Слайд 1Искусство XX века. Архитектура
«Архитектура или революция»
(Ле Корбюзье)
Слайд 2Разнообразие направлений – характерная черта искусства XX века.
В архитектуре
технические открытия и новые материалы и конструкции изменили методы строительства.
Камень и дерево уступили место стали и железобетону, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам.
Слайд 3Идеи рационализма и конструктивизма (когда архитектура ориентировалась
Прежде всего на физические
свойства материалов и конструкций, и все это находило отражение в
форме здания) развились в новом направлении – функционализме. Оно требовало строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).
Функционализм отвергал декоративные мотивы и национальные традиции. Поэтому он получил название международного (интернационального) стиля.
Слайд 4Вальтер Гропиус, Адольф фон Мейер. Обувная фабрика «Фагус» (1911 –
1916 гг.)
Альфред – на – Ляйне.
Слайд 5В.Гропиус. Здание «Баухауз» в Дессау, Германия. Икона функционализма – Баухауз
– уже почти сто лет воспринимается современно. В 1928 году
такая демонстрация стекла и бетона была революционым поворотом к современной архитектуре.
Баухауз – высшее архитектурное и художественно – промышленное училище
Слайд 12В.Гропиус. Собственный дом в Линкольне, США, 1938 . Простота и
аскетизм функционализма: окно- это устройство для обеспечения освещения в доме,
лестница- приспособление для подъема на этаж, стена- ограждение помещений. И не более того.
Слайд 14Людвиг Мис ван дер Роэ
Павильон Германии на Международной выставке в
Барселоне. 1929 г.
Слайд 17Павильон Германии на международной выставке в Барселоне принес архитектору мировую
известность. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис ван
дер Роэ использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В этой постройке Мис ван дер Роэ создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Специально для павильона Мис ан дер Роэ создаёт коллекцию мебели «Барселона».
Слайд 18Венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ стала вилла
Тугендхата в Брно, возведенная в 1930 г. В этой постройке
архитектор продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но уже применительно к жилому дому. Расположенная на склоне, вилла имеет два уровня и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере широко используется полированный оникс. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ спроектировал коллекцию мебели «Брно».
Слайд 19Мис ван дер Роэ Людвиг (1886—1969)
Вилла Тугендхат в Брно. Арх.
Л. Мис ван дер Роэ . 1930
Слайд 22В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США,
не желая оставаться в нацистской Германии. Обосновавшись в Чикаго, архитектор
вскоре получает приглашение возглавить Иллинойский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им, например Краун-холл, здание факультета архитектуры, функционируют до сих пор.
Слайд 23В отличие от неопластицизма, который создавал выразительную форму и не
думал о человеке, функционализм большую долю внимания уделял функциональности пространства
и рациональному использованию материалов. Одной из отличительных черт функционализма является перемещение веса на каркас и освобождение стен, которые теперь могли быть хоть из стекла, потому что не были несущими. Общие формы зданий представляют простые геометрические тела.
Слайд 24Концепция «стекла и стали»
Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис
ван дер Роэ строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми
от офисных зданий — и резко отличающимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами архитектора являются здания на Лейк Шор Драйв, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.
Слайд 25В 1950—51 гг. в местечке Плейно, Иллинойс, Мис ван дер
Роэ строит Дом Фарнсуорт (так называемый «Стеклянный дом») для доктора
Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом контрастирует с природой и одновременно сливается с ней в единое целое. Сейчас Дом Фарнсуорт является музеем.
Слайд 26Мис ван дер Роэ Людвиг (1886—1969)
Дом Фарнсуорт в Плейно. Арх.
Л. Мис ван дер Роэ . 1950—51
Слайд 30Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса ван дер Роэ
было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в
1958 г. небоскреб Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений архитектора было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис ван дер Роэ навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
Слайд 31Мис ван дер Роэ Людвиг (1886—1969)
Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Арх. Л.
Мис ван дер Роэ, Ф. Джонсон . 1958
Слайд 32Классический образец интернационального стиля, знаменующий вершину эволюции североамериканского периода творчества
Миса ван дер Роэ, начало которому положил Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке.
Постройка продолжает тему окрашенных в темные цвета строгих зданий из стекла и стали на открытой площади, окруженной плотной урбанистической застройкой фабричного типа.
Мис ван дер Роэ Людвиг (1886—1969)
Доминион-центр в Торонто. Арх. Л. Мис ван дер Роэ . 1967
Слайд 33Новая национальная галерея в Берлине. Арх. Мис ван дер Роэ
. 1968
Практически все выставочное пространство музея сосредоточено под землей.
