Слайд 1КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления
образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И.
Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2Культура — это продукт коммуникации.
Т. Шибутани
Слайд 3Сравнение концепций трех школ организационного поведения
Слайд 9Общение
это способ (форма) взаимодействия субъектов, создающий отношения, где стороны, реализуя
свои установки, интересы, идеи, представления, осуществляют обмен информацией (знаниями, оценками,
деятельностью), на основе которой формируются ответные реакции и настроения, мировоззрения и мироощущения, сотрудничество и партнерство.
Слайд 11Формы общения
контактное — дистантное (переписка);
кратковременное — длительное;
официальное — неофициальное;
представительское
— доверительное;
публичное — частное;
вербальное (звуковой язык, текст) — невербальное (жесты,
символы).
Слайд 12Три основные функции общения
информационно-коммуникативная — обмен информацией,
эффективно-коммуникативная передача отношений,
эмоциональных состояний;
регулятивно-коммуникативная — воздействие на поведение с целью изменить его
состояние
Слайд 13Психологические закономерности общения
понять — еще не значит принять;
люди легче принимают
позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (доверие)
и, наоборот, труднее принимают (или даже отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательное отношение (недоверие);
посягательство на чувство собственного достоинства и/или столкновение с какими-либо ценностными представлениями (нормами) в общении приводят к трудностям восприятия содержания информации, которую один из партнеров хотел бы довести до сведения других.
Слайд 14Актом общения, в ходе которого происходит передача и взаимопередача информации,
является коммуникация.
Слайд 16Коммуникация
это процесс обмена информацией и действиями между общающимися сторонами с
целью установления взаимопонимания между ними.
В данном процессе образуется коммуникативное
сообщество, которое характеризуется отношениями взаимосвязи, обмена действиями и взаимопонимания на основе механизмов убеждения, внушения, подражания и заражения.
Слайд 18Автокоммуникация
замкнутая на субъекте коммуникация (внутренняя речь, монолог, дневник), когда он
выступает и создателем и получателем сообщения.
Например, монолог «на лестнице»
после посещения начальника.
В качестве субъекта может выступать и группа, в частности на коллективных ритуалах.
Слайд 19Межличностная коммуникация
между отдельными индивидами в малых группах, где имеет место
непосредственный контакт, прямая обратная связь и диалоговое общение.
Она может
носить:
а) личностный характер — ситуативное и неформальное выражение «Я»;
б) статусно-ролевой (формальный) характер — содержание и форма коммуникации определяется статусно-ролевыми отношениями партнеров.
Слайд 20Межгрупповая коммуникация
между социальными группами, взаимодействующими в социальной организации в форме
любого рода коллектива — производственного, научного, профессионального и т.д.
Группы
людей получают в организации институциональное оформление своего положения в разных сферах деятельности.
Поэтому межгрупповая коммуникация выступает основой коммуникации в организациях.
Слайд 21Массовая коммуникация
обезличенная (дестратификационная) коммуникация численно большой, рассредоточенной, неоднородной и анонимной
аудитории с помощью технических средств и отсроченной обратной связью.
Каналами
данной коммуникации являются СМК — печать, радио, телевидение, видеопродукция, Интернет и т.п.
Они направлены на завоевание сознания людей (а не пространства) и обращаются к ним, «минуя головы правительств» и границ.
В этом смысле СМК являются «четвертой властью»: масштабы охвата, использование ими социальных технологий делают массовую коммуникацию многоступенчатым потоком гетерогенной информации, предопределяющим восприятие мира людьми.
Слайд 22Метакоммуникация:
коммуникация на невербальном уровне с помощью жестов — телодвижений, артикуляции
звуков, изменения мускулатуры лица и т.д., символизирующих о внутренних состояниях,
намерениях и т.п. взаимодействующих партнеров.
Их конвенциальное значение зависит от контекста, когда жесты служат показателями намерений человека и таким образом представляют другим какую-то основу для соответствующих реакций.
Слайд 24ВНЕШНЕОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦЦИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ
система внешнеорганизационных коммуникаций служит средством включения
организации во внешнюю (окружающую) среду
Она обеспечивает повседневные контакты организации с
внешними сегментами рынка и общественности, чрезвычайно динамичными и не находящимися в сфере непосредственного ее влияния.
Данная коммуникационная сеть должна непрерывно отслеживаться, так как:
изменения внешней среды воздействуют и определяют степень успеха (неудачи) в достижении эффективного результата (цели);
изменения внешней среды обусловливают адекватный механизм адаптации — изменения в плане маркетинга, которые организация осуществляет, чтобы приспособиться к окружающей среде.
Без должных диагностики и анализа внешнеорганизационной сети коммуникаций происходит потеря ориентации и адаптации организации, соответственно, и преимуществ в конкурентной борьбе.
Слайд 25Внутриорганизационные коммуникации как средство поддержания целостности организации
оживляют организацию и выступают
связывающими нитями, объединяющими ее элементы (подразделения) в единое целое.
Результатом
данного вида коммуникации является достижение определенной степени согласия, установление общей картины у тех кто объединен в совместном действии.
Внутриорганизационная коммуникация включает:
формальное коммуницирование, в котором организационная структура регламентирует и придает человеческой коммуникации официальность, предсказуемость и устойчивость, способствующие выполнению административных задач; руководитель отдает распоряжение подчиненным и ожидает его выполнения;
неформальное коммуницирование, в котором работники организации удовлетворяют свои потребности в неофициальном общении и проведении в жизнь установок, норм и санкций за их нарушение (вплоть до остракизма): те, кто твердо придерживается официальных правил и нарушает неписаные правила, попадают в беду.
Слайд 26Коммуникация формирует элементы оргкультуры
ценности, мотивация и образцы поведения персонала;
перевод корпоративных
целей на язык, доступный рядовым исполнителям;
интеграция формальных и неформальных сетей
коммуникации;
стиль руководства (лидерства);
обратная связь, дающая информацию руководству о положении дел и состояниях сотрудников, мнениях, отношениях, важных для совместной деятельности ситуациях и событиях.
Слайд 27Основными факторы коммуникации
а) психологические — мотивации и поведение;
б)
социальные — вхождение в референтную группу;
в) культурно-этические — оценка
набора ценностей, предпочтений, поступков;
г) человеческие — идентификация интересов, общественное участие, выгода.
Слайд 29Информация
содержательная сторона процесса коммуникации, определяющая его эффективность:
какие сведения коммуникация
содержит;
как быстро они движутся от одного управленческого уровня к
другому;
каковы потери управленческой информации на этом пути;
насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя коммуникационные каналы.
Слайд 30Информационное обеспечение системы менеджмента
наличие информационной инфраструктуры (информационных ресурсов, продуктов, каналов
и технологий), способной удовлетворять запросы и требования системы управления организации.
Слайд 31Информационное обеспечение
1) входная информация — получение точной информации о
реальном положении собственных дел, своевременных и надежных сведений о «рынке
потребителя», конкурентах, партнерах и т.п. (банк данных, «досье»);
2) выходная информация — регулятивно-регулирующая — правдивое информирование общественности в рамках социальной ответственности организации, государственного контроля за ее жизнедеятельностью.
Слайд 32«Информационное пространство».
представляет собой сферу распространения и функционирования управленческой информации
внутри и вне организации с помоцью технологий и других достижений
информатизации (связи) с целью формирования единого информационного (Смыслового) поля в рамках производственной деятельности и рыночных отношений.
Информационное пространство связывает дробные «пакеты информации» в единое целое,
Слайд 33Потери информации
Руководитель, передавая информацию своему заместителю, может рассчитывать на 60%
ее понимания, и так далее, до последнего звена в руководящей
цепочке.
Если она состоит из пяти уровней, то последний в цепочке поймет лишь 13% смысла первоначального распоряжения