Слайд 1Физиология лимбической системы
(limbus – край)
Слайд 2 Термин Лимбическая система (ЛС) предложен Мак – Лином (1952г)
и связан с особенностью ее расположения в виде кольца на
границе новой коры.
Отделяет ее от ствола мозга.
Это функциональное объединение структур конечного, промежуточного и среднего мозга.
Слайд 3Анатомически в нее входят: гиппокамп,
гиппокампова и поясная извилины,
зубчатая
фасция,
свод,
миндалевидный комплекс,
перегородка,
переднее таламическое ядро,
гипоталамус.
Функционально: мамиллярные
тела, РФ, лобно-височная кора.
Слайд 4Афферентную информацию
ЛС получает от различных областей головного мозга.
Главным источником
ее возбуждения является РФ.
В ЛС находится «корковый» отдел обонятельного
анализатора.
Слайд 5Эфферентные выходы
– через гипоталамус на:
1) вегетативные и соматические центры ствола
и спинного мозга.
2) на ассоциативную зону коры (регуляция высших психических
функций).
Слайд 71) поддержание гомеостаза путем автоматизированного управления вегетативными процессами – по
врожденным гомеостатическим программам.
2) формирование витальных потребностей с эмоциональной окрашенностью.
Слайд 83)формирование поведения для достижения цели (сознательный компонент гомеостатических реакций).
Слайд 101) ЛС является одним из элементов аппарата управления в функциональных
системах.
Получив сигнал от аппарата рецепции, ЛС через гипоталамус нервным
или гуморальным путем активирует деятельность тех органов и систем,
деятельность которых влияет на данную гомеостатическую составляющую.
Слайд 11Таким образом, гипоталамус играет роль эффекторной зоны в висцеральном мозге.
Слайд 122) ЛС формирует тот или иной вариант витальную потребность.
Это
чувство жажды, голода, солевого аппетита, сексуальные потребности.
Слайд 13Реализация этих потребностей осуществляется через кору
в виде необходимого для
достижения цели поведения
(реакции приближения к объекту или избегание контакта
с ним).
Слайд 14В качестве примера рассмотрим поддержание уровня питательных веществ в крови.
Слайд 15поведение
кора
ЛРК-ГТ
Б.Ж.У
ХР
АНС
ЖВС
1.Поступление пищи
2.Переваривание
3.Всасывание
4.Депонирование
5.Извлечение из депо
Обратная связь
Гуморальные влияния
Нервные влияния
6.
Утилизация
Слайд 16ФС поддержания уровня глюкозы в крови
Слайд 17поведение
кора
ЛРК-ГТ
Глюкоза
N= 3,4-4,6
ммоль/л
ГлР
АНС
ЖВС
Обратная связь
Гуморальные влияния
Нервные влияния
1.Инсулин
2.Контр-инсулярные
гормоны:
-глюкагон
-глюкокортикоиды
-соматостатин
-адреналин
Слайд 18Формирование поведения и способы достижения цели.
Слайд 19Большое количество связей в ЛС обеспечивает условия для длительной циркуляции
импульсов в ЛС и запоминание.
Слайд 20 На основе запоминания формируются приобретенные программы поведения, которые могут
быть использованы для достижения цели.
Слайд 21Способы достижения цели можно объединить в 2 группы:
Слайд 221) Реакции приближения:
а) исследовательская
б) эффект удовольствия.
в) удовлетворение потребности
Слайд 232) Реакции избегания:
а) пассивного избегания
б) активнооборонительного избегания (агрессивное нападение)
Слайд 24Характеристика реакций приближения.
Слайд 251) Исследовательская
Заключается в обследовании, изучении обстановки при ее новизне.
Продолжительность этой реакции зависит от активности гиппокампа.
Слайд 26Компоненты поведения при исследовательской реакции:
1) соматические – проявляются в движениях,
тонусе мимической мускулатуры. Поэтому, по внешнему виду видно, что человек
впервые в этой обстановке.
2) Вегетативные реакции: ↑ЧСС, ЧД, потоотделение.
3) психоэмоциональные реакции.
Слайд 272. Эффект удовольствия.
Реакция приближения может быть выбрана вследствие получения
удовольствия от контакта с объектом.
Слайд 28За формирование эффекта удовольствия отвечают миндалевидные ядра.
Слайд 293. Удовольствие потребности.
При достижении цели активное поведение исчезает и сменяется
покоем, у животных обычно сном.
Слайд 30Характеристика реакции пассивного избегания.
Проявляется в виде бегства или оцепенения в
зависимости от силы раздражения.
Сопровождается вегетативным и эмоциональным компонентом.
Слайд 31Типы поведения при пассивном избегании.
Слайд 32Происходит оценка обстановки, сравнение с имеющимся опытом
и намечается план
спасательных действий.
Велика роль рассудочного компонента, поэтому выбираются целесообразные действия.
Поведение
I типа
Слайд 33Реакция II тип – паника.
Возникает эмоциональный взрыв,
не позволяющий правильно
оценить обстановку и принять решение.
Начинаются беспорядочные действия, готовность к
самозащите.
Слайд 34III тип – бегство или замирание.
Появляется защитная окраска и форма
тела (мимикрия).
Слайд 35IV тип – оцепенение
Появляется при очень сильных раздражителях.
Это
отказ от всякой деятельности, вегетативные реакции снижены.
Слайд 36Любой из названных видов поведения сопровождается вегетативным и эмоциональным компонентом.
Слайд 37Формы эмоционального состояния при пассивном избегании.
Слайд 38Спокойствие
Беспокойство
Обусловленное
Без причины
Тревожность
Низкая
Высокая
Слайд 39Высокая тревожность сопровождается двигательными реакциями, вегетативными и психическими расстройствами.
Слайд 40
Страх
В норме возникает на возможную опасность.
Но страх
может быть и навязчивым состоянием,
сопровождающимся вегетативными расстройствами:
гипертонией, язвой
желудка.
Слайд 41Вегетативные компоненты поведения пассивного избегания.
Связаны с активацией САС, имеют самые
разные компоненты.
Слайд 42Гипотезы формирования реакции пассивного избегания.
1) Вазопрессин - улучшает «трусливую память»
2)
Существует «пептид страха».
3) Адреналин обеспечивает вегетативные реакции при поведении пассивного
избегания.
4) Снижение содержания ГАМК и нарушение ее взаимодействия с рецептором медуллином.
Слайд 43Реакция активного избегания.
Это все агрессивное поведение.
Делится на:
1) реакцию ярости.
2) реакцию
нападения.
Слайд 44Механизмы реакции активного избегания.
I. Биохимические механизмы.
а) Выделен пептид агрессивности
и антитела против него.
б) Ацетилхолин через М–ХР запускает любой
тип агрессии.
Слайд 45Модуляция агрессивного поведения.
а) Серотонин через С2 – рецепторы повышает, а
через С1 – снижает агрессивность.
б) Дофамин и норадреналин усиливают агрессивность.
Слайд 46Но агрессивное поведение, связанное с нарушением биохимии мозга составляет лишь
15% случаев.
Остальные 85% обусловлены отклонениями на социальном уровне.
Слайд 47
Должны быть сформированы программы поведения с запретом на агрессию.