Слайд 1СУЩНОСТЬ
МЕНЕДЖМЕНТА
Ключевые понятия
Слайд 2План лекции:
Менеджмент
Менеджер
Основные функции менеджмента
Функции менеджмента
Иерархия управления
Слайд 3Менеджмент
Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством
с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли
Слайд 4«Менеджмент в конечном итоге означает замену физической силы мышлением,
фольклора
и суеверий – знанием и принуждения – сотрудничеством...»
Питер Друкер:
Слайд 5эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства
и контроля организационных ресурсов
Менеджмент - это
Слайд 6Менеджмент
Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного
управления»)
Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления)
В
России как наука менеджмент оформился в 30-40ые гг. XX века.
Слайд 7Менеджер
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый
полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение
Цель работы менеджера
- обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы
Слайд 8Способности и качества менеджеров
способность понимать ситуацию, что предполагает умение анализировать
и оценивать внешнюю и внутреннюю среды бизнеса; понимание поведение человека,
оценку его поступков и предсказание возможных реакций и действий с его стороны; понимание организации в целом и тех организационных процессов, которые в ней протекают;
наличие определенных навыков и умений, что включает в себя умение работать с документами и информацией;
наличие определенного поведения, что предполагает определенный уровень культурного развития; умение работать в группе, в коллективе; умение коммуницировать, правильно передовая смысл своих действий и, интерпретируя ответную реакцию; готовность к новым изменениям, к самосовершенствованию; желание и стремление трудиться.
Слайд 9
Чем занимается менеджер
2. Организует работу
3. Мотивирует и осуществляет коммуникации
4. Измеряет
5.
Развивает работника
1. Ставит цели
Слайд 11СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ
Теоретики
Рефлексирующие
Прагматики
Деятели
Слайд 12СОБЫТИЕ →→ РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЕ
Реактивное управление
Слайд 13ТЕНДЕНЦИЯ →→ РЕАКЦИЯ НА
ТЕНДЕНЦИЮ
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Слайд 14СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА →→
ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ
ПРОАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Слайд 15Обучение Теоретика наиболее эффективно в ситуациях:
– когда объект изучения дается
в контексте систем, моделей, концепций;
– наличия времени для методичного исследования
связей между идеями, событиями и ситуациями;
– позволяющих поставить под сомнение и проверить методологию и логику, лежащую в основании изучаемого предмета, например путем вопросов и ответов или поиска противоречий в текстах;
– интеллектуального вызова, например, анализа сложных ситуаций, тестирования, беседы с компетентными специалистами;
– структурированного обучения, имеющего четко сформулированные цели и программу;
– изучения рациональных и логичных идей и концепций, изложенных аргументированно и элегантно;
– совместного обучения с людьми близкого уровня;
– позволяющих анализировать причины удач и ошибок, делать общие выводы;
– требующих исследования и изучения сложных, интересных вопросов.
Слайд 16Снижают эффективность обучения Теоретика:
необходимость выполнять что-либо без понимания цели или
общего контекста;
· необходимость участвовать в ситуациях, где основной акцент делается
на чувства и эмоции;
· участие в слабоструктурированных заданиях и упражнениях, отличающихся высокой степенью неопределенности, например, работа с открытыми проблемами;
· необходимость действовать или принимать решения без опоры на какие-либо концепции или принципы;
· необходимость ознакомления с широким разнообразием противоречивых методик без возможности глубокого их изучения;
· сомнения в методологической обоснованности изучаемого предмета, например в валидности применяемых тестов;
· необходимость изучения поверхностного или излишне изощренного предмета.
Слайд 17Обучение Прагматика наиболее эффективно в ситуациях:
– наличия очевидной связи между
изучаемым предметом и проблемами, решаемыми в практической деятельности;
– когда предлагаются
сведения и техники, позволяющие получить конкретные практические результаты, например сэкономить время, произвести хорошее впечатление, лучше общаться с трудными людьми;
– взаимодействия со специалистами, которые успешно используют то, чему учат и могут это продемонстрировать;
– предоставляющих возможность опробовать новые методы на практике, желательно под руководством авторитетного специалиста;
– когда существует возможность немедленного практического применения изучаемого;
– позволяющих сосредоточиться на практических аспектах, например планировании действий для достижения конкретных целей, придумывании практических усовершенствований.
Слайд 18Снижают эффективность обучения Прагматика
· отсутствие очевидной связи между изучаемой темой
и насущными потребностями;
· восприятие организаторов обучения и преподавателей как оторванных
от реальности теоретиков;
· отсутствие ясных инструкций и указаний;
· ощущение, что процесс обучения «идет по кругу» или движется вперед с недостаточной скоростью;
· политические, бюрократические или психологические препятствия на пути практической реализации решений;
· отсутствие явных улучшений в результате обучения.
Слайд 19Обучение Рефлексирующего наиболее эффективно в ситуациях:
– предоставляющих возможность заранее подготовиться,
изучить существо вопроса;
– позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большого
количества), представляющих широкое разнообразие взглядов;
– требующих поиска информации, тщательного исследования проблемы и необходимости добраться до сути явлений;
– позволяющих повторять и пересматривать изученное;
– дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;
– позволяющих наблюдать действие со стороны, например, наблюдать работу группы или совещания, смотреть видеозапись;
– обеспечивающих «безопасный» обмен мнениями, например, по заранее согласованным правилам в виде структурированных учебных заданий;
– позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давления извне и жестких окончательных сроков.
