Слайд 2
Актуальность данной темы
объясняется необходимостью изучения функций государства,
с целью всестороннего рассмотрения основных направлений деятельности государства, позволяющих определить
историческое предназначение государства
Слайд 3Цель лекции
рассмотреть функции государства как основные направления его деятельности, а
также попытаться объективно обобщить полученный материал.
В процессе достижения определенной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и классификацию функций государства;
2. Рассмотреть формы осуществления функций государства;
3. Определить роль ОВД в процессе реализации функций государства на современном этапе развития РФ;
4. Обобщить полученные сведения и сделать необходимые выводы.
Слайд 4Учебные вопросы
1. Понятие и классификация функций государства.
2. Правовые формы
осуществления функций государства.
3. Роль ОВД в процессе реализации функций государства
на современном этапе развития РФ.
Слайд 5
Понятие и классификация функций государства
Слайд 6 «Функциональный подход позволяет более глубоко изучить длительный исторический
процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов,
форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности как раз и характеризует наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом бытии, и самое главное – различные функции, которые государство выполняет».
А.Б. Венгеров
Слайд 7 Функциональный подход предполагает рассмотрение государства не просто как
некой статической системы, а выдвигает требование его исследования в процессе
различного рода целенаправленной деятельности, через которую выражается сущность самого государства как единого организма.
Исследованию подлежит как деятельность отдельных элементов составляющих государственное целое (армия, суды, органы управления и т.п.), так и целенаправленная деятельность всей социально-политической системы, направленная на решение важнейших задач и достижение глобальных целей стоящих в данный исторический период перед обществом в целом.
Слайд 8Подходы к пониманию категории «функции государства»
функция государства
определяется
главным образом
через его
социальное предназначение,
заключающееся в разрешении
определенных задач
и
достижении целей
понятие
функции государства
связывается
в большей степени или
прямо отождествляется
с понятием
его деятельности
Слайд 9ФУНКЦИЯ
(в ее социальном понимании)
определенным образом связана с осуществлением
деятельности (с функционированием). В противном случае происходит отождествление функции с
целевыми установками, задачами
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
основные направления и стороны его деятельности
Слайд 10 функция государства
в узком смысле
в широком смысле
проявления
исключительно
основных, главных,
объективно необходимых
проявлений реальной
деятельности,
без осуществления
которой немыслимо
существования государства
как целостной
системы
определенным образом
соизмеряется с
государственным управлением,
с осознанным воздействием
на общество и соответственно
ее выполнение или невыполнение
не всегда носит для
государства жизненно
важный характер
ОСНОВНЫЕ
НЕОСНОВНЫЕ
не проводится разграничение понятий
«функция государства»
и «функционирование государства»
Слайд 11осуществление функции (функционирование) естественным образом предполагает соответствующую деятельность
разграничение понятия
«функция» с понятием реально осуществляемой деятельности по ее реализации
Функции
государства
«определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих формах и с помощью специфических методов» (В.М. Сырых)
«основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» (В.М.Корельский)
«основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач» (А.В. Малько)
«главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества» (Л.А. Морозова)
В качестве достоинства всех указанных определений функции государства как направления деятельности можно выделить то, что в них, с одной стороны фактически подразумевается определенная целевая установка (конкретное направление, определяющее стремление к цели), а с другой стороны, указывается на деятельностный характер достижения цели (реализации общественной потребности). При этом понятие функции и деятельности по ее осуществлению (функционирование) не отождествляются.
Слайд 12Может ли вообще, с позиции понимания государственной функции в широком
смысле, государственная деятельность, пусть даже и «неосновная», «неглавная», но направленная
на решение государственных и общественных задач по сути своей быть нефункциональной?
аспект «функциональности» и «дисфункциональности» государственной деятельности
«дисфункция» характеризует тип отношений, при котором последствия конкретного действия или события оказываются неблагоприятными для целостной системы (Р. К. Мертон)
Слайд 13характерные черты феномена
«функция государства»
Функции государства выражают и предметно конкретизируют
социальную и политико-правовую сущность государства.
В функциях воплощается и раскрывается роль
государства в качестве субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.
Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.
Функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
функции государства – это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства на определенном этапе его социально-политического развития
Слайд 14Классификация функций государства
по сфере действия
по социальной значимости
Внутренние функции государства
- это
основные направления государственной
деятельности, реализация которой ограничена
юрисдикционной территорией государства
Внешние функции государства – это
основные направления государственной
деятельности в сфере международных
отношений
Комплексные (универсальные) функции
– могут реализовываться как во внутренней,
так и во внешней сфере государственной
деятельности
Основные функции государства
относятся к государственной деятельности
в целом, но вместе с тем выполняются
в разной степени всеми
или многими государственными органами.
Объектом выступает социальная
система, как единый организм
Неосновные функции государства
связаны с решением задач,
хотя и имеющими существенный характер,
но не основными (организация
системы связи, борьба со
стихийными бедствиями и пр.)
Слайд 15Классификация функций государства
(по временным параметрам)
Постоянные функции
осуществляются государством
на всех
этапах его развития
в них наиболее ярко выражается
государственная сущность
и,
как правило, они предопределяют
само существование государства
как целостной системы.
В этом смысле постоянные функции,
как правило, являются основными
(например, обеспечение правопорядка,
оборона государства и др.
Временные функции
возникают на определенномисторическом эта пе,
их значение определяется конкретным историческим
моментом в зависимости от возникшей временной
необходимости. По длительности своего
существования эти функции могут быть
самыми различными (долгосрочными или
краткосрочными), но их наличие не характеризует
государство как самостоятельный социальный
Феномен (в этом смысле они соответствуют
понятию неосновных функций) и при отсутствии
соответствующих обстоятельств у государства
отпадает и необходимость в их осуществлении
При этом само государство как целостная
система продолжает функционировать
Слайд 16
Правовые формы осуществления функций государства
Слайд 17К правовым формам реализации функций государства, как правило, относятся:
Правотворческая деятельность
– это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых
актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих в следствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.
Исполнительно-распорядительная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли воплощены в реальной жизни, принимаемые компетентными государственными органами правовые акты или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению государственно-властных предписаний лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п.
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
Слайд 18Методы реализации государственных функций
совокупность приемов и способов, при помощи
которых осуществляются соответствующие виды деятельности
Методы императивного характера предполагают издание
и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний устанавливающих максимально конкретные правила поведения. При этом выполнение этих правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками. Субъекты, на которых оказывается воздействие при помощи императивных методов, участвуют в реализации функций государства, руководствуясь принципом: «разрешено делать, то, что разрешено законом».
Методы диспозитивного характера связаны с определением общих границ «очерчивающих» область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является: «разрешено делать все, что не запрещено законом».
Слайд 19Государство, осуществляя свои функции, использует разнообразные методы, которые можно разделить
на правовые и неправовые (организационные).
Среди правовых методов можно выделить
такие, как правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности).
Из числа неправовых методов следует выделить экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и др.), идеологические (обращения к населению, призывы и т. д.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.).
Слайд 20
Роль ОВД в процессе реализации функций государства на современном этапе
развития РФ
Слайд 21Федеральный закон
от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
«О
полиции»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Полиция и ее назначение
1. Полиция
является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее -граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.