Слайд 1Физиология ВНД
Врожденные и приобретенные формы поведения
Слайд 2План
Развитие учения о высшей нервной деятельности
Функциональная система поведения
Характеристика врожденных
форм поведения
Классификация врожденных форм поведения
Особенности условных рефлексов
Правила выработки условных рефлексов
Классификация
условных рефлексов
Нейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов
Слайд 3Высшая нервная деятельность
Это совокупность нейрофизиологических механизмов,
обеспечивающих сознательную и подсознательную переработку информации и приспособительное поведение.
Психика –это свойство высокоорганизованной материи (мозга) воссоздавать внутренний образ действительности
Психическая деятельность осуществляется с помощью высшей нервной деятельности
Слайд 4Поведение – внешнее проявление ВНД
Это активная биологически
целесообразная форма взаимодействия организма с окружающей средой и с себе
подобными.
Наука о ВНД базируется на 3-х теориях: 1- рефлекторная теория; 2-теория отражения (сенсорные системы); 3 – теория системной деятельности мозга
Слайд 5СЕЧЕНОВ И.М. – «Отец Русской Физиологии»
Доказал материалистическую природу рефлексов организма
Ведущую
роль ЦНС в
обеспечении любого рефлекса
Распространил рефлекторный принцип на функции головного мозга
Развитие головного мозга и психики человека зависит от наследственности и внешней среды, но ведущая роль у внешней среды.
Слайд 6ПАВЛОВ И.П.
Сформулировал
методологические
принципы рефлекторной теории и распространил их на ВНД
Слайд 7Принцип последовательного детерминизма
Принцип единства структуры и функций
Единство и взаимосвязь процессов
анализа и синтеза в ЦНС
Принцип сигнальности
Принцип подкрепления сигнала
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА-
это временное образование,
включающее ЦНС и различные
внутренние органы и системы
органов, задачей которых
является поддержание определённых показателей гомеостаза.
Слайд 10Функциональная система поведения
Слайд 11Стадии поведенческого акта
Афферентный синтез – включает компоненты:
Доминирующая мотивация
Обстановочная афферентация
Память
Пусковой
стимул
Слайд 12Стадии поведенческого акта
Принятие решения
Формирование акцептора результата действия (аппарат предвидения результата)
Эфферентный
синтез (программа действия) и получение результата
Обратная афферентация от полученного результата
к акцептору результата
Слайд 13Методы исследования ВНД
Методы изучения поведения
Методы изучения мозга
Слайд 14Методы изучения поведения
Этологический- изучение поведения животных (наблюдение)
Условно-рефлекторный (лабораторно-экспериментальный)
Методы когнитивного
изучения поведения- исследование поведения животных в сложных жизненных ситуациях (способность
находить выход из новой и необычной ситуации)
Слайд 15Методы изучения мозга
Непосредственное изучение
Морфологические методы
Функциональные методы
Опосредованное (косвенное) изучение – методы
моделирования функций мозга
Слайд 16Функциональные блоки мозга (по А.Р. Лурия)
Энергетический блок – блок регуляции
тонуса и бодрствования (неспецифические структуры различных уровней)
Блок приема, переработки и
хранения информации (зрительные, слуховые, соматосенсорные области КБП)
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (лобные отделы КБП)
Слайд 17Функциональные методы
Экспериментальные – разрушение и раздражение участков мозга
Методы стереотаксиса –
точное введение в мозг электродов с экспериментальной, диагностической и лечебной
(воздействие ультразвуком, лазером и др. ) целями
Электрофизиологические методы
Слайд 18Характеристика врожденных форм поведения
Генетически запрограммированы, передаются по наследству, но не
всегда проявляются сразу
Являются видовым признаком
Осуществляются по постоянным рефлекторным дугам
Вызываются действием
адекватного раздражителя на определенное рецептивное поле
Замыкаются на уровне подкорковых структур
Не могут быть произвольно задержаны
Не вызывают адаптации при многократном действии раздражителя (исключение – ориентировочный рефлекс на новый раздражитель)
Слайд 19Безусловные рефлексы
Простые (локальные)
Сложные – цепь простых безусловных рефлексов, когда окончание
одного рефлекса побуждает к началу другого (пример – процесс пищеварения)
Сверхсложные
– инстинкты – готовая форма целенаправленного поведения, комплекс стереотипных действий, осуществляемых по генетической программе
Слайд 20Инстинкты
Наследственное свойство данного вида
Не требует предварительного обучения
Выполняется одинаково у
всех нормальных представителей вида
Соответствует организации данного вида (уровень функционирования)
Приспособлены к
экологическим условиям обитания данного вида
Слайд 21Условия реализации генетической программы
Наличие внутреннего побуждения – потребности и мотивации
(пример - голод)
Наличие адекватного раздражителя- знакового стимула (пример - пища).
Если его нет, идет активный поиск (пищедобывательное поведение)
Слайд 22Этапы поведения
Поисковый (подготовительный) – аппетентное поведение. Рефлексы данного этапа вызваны
побуждением – драйв-рефлексы
Завершающий (исполнительный) – консуматорное поведение
Слайд 23КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИНКТОВ
1-витальные : защитные,
пищевые
2-ролевые (зоосоциальные)
половые, родительские
3 – саморазвития:
исследовательские, игровой
Слайд 24Витальные инстинкты
Пищевой
Питьевой
Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)
Регулирования цикла «сон-бодрствование»
Экономии
энергии (сил )
Слайд 25Ролевые инстинкты
Половые - выбор партнера
Родительские - разделение ролей отца и
матери
Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов
Групповая иерархия –
альтруистический, эгоизм
Слайд 26Инстинкты саморазвития
Исследовательский
Новизны
Свободы
Имитационный (подражательный)
Игровой
Слайд 27Условные рефлексы
Вырабатываются в течение жизни при определенных условиях
Индивидуальные
Непостоянные
Могут быть
вызваны с любого рецептивного поля любым индифферентным раздражителем
Осуществляются при участии
КБП
Слайд 28Правила выработки условных рефлексов
Вырабатывается на базе безусловного при неоднократном подкреплении
условного раздражителя безусловным
Условный раздражитель не должен вызывать специфической реакции, т.е.
должен быть индифферентным
Условный раздражитель должен быть достаточно сильным, но не сильнее безусловного
Условный раздражитель предшествует безусловному (от0,1 до 2 сек)
Отсутствие посторонних раздражителей
Испытуемый должен быть здоров, в бодрствующем состоянии, с высокой возбудимостью корковых нейронов
Слайд 29Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)
Слайд 31Классификация условных рефлексов
Классический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется
совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью самого
живого организма, являющегося пассивным участником
Инструментальный – рефлекс II-го типа- активная форма обучения (оперантное поведение). Характеризуется активным поведением животного, направленного на получение полезного результата (подкрепления). На этом рефлексе основана дрессировка животных
Слайд 32Инструментальный условный рефлекс
Педаль
Кормушка
Слайд 33Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)
Слайд 34По роду сигнала
Натуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель
(пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти рефлексы быстро закрепляются,
не требуют большого количества подкреплений, приближаются к безусловным рефлексам
Искусственные – сигналом является индифферентный раздражитель. Вырабатываются медленнее, при не подкреплении угасают
Слайд 35
По составу сигнала: простые и комплексные
По роду подкрепления: 1-го порядка
(подкрепляется безусловным рефлексом); 2-го порядка (подкрепляется раннее выработанным условным рефлексом
1-го порядка) и т.д.
По отношению во времени действия условного раздражителя и подкрепления: наличные, следовые (отставленные), запаздывающие
Слайд 37Механизм образования условных рефлексов
Образование временных связей –
основной механизм деятельности мозга человека – является базой для различных
форм психической деятельности
Механизмы образования временной связи: 1-морфологический: рост отростков нейронов, миелинизация волокон, увеличение скорости проведения возбуждения; 2- физиологический: активация неактивных синапсов
Слайд 38
1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между
2-мя очагами возбуждения – центрами условного и безусловного раздражителей. Последний
является доминирующим и притягивает к себе возбуждение от других центров
2 –по Э.Асратяну : в процесс образования временных связей включается не только кора, но и подкорка
3 - по П.К.Анохину: «временные связи» образуются внутри мультивалентных нейронов, где сходится возбуждение от условного и безусловного раздражителя (конвергентная теория)
Слайд 39Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову
Слайд 40Образование временной связи по пути
«кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну
Слайд 41Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину
Слайд 42
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими
отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражением и
сигнализируемой реакцией
Слайд 43Научение
Это выработка новых форм реагирования на
раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям
По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение
Слайд 44Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенситизация
– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг
Слайд 45Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,
основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей
ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Слайд 46Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата
разными путями
Самораздражение
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение – оценка результата
подражания
Слайд 47КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное
формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция
(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
Слайд 49Латентное научение переходит в психомоторные навыки
Слайд 50Инсайт (озарение)
или «ага - реакция»
Слайд 51ИНСАЙТ
Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан