Слайд 1Концепция «производственной демократии»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра
управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им.
А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2Основоположники идеи
американские социологи Дж. Коул и А. Горц.
К
активным сторонникам концепции в определенном плане можно отнести таких теоретиков
менеджмента, как П. Друкер, Р. Уотермен, Т. Питерс, У. Оучи и др.
Слайд 3Суть концепции
в попытке примирить интересы бизнеса со все более
настойчивыми требованиями работников по улучшению своего положения в экономических и
социальных сферах.
Слайд 4Основные элементы концепции
официальное признание конфликтов между рабочими и предпринимателями,
учреждение отдельных «посреднических инстанций» для разрешения спорных вопросов,
формальное представительство
рабочих в администрации предприятия,
включение рабочего участия в структуру менеджмента.
Именно это, считают теоретики менеджмента, выведет демократические процессы за рамки политической сферы непосредственно в сферу экономическую.
Слайд 5ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Использование в управлении более гибких методов, в значительной степени
основанных на совете и взаимном согласии между предпринимателями и рабочими.
Уменьшение
вертикальной направленности менеджмента как системы власти и развитие горизонтальных связей.
Постепенное превращение менеджмента как бы в цепь ячеек, связь между которыми практически исключает субординацию, а жесткий контроль за качеством продукции полностью передается компьютерным системам.
Участие рабочих в прибылях.
Слайд 6Направления реформирования менеджмента
Основная задача менеджмента по-прежнему остается той же: сделать
людей способными к совместным действиям путем постановки им общих целей,
наделения их ценностями, правильной структуры организации, воспитания необходимых трудовых навыков и обеспечения квалификационного развития.
Но решение этой задачи осуществляется не через приказ, а через добровольное повиновение, которое становится возможным, когда рабочий также рассчитывает на некий удовлетворительный для себя результат от эффективной деятельности предприятия.
Слайд 7Направления реформирования менеджмента
Менеджеры постепенно из управляющих будут превращаться в координаторов
совместного труда рабочих для достижения обшей цели предприятия, не навязывая
свои готовые решения.
В задачу менеджера будет входить преобразование единых целей предприятия в конкретные задания для каждого производственного подразделения и организационной единицы.
Иными словами, прежнее положение о том, что главная функция менеджера заключается в контроле за рабочими, силой обстоятельств заменяется концепцией, согласно которой менеджер должен воодушевлять рабочих к проявлению инициативы, учитывая особенности людей, с которыми работает.
Слайд 8Оценка деятельности менеджера и менеджмента
В первую очередь при оценке
берется в расчет социальная результативность менеджмента:
качество жизни работников предприятия
(образования, жизни, здравоохранения и т.д.),
способность работников быть активными и ответственными участниками предпринятых решений.
Слайд 9Чем отличается концепция «производственной демократии» от доктрины «человеческих отношений»?
Она менее
зависима в своем практическом осуществлении от произвола менеджера, так как
отношения между менеджером и рабочим здесь переводятся на определенную правовую основу.
Ее отличие состоит также в том, что рабочие включаются в управление производством, что, несомненно, увеличивает их управленческие права.
В целом же смысл данной концепции заключается в том, что она направлена на перераспределение организационных решений в корпорациях за счет частичного изъятия их у верхних эшелонов управления и передачи работникам низших иерархических структур.
По сути речь идет о передаче рабочим наиболее трудоемких, повседневных функций по контролю за качеством продукции и надзору за состоянием трудовой дисциплины на предприятиях.