализаторе, участвующем в восприятии информации.

II. По способу восприятия информации различают память: 1) зрительную;2) слуховую;3) моторную;4) комбинированную.Т.е. классификация основана на анализаторе, участвующем

Слайд 35III. По проявлениям память бывает:
1) образная;
2) эмоциональная;
3) словесно-логическая.

III. По проявлениям память бывает: 1) образная;2) эмоциональная;3) словесно-логическая.

Слайд 36Обучение. Принципы обучения.

Обучение. Принципы обучения.

Слайд 37Обучение – процесс приобретения знаний через запоминание последовательности своих действий.

В итоге формируются программы поведения:
1) жесткие программы обеспечивают стандартность поведения

в виде динамического стереотипа;
2) вероятные программы лежат в основе познавательной деятельности и обучения.
Обучение – процесс приобретения знаний через запоминание последовательности своих действий. В итоге формируются программы поведения:1) жесткие программы

Слайд 38Обучение может быть по типу:
1) выработки условного рефлекса;
2) инструментальное обучение.

Проводится с использованием наград или наказаний.

Обучение может быть по типу: 1) выработки условного рефлекса;2) инструментальное обучение. Проводится с использованием наград или наказаний.

Слайд 39Способы обучения.
1) Метод проб и ошибок – запоминаются действия, приведшие

к благоприятному результату.
2) Закон эффекта – выбирается поведение, которое приносит

успех. Например, плач ребенка может использоваться для достижения любых целей.
Способы обучения. 1) Метод проб и ошибок – запоминаются действия, приведшие к благоприятному результату.2) Закон эффекта –

Слайд 40Этапы обучения
Игра → имитация действий других людей → познавательная деятельность

(интеллектуальное обучение).

Этапы обучения Игра → имитация действий других людей → познавательная деятельность (интеллектуальное обучение).

Слайд 41Приемы, ускоряющие обучение.
Это различные виды подкрепления, используемые в процессе обучения.
1)

Отрицательное подкрепление. Должно быть соразмерно вине. При этом необходимо учитывать

личность. Но постоянное применение не прогрессивно.
2) Положительное подкрепление. При частом использовании вырабатывается завышенная самооценка.
Лучше использовать оба этих приема.
Приемы, ускоряющие обучение. Это различные виды подкрепления, используемые в процессе обучения.1) Отрицательное подкрепление. Должно быть соразмерно вине.

Слайд 42Факторы, влияющие на эффективность обучения.
1) Свойства нервной системы, скорость образования

связей долговременной памяти.
2) Быстрообучающиеся должны иметь более высокий темп обучения.
3)

Характер подкрепления будет эффективен, если выбран с учетом и индивидуальных особенностей личности.
Факторы, влияющие на эффективность обучения. 1) Свойства нервной системы, скорость образования связей долговременной памяти.2) Быстрообучающиеся должны иметь

Слайд 43Типы высшей нервной деятельности

Типы высшей нервной деятельности

Слайд 44Тип ВНД
– это совокупность врожденных (генотипических) и приобретенных
(

фенотипических) свойств нервной системы,
благодаря которым формулируется тип поведения.
Существует несколько

классификаций типов ВНД.
Тип ВНД– это совокупность врожденных (генотипических) и приобретенных ( фенотипических) свойств нервной системы, благодаря которым формулируется тип

Слайд 45I. Классификация И. П. Павлова
Он положил в основу классификации свойства

процессов возбуждения и торможения:
а) силу нервных процессов, т. е. работоспособность

корковых клеток. Определяется длительностью нервного напряжения, связанного с возбуждением или торможением.
б) уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.
I. Классификация И. П. ПавловаОн положил в основу классификации свойства процессов возбуждения и торможения:а) силу нервных процессов,

Слайд 46в) подвижность нервных процессов
– способность корковых клеток по требованию обстоятельств

давать преимущество одного процесса перед другим, или способность к быстрой

смене одного процесса другим.

в) подвижность нервных процессов– способность корковых клеток по требованию обстоятельств давать преимущество одного процесса перед другим, или

Слайд 47Сила
Уравно-
вешенность
Подвижность
Сильный
Слабый
уравновешенный
неуравновешенный
подвижный
инертный
живой
спокойный
безудержный
слабый
Психологическая
характеристика

СилаУравно-вешенностьПодвижностьСильныйСлабыйуравновешенныйнеуравновешенныйподвижныйинертныйживойспокойныйбезудержныйслабыйПсихологическая характеристика

Слайд 48II. Классификация типов по возбудимости и впечатлительности.
Эту классификацию дал еще

Гиппократ (460 – 377г. до н. э.). Классификация темпераментов основывалась

на преобладании различных жидкостей тела.
II. Классификация типов по возбудимости и впечатлительности. Эту классификацию дал еще Гиппократ (460 – 377г. до н.

Слайд 49Согласно Гиппократу выделяют 4 темперамента:
- сангвинический (горячая кровь);
- холерический (желчь);
-

флегматический (слизь);
- меланхолический (черная желчь).

Согласно Гиппократу выделяют 4 темперамента:- сангвинический (горячая кровь);- холерический (желчь);- флегматический (слизь);- меланхолический (черная желчь).

Слайд 50Классификация по Павлову коррелирует с классификацией темпераментов по Гиппократу:
- сангвиник

– живой тип;
- холерик – безудержный;
- флегматик – спокойный;
- меланхолик

– слабый.
Классификация по Павлову коррелирует с классификацией темпераментов по Гиппократу:- сангвиник – живой тип;- холерик – безудержный;- флегматик

Слайд 51Характеристика личности по возбудимости и впечатлительности.

Характеристика личности по возбудимости и впечатлительности.

Слайд 521) Сангвиник – доминирует «центр удовольствия». Характеризуется высокой возбудимостью, живой

реакцией на изменения обстоятельств.
Сохраняет уравновешенность в трудных ситуациях.

1) Сангвиник – доминирует «центр удовольствия». Характеризуется высокой возбудимостью, живой реакцией на изменения обстоятельств. Сохраняет уравновешенность в

Слайд 532) Холерик – доминирует «центр нетерпения». Характеризуется повышенной возбудимостью, даже

нервозностью, очень эмоционален, бурно реагирует на воздействия.

2) Холерик – доминирует «центр нетерпения». Характеризуется повышенной возбудимостью, даже нервозностью, очень эмоционален, бурно реагирует на воздействия.

Слайд 543) Флегматик – доминирует «центр терпения». Характеризуется высокой возбудимостью, но

человек с трудом меняет деятельность, эмоции погашены.

3) Флегматик – доминирует «центр терпения». Характеризуется высокой возбудимостью, но человек с трудом меняет деятельность, эмоции погашены.

Слайд 554) Меланхолик – доминирует «центр уныния». Возбудимость слабая. Характерна быстрая

истощаемость процессов возбуждения и торможения.
Впечатлительность повышена, эмоционален, преобладают отрицательные

эмоции.


4) Меланхолик – доминирует «центр уныния». Возбудимость слабая. Характерна быстрая истощаемость процессов возбуждения и торможения. Впечатлительность повышена,

Слайд 56Характеристика поведенческих реакций.
1) Холерик – высокая
2) Сангвиник – общителен,

контактен, целеустремлен.
потребность деятельности, целеустремленность, но интересы часто меняются.

Характеристика поведенческих реакций. 1) Холерик – высокая 2) Сангвиник – общителен, контактен, целеустремлен.потребность деятельности, целеустремленность, но интересы

Слайд 573) Флегматик – замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и

работоспособность.

3) Флегматик – замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и работоспособность.

Слайд 584) Меланхолик – трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязлив, высокая утомляемость.


При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение.

4) Меланхолик – трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязлив, высокая утомляемость. При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное

Слайд 59Особенности ВНД человека.
Классификация темпераментов Гиппократа и классификация типов ВНД и

И.П. Павлова являются общими и для животных и для человека.

Особенности ВНД человека. Классификация темпераментов Гиппократа и классификация типов ВНД и И.П. Павлова являются общими и для

Слайд 60
Особенностью ВНД человека является наличие II сигнальной системы.

Особенностью ВНД человека является наличие II сигнальной системы.

Слайд 61Первая сигнальная система организма обеспечивает формирование непосредственного представления об окружающей

действительности.
Сигналами для I сигнальной системы служат предметы и их

определенные свойства (цвет, запах, форма),
явления окружающего мира,
Первая сигнальная система организма обеспечивает формирование непосредственного представления об окружающей действительности. Сигналами для I сигнальной системы служат

Слайд 62Вторая сигнальная система обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающей действительности

с помощью речи.

Вторая сигнальная система обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи.

Слайд 63У человека выделено 4 типа ВНД на основе соотношения сигнальных

систем.

У человека выделено 4 типа ВНД на основе соотношения сигнальных систем.

Слайд 64

Средний
тип

I сигнальная система

II сигнальная система


Художественный
тип


Мыслительный
тип


Художественно-
мыслительный
тип

Средний типI сигнальная системаII сигнальная системаХудожественный типМыслительный типХудожественно-мыслительный тип

Слайд 65Неврозы и невротические компоненты.
Под неврозом понимают функциональные нарушения или срывы

нервной деятельности.
Основы неврозов заключаются:
1) в перенапряжении процессов возбуждения и торможения;
2)

в перенапряжении подвижности возбуждения и торможения.
Неврозы и невротические компоненты. Под неврозом понимают функциональные нарушения или срывы нервной деятельности.Основы неврозов заключаются:1) в перенапряжении

Слайд 66
Неврозы проявляются в виде различных компонентов или их сочетаний.

Неврозы проявляются в виде различных компонентов или их сочетаний.

Слайд 67Классификация невротических компонентов.
1) Психические компоненты:
а) изменение эмоционального статуса и самочувствия;
б)

снижение работоспособности.

Классификация невротических компонентов. 1) Психические компоненты:а) изменение эмоционального статуса и самочувствия;б) снижение работоспособности.

Слайд 682) Психосоматические компоненты:
а) появляются боли;
б) ощущение дискомфорта, связанного с деятельностью

внутренних органов;
в) нарушения в сексуальной сфере.

2) Психосоматические компоненты: а) появляются боли;б) ощущение дискомфорта, связанного с деятельностью внутренних органов;в) нарушения в сексуальной сфере.

Слайд 693) Вегетативные компоненты:
а) вегетативные реакции имеют парадоксальный характер, изменяются волнообразно;
б)

отмечается рассогласование реакций различных физиологических систем.

3) Вегетативные компоненты: а) вегетативные реакции имеют парадоксальный характер, изменяются волнообразно;б) отмечается рассогласование реакций различных физиологических систем.

Слайд 70Проявившись однажды, невротические компоненты или их комбинации могут закрепиться надолго.


Поэтому считают, что невроз – это процесс образования и закрепления

в ЦНС невротических компонентов.

Проявившись однажды, невротические компоненты или их комбинации могут закрепиться надолго. Поэтому считают, что невроз – это процесс

Слайд 71При этом психический компонент может исчезать, а психосоматический и вегетативный

оставаться надолго.
Невротические компоненты являются содержанием жалоб больных.

При этом психический компонент может исчезать, а психосоматический и вегетативный оставаться надолго.Невротические компоненты являются содержанием жалоб больных.

Слайд 72Условия возникновения неврозов:
1) избыток или недостаток информации;
2) недостаток времени для

принятия решения;
3) высокий уровень мотивации, а решение задачи невозможно.

Условия возникновения неврозов: 1) избыток или недостаток информации;2) недостаток времени для принятия решения;3) высокий уровень мотивации, а

Слайд 73Факторы, способствующие развитию неврозов:
1) сила действующего раздражителя;
2) индивидуальные свойства ЦНС;
3)

состояние устойчивости ЦНС в данный момент.

Факторы, способствующие развитию неврозов: 1) сила действующего раздражителя;2) индивидуальные свойства ЦНС;3) состояние устойчивости ЦНС в данный момент.

Слайд 74Экспериментальные неврозы.
Они развивались при выработке условных рефлексов при условиях:
1)

если использовали сильные условные и безусловные раздражители;

Экспериментальные неврозы.  Они развивались при выработке условных рефлексов при условиях:1) если использовали сильные условные и безусловные

Слайд 752) при выработке сложных и тонких дифференцировок;
3) при длительном применении

тормозных сигналов (запреты).

2) при выработке сложных и тонких дифференцировок;3) при длительном применении тормозных сигналов (запреты).

Слайд 76Неврозы возникают при угрожающих жизни состояниях.
А лаборатории Павлова

наблюдалось изменение условнорефлекторной деятельности у собак, подвергшихся затоплению.

Неврозы возникают при угрожающих жизни состояниях. А лаборатории Павлова наблюдалось изменение условнорефлекторной деятельности у собак, подвергшихся затоплению.

Слайд 77При неврозах часто нарушается закон силовых отношений.
В зависимости от степени

невротического состояния наблюдаются различные фазы изменения закона силовых отношений:

При неврозах часто нарушается закон силовых отношений.В зависимости от степени невротического состояния наблюдаются различные фазы изменения закона

Слайд 781) уравнительная;
2) парадоксальная;
3) ультрапарадоксальная;
4) тормозная.

1) уравнительная;2) парадоксальная; 3) ультрапарадоксальная;4) тормозная.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика