Слайд 1Тема 2
Функциональная структура управления
Слайд 22.1 Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития.
2.2. Анализ
как функция управления
2.3.Планирование и прогнозирование в системе
2.4. Организация и
координация как функция управления
2.5. Мотивация и стимулирование
2.6. Контроль как функция управления.
Слайд 32.1 Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития.
Слайд 4Функция управления – вид деятельности управленческого персонала, характеризующийся направленностью на
достижение поставленной цели
Слайд 5Выделяют следующие группы функций управления:
Общие функции управления
Конкретные функции (специфические)
Слайд 6Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации.
Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были
выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.
Слайд 7Вторая группа функций определяется специфическими задачами. Они связаны с производственным
процессом, научно-технической и экономической деятельностью: бухгалтерский учет, оперативный контроль, внедрение
достижений научно-технического прогресса, материально-техническое снабжение и сбыт и т.п.
Слайд 82.2. Анализ как функция управления
Слайд 9Анализ является одной из основных функций управления и состоит в
разъединении целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление
о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
Анализ хозяйственной деятельности фирмы позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале.
Слайд 10Классификация видов анализа хозяйственной деятельности фирмы исходит из основных функций
управления, к которым относят:
информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение
информации);
анализ предшествующего и настоящего состояния экономики фирмы;
прогнозирование состояния экономики фирмы при различных вариантов развития;
учет и контроль параметров производства (оперативность, финансовый и статистический);
стимулирование достижения результативности деятельности фирмы (финансовых результатов);
анализ результативности деятельности фирмы и подготовка информации к очередному производственному циклу.
Слайд 11Различают макро- и микроэкономический анализ.
Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или
даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу.
Микроэкономический анализ
проводится по отдельным объектам и процессам и представлен в форме анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия и включает анализ объемов производства реализации продукции, товарных запасов, издержек, показателей по труду и его оплате, прибыли.
Слайд 12Исходя из вида используемой информации анализ финансовой и хозяйственной деятельности
предприятия делится на внешний и внутренний.
Слайд 13Анализ различных сторон финансово-экономической деятельности схематично может выглядеть так:
определение
целей и задач анализа;
выбор показателей, которые следует анализировать;
выбор
и использование необходимых средств и методов анализа соответствующих показателей;
расчет влияния внешних и внутренних факторов на величину анализируемых показателей;
подведение итогов анализа показателей и определение конкретных мер по улучшению финансово-экономической деятельности в настоящее время и в предстоящем периоде
Слайд 142. 3. Планирование и прогнозирование в системе управления
Слайд 15Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отображение действительности и основано
на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от
степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.
Слайд 16Гипотеза
характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т. е.
исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытие на ее
основе закономерности и причинно- следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.
Слайд 17Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так
как основывается не только на качественных, но и на количественных
показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта и количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Следовательно, прогноз отличается от гипотезы меньшей степенью неопределенности и большей достоверностью. В то же время связи прогноза с исследуемым объектом носят вероятностный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование можно считать и стадией планирования.
Слайд 18Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющихся
одной из приоритетных функций управления, состоящей в подготовке различных вариантов
управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов, в обосновании их оптимальности, обеспечении возможности и проверки их выполнения.
Слайд 19Система планирования включает в себя
различные виды и формы планирования.
Среди них наибольшее распространение
получили
директивное,
стратегическое ,
индикативное планирование.
Слайд 202.4. Организация и координация как функции управления
Слайд 21Функция организации состоит в создании определенной структуры для выполнения стратегических
и тактических планов предприятия. Для организации управления на предприятии должны
быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности.
Слайд 22В зависимости от уровня управления выделяют руководителей низшего звена, среднего
звена и высшего звена.
Слайд 23Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления
Слайд 24Масштабы работы руководителя фирмы отличны от круга обязанностей бригадира, мастера.
Руководитель фирмы координирует и контролирует работу ее персонала. Он организует
работу так, чтобы продукция фирмы соответствовала требуемым стандартам, чтобы службы маркетинга и сбыта своевременно информировали администрацию о желательных изменениях ассортимента продукции.
Он следит за тем, чтобы инженерно— конструкторская служба координировала свою работу с производственными показателями и в то же время была в тесном контакте со службой маркетинга и т. п.
Слайд 25Бригадир, мастер должен следить за тем, чтобы выдерживались сроки и
графики выпуска продукции, чтобы нужные материалы всегда были на рабочих
местах и в достаточном количестве, чтобы число занятых рабочих и их квалификация соответствовали нуждам его участка работы. Таким образом, координация работы, включающая нахождение баланса в работе отдельных звеньев фирмы и подчинение различных, иногда противоречивых интересов главной цели, является неотъемлемой управленческой функцией любого руководителя от бригадира до руководителя фирмы.
Слайд 27Мотивация – это совокупность внутренних движущих сил, побуждающих человека к
осуществлению определенных
действий
Слайд 28МОТИВ –
побуждение к определенным действиям
Слайд 29Потребность в самовыражении
Потребность в уважении и признании
Потребность принадлежности
к социальной группе,
причастности, поддержке
Потребность в безопасности и защищенности
Физиологические потребности
«ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ»
А. Маслоу
первичные
вторичные
Потребности нижних
уровней влияют на поведение человека
прежде, чем потребности
более высоких уровней
Слайд 30физиологические потребности, необходимые для выживания человека:
в еде, в воде, в отдыхе…;
потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира;
социальные потребности – необходимость в социальном окружении;
потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
потребность самовыражения, потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Слайд 31В системе потребностей Маслоу по мере удовлетворения текущих потребностей в
процессе деятельности индивидов возникают новые потребности более высокого уровня. Ведущая
потребность формируется по факту относительно полного удовлетворения совокупности предыдущих потребностей у личности.
Слайд 32Влияние мотивационных факторов на отношение людей к работе
Слайд 33ВИДЫ СТИМУЛОВ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ
это внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение
человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
СТИМУЛИРОВАНИЕ
денежные (заработная
плата,
премии и т.д. ) и неденежные
(путевки, бесплатное лечение,
транспортные расходы и др.)
социальные (престижность труда,
возможность профессионального и
служебного роста), моральные
(уважение со стороны окружающих,
награды) и творческие
(возможность самосовершенствования
и самореализации).
МОТИВАЦИЯ = СТИМУЛИРОВАНИЕ
Слайд 34Теория партисипативного управления
Концепция партисипативного управления исходит из того, что
если человек в организации заинтересованно
принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности,
то он, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.
Слайд 35Основные принципы философии партисипативного управления :
Главная ценность любой организации -
не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы
Современный эффективный менеджмент основан
на концепции "коллективного" труда
Нужна перестройка всей системы и авторитарного, командного стиля управления
Через группы реализуется принцип вовлечения работников в управление
Участие работников в распределении дополнительных доходов, полученных за счет их вовлечения в повышение эффективности производства
Изменения - необходимый элемент развития.
Слайд 362.6. Контроль как функция управления.
Слайд 37Контроль как основная функция управления — это процесс, обеспечивающий достижение
целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем
раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменении фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов
Слайд 38Контроль — это критически важная и сложная функция управления.
Одна
из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь,
состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Задача контроля — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Главные инструменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ.
Слайд 39В процессе контроля есть три четко различимых этапа:
выработка стандартов и критериев,
сопоставление с ними реальных результатов,
принятие необходимых
корректирующих действий.
На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап — установление стандартов. Это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.
Слайд 40Второй этап — это измерение того, что было в действительности
достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
Если оба этапа выполнены правильно, то руководство предприятия не только располагает сведениями о том, какие существуют проблемы, но и знает источник этих проблем. Это знание необходимо для успешного осуществления третьего этапа, на котором предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.
Третий этап — измерение результатов. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать
Слайд 41Одним из самых эффективных методов совершенствования агробизнеса стал бенчмаркинг как
элемент стратегического контроля.
Бенчмаркинг — это измерение показателей своей деятельности и
их сравнение с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидерами, а, также изучение и применение успешного опыта других у себя в организации.
Цель бенчмаркинга — совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности - носит стратегический характер для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления.