Слайд 1Позитивизм
Основные этапы развития позитивизма:
классический (первый) позитивизм
махизм и эмпириокритицизм (второй
позитивизм)
неопозитивизм (логический позитивизм)
постпозитивизм
Слайд 2Первый позитивизм. Конт
Представители: Огюст Конт (1798–1857), Джон Милль (1806–1873), Герберт
Спенсер (1820–1903)
По Конту
философское знание должно быть точным и достоверным
основной
метод философии – эмпирическое наблюдение
философия исследует факты, а не «причины» и «сущности»
философия не занимается ценностями
философия не есть «царица наук», она должна стать конкретной наукой
Слайд 3Второй позитивизм
Представители: Эрнст Мах (1836–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896)
Идеи:
Задача философии – критика и анализ опыта (эмпириокритицизм)
Все предметы и
явления окружающего мира для человека есть «комплекс ощущений»
Это значит, что изучение окружающего мира есть опытное исследование человеческих ощущений
Философия должна стать достоверной наукой об ощущениях человека
Слайд 4Неопозитивизм
Возник в 20-е годы ХХ века
Представители:
Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф
Карнап (1891-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др.
Идея: задача философии
– логический анализ языка науки
Результат: неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику
Слайд 5Постпозитивизм.
Карл Поппер (1902-1994)
Основные сочинения
«Логика научного исследования» (1935)
«Открытое общество
и его враги» (1945)
«Нищета историцизма» (1945)
Слайд 6Постпозитивизм. Карл Поппер
Логика и рост научного знания:
В основании теории
находятся гипотезы (предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезам, их истинность
нельзя доказать
Из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами.
Слайд 7Постпозитивизм. Карл Поппер
Сопоставление с фактами:
☑если предложения не противоречат
фактам, то теория продолжает жить
☑если предложения теории опровергаются (фальсифицируются) фактами,
то теория считается ложной.
Поиск новой теории
Слайд 8Постпозитивизм. Карл Поппер
Научная теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру:
Гипотезы выступают
попытками разрешить проблемы
Дедукция позволяет сверить содержание гипотез с экспериментальными фактами.
Факты проверяют теорию на прочность (годится - не годится).
Слайд 9Постпозитивизм. Карл Поппер
Основные понятия:
Проблема демаркации - задача философии, заключающаяся
в отделении научного знания от ненаучного. Метод демаркации – принцип
фальсификации.
Принцип фальсификации требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.
Слайд 10Постпозитивизм. Карл Поппер
Принцип фаллибилизма утверждает, что любое научное знание носит
лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.
Теория «трех миров» утверждающая
существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.
Слайд 11Постпозитивизм.
Имре Лакатос (1922-1974)
Основные сочинения
«Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1970)
«История
науки и ее рациональные реконструкции» (1972)
«Изменяющаяся логика научного открытия»
(1973)
Слайд 12Постпозитивизм. Имре Лакатос
Лакатос разработал методологию научно-исследовательских программ (НИП), смягчающую жесткость
фальсификационизма: теория отживает свой век не тогда, когда объявляется противоречащий
ей факт, а когда о себе заявляет теория, которая лучше предыдущей.
Слайд 13Постпозитивизм. Имре Лакатос
История науки представляет собой конкуренцию НИП, когда одна
исследовательская программа вытесняет другую.
НИП есть серия сменяющихся теорий, связанных между
собой едиными основополагающими принципами.
Слайд 14Постпозитивизм. Имре Лакатос
В программу входит негативная эвристика – правила-запреты
Позитивная эвристика
- стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые следует решать.
Слайд 15Постпозитивизм. Имре Лакатос
Структура НИП:
«Жесткое ядро», в которое входят неопровергаемые для
сторонников программы, фундаментальные положения (нефальсифицируемые гипотезы). То есть это то,
что является общим для всех ее теорий. По ядру можно судить о характере всей программы.
Существует совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих фактов («защитный пояс»).
Слайд 16Постпозитивизм. Имре Лакатос
Фальсификации, т.е. теоретической критике и эмпирическому опровержению, подвергается
лишь гипотезы «защитного пояса». По общему соглашению подвергать фальсификации жесткое
ядро запрещается.
Смысл программы в способности пополнять знания, предсказывать новые факты, а противоречия и трудности в объяснении каких-либо явлений не влияют на отношение к ней ученых.
Слайд 17Постпозитивизм.
Томас Кун (1922-1996)
Основные сочинения
«Коперниканская революция» (1957)
«Структура научных революций» (1962)
«Теория
черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912» (1978)
Слайд 18Постпозитивизм. Томас Кун
В истории науки выделяются следующие стадии:
Допарадигмальная наука –
эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ. Каждая
группа строит свои теории без ссылок на внешние авторитеты и образцы.
Слайд 19Постпозитивизм. Томас Кун
Нормальная наука - период господства той или иной
парадигмы, образцовой теории используемой для относительно согласованного и единообразного решения
возникающих проблем
Слайд 20Постпозитивизм. Томас Кун
Парадигма (дисциплинарная матрица)- это совокупность убеждений, ценностей, технических
средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Парадигмой определяется
что является значимой научной проблемой, что должно быть проигнорировано (исключения).
Слайд 21Постпозитивизм. Томас Кун
Суть нормальной науки в кумулятивном накоплении знаний, теоретическом
и экспериментальном уточнении программных установок. Только на этой стадии идет
рост знания
Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках).
Слайд 22Постпозитивизм. Томас Кун
Революционная наука - создаются новые парадигмы, оспаривающие
первенство друг у друга. (есть определенное сходство с допарадигмальной наукой)
Кризис
разрешается победой одной из них; начало нового «нормального» периода, (все заново).
То, какая версия победит, зависит не только от научных их достоинств, но и факторов политических, социальных, культурных
Слайд 23Постпозитивизм. Томас Кун
Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических
отношений между сменяющими друг друга теориями.
Не существует фактов, независимых
от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения.
Слайд 24Постпозитивизм.
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Основные сочинения:
«Против метода. Очерк анархистской теории познания»
(1975)
«Наука в свободном обществе» (1978)
«Проблемы эмпиризма. Философские заметки» (1981)
Слайд 25Постпозитивизм. Пол Фейерабенд
Создает концепцию эпистемологического анархизма
Фейерабендом отрицается:
существование объективной истины
представление
о кумулятивности научного знания и преемственности в его развитии
Для него
развитие науки есть череда случайных и произвольных переворотов
Слайд 26Постпозитивизм. Пол Фейерабенд
Основные понятия:
Принцип пролиферации (размножения) теорий – ученые должны
стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями.
Создание
альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
Плюрализм в методологии науки – следствие принципа пролиферации теорий.
Слайд 27Постпозитивизм. Пол Фейерабенд
Методологический анархизм: каждый ученый может изобретать и
разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и
критику.
Деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии.
Слайд 28Постпозитивизм.
Майкл Полани (1891-1976)
Основные сочинения:
«Личностное знание. На пути к посткритической
философии» (1958)
«Основания академической свободы» (1947)
«Неявное знание» (1962)
Слайд 29Постпозитивизм. Майкл Полани
Полани доказывает, что установки, разделяемые исследователем невозможно
полностью вербализовать.
Наряду с вербализованным (текст) знанием, существует знание неявное,
невербализованное. Оно передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности.
Слайд 30Постпозитивизм. Майкл Полани
Идея: следует считывать не только ценности (Кун),
но и другие факторы.
В науке явное знание представлено в
понятиях и теориях, неявное – как личностное знание