Разделы презентаций


Физиология ВНД

Содержание

План Развитие учения о высшей нервной деятельностиФункциональная система поведенияХарактеристика врожденных форм поведенияКлассификация врожденных форм поведенияОсобенности условных рефлексовПравила выработки условных рефлексовКлассификация условных рефлексовНейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Физиология ВНД
Врожденные и приобретенные формы поведения

Физиология ВНДВрожденные и приобретенные формы поведения

Слайд 2План
Развитие учения о высшей нервной деятельности
Функциональная система поведения
Характеристика врожденных

форм поведения
Классификация врожденных форм поведения
Особенности условных рефлексов
Правила выработки условных рефлексов
Классификация

условных рефлексов
Нейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов

План Развитие учения о высшей нервной деятельностиФункциональная система поведенияХарактеристика врожденных форм поведенияКлассификация врожденных форм поведенияОсобенности условных рефлексовПравила

Слайд 3Высшая нервная деятельность
Это совокупность нейрофизиологических механизмов,

обеспечивающих сознательную и подсознательную переработку информации и приспособительное поведение.

Психика –это свойство высокоорганизованной материи (мозга) воссоздавать внутренний образ действительности
Психическая деятельность осуществляется с помощью высшей нервной деятельности
Высшая нервная деятельность    Это совокупность нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих сознательную и подсознательную переработку информации и

Слайд 4Поведение – внешнее проявление ВНД
Это активная биологически

целесообразная форма взаимодействия организма с окружающей средой и с себе

подобными.
Наука о ВНД базируется на 3-х теориях: 1- рефлекторная теория; 2-теория отражения (сенсорные системы); 3 – теория системной деятельности мозга
Поведение – внешнее проявление ВНД   Это активная биологически целесообразная форма взаимодействия организма с окружающей средой

Слайд 5СЕЧЕНОВ И.М. – «Отец Русской Физиологии»
Доказал материалистическую природу рефлексов организма
Ведущую

роль ЦНС в

обеспечении любого рефлекса
Распространил рефлекторный принцип на функции головного мозга
Развитие головного мозга и психики человека зависит от наследственности и внешней среды, но ведущая роль у внешней среды.
СЕЧЕНОВ И.М. – «Отец Русской Физиологии»Доказал материалистическую природу рефлексов организмаВедущую роль ЦНС в

Слайд 6ПАВЛОВ И.П.
Сформулировал

методологические

принципы рефлекторной теории и распространил их на ВНД
ПАВЛОВ И.П.  Сформулировал            методологические

Слайд 7Принцип последовательного детерминизма
Принцип единства структуры и функций
Единство и взаимосвязь процессов

анализа и синтеза в ЦНС
Принцип сигнальности
Принцип подкрепления сигнала

Принцип последовательного детерминизмаПринцип единства структуры и функцийЕдинство и взаимосвязь процессов анализа и синтеза в ЦНСПринцип сигнальности Принцип

Слайд 8 АНОХИН П.К.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА-
это временное образование,

включающее ЦНС и различные
внутренние органы и системы
органов, задачей которых
является поддержание определённых показателей гомеостаза.
АНОХИН П.К.    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА-   это временное

Слайд 10Функциональная система поведения

Функциональная система поведения

Слайд 11Стадии поведенческого акта
Афферентный синтез – включает компоненты:
Доминирующая мотивация
Обстановочная афферентация
Память
Пусковой

стимул

Стадии поведенческого актаАфферентный синтез – включает компоненты:Доминирующая мотивацияОбстановочная афферентацияПамять Пусковой стимул

Слайд 12Стадии поведенческого акта
Принятие решения
Формирование акцептора результата действия (аппарат предвидения результата)
Эфферентный

синтез (программа действия) и получение результата
Обратная афферентация от полученного результата

к акцептору результата
Стадии поведенческого актаПринятие решенияФормирование акцептора результата действия (аппарат предвидения результата)Эфферентный синтез (программа действия) и получение результатаОбратная афферентация

Слайд 13Методы исследования ВНД

Методы изучения поведения
Методы изучения мозга

Методы исследования ВНДМетоды изучения поведенияМетоды изучения мозга

Слайд 14Методы изучения поведения
Этологический- изучение поведения животных (наблюдение)
Условно-рефлекторный (лабораторно-экспериментальный)
Методы когнитивного

изучения поведения- исследование поведения животных в сложных жизненных ситуациях (способность

находить выход из новой и необычной ситуации)


Методы изучения поведенияЭтологический- изучение поведения животных (наблюдение)Условно-рефлекторный (лабораторно-экспериментальный) Методы когнитивного изучения поведения- исследование поведения животных в сложных

Слайд 15Методы изучения мозга
Непосредственное изучение
Морфологические методы
Функциональные методы
Опосредованное (косвенное) изучение – методы

