Слайд 1Управление социальными проектами
Тема 3.
Коммуникации в системе управления
В.С.Кошкина, к.п.н., доцент
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Сущность коммуникационного процесса
Элементы процесса коммуникации
Виды коммуникаций
Модели и
функции коммуникаций
Слайд 31. Сущность коммуникационного процесса
Элементы процесса коммуникации
Термин «коммуникация» происходит
от латинского слова «communicatio», означающего связь, сообщение.
КОММУНИКАЦИЯ
(в широком смысле)
Процесс социального Обмен
взаимодействия информацией
Слайд 4
Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия состоит не только в
возможности передачи информации, сколько в обмене ею.
Социальное взаимодействие невозможно без
непрерывного обмена информацией, так как информация активно участвует в формировании общественного сознания
коммуникация отвечает за нормальное функционирование всей общественной системы
Слайд 5Теория управления:
Коммуникация – это способ существования и функционирования
социальных систем, так как обеспечивает:
связь между людьми,
накопление и передачу
социального опыта, его обогащение,
разделение труда,
организацию совместной деятельности,
трансляцию культуры
Слайд 6Теория социальных систем (Н. Луман):
Общество – система смысловой коммуникации.
Коммуникации – это синтез таких аспектов, как
информация,
сообщение,
понимание.
Понимание – это конечный итог коммуникации, выражающийся в адекватном знании – устойчивой и воспроизводимой согласованности познающего и познаваемого.
Слайд 770 – 90 % всего своего времени руководители затрачивают на
коммуникации, межличностные контакты
В ходе передачи информации по коммуникационным
каналам происходит
обмен знаниями, опытом, идеями в устном и письменном виде между сотрудниками организации и внешним окружением
Слайд 9
Чаще у организации затруднены связи с внешней средой
Специальные
отделы по связи с общественностью – «паблик рилейшнз»
Слайд 10Внутренняя коммуникация:
Вертикальная информация по нисходящей: сообщаются стратегические и
тактические цели, задачи
П о д ч и н е н н ы е
Слайд 11
Вертикальная информация по восходящей:
П о д ч и н
е н н ы е: информация о результатах выполнения решений,
возникающих препятствиях по их реализации и др.
Слайд 12
Горизонтальная коммуникация устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации.
Чем больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления,
тем выше эффективность горизонтальной коммуникации.
Слайд 13
А.Файоль сформулировал принципы деловых формальных коммуникаций;
«мостик Файоля» - короткие взаимодействия
между работниками разного функционального назначения, но находящимися на одном иерархическом
уровне.
Проблема «информационной перегрузки»
«Закупорка каналов информации»
Слайд 14Неформальные коммуникации:
НК возникают спонтанно;
основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях
Э.
Мэйо, У. Диксон, Д. Макгрегор, Ч.Барнард:
-не только официальные коммуникации существуют;
-важная
роль неформальной структуры отношений;
-двусторонний характер коммуникаций в организации;
-роль неформальных коммуникаций в передаче слухов (неофициальных сообщений)
Слайд 15Классификация неформальной коммуникации:
Неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, толки, пересуды,
байки, молва).
Фальсифицирующие элементы информационного пространства (дезинформация, ложь, обман, доносы, наговоры,
клевета, наветы, поклеп, наушничанье).
Интерпретативные элементы неформальной коммуникации (домыслы, догадки).
Фольклорно-ментальные элементы неформальной коммуникации (мифы, легенды, поверья)
Слайд 16
Публичные элементы (публичные дискуссии, переговоры, скандалы).
Сатирические элементы общественного мнения (сатира,
ирония, афоризмы, анекдоты, частушки, насмешки, шутки).
Графические формы выражения общественного мнения
(граффити, шаржи, карикатуры).