Первый этаж, являющийся единственным надземным этажом, целиком занят холлом с гардеробом и билетными кассами. Тем не менее холл служит образцом самого оригинального дизайна: стены музея почти полностью сделаны из стекла, в которое инкорпорированы лишь тонкие поддерживающие металлические элементы, и естественный свет, проходящий через стекло, отражается от темного отполированного пола. Потолок, имеющий вид решетки из темных металлических лучей, украшен ЖК экранами, на которые выводятся постоянно сменяющиеся абстрактные рисунки.
Слайд 34IBM Плаза в Чикаго. Арх. Мис ван дер Роэ .
После 1969
Слайд 35Мемориальная библиотека Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне.
Арх. Мис ван
дер Роэ . 1972
Слайд 36М.Брейер, П Зерфюсс и П.Нерви – здание ЮНЕСКО в Париже.
Простота и функциональность здания обогащены криволинейным его очертанием и мощными
акцентами крупной пластики на площади перед ним.
Слайд 37Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако,
некоторые ответвления могли отступать:
1. Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
2.
Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый.
3. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
4. Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
5.Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.
Слайд 38Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки (1934—38)
Сжатая философия стиля — «форма определяется
функцией» (Адольф Лус). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом
постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».
Слайд 39Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости
и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки,
стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.
Слайд 40В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа.
При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
В отличие от
сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши.
В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.
Слайд 41Шарль Эдуар Жаннере (Ле Корбюзье)
(1887 – 1965)
В 1914 году
выдвинул идею дома с ячейками, стандартизированными, как костяшки домино. (проект
«Дом – Ино»)
Слайд 42В 1926 году Ле Корбюзье сформулировал знаменитые «пять пунктов» архитектуры:
1.Дом
устанавливается на опорах, а под ними продолжается зеленая зона;
2.Свободная планировка:
при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному;
3.Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки;
4.Оконные проемы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада;
5.Плоская крыша – терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объем здания.
Слайд 43Жилой дом в поселке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия. 1927
Слайд 45Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси, Франция. Реализация основных идей
архитектора – свободная планировка, обеспеченная возможностями каркаса, ленточные окна, не
прерывающие простенками контакт с природой, эксплуатируемая плоская кровля.
Слайд 46Вилла Савой — загородный дом в парижском предместье Пуасси, спроектированный
Ле Корбюзье по заказу промышленника Пьера Савой. Этот новаторский проект
прекрасно иллюстрирует архитектурный кодекс Корбюзье «Пять отправных точек современной архитектуры». Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор, благодаря чему нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада. Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад. «Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями. Горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции. Здание имеет «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции. В вилле Савой чётко воплотились приёмы модернистской архитектуры: лишённые декора геометрические формы, белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер), использование внутреннего каркаса. Эта постройка стала своеобразным манифестом архитектуры «интернационального стиля».
Слайд 49Между тем наделавшая много шума в архитектурном сообществе плоская крыша,
примененная едва ли не впервые, оказалась недостаточно герметичной, в силу
несовершенства строительных технологий того времени. Довольно скоро появились протечки, и владельцы здания подали на архитектора в суд. Вилла пришла в запустение и была частично разрушена во время Второй мировой войны, а в 1958 г. городские власти приобрели её для размещения «дома детства». Позже здание было экспроприировано властями г. Пуасси с целью сноса, однако по счастливой случайности об этом узнал один архитектор. Он направил письмо с протестом в СИАМ, и благодаря поддержке архитекторов разных стран здание было спасено. Андре Мальро, бывший тогда министром культуры Франции, принял решение внести виллу Савой в число «исторических памятников», что было беспрецедентным решением, поскольку по французским законам к историческим памятникам могут быть отнесены только произведения умерших. С 1962 г. владельцем виллы является государство, и теперь она открыта для посетителей как памятник архитектуры авангарда начала двадцатого века.
Слайд 50Центр Армии Спасения в Париже. Арх. Ле Корбюзье . 1929—31
Слайд 51Здание Центросоюза в Москве.
1929 – 1935 гг.
Слайд 53Художественные открытием Ле Корбюзье стала капелла в Роншаре (1950 –
1955гг.).
неоэкспрессионизм
Слайд 54Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса,
а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме
и расположению световыми проёмами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма.
Слайд 56Комплекс Капитолия в Чандигархе: Ассамблея. Арх. Ле Корбюзье и др.