моделирования функций мозга

Методы изучения мозгаНепосредственное изучениеМорфологические методыФункциональные методыОпосредованное (косвенное) изучение – методы моделирования функций мозга

Слайд 16Функциональные блоки мозга (по А.Р. Лурия)
Энергетический блок – блок регуляции

тонуса и бодрствования (неспецифические структуры различных уровней)
Блок приема, переработки и

хранения информации (зрительные, слуховые, соматосенсорные области КБП)
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (лобные отделы КБП)
Функциональные блоки мозга (по А.Р. Лурия)Энергетический блок – блок регуляции тонуса и бодрствования (неспецифические структуры различных уровней)Блок

Слайд 17Функциональные методы
Экспериментальные – разрушение и раздражение участков мозга
Методы стереотаксиса –

точное введение в мозг электродов с экспериментальной, диагностической и лечебной

(воздействие ультразвуком, лазером и др. ) целями
Электрофизиологические методы
Функциональные методыЭкспериментальные – разрушение и раздражение участков мозгаМетоды стереотаксиса – точное введение в мозг электродов с экспериментальной,

Слайд 18Характеристика врожденных форм поведения
Генетически запрограммированы, передаются по наследству, но не

всегда проявляются сразу
Являются видовым признаком
Осуществляются по постоянным рефлекторным дугам
Вызываются действием

адекватного раздражителя на определенное рецептивное поле
Замыкаются на уровне подкорковых структур
Не могут быть произвольно задержаны
Не вызывают адаптации при многократном действии раздражителя (исключение – ориентировочный рефлекс на новый раздражитель)

Характеристика врожденных форм поведенияГенетически запрограммированы, передаются по наследству, но не всегда проявляются сразуЯвляются видовым признакомОсуществляются по постоянным

Слайд 19Безусловные рефлексы
Простые (локальные)
Сложные – цепь простых безусловных рефлексов, когда окончание

одного рефлекса побуждает к началу другого (пример – процесс пищеварения)
Сверхсложные

– инстинкты – готовая форма целенаправленного поведения, комплекс стереотипных действий, осуществляемых по генетической программе
Безусловные рефлексыПростые (локальные)Сложные – цепь простых безусловных рефлексов, когда окончание одного рефлекса побуждает к началу другого (пример

Слайд 20Инстинкты
Наследственное свойство данного вида
Не требует предварительного обучения
Выполняется одинаково у

всех нормальных представителей вида
Соответствует организации данного вида (уровень функционирования)
Приспособлены к

экологическим условиям обитания данного вида
Инстинкты Наследственное свойство данного видаНе требует предварительного обученияВыполняется одинаково у всех нормальных представителей видаСоответствует организации данного вида

Слайд 21Условия реализации генетической программы
Наличие внутреннего побуждения – потребности и мотивации

(пример - голод)
Наличие адекватного раздражителя- знакового стимула (пример - пища).

Если его нет, идет активный поиск (пищедобывательное поведение)
Условия реализации генетической программыНаличие внутреннего побуждения – потребности и мотивации (пример - голод)Наличие адекватного раздражителя- знакового стимула

Слайд 22Этапы поведения
Поисковый (подготовительный) – аппетентное поведение. Рефлексы данного этапа вызваны

побуждением – драйв-рефлексы
Завершающий (исполнительный) – консуматорное поведение

Этапы поведенияПоисковый (подготовительный) – аппетентное поведение. Рефлексы данного этапа вызваны побуждением – драйв-рефлексыЗавершающий (исполнительный) – консуматорное поведение

Слайд 23КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИНКТОВ
1-витальные : защитные,

пищевые
2-ролевые (зоосоциальные)
половые, родительские
3 – саморазвития:
исследовательские, игровой
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИНКТОВ1-витальные : защитные,

Слайд 24Витальные инстинкты
Пищевой
Питьевой
Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)
Регулирования цикла «сон-бодрствование»
Экономии

энергии (сил )

Витальные инстинктыПищевойПитьевойОборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)Регулирования цикла «сон-бодрствование»Экономии энергии (сил )

Слайд 25Ролевые инстинкты
Половые - выбор партнера
Родительские - разделение ролей отца и

матери
Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов
Групповая иерархия –

альтруистический, эгоизм
Ролевые инстинктыПоловые - выбор партнераРодительские - разделение ролей отца и материТерриториальные - охрана зоны обитания для сохранения

Слайд 26Инстинкты саморазвития
Исследовательский
Новизны
Свободы
Имитационный (подражательный)
Игровой

Инстинкты саморазвитияИсследовательскийНовизныСвободыИмитационный (подражательный)Игровой

Слайд 27Условные рефлексы
Вырабатываются в течение жизни при определенных условиях
Индивидуальные
Непостоянные
Могут быть

вызваны с любого рецептивного поля любым индифферентным раздражителем
Осуществляются при участии

КБП
Условные рефлексыВырабатываются в течение жизни при определенных условияхИндивидуальные НепостоянныеМогут быть вызваны с любого рецептивного поля любым индифферентным

Слайд 28Правила выработки условных рефлексов
Вырабатывается на базе безусловного при неоднократном подкреплении

условного раздражителя безусловным
Условный раздражитель не должен вызывать специфической реакции, т.е.

должен быть индифферентным
Условный раздражитель должен быть достаточно сильным, но не сильнее безусловного
Условный раздражитель предшествует безусловному (от0,1 до 2 сек)
Отсутствие посторонних раздражителей
Испытуемый должен быть здоров, в бодрствующем состоянии, с высокой возбудимостью корковых нейронов
Правила выработки условных рефлексовВырабатывается на базе безусловного при неоднократном подкреплении условного раздражителя безусловнымУсловный раздражитель не должен вызывать

Слайд 29Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)

Выработка условного рефлекса по И.П.ПавловуФистула для сбора слюныЗвонок(условный раздражитель)Пища(безусловныйраздражитель)

Слайд 31Классификация условных рефлексов
Классический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется

совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью самого

живого организма, являющегося пассивным участником
Инструментальный – рефлекс II-го типа- активная форма обучения (оперантное поведение). Характеризуется активным поведением животного, направленного на получение полезного результата (подкрепления). На этом рефлексе основана дрессировка животных
Классификация условных рефлексовКлассический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя

Слайд 32Инструментальный условный рефлекс
Педаль
Кормушка

Инструментальный условный рефлекс ПедальКормушка

Слайд 33Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)

Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)

Слайд 34По роду сигнала
Натуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель

(пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти рефлексы быстро закрепляются,

не требуют большого количества подкреплений, приближаются к безусловным рефлексам
Искусственные – сигналом является индифферентный раздражитель. Вырабатываются медленнее, при не подкреплении угасают

По роду сигналаНатуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель (пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти

Слайд 35
По составу сигнала: простые и комплексные
По роду подкрепления: 1-го порядка

(подкрепляется безусловным рефлексом); 2-го порядка (подкрепляется раннее выработанным условным рефлексом

1-го порядка) и т.д.
По отношению во времени действия условного раздражителя и подкрепления: наличные, следовые (отставленные), запаздывающие
По составу сигнала: простые и комплексныеПо роду подкрепления: 1-го порядка (подкрепляется безусловным рефлексом); 2-го порядка (подкрепляется раннее

Слайд 37Механизм образования условных рефлексов
Образование временных связей –

основной механизм деятельности мозга человека – является базой для различных

форм психической деятельности
Механизмы образования временной связи: 1-морфологический: рост отростков нейронов, миелинизация волокон, увеличение скорости проведения возбуждения; 2- физиологический: активация неактивных синапсов
Механизм образования условных рефлексов   Образование временных связей – основной механизм деятельности мозга человека – является

Слайд 38 1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между

2-мя очагами возбуждения – центрами условного и безусловного раздражителей. Последний

является доминирующим и притягивает к себе возбуждение от других центров 2 –по Э.Асратяну : в процесс образования временных связей включается не только кора, но и подкорка 3 - по П.К.Анохину: «временные связи» образуются внутри мультивалентных нейронов, где сходится возбуждение от условного и безусловного раздражителя (конвергентная теория)



1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между

Слайд 39Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову

Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову

Слайд 40Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну

Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну

Слайд 41Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину

Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину

Слайд 42
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими

отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражением и

сигнализируемой реакцией
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими отделами ЦНС путем образования временных связей между

Слайд 43Научение
Это выработка новых форм реагирования на

раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям

По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение

Научение   Это выработка новых форм реагирования на раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям

Слайд 44Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенситизация

– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг

Пассивное научениеПривыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителяСенситизация – усиление реакции на повторный стимулКлассический условный

Слайд 45Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,

основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей

ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Импринтинг- запечатление   Это особая форма ассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей

Слайд 46Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата

разными путями
Самораздражение
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение – оценка результата

подражания
Активное научениеИнструментальный условный рефлексМетод проб и ошибок – достижение результата разными путямиСамораздражение Научение путем наблюдения:Простое подражаниеВикарное научение

Слайд 47КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное

формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция

(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯЛатентное научение (крысы в лабиринте)Психомоторные навыки - последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная

Слайд 48Латентное научение в лабиринте

Латентное научение в лабиринте

Слайд 49Латентное научение переходит в психомоторные навыки

Латентное научение переходит     в психомоторные навыки

Слайд 50Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Слайд 51ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика