Слайд 1Финансовый Менеджмент
Финансовый Университет
Правительства РФ
Кафедра «Финансовый менеджмент»
Курс лекций Жукова П.Е.
Соответствует УМК
«Финансовый менеджмент» для всех специальностей кроме «Финансовый менеджмент»
Слайд 2Учебная литература
Основная:
Финансовый менеджмент, учебник / колл. авторов под ред. проф.
Е.И. Шохина М. КНОРУС 2008 -480 с.
Ван Хорн Джеймс К.
Вахович Джон М. мл. Основы финансового менеджмента : Пер. с англ .- 12-е изд .- М .: Вильяме. 2006 .
Бригхэм Юджин Ф.. Эрхардт Майкл С. Финансовый менеджмент : Пер. с англ .- 10-е изд .- СПб. : Питер. 2007
Слайд 3Дополнительная литература
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика.-2-е изд.. перераб.
и доп .- М. : ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007
Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту : Конспект лекций с задачами и тестами .- 2-е изд., перераб. и доп .- М. : Финансы и статистика. 2007
Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов - Пер. с англ .- 2-е изд .- М. : Олимп-Бизнес, 2006
Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент : Учебник .- М. : Эксмо. 2007
Хоуп Дж. Финансовый директор новой эпохи: Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех корпорации на рынке Пер. с англ. Н.И. Кобзаревой / Под общ. ред. Д.А. Рябых .- М .- СПб. : Вершина, 2007
Слайд 4Раздел I. Введение в финансовый менеджмент
Тема 1. Предмет и задачи
курса «Финансовый менеджмент»
1.1. Предмет финансового менеджмента.
Определение. Финансовый менеджмент (financial managment) – управленческие решения по приобретению, финансированию и управлению активами, направленному на достижение определенной цели.
См. Ван Хорн Джеймс К. Вахович Джон М. мл. Основы финансового менеджмента
Слайд 5Финансовый менеджмент касается четырех основных областей деятельности – управление оборотными
активами, приобретение и продажа основных средств, инвестиции, финансирование.
См. «Финансовый
менеджмент» под ред. Е.И. Шохина, а также Ю. Бригхем, М. Эрхард «Финансовый менеджмент»
Слайд 61.2. Задачи курса «Финансовый менеджмент»
Вы будете изучать:
стратегию и тактику
финансового управления;
систему информационного обеспечения финансового менеджмента;
управление стоимостью имущества и источников
его формирования на предприятии;
оценку финансовых и предпринимательских рисков;
анализ стоимости и структуры капитала;
оценку эффективности принимаемых финансовых решений;
закономерности денежного оборота хозяйствующего субъекта;
планирование и прогнозирование денежных потоков.
Слайд 7Определение: Финансовый механизм – совокупность форм и методов воздействия на
объекты финансового управления для достижения целей, намеченных в финансовой политике.
Финансовый механизм – составная часть хозяйственного механизма предприятия. Он приводит в действие систему финансов в соответствии с принятой финансовой политикой.
Финансовая служба и организационно-распорядительная документация являются составной частью финансового механизма предприятия.
1.3. Финансовый механизм предприятия
Слайд 8Раздел II. Теоретические основы финансового менеджмента
Тема 2. Основные принципы организации
финансового менеджмента.
Финансовая политика есть форма реализации целеполагания предприятия, включающая способы
формирования доходов и расходов, их структурирование, внутрифирменные процедуры, регламенты и оценки.
Слайд 9Область финансовой политики – сфера применения общей финансовой политики организации,
характеризующаяся особыми целями, методами и приемами ее построения.
Субъектом реализации
финансовой политики являются собственник или делегированное им лицо (финансовый менеджер, финансовый директор, финансовая служба).
Внешняя среда – рыночное окружение (партнеры, покупатели, конкуренты) и правовая среда (государство и налоговые органы).
Слайд 10Место финансового менеджмента в системе управления компанией
Председатель Совета директоров (CEO)
Слайд 11Теория агентских отношений
Теория агентских отношений исходит из того, что
менеджеры компании являются агентами собственников по управлению имуществом и должны
действовать в их интересах.
При этом объектом изучения являются конфликты интересов менеджеров и способы их разрешения.
Наиболее важными средствами добиться соответствия (компланарности) интересов менеджеров и собственников являются:
- внутренняя нормативная база, регламентирующая принятие управленческих решений;
- система показателей эффективности (KPI);
- внутренний контроль и внутренний аудит;
- внешний контроль и внешний аудит;
- материальная заинтересованность в результатах.
Слайд 12Области финансовой политики
Различают следующие области финансовой политики корпорации:
управления
оборотными активами (в том числе, денежными средствами, ТМЗ, ДЗ и
т.д.);
управления основными средствами;
инвестиционная
дивидендная
учетная и налоговая политика
политика заимствований и взаиморасчетов
ценовая политика
амортизационная политика
бюджетная политика
учетная политика
управления рентабельностью, оборачиваемостью и т.д.
Слайд 13Цели финансовой политики
Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Минимальная
цель - поддержание платежеспособности организации.
Кроме того, могут ставиться другие цели:
обеспечение долгосрочной устойчивости;
увеличение ликвидности;
повышение рентабельности;
финансовое позиционирование;
наращивания стоимости компании и ее капитализации и др.
Слайд 14Варианты целеполагания финансовой политики
Общая цель - максимизация доходов при росте
эффективности, частные цели:
наращивание объема продаж и прибыли;
повышение финансовой устойчивости,
ликвидности и кредитоспособности;
увеличение доли долгосрочных пассивов, снижение операционных и финансовых рисков;
повышение инвестиционной привлекательности;
оптимизация структуры капитала компании;
повышение доходности собственного капитала.
Итоговый показатель, интегрирующий остальные - увеличение рыночной стоимости.
Слайд 15Важные концепции финансового менеджмента
Концепция временной стоимости денег – деньги полученные
сегодня не равны деньгам полученным через год (упущенная выгода)
Концепция альтернативных
издержек – это упущенная выгода от возможного вложения средств с аналогичным риском
Концепция непрерывности деятельности компании.
Слайд 16Теория агентских отношений
Теория агентских отношений исходит из того, что
менеджеры компании являются агентами собственников по управлению имуществом и должны
действовать в их интересах.
При этом объектом изучения являются конфликты интересов менеджеров и способы их разрешения.
Наиболее важными средствами добиться соответствия (компланарности) интересов менеджеров и собственников являются:
- внутренняя нормативная база, регламентирующая принятие управленческих решений;
- система показателей эффективности (KPI);
- внутренний контроль и внутренний аудит;
- внешний контроль и внешний аудит;
- материальная заинтересованность в результатах.