Слайд 1«Профессионально-педагогическое мастерство»
Учебная программа дисциплины подготовки бакалавров
по направлению «Физическая культура»
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный тренер России
К.К. Марков
Слайд 2К.К. МАРКОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 3Структура и содержание курса
Модуль 1
Формирование педагогического мастерства тренера в спорте
Модуль
2
Освоение технологии обучения профессионально значимым двигательным действиям и повышение уровня
спортивных достижений
Модуль 3
Специальные вопросы психофизиологии спорта и типологической индивидуализации подготовки спортсменов
Слайд 4Глава 1. Основы педагогического мастерства тренера
Структурные функции в деятельности тренера:
воспитательная;
учебно-тренировочная;
отбора
и селекции;
планировочная;
контроля;
учета и коррекции;
организаторская;
секундантская до, во время и после соревнований;
материально-технического
обеспечения;
самосовершенствования;
научно-исследовательская;
представительская;
судейская;
правовая;
агитационно-пропагандистская.
Слайд 5Структурные компоненты деятельности тренера
Гностический - обобщение и систематизация научных знаний,
изучение общих закономерностей деятельности педагогических систем, анализом деятельности педагогической системы
и всех ее подсистем;
Проектировочный - проектирование развития педагогических систем с учетом потребностей комплексного подхода к обучению и воспитанию спортсменов, научных и методических исследова-ний, обеспечивающих содержание деятельности педагогических систем, развития средств педагогической коммуникации, обесечивающих способы функционирования системы;
Конструктивный - созданием учебных пособий для спортсме-нов и тренеров, методических пособий для тренера по анализу эффективности деятельности педагогических систем;
Организаторский - создание общего ритма и режима деятель-ности, систем, органов самоуправления;
Коммуникативный - регламентация и регулирование отноше-ний между системой и административными органами управле-ния, между администрацией и тренером, тренерами и спортс-менами, внутри этих групп.
Слайд 6Педагогические уровни деятельности тренера
Репродуктивный – тренер на примере умеет показать,
как вы-полнять систему упражнений и комбинаций, умеет пересказать то, что
он знает сам.
Адаптивный – тренер умеет сообщить то, что знает и умеет сам и приспособить это к возрастным и индивидуальным особеннос-тям спортсменов, сознает, что спортсмены плохо усваивают тех-нический прием, но не умеет научить их, он видит педагогичес-кую задачу – учить лучше, но не уметь продуктивно ее решить.
Локально-моделирующий – тренер умеет передавать знания и умения, приспосабливая их к особенностям спортсменов, конст-руировать и моделировать систему знаний, умений и навыков по отдельным приемам, и разделам. Он учитывает возможные труд-ности при восприятии нового учебного материала, их причины и способы преодоления, знает и умеет возбудить интерес и внима-ние к системе спортивных упражнений. Но все это касается толь-ко отдельных разделов тренировки, а не всей программы.
Системно-моделирующий – тренер умеет моделировать систему деятельности спортсменов, формирующую у них знания, умения, навыки и поведение, необходимые, как для успеха в соревновательной деятельности, так и в жизни вообще.
Слайд 7Педагогические способности тренера
Дидактические способности, которые позволяют эффективно готовить спортсменов, доступно
представлять учебный материал с активным и сознательным его восприятием спортсменом
и прочным усвоением навыков, обеспечить единство обучения и воспитания, постепенно усложнять учебный материал и нагруз-ку, обеспечить систематическое планирование, контроль и кор-рекцию учебно-тренировочного процесса.
Перцептивные способности, представляющие педагогическую наблюдательность, восприятие своего вида спорта, умение вос-принимать, чувствовать состояние и отношение спортсмена и проникать в его внутренний мир, понимать переживания и состо-яния, знание психических особенностей спортсменов, их интере-сов, достоинств и недостатков.
Гностические способности, которые определяют способность к анализу деятельности своей, спортсменов, команды, своих кол-лег, обстоятельств деятельности, спортивных и технических ре-зультатов, характеристик учебно-тренировочного процесса.
Слайд 8Коммуникативные способности, означающие доброжелатель-ность, легкость вступления в контакты, отзывчивость, адекват-ную
реакцию на ситуацию, умение разрешать конфликты, управ-ление своим психическим состоянием,
выдержанность в обще-нии, умение выслушивать чужие мнения.
Психомоторные способности предполагают умение демонст-рировать технику движений; подбор имитационных упражнений; учет индивидуальных особенностей спортсменов; точный анализ техники спортсмена и его двигательных ошибок.
Суггестивные способности содержат дар убеждения, умение внушать; умение развивать и поддерживать интерес к занятиям; повышение мотивации, усиление желания тренироваться; уверен-ность в победе.
Стрессоустойчивость представляет умение управлять эмоцио-нальным состоянием и сохранять уровень умственной работоспо-собности при стрессе.
Авторитарные способности заключаются в умении влиять на личность и деятельность спортсмена, в наличии авторитета (фор-мального и неформального) и предполагают высокие деловые и личные качества.
Слайд 9Академические способности определяются творческим подхо-дом, поиском нового; повышением общего и
специального обра-зования; применением проблемного и программного обучения; творческой реализацией способностей
спортсмена.
Экспрессивные способности проявляются в наиболее эффектив-ном с педагогической точки зрения выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантоми-мики. Хорошая культура речи, ее внутренняя сила и убежден-ность, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешнос-тей, умение говорить экспромтом, оживляя речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной, разнообразить речь юмо-ром, шуткой, доброжелательной иронией.
Организаторские способности тренера проявляются в органи-зации жизни и быта спортсменов, их учебы, труда, отдыха, в де-ловитости при проведении всевозможных мероприятий, в уста-новлении деловых связей и отношений внутри спортивного кол-лектива, в способности оценивать обстановку, принимать реше-ния и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быст-роты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настой-чивости, требовательности, ответственности за воспитание).
Слайд 10ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Работа спортивного тренера -
одна из наиболее специфических видов человеческой деятельности из-за самого характера
и содер-жания спорта. Ориентация на конечный результата, сильная зави-симость (моральная, социальная и материальная) тренера и спор-тсменов от победы на соревнованиях определяет стратегию, фи-лософию и моральные принципы деятельности тренера.
Сложность работы тренера состоит в том, что объектом деятель-ности тренера является и отдельная, индивидуально своеобразная личность игрока и команда в целом, в которой должны быть ин-тегрированы и максимально эффективно использованы особен-ности и достоинства игроков, предельно сконцентрированных на достижении командной цели. Специфика работы тренера требует соответствующих педагогических и психологических знаний и навыков, личностной направленности на эти разделы его работы.
Проблема тренер – спортсмен является одной из ключевых в пе-дагогическом процессе спортивной тренировки. Отечественная спортивная педагогическая практика многих лет предполагает во доминирующую роль тренера, диктующего "правила игры", жес-тко лимитируя тренировочно-соревновательную деятельность спортсмена и многие аспекты его личной жизни
Слайд 11Принцип "справедливой игры"
"Справедливая игра" – это философия
тренировки, основанная на основных компонентах спорта – участии и соревновании.
Фило-софия, лежащая в основе справедливой игры, имеет определен-ные принципы, преследующие цели развития истинного соревно-вательного духа, настоящего, джентльменского поведения. Философия справедливой игры заключается:
в уважении правил игры;
в уважении должностных лиц и принятых ими решений;
в уважении соперника;
в обеспечении равных возможностей для всех участников;
в сохранении достоинства при любых обстоятельствах.
Слайд 12 Общие аспекты философии "справедливой игры":
достижение совершенства важно как
в спортивной борьбе с со-перником, так и для самой личности
спортсмена;
подчеркивать общие принципы поведения для участников и зрителей, поощрять примеры поведения лидеров;
поощрять участников к уважению буквы и духа спорта;
активно поддерживать у спортсменов уважение официальных лиц и других конкурентов, подчеркивая, что соперники сотруд-ничают, конкурируя, и что без соперников спорта не будет;
поддерживать идею, что участие и наивысшее мастерство более важно, чем победа или поражение, и приобретение спортивного опыта более важно, чем то, кто выиграл или проиграл;
помнить, что все спортсмены индивидуальны и значимы по-своему, и нужно относиться к этому с уважением и достоинс-твом;
подчеркивать, что спорт – это только один аспект жизни;
давать возможность своим игрокам выбирать приоритеты в приобретении мастерства, слушать, что они говорят, и согласовывать соответственно этому свои ожидания и тренировочные программы.
Слайд 13 Позитивный стиль управления – другой важный шаг, помогаю-щий
тренеру формировать положительное представление каждого игрока о самом себе. Он
предполагает:
Справедливое и последовательное применение ясного набора правил с предоставлением свободы поведения (в определенных пределах), делая это заботливо и доброжелательно.
Настойчивая борьба с недопустимым поведением. При этом не следует использовать наказания, типа дополнительных штрафов или большого количества нотаций, это только ухудшает само-оценку игроков.
Подчеркивать и усиливать ответственность игроков, давать им больше времени, чтобы самим что-либо попробовать, трениро-вать какие-то технические приемы, и показать им то, в чем они преуспевают. Поощрять их вопросы и предложения (инициатива - не наказуема), внимательно слушать, что говорят спортсмены.
Показывать спортсменам, что тренер уверен в их способностях решать задачи и овладевать спортивным мастерством, помогать им в изучении новых приемов, в совершенствовании уже освоен-ных и при изменении задачи. Убеждаться, что игроки понимают задачу на нужном уровне, и обеспечивать им поддержку.