Слайд 1ГРУППА, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ
Слайд 2ГРУППА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ГРУППЕ
Слайд 3План
Понятие о социальной группе. Классификация групп
Группа и ее структурная организация
Структура
социальной власти в малой группе
Феномены межличностных отношений
Слайд 5Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального
целого на основе определенных признаков
(характера выполняемой деятельности, структуры, уровня
развития и т.д.).
Слайд 7Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая
на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).
Слайд 8Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная
общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например,
коллектив вуза, предприятия и т.д.).
Слайд 9Малая группа – относительно небольшое число (от двух до нескольких
десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
Слайд 10К особенностям малых групп относятся:
наличие плотных межличностных связей между всеми
членами группы;
наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;
основой
формирования, как правило, являются межличностные отношения.
Слайд 11По общественному статусу
Формальная
Неформальная
Слайд 12Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая
юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда
объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.
Слайд 13Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или
избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Слайд 14Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически
фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.
Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.
Слайд 15По непосредственности взаимосвязей
Реальные
Условные
Слайд 16Условная группа – объединенная по определен-ному признаку (характер деятельности, пол,
возраст и т.д.).
Реальная группа – это объединение, где люди связаны
реальными контактами (например, группа однокурсников).
Слайд 17По личностной значимости
Референтные
Нереферентные
Антиреферентные
Слайд 18Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой
индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки
на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Слайд 19Личность может входить в группу, нормы, ценности и поведение которой
признает, поддерживает и считает самыми лучшими.
Индивид может считать эталонной
какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать.
Слайд 20Нереферентная группа - это такая группа, психология и поведение которой
чужды или безразличны для человека.
Слайд 21Антиреферентная группа – это такая группа, поведение и психологию членов
которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.
Слайд 23Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как
ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.
Слайд 24Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность,
организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются
в условиях группового общения.
Слайд 25В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации
и асоциальные ассоциации.
Слайд 26Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности
привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе
трудовой деятельности.
Слайд 27В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно
значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят
путь коллективообразования (например, студенческая группа в начале процесса обучения).
Слайд 28Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный,
иногда антиобщественный характер (например, группа агрессивно настроенных подростков).
Слайд 31Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить перерождения
их в антисоциальные.
Слайд 32Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной
централизацией (промышленные корпорации).
Слайд 33Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям
на основе своих узко индивидуалистических интересов.
Слайд 35Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными
ориентациями, деятельность направлена на подрыв сложившихся в нашем обществе нравственных,
правовых, политических и экономических отношений и порядков.
Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.
Слайд 36Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая
в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
В
коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.
Слайд 37Основные особенности зрелого коллектива
1. Ценности и цели коллектива и личности
совпадают, жизнь коллектива насыщена социально-полезной, совершенствующей деятельностью.
2. Товарищеское равноправие его
членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности.
Слайд 383. Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную
заинтересованность в его развитии.
4. Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается
и превращается в традиции.
5. Личность защищена коллективом и ответственна перед ним.
Слайд 39Малую группу только тогда можно назвать коллективом, когда она отвечает
ряду весьма высоких требований:
Слайд 40объединяется во имя достижения социально одобряемой цели;
успешно справляется с
возложенными на нее задачами, т.е. является эффективной в отношении основной
для нее деятельности;
Слайд 41
в ней формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся
высокой сплоченностью,
ценностно-ориентационным единством,
социально ценным характером мотивации,
здоровым социально-психологическим климатом (высоким
моральным уровнем, хорошими человеческими взаимоотношениями);
Слайд 42создает для каждого своего члена возможность развития.
Слайд 43Малая группа
и ее структурная организация
Слайд 45Малая социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены
которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном
контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Слайд 46Группа как самостоятельный субъект деятельности может быть рассмотрена с точки
зрения своих свойств, процессов и структур.
Основные параметры, с помощью
которых возможен социально-психологический анализ группы, – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положение человека в группе.
Слайд 47К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы;
а к характеристикам, определяющим положение человека в группе, – система
групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.
Слайд 48Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов
группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например,
численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.
Слайд 49Структура малой группы рассматривается в зависимости от функций, которые выполняют
ее отдельные члены, а также межличностных отношений в ней.
Психологическая
структура малой группы включает такие подструктуры, как композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений
Слайд 50Композиционная подструктура
Совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с
точки зрения состава группы как целого
Структура малой группы
Слайд 51Социометрическая подструктура
Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых
межличностных отношений, т.е. система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и
антипатий между членами группы
Слайд 52Коммуникативная подструктура
Совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающих
членов группы между собой и с внешней средой
Слайд 53Подструктура функциональных отношений
Система взаиморасположений членов группы в зависимости от их
способности оказывать влияние на группу (руководство и лидерство в группе)
Слайд 54Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают
в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное
положение; выполняют разные обязанности и испытывают в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
Слайд 55Структура социальной власти в малой группе
Слайд 56Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно
во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности
групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.
Слайд 57Структура социальной власти в малой группе –
это система взаиморасположений
членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в
группе. Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства.
Слайд 58
Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником между
социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и
норм, данных ему
Слайд 59Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом
и организации его деятельности.
Слайд 60Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенными являются
высокая деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная
культура и т.п. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет.
Слайд 61Основные психологические факторы,
определяющие меру авторитетности руководителя
Организаторский и мотивационный потенциал
Ценностная
привлекательность личности руководителя для членов группы
Стиль управления, реализуемый руководителем
Слайд 62Стиль руководства (управления) коллективом – интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности
руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств
управленческой деятельности, которые характеризуют способности и особенности решения управленческих задач.
Слайд 63В научной литературе описан широкий спектр стилей управления современного руководителя.
Наибольшее распространение получили такие стили, как авторитарный (доминирующий), демократический (коллегиальный)
и либеральный (попустительский).
Слайд 68Лидерство – это спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного
члена группы на других.
Слайд 69Лидер – член группы, за которым она признает право принимать
ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная
личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Слайд 70
Лидера порождают не столько личные качества или их особое
сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система
межличностных связей формируется и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе которых выдвигается конкретный лидер группы.
Слайд 71Лидер – это референтное лицо в группе, установки и ориентации
которого являются исходными эталонами для всех или большинства членов группы,
за ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке групповых ситуаций и обстоятельств.
Слайд 72Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг
и полномочий, признание правильности и результативности его действий.
В любой
реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои ниши, и не вступая друг с другом в серьезные противоречия.
Слайд 73В психологии приняты различные классификации лидеров.
Слайд 74Виды лидеров
По содержанию деятельности
По направленности деятельности
По характеру
деятельности
Лидер-вдохновитель
Лидер-
исполнитель
Ситуативный
лидер
Универсальный лидер
Деловой
лидер
Эмоциональный лидер
Слайд 75Основные различия между лидером и руководителем
Слайд 77Феномены межличностных отношений
Слайд 78В группах проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции,
т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей.
Слайд 79Феномены межличностных отношений
Коллективистическое самоопределение
Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной
группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых
воздействий в зависимости от опосредующих факторов (оценок, убеждений и т.д.)
Слайд 80Коллективистическая идентификация
Возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой
переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие
их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и устранение фрустрирующих воздействий
Слайд 81Конформность
Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в
изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не
разделявшейся им позицией большинства
Слайд 82Нонконформизм
Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и
во всех случаях утверждать противоположную точку зрения
Слайд 83Ценностно-ориентационное единство
Степень совпадения позиций и оценок членов группы по
отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы
в целом
Слайд 84Сплоченность
групповая
Характеризует единство группы, групповую и индивидуальную защиту группы в
целом и каждого ее члена в частности, взаимопомощь и взаимоподдержку
Слайд 85Социально-психологический климат
Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в
котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение
друг к другу, к работе и окружающим событиям