Разделы презентаций


Типы высшей нервной деятельности

Содержание

План Классификация темперамента по ГиппократуСвойства нервных процессовКлассификация типов ВНД по И.П.Павлову и современные дополнения к ней Методы определения типа ВНДЭкспериментальные неврозы1-я и 2-я сигнальные системыРечевые функции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Типы высшей нервной деятельности

Типы высшей нервной деятельности

Слайд 2План
Классификация темперамента по Гиппократу
Свойства нервных процессов
Классификация типов ВНД по

И.П.Павлову и современные дополнения к ней
Методы определения типа ВНД
Экспериментальные

неврозы
1-я и 2-я сигнальные системы
Речевые функции
План Классификация темперамента по ГиппократуСвойства нервных процессовКлассификация типов ВНД по И.П.Павлову и современные дополнения к ней Методы

Слайд 4Темперамент

Соотношение жидких сред

в организме человека определяет особенности его поведения (от «tempore»- cмешивать)

Темперамент      Соотношение жидких сред в организме человека определяет особенности его поведения (от

Слайд 5Темперамент
Холерик – едкая желчь
Меланхолик –черная испорченная желчь
Сангвиник – горячая кровь
Флегматик

–холодная слизь

ТемпераментХолерик – едкая желчьМеланхолик –черная испорченная желчьСангвиник – горячая кровьФлегматик –холодная слизь

Слайд 6Свойства нервных процессов
Характеристики возбуждения и торможения, дающие

представление о том, в какой степени каждый из этих процессов

проявляется и как они воздействуют друг на друга
Сила
Уравновешенность
Подвижность

Свойства нервных процессов   Характеристики возбуждения и торможения, дающие представление о том, в какой степени каждый

Слайд 7Типы ВНД
Это совокупность индивидуальных свойств

нервной системы, определяющие индивидуальные особенности условно-рефлекторных механизмов и уравновешивание организма

с окружающей средой.
Определяются в процессе выработки условного рефлекса и условного торможения
Типы ВНД     Это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, определяющие индивидуальные особенности условно-рефлекторных механизмов

Слайд 8Классификация типов ВНД по И.П.Павлову
Сильный неуравновешенный (безудержный)
Сильный уравновешенный подвижный (живой

тип)
Сильный уравновешенный инертный (спокойный)
Слабый

Классификация типов ВНД по И.П.ПавловуСильный неуравновешенный (безудержный)Сильный уравновешенный подвижный (живой тип)Сильный уравновешенный инертный (спокойный)Слабый

Слайд 9Типы ВНД и темперамент

Типы ВНД и темперамент

Слайд 11
Темперамент (тип ВНД) – категория поведенческая, отражающие

динамические характеристики (интенсивность, скорость, реактивность, импульсивность, эмоциональность), но не содержательную

сторону личности (мировоззрение, взгляды, интересы).
Особенность темперамента – его устойчивость, результат взаимодействия врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств.
Изменение свойств в онтогенезе: до 6 лет слабые процессы возбуждения, преобладание возбуждения над торможением
Темперамент (тип ВНД) – категория поведенческая, отражающие динамические характеристики (интенсивность, скорость, реактивность, импульсивность, эмоциональность),

Слайд 12Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (по Н.И. Красногорскому)
Быстрый (уравновешенный)-

близок к сангвинику. Равное взаимоотношение между корой и подкорковыми структурами
Медленный

(кортикальный)- соответствует флегматику
Эмоционально вспыльчивый (подкорковый)- соответствует холерику
Слабый (гиподинамический)-соответствует меланхолику
Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста  (по Н.И. Красногорскому)Быстрый (уравновешенный)- близок к сангвинику. Равное взаимоотношение между

Слайд 13Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (А.Г.Иванов-Смоленский)

Основана на способности ребенка образовывать (+) и (-) условные

рефлексы:
Лабильный
Инертный
Возбудимый
Тормозной
Существенные коррективы в характеристику типов ВНД вносит период полового созревания
Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (А.Г.Иванов-Смоленский)     Основана на способности ребенка образовывать (+)

Слайд 14
Тип ВНД отражает общие свойства нервной системы,

характеризует особенности функционирования структур, выполняющих функции регуляции и управления основными

звеньями поведенческого акта (мотивацией, эмоциями, программированием, оценкой результатов) – лобная кора, лимбическая система, неспецифические системы мозга
Тип ВНД отражает общие свойства нервной системы, характеризует особенности функционирования структур, выполняющих функции регуляции

Слайд 16Представления о структурной организации типов ВНД (П.Симонов)

Относительное функциональное

преобладание различных систем мозга лежит в основе типов ВНД:
Гипоталамус -

лобная кора -холерик
Миндалина –гиппокамп - меланхолик
Гипоталамус-гиппокамп - сангвиник
Миндалина –лобная кора - флегматик
Представления о структурной организации типов ВНД (П.Симонов)  Относительное функциональное преобладание различных систем мозга лежит в основе

Слайд 17Классификация темперамента по Айзенку
Основана на выявлении степени экстра-

и интроверсии и уровня нейротизма (стабильности). Об экстра- и интроверсии

судят по тому, от чего зависит реакция и деятельность человека: от внешних впечатлений и общения с людьми (экстраверсия) или от внутреннего мира (интроверсия)
Классификация темперамента по Айзенку  Основана на выявлении степени экстра- и интроверсии и уровня нейротизма (стабильности). Об

Слайд 18Классификация темперамента по Айзенку


Стабильный экстраверт
Нестабильный экстраверт
Стабильный интроверт
Нестабильный интроверт

Классификация темперамента по АйзенкуСтабильный экстравертНестабильный экстравертСтабильный интровертНестабильный интроверт

Слайд 19Значение типов ВНД
Индивидуальный подход к больным
Индивидуальный подход в воспитании и

учебе
Различная адаптация к неблагоприятным факторам
Профессиональная ориентация

Значение типов ВНДИндивидуальный подход к больнымИндивидуальный подход в воспитании и учебеРазличная адаптация к неблагоприятным факторамПрофессиональная ориентация

Слайд 20Методы определения типа ВНД
Определение силы:
Выявление порога работоспособности – по порогу

запредельного торможения (кофеиновая проба)
Определение сопротивляемости тормозному процессу
Определение силы возбуждения и

торможения в анализаторах
2 Оценка уравновешенности:
Определение скорости угасания рефлексов
Определение величины ориентировочной реакции
Сравнение скорости выработки (+) и (-) условных рефлексов
3 Определение подвижности: скорость переделки (+) и (-) условных рефлексов

Методы определения типа ВНДОпределение силы:Выявление порога работоспособности – по порогу запредельного торможения (кофеиновая проба)Определение сопротивляемости тормозному процессуОпределение

Слайд 21Экспериментальные неврозы
Невроз – функциональные нарушения нормальных свойств

нервных процессов, сопровождающиеся хроническими отклонениями ВНД от нормы. Изменения взаимоотношений

возбуждения и торможения в КБП приводит к нарушению регуляторных механизмов и к психосоматическим заболеваниям
Невроз –это обратимое состояние, являясь пограничным между нормой и патологией
Экспериментальные неврозы   Невроз – функциональные нарушения нормальных свойств нервных процессов, сопровождающиеся хроническими отклонениями ВНД от

Слайд 22Форма нервного срыва определяется:

Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)
Исходным состоянием высших

отделов мозга
Соматическим состоянием организма в момент развития невроза

Форма нервного срыва определяется:Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)Исходным состоянием высших отделов мозгаСоматическим состоянием организма в момент развития

Слайд 23Факторы, способствующие развитию невроза
Перенапряжение процесса возбуждения
Перенапряжение тормозного процесса
Перенапряжение подвижности нервных

процессов
«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и торможения (одновременное действие

раздражителей с противоположным эффектом)
При неврозе преимущественно страдает тот процесс, отставание которого исходно характеризует нервную систему
Факторы, способствующие развитию неврозаПеренапряжение процесса возбужденияПеренапряжение тормозного процессаПеренапряжение подвижности нервных процессов«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и

Слайд 24Фазовые явления в КБП при неврозах
Наблюдается неадекватная

реакция на различные по силе раздражители (нарушение закона силы):
Уравнительная фаза
Парадоксальная

фаза
Ультрапарадоксальная фаза
Фазовые явления в КБП при неврозах   Наблюдается неадекватная реакция на различные по силе раздражители (нарушение

Слайд 25Сигнальные системы человека
Первая сигнальная система - совокупность сигналов объективной действительности


Вторая сигнальная система – речь, слово как «сигнал сигнала» реальной

действительности (сигнал второго порядка)
Сигнальные системы человекаПервая сигнальная система - совокупность сигналов объективной действительности Вторая сигнальная система – речь, слово как

Слайд 26Сигнальные системы
1-я сигнальная система – общая для животных и человека.

Это система восприятия непосредственных, чувственных сигналов внешней и внутренней среды

(звук, свет, запах и др.), анализ и синтез этой информации.
Формирует конкретно-чувственное отражение окружающего мира –ощущения, восприятия, представления; является базой конкретно- образного мышления
Сигнальные системы1-я сигнальная система – общая для животных и человека. Это система восприятия непосредственных, чувственных сигналов внешней

Слайд 27Сигнальные системы
2-я сигнальная система – характерна для человека – особая

система сигнализации, связанная со словесным раздражителем- «сигналом сигналов»

Особенности 2-й сигнальной системы:
сигналы носят обобщенный характер
создают возможность абстрагирования, отвлечения от действительности
Сигнальные системы2-я сигнальная система – характерна для человека – особая система сигнализации, связанная со словесным раздражителем- «сигналом

Слайд 282-я сигнальная система
Формирует абстрактно-обобщенное отражение окружающего мира – в понятиях,

суждениях, умозаключениях
Является основой абстрактно-логического мышления человека

1-я и 2-я сигнальные системы – функции коры больших полушарий мозга
2-я сигнальная системаФормирует абстрактно-обобщенное отражение окружающего мира – в понятиях, суждениях, умозаключенияхЯвляется основой абстрактно-логического мышления человека

Слайд 29ЦИТАТА
«Человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ,
Во

слове всех существ содержится картина,
Сообществ всех и действиев пружина»

Г.Державин
ЦИТАТА«Человек чрез слово всемогущ:Язык всем знаниям и всей природе ключ,Во слове всех существ содержится картина,Сообществ всех и

Слайд 30Развитие второй сигнальной системы в онтогенезе
1 этап - первые 6

мес. жизни - Н – Н (непосредственный раздражитель

– непосредственная реакция)
2 этап – вторая половина 1 года - С – Н (словесный раздражитель – непосредственная реакция)
3 этап - 1,5 – 2 года жизни - Н – С (непосредственный раздражитель – словесная реакция)
4 этап – от 2-х до 5 лет - С – С (словесный раздражитель – словесная реакция).
Развитие второй сигнальной системы в онтогенезе1 этап - первые 6 мес. жизни -   Н –

Слайд 31Типы ВНД человека
Художественный – преобладание 1-ой сигнальной системы
Мыслительный - преобладание

2-й сигнальной системы
Средний – нет преобладания сигнальных систем
Смешанный – обе

системы преобладают (гениальность)
Типы ВНД человекаХудожественный – преобладание 1-ой сигнальной системыМыслительный - преобладание 2-й сигнальной системыСредний – нет преобладания сигнальных

Слайд 32Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II

сигнальных систем
средний
художественный
мыслительный
художественно-мыслительный


Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных системсреднийхудожественныймыслительныйхудожественно-мыслительный

Слайд 33Функции речи
Речь – специфически человеческая функция – процесс

общения посредством языка.
Коммуникативная функция
Понятийная функция
Регуляторная функция

Функции речи  Речь – специфически человеческая функция – процесс общения посредством языка.Коммуникативная функцияПонятийная функцияРегуляторная функция

Слайд 34Виды речевой деятельности
Экспрессивная – характерна для субъекта, формирующего высказывание. Может

быть устной и письменной, пассивной (механическое повторение или запись под

диктовку) и активной. Активная экспрессивная речь проходит стадии замысла, программы высказывания, стадии внутренней (свернутой) и развернутого внешнего высказывания
Виды речевой деятельностиЭкспрессивная – характерна для субъекта, формирующего высказывание. Может быть устной и письменной, пассивной (механическое повторение

Слайд 35Виды речевой деятельности
Импрессивная – характерна для субъекта, воспринимающего речь –

процесс понимания речи. Начинается с восприятия речевого сообщения (через соответствующий

анализатор), декодирования (выделение информации), завершается формированием общей смысловой схемы сообщения, включением её в смысловой контекст
Виды речевой деятельностиИмпрессивная – характерна для субъекта, воспринимающего речь – процесс понимания речи. Начинается с восприятия речевого

Слайд 36Формы речевой деятельности
Акустическая (звуковая, устная). Речевой слух включает компоненты:
Фонемы –

смыслоразличительные звуки, являются сигналами 2-й сигнальной системы
Интонации – звуковая окраска

речи, сигналы 1-й сигнальной системы
Кинестетическая (двигательная)- работа речедвигательного аппарата, жесты
Оптическая (зрительная)- восприятие и понимание зрительных речевых символов - чтение
Формы речевой деятельностиАкустическая (звуковая, устная). Речевой слух включает компоненты:Фонемы – смыслоразличительные звуки, являются сигналами 2-й сигнальной системыИнтонации

Слайд 37Этапы становления речевой деятельности
Подготовительный – 2-3 месяца (гуление, лепет)
Понимание устной

речи – с 5-6 месяцев. Возможна выработка условных рефлексов на

слово.
Умение говорить – произношение фонем и отдельных слов – с 10-12 месяцев до 3-х лет (до 1500 слов)
Речь как средство общения (предложения, фразы) – 2-3 года
Формирование внутренней речи (орудие мышления)- с 5-6 лет
Этапы становления речевой деятельностиПодготовительный – 2-3 месяца (гуление, лепет)Понимание устной речи – с 5-6 месяцев. Возможна выработка

Слайд 38Первичные речевые зоны коры


Зона
Брока
Зона
Вернике

Первичные речевые зоны корыЗонаБрока ЗонаВернике

Слайд 39Речевые центры
Сенсорный центр – задняя часть верхней височной извилины (зона

Вернике) –понимание устной речи
Моторный центр -задняя часть нижней лобной извилины

(зона Брока)-умение говорить
Оптический центр – угловая извилина (нижнетеменная область)- понимание буквенных изображений


Речевые центрыСенсорный центр – задняя часть верхней височной извилины (зона Вернике) –понимание устной речиМоторный центр -задняя часть

Слайд 40Подкорковые речевые центры
Регулируют двигательные компоненты устной и

письменной речи:
Стриапаллидарная система
Мозжечок

Особенность локализации всех речевых центров

– асимметричность. В 96%- левое полушарие

Подкорковые речевые центры   Регулируют двигательные компоненты устной и письменной речи:Стриапаллидарная системаМозжечок   Особенность локализации

Слайд 41Речевые центры

Речевые центры

Слайд 42ВИДЫ АФАЗИЙ
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (Вернике): -акустико-гностическая

- алексия - акустико-мнестическая - семантическая
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ (Брока): - латеральная парафазия - вербальная параграфия - чистая моторная афазия - аграфия
ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ
ВИДЫ АФАЗИЙСЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (Вернике):   -акустико-гностическая

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика