Слайд 1
Бабосов Е. М. Общая социология: учебное пособие для студентов вузов.
— Мн.: ТетраСистемс, 2004.
Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и
ответы / Е.М. Бабосов. _ Мн.: «ТетраСистемс», 2004.
Волков Ю. Г. Социология. — М.: Феникс, 2005.
Добреньков В.И., Волков и др. Социология. Учебник. – М.: Гардарики. 2003.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Уч. Пособие. – М.: изд-во МГУ, 2006.
Дорин А.В. Экономическая социология. Учебное пособие. Минск: ИП «Экоперспектива».1997.
Слайд 2
Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Фонд
«Мир», 2003.
Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Мастерство, 2002.
Рывкина Р. В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: курс лекций. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Драма перемен. Учебное пособие. М.: Дело, 2002 г.
Слайд 3
Силласте Г.Г. Экономическая социология. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
Соколова Г.Н. Экономическая социология. М., 2000 г.
Социология. Основы общей теории:
Учебник для вузов. / Отв. Редактор академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РЕАН Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА , 2002.
Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИДАНА, 2005.
Фролов С.С. Социология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.
Слайд 4Социология как наука.
1. Предмет и объект социологии.
2. Уровни социологического знания.
Методы социологического исследования.
3. Функции и задачи социологии
Слайд 5
Термин «социология» (лат. Societas – общество и греч. logos –
учение, слово) был введен в научный оборот французским социологом О.
Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842 г.).
Слайд 6Объекты изучения социологии
Социальная сфера общества
Социальная
группа
Социальное
взаимодействие
Социальные
отношения
Социальная
структура
Слайд 7
Социальная
группа
Социальное
взаимодействие
Социальная сфера общества
Слайд 8
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на
основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. (ФроловС.С.)
Социальная
группа есть совокупность людей, имеющих общий признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. (Кондауров В.И., Страданченков А.С.).
Слайд 9
Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов,
отличающаяся относительной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Слайд 10Можно выделить три условия, необходимые для того, чтобы совокупность считалась
группой:
наличие взаимодействий между ее членами;
взаимные ожидания каждого члена группы относительно
других ее членов;
достаточно продолжительный срок ее существования.
Слайд 11Виды социальных групп:
По размеру
Большие
Малые
По содержанию
Этнические
территориальные
Демографические
Культурные
Экономические
Слайд 12
Выделяют спонтанные, неустойчивые группы, которые называют квазигруппами.
Их отличительными чертами
являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3)
кратковременность совместных связей в них.
Слайд 13
Виды квазигрупп:
- аудитория – это социальная общность людей, объединенная с
каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей
на этой основе общность).
- толпа – это собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, при этом общими чертами толпы являются внушаемость, анонимность, спонтанность.
- Агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.(пассажиры автобуса, проживающие на одной улице и т.д.).
Слайд 14
Отношение социальное – осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий,
соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим
поведением.
Слайд 15
По своему содержанию социальные отношения могут быть:
- экономическими,
- политическими,
- идеологическими,
-
правовыми,
- нравственными.
Слайд 16
Структура социальная – внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее
из определенных образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в
определенных рамках.
Слайд 17
Огюст Конт считал, что социология – это позитивная наука об
обществе.
Эмиль Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты, Макс Макс Вебер
– социальное поведение.
Питирим Сорокин – социальное взаимодействие.
Слайд 18В настоящее время в определении предмета социологии противоборствуют 2 подхода:
1)
макросоциологический, представители которого оперируют понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных
систем и т. д. (Западно-европейские школы).
2) микросоциологический, представители которого работают с понятиями социальное поведение, межличностное взаимодействие, мотивация, стимулы и т.д. (США)
Слайд 19
Заславская Т.И. отмечает, что «Социология – это наука о закономерностях
функционирования, развития и взаимодействия социальных групп, социальных общностей различного вида».
Слайд 20Структура социологического знания
Фундаментальные общесоциологические исследования
Теории среднего уровня
Эмпирические исследования
Слайд 21Но наиболее полно структуру социологического знания описал Дряхлов Н.И., выделивший
семь уровней:
1. методологические и теоретические основы науки;
2. специальные знания относительно
социального в его конкретном состоянии на базе частных социологический теорий;
3. знания, раскрывающие специфику реализации установок социологической науки в теории и практике прикладной социологии (социальный менеджмент);
4. социо-инженерная область знаний (сегодня говорят о конструировании социологии - создании социальных технологий);
5. теория социального исследования;
6. методы социального исследования, методы обработки, анализа и обобщения социальной информации, выработки практический рекомендации;
7. знания по организации и деятельности служб социального развития.
Слайд 22Выделяют следующие методы социологического исследования.
1. Опросные методы.
1.1. Анкетный опрос.
1.2. Интервью.
1.3.
Социометрический опрос.
1.4. Экспертный опрос.
1.5. Телефонный опрос.
1.6. Почтовый опрос.
2. Анализ документов.
3.
Наблюдение.
4. Эксперимент.
5. Деловые игры.
6. Социальное моделирование. Ит.д.
Слайд 23
Заславская Т.И. выделяет следующий набор функций:
1. Научно-познавательная;
2. Политическая функция -
отражает взаимодействие социологии с властью, содействует эффективному руководству общественным развитием;
3.
Формирование гражданского общества - заключается в методически надежном, доступном информировании общества о сущности происходящих в нем процессов, их принципах и результатах.
Слайд 24
Задачи социологии.
Прогнозирование поведения различных социальных групп в рыночных условиях.
Преодоление мотивационного
кризиса.
Регулярное изучение и отслеживание общественного мнения по политическим и экономическим
вопросам. (ВЦИОМ, центр Ю. Левады и т.д.)
Слайд 25Социальная и экономическая стратификация общества.
1. Социальная система общества. Социальные институты
общества.
2. Теории социальной стратификации.
3. Средний класс: проблема критериев и формирования.
4.
Социальная мобильность. Виды и возможности мобильности.
Слайд 26Социальная система
- это целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального
взаимодействия между действующими субъектами. Таким образом, в социальной структуре в
отличие от системы основное внимание отводится элементам.
Слайд 27Отечественные социологи
определяют социальную структуру как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих групп,
а также социальных институтов и отношений между ними. (Тощенко Ж.Т.,
Першуткин С.Н. и др.)
Слайд 28Выделяют основные свойства социальной структуры:
1) отношения, взаимоотношения, взаимозависимость;
2) регулярность, образец
поведения, внутреннее разнообразие, повторение, постоянство;
3) фундаментальность, существенность, глубина измерения;
4) детерминирующее,
воздействующее, ограничивающее, контролирующее влияние по отношению к эмпирически наблюдаемому.
Слайд 29Социальные институты
- это высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубиной
интегрированности своих элементов (социальных ценностей, норм, социальных ролей и групп),
сфокусированных на реализации какой-либо базовой социальной потребности (семья, образование, религия, армия, спорт, культура и др.).
Слайд 30Функции, которые выполняют социальные институты в обществе:
1. Создание возможностей членами
общества удовлетворять разнообразные потребности.
2. Регулирование поведения членов общества в рамках
принятых отношений.
3. Поддержание выполнения важных для общества функций.
4. Поддержка сплоченности общества (интеграция стремлений, действий, отношений).
Слайд 32Социальные организации
- это сложные взаимосвязанные иерархически социальные системы (крупные вторичные
социальные институты), образуемые для достижения определенных целей.
Слайд 33Признаки социальных организаций:
а) целевая природа,
б) распределение членов по статусам и
ролям,
в) разделение труда,
г) построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением
управляющей и управляемой подсистем,
д) наличие специфических средств регулирования и контроля,
е) системная целостность,
ж) взаимосвязь с внешней средой.
Слайд 34
Платон, Аристотель рассматривали факторы расслоения людей на бедных и богатых
Н. Макиавелли
Д. Локк, Ж. Руссо, Т Гоббс
Слайд 35Н. Макиавелли - известный мыслитель времен Возрождения признавал в государстве
наличие богатых и бедных, и отмечал, что нецелесообразно доверять управление
ни тем, ни другим.
Социальные философы Д. Локк, Ж. Руссо, Т Гоббс вполне отчетливо осознавали, что наличие в обществе социальных классов и слоев неравных по своей сути независимо от их природы, имеет место, и это влечет за собой разного рода социальные катаклизмы и проблемы.
Теории стратификации
Слайд 36Критерии социальной стратификации по Парсонсу:
Социальная стратификация
ТИПЫ
КРИТЕРИИ
Экономическая
Политическая
Профессиональная
Уровень доходов
Власть и влияние
Престиж
Слайд 37Критерии социальной стратификации по Парсону:
1) предписывание индивиду определенной характеристики, такой
как, например, ответственность или компетентность (“качество”);
2) оценка деятельности индивида в
сопоставлении с деятельностью других людей (“исполнение”);
3) “обладание” материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.
Слайд 38Выделяют основные четыре измерения (объективных критерия) социальной стратификации:
- доходы, их мера, источники, стабильный или нестабильный характер;
- образование (профессия);
- власть, а именно неравномерное распределение власти и властных полномочий между членами общества как источник политической стратификации;
- престиж, т.е. самооценки индивидов своей социальной позиции.
Слайд 39Наиболее существенный вклад в развитие этой темы внес
К. Маркс в своей знаменитой
“Теории классов”.
Слайд 40Классы
Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту
в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей
частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. (Ленин В.И.)
Слайд 41Наиболее существенный вклад в развитие этой темы внес К. Маркс
в своей знаменитой “Теории классов”.
1. Маркс, констатирует факт расслоения общества
на классы и противоречивый (конфликтный) характер их взаимодействия.
2. Такая острая оценка дана современному ему обществу, и в настоящее время не оспаривается.
3. Маркс не отрицает того факта, что почти в каждом из классов находятся “особые градации”, что свидетельствует о сложности самой классовой структуры, предполагающей внутреннюю дифференциацию, наличие промежуточных слоев и т.д.
Слайд 42Социальная структура советского общества
Рабочий класс
Колхозное крестьянство
Интеллигенция
Социальная структура
Слайд 44 высший
класс
средний
класс
класс
низший
Слайд 45Пример - американский вариант социальной стратификации
Слайд 47Наиболее существенный вклад в развитие этой темы внес К. Маркс
в своей знаменитой “Теории классов”.
1. Маркс, констатирует факт расслоения общества
на классы и противоречивый (конфликтный) характер их взаимодействия.
2. Такая острая оценка дана современному ему обществу, и в настоящее время не оспаривается.
3. Маркс не отрицает того факта, что почти в каждом из классов находятся “особые градации”, что свидетельствует о сложности самой классовой структуры, предполагающей внутреннюю дифференциацию, наличие промежуточных слоев и т.д.
Слайд 48Вебер выделяет следующие классы:
1) рабочий класс;
2) мелкая буржуазия;
3) лишенные собственности
“белые воротнички”: технические специалисты и интеллигенция;
4) администраторы и менеджеры;
5) собственники.
Слайд 49 Страта
от Strate - слой, прослойка
Слайд 50Теория стратификации П. Сорокина
Высший класс
флуктуация
Средний класс
Низший класс
Слайд 51Виды моделей стратификации общества
Слайд 52Критерии стратификации
Экономический (доходы, собственность и т.д.)
Политический (доступ к власти)
Профессиональный (образование,
профессия)
Слайд 53Социальные лифты
Собственность
Армия
Образование
Семья
Религия
Слайд 54Критерии выделения среднего класса:
1. Объективная группа
- образование (не ниже средне-специального)
-
характер и содержание труда (умственный)
- доход (не ниже среднего по
региону на 1 члена семьи)
2. Субъективная группа
- самоидентификация
6-8 %
средний класс 20-22%
протосредний класс
52-58 %
низший класс
22- 12 %
Слайд 56Социальный портрет представителя среднего класса в Омске
– это люди в
возрасте от 30 до 50 лет с демократическими взглядами, высшим,
а то и двумя университетскими образованиями, мечтающие о стабильности и зарабатывающие в месяц от 15 до 25 тысяч на каждого члена своей семьи. С ежемесячных своих доходов они могут позволить себе купить все, что душе угодно, за исключением разве что машины или квартиры. На эти предметы роскоши и им приходится копить.
Слайд 57Социальная мобильность
- любой переход индивида, или социального объекта, или
ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции
к другой.
Слайд 58Выделяют два типа социальной мобильности:
Горизонтальная мобильность – это переход индивида
или социального объекта от одной социальной позиции к другой, находящейся
на том же уровне (переход из одной религиозной группы в другую, смена места работы и т.д.) При этом не меняется социальный статус индивида.
Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой
Слайд 59Социальная мобильность
Горизонтальная
Вертикальная
Территориальная
Религиозная
Семейная
Политическая
И т.д.
Индивидуальная
Групповая
Восхождение
Нисхождение
Профессиональная
Экономическая
политическая
Слайд 60
Межпоколенная (межгенерационная мобильность) – сообщает о степени перехода неравенства от
одного поколения к другому в данном обществе.
Внутрипоколенная - социальная мобильность
в рамках одного поколения.
Слайд 61Показатели мобильности
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число
страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в
его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени
Интенсивность мобильности – это число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.
Слайд 62
Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: общей суммой мобильности
в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.
Сумма мобильности какого-либо
общества зависит от количества различных статусов, присутствующих в нем. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности перемещаться из одного статуса в другой.
Слайд 63каналы социальной мобильности:
- получение образования,
- рост квалификации,
- выдвижение на вышестоящую
должность,
- воинская служба,
- социально-территориальные перемещения,
- изменения образа жизни,
- развитие у
личности типичного для нового слоя статусного поведения,
- изменение социального окружения,
- брак с представителями другого статусного слоя и т.д.
Слайд 64миграция
– процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных
групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или
другую страну, а также переезд на жительство из деревни в город и обратно.
Слайд 65Причины миграции:
Выталкивание обусловлено неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в
родных местах в силу социальных потрясений, экономических кризисов, стихийных бедствий.
Притяжение
– это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах например в регионах, где существует более высокая оплата труда, где можно занять более высокий социальный статус, где наблюдается большая политическая стабильность.
Слайд 66
Личность как субъект и объект экономических отношений.
1. Понятие личности. Социологический
подход к ее изучению.
2. Социальный статус личности. Ролевая теория личности.
3.
Понятие социализации личности. Экономическая социализация.
4. Девиантное поведение. Девиации в экономической сфере.
Слайд 67
Человек - существо биосоциальное.
Слайд 68
Понятие “индивид” характеризует отдельного человека.
Слайд 69
Личность - определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально-значимых черт
и социальных отношений данного общества.
Слайд 70Этапы изучения личности
1. Происходит последовательное раскрытие различных свойств личности: потребностей,
интересов, ценностей, социальных установок и т.д., которое завершается системным представлением
личности как объекта и субъекта общественных отношений.
2. Осуществляется переход от анализа личности к рассмотрению ее деятельности, образа жизни в целом, их условий, средств и результатов.
3. Анализируются межличностные отношения.
4. На завершающем этапе познания личности выясняются социальные нормы и отклонения в ее деятельности, поведении и отношениях, осуществляются типологии личностей, выработка соответствующих практических рекомендаций.
Слайд 71Подходы к определению личности
- формально - логический, в соответствии с
которым понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое,
родовое понятие - “человек”, а затем указываются его видовые отличия, т.е. определяются признаки, отличающие личность от человека вообще.
- диалектико – логический, рассматривает общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотносит их с его индивидуальными особенностями, результат этого - личность.
Слайд 72
Социальные качества личности - совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных и
обусловленных типом социального взаимодействия.
Слайд 73К элементам, составляющим социальные качества личности относятся:
1) социально определенная цель
его деятельности,
2) занимаемые социальные статусы и выполняемые роли,
3) ожидание в
отношении новых статусов и ролей (статусные и ролевые ожидания, уровень притязаний),
4) нормы и ценности,
5) знаковая система, которую использует человек,
6) совокупность знаний, позволяющих выполнять социальные роли и ориентироваться в окружающем мире,
7) уровень образования и специальная подготовка,
8) социально-психологические особенности,
9) активность и степень самостоятельности в принятии решений.
Слайд 74На процесс формирования личности влияют следующие факторы:
1. Биологический фактор необходимо
учитывать, так как он, создает ограничения и предпосылки для социальных
черт личности, а также благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Слайд 75
2. Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности.
Заключается в том, что групповые различия в поведении личностей в
основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования
Слайд 76
3. Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества,
под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей
данного социума.
Слайд 77
Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная
теория саморегуляции поведения личности. Автор и окончательный разработчик Ядов В.А.
Слайд 78Теория Ядова В.А.
1. Элементарно-фиксируемые установки (на уровне рефлексов). Поведение определяется
биологическими и психофизиологическими факторами
2. Базовые установки.
3. Социально-фиксируемые установки.
4. Система ценностей,
мировоззрение.
Слайд 79Статус социальный
– ранг или позиция индивида в группе или
группы во взаимоотношениях в других группах.
Слайд 80Виды статусов
Основные
1. Предписанные - приобретенные независимо от своих желаний, навязанные
обществом вне зависимости от условий и заслуг личности.
часто выделяют
естественные статусы - пол, национальность, раса.
2. Приобретенный (достигаемый) - позиции, которые человек достигает сам.
3. Генеральный статус - статус человека, его права и обязанности, статус гражданина. Генеральные статусы являются как бы фундаментом статусной позиции личности.
Слайд 81
Неосновные
Статусы пешехода, пациента, покупателя - это временное определение, трудноопределимы, но
есть.
Слайд 82
Интегральный статус - определяет стиль или образ жизни человека, круг
его знакомств и манеру поведения. Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем
статусной позиции служит профессия.
Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам).
Слайд 83Социальная роль
- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе. Роль - это ожидаемое поведение,
ассоциируемое со статусом, который должен иметь человек.
Слайд 84Характеристики роли (по Парсонсу):
1) эмоциональная содержательность,
2) способ получения роли,
3)
масштаб,
4) формализация (строго установленная или размытая),
5) мотивация.
Слайд 85Выделяют четыре конструктивных элементов нормативной структуры роли:
1. описание типа поведения,
соответствующего данной роли,
2. предписания (требования), связанные с данным поведением,
3. Оценка
выполнения данной роли,
4. санкции - социальные последствия действия в рамках той или иной роли.
Слайд 86Социальные роли
Покупатель
Вкладчик
Предприниматель женщина
Мать акционер
студент профессор
Слайд 87Ролевой конфликт
Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям
двух несовместимых ролей и более, называется ролевым конфликтом.
Слайд 88
Ролевая напряженность связана с возникновением противоречий в рамках одной роли.
Слайд 89Девиантное поведение
(социальное отклонение) - поведение индивида или группы, которое не
соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Слайд 90К одобряемым можно отнести:
1. Сверхинтеллектуальность.
2. Особые склонности связаны с проявлением
уникальных качеств на очень узких, специфических участках деятельности. (Деятельность спортсменов,
актеров, балерин)
3. Сверхмотивация связана с чрезвычайным стремлением к достижению определенных позиций в обществе.
4. Личностные качества - важный фактор достижения возвышения в обществе.
5. Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности.
Слайд 91Таким образом, Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в
их отношении к целям и средствам.
В соответствии с
этой типологией можно выделить следующие типы поведения.
1) Конформное поведение. Конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества. Тип поведения который не является девиантным.
2) Инновационное поведение. Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).
3) Ритуальное поведение. Ритуалисты принимают институциональные средства, которые абсолютизируют, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Основой поведения для него являются церемонии и ритуалы, правила, а нетрадиционные средства отвергаются.
4) Изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения.
5) Мятежное поведение (бунтари) характеризуется нерешительностью действий относительно как средств, так и культурных целей. Они отступают от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
Слайд 93
Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы
социальных общностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.
Фролов
С.С. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.
Слайд 94
Норма социальная – система представлений, составляющая определенный шаблон поведения, разделяемый
членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий.
Слайд 95Санкции
Элемент социального контроля, регулятор общественной жизни.