Слайд 20Снижают эффективность обучение Рефлексирующего:
· необходимость что-то делать без предварительной подготовки,
например, выдавать мгновенные реакции на неожиданные стимулы, высказывать первые пришедшие
на ум идеи, импровизировать на ходу;
· навязанная извне активность, например, исполнение функций ведущего или участие в ролевых играх перед аудиторией;
· недостаток данных для надежных выводов;
· конкретные инструкции, предписывающие определенный способ действий;
· ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
· давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анализом и результатом работы.
Слайд 21Обучение Деятеля наиболее эффективно в ситуациях:
– дающих ему возможность находиться
в центре внимания, например, руководить проектом, вести дискуссию;
– позволяющих ему
узнать что-то новое (то, что он не знал или не умел делать до этого);
– большого разнообразия всевозможных упражнений;
– позволяющих вести себя раскованно, допускать ошибки, шутить;
– напряжения, быстрых изменений, чередования разнообразных задач;
– свободы генерирования идей, отсутствия необходимости подчиняться установленным правилам;
– нехватки ресурсов и в неблагоприятных обстоятельствах;
– взаимодействия с другими людьми, например, сбор идей, групповое решение проблемы;
– требующих проявления инициативы и активных действий.
Слайд 22Снижают эффективность обучения Деятеля:
· пассивное обучение, например, выслушивание монологов (лекций,
объяснений), чтение, наблюдение;
· невозможность вмешаться в происходящее;
· необходимость усваивать, анализировать
и интерпретировать большие объемы «запутанных» данных;
· индивидуальная работа, например, написание рефератов, самостоятельные размышления;
· сугубо теоретические рассуждения об истории проблемы, ее причинах;
· необходимость многократного выполнения одного и того же действия (практические упражнения);
· необходимость следовать точным инструкциям, оставляющим малое пространство для маневра;
· монотонная, кропотливая деятельность, тщательная проработка деталей.
Слайд 23Основные функции менеджмента
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации
плани-рование
органи-зация
моти-вация
контроль
Процесс
управления
коммуникации (обратная связь)
Слайд 24Функции менеджмента:
организация
мотивация
контроль
это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения
этой цели
планирование
это создание оптимальной структуры управления, направлен-ное на достижение цели
организации
это совокупность методов, стимули-рующих работников к наиболее эффективной работе
это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенно-го количества и качества
Слайд 27Планирование - идентификация и анализ проблемы; оценка возможностей и планирование
необходимых изменений.
Выполнение - поиск решения проблемы и осуществление запланированных мероприятий.
Проверка
- оценка результатов и выводы в соответствии с поставленной задачей.
Действия - принятие решения на основе полученных выводов; если изменение не решает поставленную задачу следует повторить цикл, внеся коррективы в план.
Модель Шьюарта — Деминга
Слайд 29Иерархия управления
разработка и реализация стратегии органи-
зации, принятие важных решений
(президент компании, министр, ректор)
контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники/ руководители отделов, деканы и т.д.)
контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.)
Институци-ональный
уровень
Управленческий уровень
Технический уровень
Слайд 30Процент времени, отводимый на выполнение функциональных обязанностей на различных орг.
уровнях
Слайд 31Содержание трех стилей руководства
Слайд 33Ситуация с несогласованными переменными
Руководитель
Подчиненные
Задание
Организационный
контекст
Автократический СТИЛЬ Демократический
Слайд 34Ситуация с согласованными переменными
Руководитель
Подчиненные
Задание
Организационный
контекст
Автократический СТИЛЬ Демократический
Зона согласования
Слайд 35СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Административные методы
Экономические методы
Социально-психологические
Слайд 36Основная идея самообучающейся организации-
– предвидеть изменения и реагировать на
них упреждающим образом можно только в том случае, если ее
сотрудники постоянно обучаются и самообучаются.
Слайд 37ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ компании,
как их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех
видов деятельности.
Слайд 38Процесс организационного обучения
Обучение = P + Q,
где Р — программное
обучение (чтение книг, лекций и др.),
Q — обучение
путем постановки вопросов, получения доказательств, обсуждения выводов, основанных на обобщении практического опыта.
Слайд 39Пять «умений» организации
Первое «умение» — мастерство в совершенствовании личности.
Второе
«умение» — это интеллектуальные модели.
Третье «умение» — это общее видение.
Четвертое «умение» — это групповое обучение.
Пятое «умение» — это системное мышление.
Слайд 40Признаки самообучающейся организации
1. Обучающийся, гибкий подход к стратегии;
2. Сотрудники принимают
активное участие в выработке стратегии и тактики организации;
3. Информация в
большей степени используется для понимания происходящего в целях принятия правильных решений, а не как основание для вознаграждения или наказания;
4. Учет и контроль, способствующие развитию организации;
5. Внутренний обмен услугами между подразделениями;
6. Гибкая система поощрений;
7. "Дающая возможности" структура (подразделения и другие "границы" рассматриваются скорее как временная структура, которая при необходимости может быть изменена);
8. Изучение всеми работниками состояния среды ;
9. Постоянный обмен опытом с Партнерами, Клиентами;
10. Атмосфера в организации, способствующий обучению;
11. Возможности саморазвития для сотрудников.
Слайд 41Задачи самообучающейся организации
Разработать общеорганизационную стратегию обучения
Внедрить стиль коллективного принятия решений
Обеспечить
всеобщую информатизацию предприятия
Разработать процедуры созидательного анализа
Разработать гибкую систему мотивации работников
за обучение, результаты, достигнутые в обучении, за генерацию новых идей
Слайд 42Задачи самообучающейся организации
Создать команды, способствующие и обеспечивающие развития предприятия на
основе обучения и самообучения
Обеспечить самообучение внутри предприятия
Создать психологический климат, способствующий
обучению и самосовершенствованию персонала
Обеспечить возможность открытого обмена идеями внутри предприятия