Разделы презентаций


Лекц 3 20_11_15 диаграмма Исикавы.pptx

Содержание

Методы анализа проблемы. Диаграмма причин и результатов( диаграмма Исикавы) В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Слайд 2Методы анализа проблемы. Диаграмма причин и результатов( диаграмма Исикавы)
В 1953

году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на

одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов (следствия). Считается, что тогда этот подход был применен впервые.
Диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии и получила название диаграммы Исикавы, которая чаще звучит как диаграмма «рыбьи кости» или диаграмма «причины и следствия».
Методы анализа проблемы. Диаграмма причин и результатов( диаграмма Исикавы) В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава,

Слайд 3Методы анализа проблемы. Диаграмма причин и результатов( диаграмма Исикавы)
Преимущество метода:
Графический

способ представления проблемы в виде диаграммы «рыбьи кости» позволяет отделить

причины от следствий и помогает увидеть проблему целиком.
Методы анализа проблемы. Диаграмма причин и результатов( диаграмма Исикавы) Преимущество метода:Графический способ представления проблемы в виде диаграммы

Слайд 4Методы анализа проблемы. Общий вид диаграммы причин и результатов (диаграммы

Исикавы)
Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням (для пояснения «рыбьих

костей»): 1 – система причинных факторов; 2 – следствие (формулировка проблемы); А, В, … - главные причины (или причины 1-го уровня); А1, В1, ….. – причины 2-го уровня; А2, В2, … - причины 3-го уровня и т. д.

Методы анализа проблемы. Общий вид диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням

Слайд 5Методы анализа проблемы. Общий вид диаграммы причин и результатов (диаграммы

Исикавы)
Следствие является «хребтом» этого скелета и в то же время

результатом различных причин (факторов), причины А, В, С и т. д.
На рисунке причины (факторы)обозначены стрелками, которые называются «большими костями». Эти причины являются в свою очередь, следствием других причин: А1, А2, …(для следствия А); В1, В2, … (для следствия В), обозначенные соответствующими стрелками («средние кости»). Вторичным причинам могут соответствовать третичные причины и т. д.
Методы анализа проблемы. Общий вид диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)Следствие является «хребтом» этого скелета и в

Слайд 6Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
При построении диаграммы

«рыбьи кости» выделяют шесть этапов.
1 Этап. Перед началом построения

диаграммы группе необходимо еще раз убедиться в том, что все участники согласны с формулировкой проблемы. Затем в правой части (по центру) большого листа или доски следует записать формулировку проблемы, обвести ее рамкой и провести к ней по центру листа прямую линию (хребет рыбы).


Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)При построении диаграммы «рыбьи кости» выделяют шесть этапов. 1 Этап.

Слайд 7Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
2 Этап. Определяют

главные уровни (ребра рыбы), которые являются общими причинами, влияющими на

данную проблему.
Если существует трудность в определении главных ветвей, то можно использовать самые общие заголовки (лучше всего они подходят для проблем, решаемых на производстве). Например, это могут быть:
Персонал (квалификация, опыт работы, обучение, психологический климат и т. д.);
Окружающая среда (условия работы, температурный режим в помещении, наличие шума, запахов и т. д.);
Методы и технологии (все, что используется при выполнении работы);
Производство (здания, цеха, оборудование в них, компьютерные системы и т. д.);
Оборудование (рабочие инструменты, рабочая одежда, мебель, канцелярские принадлежности и т. д.);


Материалы (сырье, используемое для переработки в ходе выполнения рабочих функций).

Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)2 Этап. Определяют главные уровни (ребра рыбы), которые являются общими

Слайд 8Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
3 Этап. На

данном шаге проводится сессия мозгового штурма для сортировки всех возможных

и существующих причин проблемы по каждой категории главного уровня (ребра рыбы).
Идеи высказываются участниками по всем заголовкам сразу, поэтому участник, осуществляющий запись, должен быть внимательным и фиксировать идеи под соответствующими заголовками.
Допускается повторять одинаковые идеи следующих уровней в нескольких местах (областях главных ребер), если группа чувствует, что в данном случае существует прямая и многосторонняя связь. Эти усилия обеспечат полноту диаграммы и большую осведомленность команды.


Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)3 Этап. На данном шаге проводится сессия мозгового штурма для

Слайд 9Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
4 Этап. Рассматривается,

чем вызваны причины, определенные в процессе мозгового штурма (причины, записанные

под заголовками главных уровней). Для этого участники могут задать вопрос «Что могло бы вызвать проблемы в данных областях?» Таким образом, анализ углубляется до максимально возможного уровня.
Пример части диаграммы для выявления причин неудовлетворенности потребителей:

Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)4 Этап. Рассматривается, чем вызваны причины, определенные в процессе мозгового

Слайд 10Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
В процессе конструирования

диаграммы «рыбьи кости» следует обдумать рассматриваемую проблему в самом широком

аспекте. Необходимо рассмотреть окружающую среду как внутри организации, так и вне ее:
учесть политику правительства федерального и регионального уровней;
проблемы персонала организации;
внешние факторы, такие как состояние местной или национальной экономики и т.д.
На этапе выявления причин возникновения проблемы важно обратить внимание на то, чтобы в процессе определения причин различных уровней были четко указаны реальные связи между различными причинами.
Построение диаграммы Исикавы может быть итерационным процессом, в ходе которого после ее анализа может возникнуть необходимость перегруппировки причин и получения новой версии уже построенной диаграммы.


Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)В процессе конструирования диаграммы «рыбьи кости» следует обдумать рассматриваемую проблему

Слайд 11Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
5 Этап -

этап «инкубации идей».
Сразу после построения диаграммы нельзя ее оценивать.

Должен пройти этап обдумывания. Это можно сделать сразу после проведения мозгового штурма (если время позволяет) либо - по истечении нескольких дней.
Диаграмму следует поместить на видном месте, где все участники смогут ее увидеть и при необходимости вносить в нее добавления.
Целесообразно построенную диаграмму показать экспертам и спросить их мнения по поводу полученных результатов.


Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)5 Этап - этап «инкубации идей». Сразу после построения диаграммы

Слайд 12Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)
6 Этап. На

данном этапе группе следует проанализировать полученную диаграмму. Для этого:
рассматриваются

поочередно идеи под каждым из главных уровней с целью выявления тех из них, которые выходят за рамки обсуждаемой проблемы.
определяются те причины, которые оказывают наиболее сильное влияния на проблему.
Пока еще участники группы не располагают полной информацией о проблеме и им следует опираться на свой опыт и знания, чтобы определить те области, на которых следует сфокусировать свое внимание.


Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы)6 Этап. На данном этапе группе следует проанализировать полученную диаграмму.

Слайд 13Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы). Итоги
Итак, повторим

шесть шагов в построении диаграммы «рыбьи кости»:
Точно определить проблему.
Определить главные

уровни (ребра рыбы), которые являются общими причинами (подпроблемами), влияющими на данную проблему.
Методом мозгового штурма определить причины, обусловливающие определенные ранее подпроблемы и записать их на соответствующих местах диаграммы над основными «ребрами».
Осуществить «инкубацию» идей, представленных на диаграмме.
Оценить главные причины, о которых группе следует собрать информацию.
Диаграммы Исикавы (причины и следствия) являются одним из наиболее важных и широко распространенных методов анализа, которые применяют группы по решению проблем. Они представляют собой удачное сочетание аналитического и творческого мышления, и многие решения возникают именно после глубокого анализа такой диаграммы.

Этапы построения диаграммы причин и результатов (диаграммы Исикавы). ИтогиИтак, повторим шесть шагов в построении диаграммы «рыбьи кости»:Точно

Слайд 14Карта процесса
После составления отдельных диаграмм причин и результатов для каждого

проблемного шага процесса (например, диаграмм Исикавы) проводится их совместный анализ.

Идентифицируются причины, имеющие наибольшую важность. Для этих причин отыскиваются решения, которые могут уменьшить их негативное влияние на суммарный уровень показателей процесса.
Карта процесса - Этот тип схемы в большей степени предназначен для совершенствования именно бизнес-процессов. Здесь определяются и наносятся на схему главные шаги процессов, подлежащие улучшению.


Карта процессаПосле составления отдельных диаграмм причин и результатов для каждого проблемного шага процесса (например, диаграмм Исикавы) проводится

Слайд 15Анализ коренной причины. Карта процесса
Метод Анализа коренной причины также известен,

как карта «Почему? — Почему?».
Цель метода заключается в нахождении

коренной причины рассматриваемой проблемы.
Метод целесообразно использовать совместно с диаграммой причин и результатов Исикавы. Для этого на диаграмме проводится анализ каждой идентифицированной причины.
Примечание. Необходимо убедиться в том, что это действительно коренная причина возникновения рассматриваемой проблемы, а не симптом какой-нибудь другой проблемы, либо более глубокая причина проблемы более высокого уровня.

Анализ коренной причины. Карта процессаМетод Анализа коренной причины также известен, как карта «Почему? — Почему?». Цель метода

Слайд 16Анализ коренной причины. Карта процесса
Процедура проведения анализа коренной причины заключается

в следующем:
Определяется отправная точка, т.е. проблема или причина высокого уровня,

предназначенная для последующего анализа;
Методом мозгового штурма определяются причины, соответствующие уровню более низкому, чем уровень отправной точки;
Для каждой идентифицированной причины формулируется вопрос: «Почему именно она служит причиной возникновения исходной проблемы?»;
После каждого нового ответа на поставленный вопрос , вопросы задаются снова и снова до тех пор, пока никаких других ответов не останется. Возможно, это будет одна из коренных причин проблемы.
Как показывает практика, обычно получается пять «Почему?». Если вопрос немного изменить и вместо слова «Почему?» поставить слова «Каким образом?», то рассматриваемый метод уже можно будет использовать для отыскания наиболее эффективного способа решения проблемы.

Анализ коренной причины. Карта процессаПроцедура проведения анализа коренной причины заключается в следующем:Определяется отправная точка, т.е. проблема или

Слайд 17Пример анализ проблемы «в компании неэффективно организован сбыт» на основе

метода «коренная причина»
На рис. приведен анализ проблемы «в компании неэффективно

организован сбыт» на основе данного метода. Здесь вначале выделена главная причина «проигрываем конкурентам в поиске клиентов», а затем определены три более низких уровня причин.


Пример анализ проблемы «в компании неэффективно организован сбыт» на основе метода «коренная причина»На рис. приведен анализ проблемы

Слайд 18Диаграмма связей, построенная в соответствии с возникшей проблемой «недостатка понимания

служащими компании необходимости продолжения качественных усовершенствований»
На рис. показаны части диаграммы

связей при решении проблемы, сформулированной как «недостаток понимания служащими компании необходимости продолжения качественных усовершенствований».



Диаграмма связей, построенная в соответствии с возникшей проблемой «недостатка понимания служащими компании необходимости продолжения качественных усовершенствований»На рис.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика