Слайд 1Типы высшей нервной деятельности
Слайд 2План
Классификация темперамента по Гиппократу
Свойства нервных процессов
Классификация типов ВНД по
И.П.Павлову и современные дополнения к ней
Методы определения типа ВНД
Экспериментальные
неврозы
1-я и 2-я сигнальные системы
Речевые функции
Слайд 4Темперамент
Соотношение жидких сред
в организме человека определяет особенности его поведения (от «tempore»- cмешивать)
Слайд 5Темперамент
Холерик – едкая желчь
Меланхолик –черная испорченная желчь
Сангвиник – горячая кровь
Флегматик
–холодная слизь
Слайд 6Свойства нервных процессов
Характеристики возбуждения и торможения, дающие
представление о том, в какой степени каждый из этих процессов
проявляется и как они воздействуют друг на друга
Сила
Уравновешенность
Подвижность
Слайд 7Типы ВНД
Это совокупность индивидуальных свойств
нервной системы, определяющие индивидуальные особенности условно-рефлекторных механизмов и уравновешивание организма
с окружающей средой.
Определяются в процессе выработки условного рефлекса и условного торможения
Слайд 8Классификация типов ВНД по И.П.Павлову
Сильный неуравновешенный (безудержный)
Сильный уравновешенный подвижный (живой
тип)
Сильный уравновешенный инертный (спокойный)
Слабый
Слайд 11
Темперамент (тип ВНД) – категория поведенческая, отражающие
динамические характеристики (интенсивность, скорость, реактивность, импульсивность, эмоциональность), но не содержательную
сторону личности (мировоззрение, взгляды, интересы).
Особенность темперамента – его устойчивость, результат взаимодействия врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств.
Изменение свойств в онтогенезе: до 6 лет слабые процессы возбуждения, преобладание возбуждения над торможением
Слайд 12Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста
(по Н.И. Красногорскому)
Быстрый (уравновешенный)-
близок к сангвинику. Равное взаимоотношение между корой и подкорковыми структурами
Медленный
(кортикальный)- соответствует флегматику
Эмоционально вспыльчивый (подкорковый)- соответствует холерику
Слабый (гиподинамический)-соответствует меланхолику
Слайд 13Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (А.Г.Иванов-Смоленский)
Основана на способности ребенка образовывать (+) и (-) условные
рефлексы:
Лабильный
Инертный
Возбудимый
Тормозной
Существенные коррективы в характеристику типов ВНД вносит период полового созревания
Слайд 14
Тип ВНД отражает общие свойства нервной системы,
характеризует особенности функционирования структур, выполняющих функции регуляции и управления основными
звеньями поведенческого акта (мотивацией, эмоциями, программированием, оценкой результатов) – лобная кора, лимбическая система, неспецифические системы мозга
Слайд 16Представления о структурной организации типов ВНД (П.Симонов)
Относительное функциональное
преобладание различных систем мозга лежит в основе типов ВНД:
Гипоталамус -
лобная кора -холерик
Миндалина –гиппокамп - меланхолик
Гипоталамус-гиппокамп - сангвиник
Миндалина –лобная кора - флегматик
Слайд 17Классификация темперамента по Айзенку
Основана на выявлении степени экстра-
и интроверсии и уровня нейротизма (стабильности). Об экстра- и интроверсии
судят по тому, от чего зависит реакция и деятельность человека: от внешних впечатлений и общения с людьми (экстраверсия) или от внутреннего мира (интроверсия)
Слайд 18Классификация темперамента по Айзенку
Стабильный экстраверт
Нестабильный экстраверт
Стабильный интроверт
Нестабильный интроверт
Слайд 19Значение типов ВНД
Индивидуальный подход к больным
Индивидуальный подход в воспитании и
учебе
Различная адаптация к неблагоприятным факторам
Профессиональная ориентация
Слайд 20Методы определения типа ВНД
Определение силы:
Выявление порога работоспособности – по порогу
запредельного торможения (кофеиновая проба)
Определение сопротивляемости тормозному процессу
Определение силы возбуждения и
торможения в анализаторах
2 Оценка уравновешенности:
Определение скорости угасания рефлексов
Определение величины ориентировочной реакции
Сравнение скорости выработки (+) и (-) условных рефлексов
3 Определение подвижности: скорость переделки (+) и (-) условных рефлексов
Слайд 21Экспериментальные неврозы
Невроз – функциональные нарушения нормальных свойств
нервных процессов, сопровождающиеся хроническими отклонениями ВНД от нормы. Изменения взаимоотношений
возбуждения и торможения в КБП приводит к нарушению регуляторных механизмов и к психосоматическим заболеваниям
Невроз –это обратимое состояние, являясь пограничным между нормой и патологией
Слайд 22Форма нервного срыва определяется:
Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)
Исходным состоянием высших
отделов мозга
Соматическим состоянием организма в момент развития невроза
Слайд 23Факторы, способствующие развитию невроза
Перенапряжение процесса возбуждения
Перенапряжение тормозного процесса
Перенапряжение подвижности нервных
процессов
«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и торможения (одновременное действие
раздражителей с противоположным эффектом)
При неврозе преимущественно страдает тот процесс, отставание которого исходно характеризует нервную систему
Слайд 24Фазовые явления в КБП при неврозах
Наблюдается неадекватная
реакция на различные по силе раздражители (нарушение закона силы):
Уравнительная фаза
Парадоксальная
фаза
Ультрапарадоксальная фаза
Слайд 25Сигнальные системы человека
Первая сигнальная система - совокупность сигналов объективной действительности
Вторая сигнальная система – речь, слово как «сигнал сигнала» реальной
действительности (сигнал второго порядка)
Слайд 26Сигнальные системы
1-я сигнальная система – общая для животных и человека.
Это система восприятия непосредственных, чувственных сигналов внешней и внутренней среды
(звук, свет, запах и др.), анализ и синтез этой информации.
Формирует конкретно-чувственное отражение окружающего мира –ощущения, восприятия, представления; является базой конкретно- образного мышления
Слайд 27Сигнальные системы
2-я сигнальная система – характерна для человека – особая
система сигнализации, связанная со словесным раздражителем- «сигналом сигналов»
Особенности 2-й сигнальной системы:
сигналы носят обобщенный характер
создают возможность абстрагирования, отвлечения от действительности
Слайд 282-я сигнальная система
Формирует абстрактно-обобщенное отражение окружающего мира – в понятиях,
суждениях, умозаключениях
Является основой абстрактно-логического мышления человека
1-я и 2-я сигнальные системы – функции коры больших полушарий мозга
Слайд 29ЦИТАТА
«Человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ,
Во
слове всех существ содержится картина,
Сообществ всех и действиев пружина»
Г.Державин
Слайд 30Развитие второй сигнальной системы в онтогенезе
1 этап - первые 6
мес. жизни - Н – Н (непосредственный раздражитель
– непосредственная реакция)
2 этап – вторая половина 1 года - С – Н (словесный раздражитель – непосредственная реакция)
3 этап - 1,5 – 2 года жизни - Н – С (непосредственный раздражитель – словесная реакция)
4 этап – от 2-х до 5 лет - С – С (словесный раздражитель – словесная реакция).
Слайд 31Типы ВНД человека
Художественный – преобладание 1-ой сигнальной системы
Мыслительный - преобладание
2-й сигнальной системы
Средний – нет преобладания сигнальных систем
Смешанный – обе
системы преобладают (гениальность)
Слайд 32Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II
сигнальных систем
средний
художественный
мыслительный
художественно-мыслительный
Слайд 33Функции речи
Речь – специфически человеческая функция – процесс
общения посредством языка.
Коммуникативная функция
Понятийная функция
Регуляторная функция
Слайд 34Виды речевой деятельности
Экспрессивная – характерна для субъекта, формирующего высказывание. Может
быть устной и письменной, пассивной (механическое повторение или запись под
диктовку) и активной. Активная экспрессивная речь проходит стадии замысла, программы высказывания, стадии внутренней (свернутой) и развернутого внешнего высказывания
Слайд 35Виды речевой деятельности
Импрессивная – характерна для субъекта, воспринимающего речь –
процесс понимания речи. Начинается с восприятия речевого сообщения (через соответствующий
анализатор), декодирования (выделение информации), завершается формированием общей смысловой схемы сообщения, включением её в смысловой контекст
Слайд 36Формы речевой деятельности
Акустическая (звуковая, устная). Речевой слух включает компоненты:
Фонемы –
смыслоразличительные звуки, являются сигналами 2-й сигнальной системы
Интонации – звуковая окраска
речи, сигналы 1-й сигнальной системы
Кинестетическая (двигательная)- работа речедвигательного аппарата, жесты
Оптическая (зрительная)- восприятие и понимание зрительных речевых символов - чтение
Слайд 37Этапы становления речевой деятельности
Подготовительный – 2-3 месяца (гуление, лепет)
Понимание устной
речи – с 5-6 месяцев. Возможна выработка условных рефлексов на
слово.
Умение говорить – произношение фонем и отдельных слов – с 10-12 месяцев до 3-х лет (до 1500 слов)
Речь как средство общения (предложения, фразы) – 2-3 года
Формирование внутренней речи (орудие мышления)- с 5-6 лет
Слайд 38Первичные речевые зоны коры
Зона
Брока
Зона
Вернике
Слайд 39Речевые центры
Сенсорный центр – задняя часть верхней височной извилины (зона
Вернике) –понимание устной речи
Моторный центр -задняя часть нижней лобной извилины
(зона Брока)-умение говорить
Оптический центр – угловая извилина (нижнетеменная область)- понимание буквенных изображений
Слайд 40Подкорковые речевые центры
Регулируют двигательные компоненты устной и
письменной речи:
Стриапаллидарная система
Мозжечок
Особенность локализации всех речевых центров
– асимметричность. В 96%- левое полушарие
Слайд 42ВИДЫ АФАЗИЙ
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (Вернике): -акустико-гностическая
- алексия - акустико-мнестическая - семантическая
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ (Брока): - латеральная парафазия - вербальная параграфия - чистая моторная афазия - аграфия
ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