. 1955
Слайд 57В 1950 г. по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье
приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта
новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр., строился в течение примерно десяти лет (1951—60), а затем достраивался на протяжении 60-х гг. Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере, — три Главных архитектора, осуществлявших надзор за строительством. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма. Собственно Корбюзье спроектировал несколько зданий в административном центре города. Это Секретариат, Дворец правосудия и Ассамблея. Каждое из них отличается выразительной характерностью образа, монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. Как и в Марсельской Жилой Единице, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый «béton brut» (необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами, что позволило говорить о возникновении нового течения – «брутализма». Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии. Город был создан проектировщиками целиком «с нуля», на новом месте, к тому же для цивилизации иного типа, нежели западные. В целом это был совершенно новый, неизученный опыт. Последующие оценки в мире этого градостроительного эксперимента весьма разноречивы. Тем не менее в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов.
Слайд 58Национальный музей западного искусства в Токио. Арх. Ле Корбюзье .
1956—59
Слайд 59Монастырь Ла-Туретт близ Лиона. Арх. Ле Корбюзье . 1957—59
Слайд 60Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье) в Цюрихе. Арх. Ле
Корбюзье .
1963—67
В отличие от неопластицизма, который создавал выразительную
форму и не думал о человеке, функционализм большую долю внимания уделял функциональности пространства и рациональному использованию материалов. Одной из отличительных черт функционализма является перемещение веса на каркас и освобождение стен, которые теперь могли быть хоть из стекла, потому что не были несущими. Общие формы зданий представляют простые геометрические тела.
Слайд 61Экспрессионизм в архитектуре XX века
Слайд 62Экспрессионизм известен как авангардистское направление в европейском искусстве. Он появился
на переломе XIX и XX веков. Само слово «экспрессионизм» происходит
от латинского слова «expression», что означает «выражение». То есть экспрессионизм – это стиль, где на первое место выходит индивидуальность художника и его эмоциональное состояние. Композиция сооружений в этом стиле эмоционально выразительна и часто достигается за счет гротескной деформации формы зданий или вообще отказа от архитектурной формы в пользу скульптурной. Каждое из зданий, созданных в стиле экспрессионизма, неповторимо и отражает личность архитектора-творца. В литературе этот стиль связан с именем Ф. Кафки, в музыке - А. Скрябина, в кино - Р. Райнера, в изобразительном искусстве - В. Кандинского. В архитектуре такими знаковыми именами являются Эро Сааринен, Эрик Мендельсон, Йорн Утзон и Кендзо Танге. Без них современная история архитектуры была бы гораздо беднее. Возведенные по их проектам здания правильнее будет назвать экспрессионистическими архитектурными произведениями искусства. В 1921 году по проекту Эрика Мендельсона (1887 - 1953) было построена астрофизическая лаборатория в Потсдаме, которой суждено было стать символом экспрессионизма в архитектуре под названием «Башня Эйнштейна». Объемная форма башни больше напоминает своеобразную скульптуру, а монолитные железобетонные формы приобретают в ней неожиданную пластичностьВорота Запада в Сент-Луисе, высотой 192 метра. Сааринен считал, что всякая логическая цель имеет в своей основе эмоциональную первопричину. Именно Сааринен, пользующийся невероятным авторитетом, открыл миру архитектора Йорна Утзона (1918-2008), настояв на том, чтобы он стал победителем международного конкурса на строительство Оперного театра в Сиднее, который проводился в 1957 году. Самого Утзона на проект вдохновила форма полусфер очищенного апельсина. Кэндзо Тангэ (1913–2005) считается самым влиятельным японским архитектором XX века. Олимпийский центр в Токио, созданный им в 1964 году, является шедевром структурного экспрессионизма.
Слайд 63Башня Эйнштейна — один из ярчайших примеров архитектурного экспрессионизма
Астрофизическая обсерватория,
находящаяся на территории Научного парка имени Альберта Эйнштейна на горе
Телеграфенберг в Потсдаме, является революционным для своего времени творением архитектора Эриха Мендельзона. Построенная в 1924 году башня получила своё название в честь лауреата Нобелевской премии 1921 года. В башне планировалось проводить эксперименты, доказывающие теорию относительности Эйнштейна. Здание находится под охраной государства. Башенный телескоп, спроектированный Эрвином Финлей-Фройндлихом, принадлежит Потсдамскому астрофизическому институту.
Слайд 69Здание Сиднейского оперного театра выполнено в стиле экспрессионизма с радикальным
и новаторским дизайном. Архитектором оперного театра является датчанин Йорн Утзон,
который за проект получил Притцкеровскую премию в 2003 году.
1957 – 1973 гг.