Слайд 1МОТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ А. МАСЛОУ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра
управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им.
А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2Абрахам Маслоу (1908—1970)
американский психолог, один из основателей психологического направления в
теории менеджмента. Получил ученую степень доктора психологии в университете штата
Висконсин, впоследствии был деканом факультета психологии в университете Брандера.
Основная его заслуга состоит в создании иерархической теории потребностей.
Слайд 3А. Маслоу
определил мотивацию как «изучение предельных целей человека».
Хотя все
люди имеют, в сущности, одни и те же цели, различные
культуры оказывают влияние на способы достижения этих целей.
Движущей силой мотивации является то, что люди никогда в полной мере не достигают поставленных перед ними целей.
Как только достигнута цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся другой потребности.
Слайд 4Базисные принципы, характеризующие природу человека
люди являются животными, обремененными потребностями,
которые никогда не могут быть удовлетворены;
состояние частичного или полного неудовлетворения
потребностей побуждает человека к действию;
существует иерархия потребностей, в которой основные потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня — на самом верху.
Слайд 6Распределение по пторебностям
Слайд 7Потребности по Маслоу, мотивация потребителей и рекомендации для организаций
Слайд 13Виды потребностей
Дефицитные потребности — физиологические, безопасности и социальные, и потребности
самоуважения и самореализации (роста и развития). Дефицитные потребности удовлетворяются за
счет факторов, так или иначе внешних по отношению к личности. К ним относятся, например, пища, здоровая окружающая среда, окружающая социальная среда, друзья и любимые люди.
Потребности роста присущи личности, ее внутренним характеристикам. Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нижнего уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы.
Слайд 1515 основных черт, присущих самореализующимся личностям
Более адекватное восприятие действительности,
свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к
неизведанному.
Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то мере являются философами.
Склонность к одиночеству. Для таких людей характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.
Автономия и независимость от окружения: устойчивость под воздействием деструктивных сил.
Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
Слайд 1615 основных черт, присущих самореализующимся личностям
Предельные переживания, характеризующиеся ощущением
исчезновения собственного «я».
Чувство общности с человечеством в целом.
Дружба с другими
самоактуализирующимися людьми, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
Устойчивые моральные нормы. Самоактуализирующиеся личности ведут себя нравственно. Остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели. А средства всегда подчиняют этим целям.
.«Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают . смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и появляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
Критичность или некоторый космополитизм. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Не являясь конформистами, они в то же время не склонны к бездумному бунтарству. Самоактуаклизирующиеся личности не идентифицируются со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую не желают принять.
Слайд 17Теория конфликта
угрожающие конфликты, когда человек в организации вынужден выбирать между
одинаково важными, но взаимоисключающими целями.
катастрофический конфликт – выбора между
значимым и его потерей нет
Слайд 18Каждый руководитель должен четко знать, какие потребности можно удовлетворить:
1) за
счет или на уровне всей организации,
2) на отдельном рабочем месте,
3)
с помощью изменения стиля руководства, лидерства.
Слайд 19СИСТЕМНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