Разделы презентаций


Психология как наука

Содержание

Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 1: Психология как наука
Донаучные (житейские) и научные психологические знания
Предмет

психологии на различных этапах развития научного знания
Психика, сознание, бессознательное
Задачи

психологии. Место психологии в системе наук
Классификация отраслей психологии

План лекции:

Тема 1: Психология как наука Донаучные (житейские) и научные психологические знанияПредмет психологии на различных этапах развития научного

Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию

(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в

общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Дону, 1997.
Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.Гиппенрейтер

Слайд 3Отличия житейских психологических сведений от научных знаний (по Ю.Б. Гиппенрейтер)

Отличия житейских психологических сведений от научных знаний  (по Ю.Б. Гиппенрейтер)

Слайд 4Слово «психология» впервые появилось в 18 веке в трудах немецкого

философа Христиана Вольфа. Оно образовано из двух греческих слов: «psyche»

- душа, logos – наука, учение. Таким образом, психология – это наука о душе. Но что такое душа?
Слово «психология» впервые появилось в 18 веке в трудах немецкого философа Христиана Вольфа. Оно образовано из двух

Слайд 5Развитие представлений о предмете психологии
1 этап. Психология – наука о

душе
Платон: душа нематериальна, бессмертна, после смерти тела уходит в мир

идей→дуализм (от лат. dua - два)
Аристотель: душа - функция тела, двигатель, позволяющий живому существу реализовать свой потенциал→ монизм (от лат. mono -один)
Развитие представлений о предмете психологии1 этап. Психология – наука о душеПлатон: душа нематериальна, бессмертна, после смерти тела

Слайд 6Развитие представлений о предмете психологии
2 этап. Психология – наука о

сознании.
Джон Локк: в отличие от души, явления сознания суть

не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
Р. Декарт: понятия рефлекса и сознания
Дж. Локк: психические явления могут быть доведены до первичных.
Г. Гоббс и Д. Гартли: детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.
П. Гольбах и К. Гельвеций: идея социального опосредования психики.
Развитие представлений о предмете психологии2 этап. Психология – наука о сознании. Джон Локк: в отличие от души,

Слайд 7Развитие представлений о предмете психологии
Первой лабораторией экспериментальной психологии была лаборатория

Вильгельма Вундта при Лейпцигском университете (1879).
Предметом психологии, согласно Вундту, становится

непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.
Развитие представлений о предмете психологииПервой лабораторией экспериментальной психологии была лаборатория Вильгельма Вундта при Лейпцигском университете (1879).Предметом психологии,

Слайд 8Школы и направления психологии
Психоанализ (З.Фрейд):
структура психической жизни человека: сознание,

предсознательное, бессознательное
исследования бессознательного; толкование сновидений и ошибочных действий
метод свободных ассоциаций;
источники

проблем – в раннем опыте человека.
Школы и направления психологииПсихоанализ (З.Фрейд): структура психической жизни человека: сознание, предсознательное, бессознательноеисследования бессознательного; толкование сновидений и ошибочных

Слайд 9Развитие представлений о предмете психологии. Школы и направления психологии
3 этап.

Психология – наука о поведении
Бихевиоризм(Дж.Уотсон)
сознание не играет никакой роли в

научении. Новые формы поведения - условные рефлексы.
Формула поведения: стимул- реакция (S-R), в дальнейшем: стимул-медиатор- реакция
Подкрепление - сочетание безразличного и безусловного раздражителя при некотором опережении первого.

Развитие представлений о предмете психологии. Школы и направления психологии3 этап. Психология – наука о поведенииБихевиоризм(Дж.Уотсон)сознание не играет

Слайд 10Развитие представлений о предмете психологии
4 этап.
Предмет рефлективной («марксистской») психологии

- психика , т.е. особая внутренняя реальность, субъективное отражение объективного

мира.
Отражение - способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и сохранять элементы структуры воздействующего объекта.
Благодаря психическому отражению обеспечиваются многообразные связи организма со средой. Сложный комплекс реакций организма на воздействия внешней среды называется поведением.
Развитие представлений о предмете психологии4 этап. Предмет рефлективной («марксистской») психологии - психика , т.е. особая внутренняя реальность,

Слайд 11Школы и направления психологии
Предмет когнитивной психологии - процессы переработки человеком

информации и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной

психологии положила генетическая психология Ж.Пиаже и гештальтпсихология.
Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, что
предметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.
Школы и направления психологииПредмет когнитивной психологии - процессы переработки человеком информации и реализация поведения на базе когнитивных

Слайд 12Психика – особая внутренняя реальность; свойство высокоорганизованной материи, которое заключается

в активном отражении субъектом объективного мира
Структура психики
психические процессы обеспечивающие первичное

отражение и осознание человеком окружающей действительности (познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь; эмоциональные, волевые);
психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность);
психические состояния – определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в каждый отдельный момент времени

Психика – особая внутренняя реальность; свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мираСтруктура психикипсихические

Слайд 13Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования

человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми
Характеристики

сознания:
рефлексивная способность
произвольное мысленное представление и воображение действительности
способность к коммуникации

Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые актуально человеком не осознаются, но могут воздействовать на поведение человека.
Личностные проявления бессознательного (неосознаваемые человеком качества, интересы, потребности) проявляются в ошибочных действиях, непроизвольном забывании имён, обещаний, намерений, в сновидениях, мечтах, грёзах.
Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении

Слайд 14Задачи психологии:
научиться понимать сущность явлений и их закономерности
научиться управлять ими
использовать

полученные знания в системе образования, в управлении, на производстве с

целью повышения эффективности различных отраслей практики
быть теоретической основой деятельности психологической службы
Задачи психологии:научиться понимать сущность явлений и их закономерностинаучиться управлять имииспользовать полученные знания в системе образования, в управлении,

Слайд 15Место психологии в системе наук
Психология является интегратором большинства научных дисциплин.

Она взаимосвязана:
- с естественными науками (физиологией, биологией, анатомией)
- с общественными

науками (историей, экономикой, юриспруденцией, социологией, искусствоведением).
Особенно важна связь психологии с педагогикой. Без знания психологии невозможна грамотная разработка содержания образования, подбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения и воспитания.
Методологическим фундаментом для психологии является философия. Она определяет мировоззрение учёного и выбор им стратегии научного исследования.
Место психологии в системе наукПсихология является интегратором большинства научных дисциплин. Она взаимосвязана:- с естественными науками (физиологией, биологией,

Слайд 16Классификация отраслей психологии: 1) фундаментальная отрасль –общая психология

Классификация отраслей психологии: 1) фундаментальная отрасль –общая психология

Слайд 17Классификация отраслей психологии: 2) специальные отрасли
Классифицируются по трём критериям
- различные виды

человеческой деятельности: психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, психология рекламы,

психология спорта и т.д.
- психологические аспекты развития:
генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения; сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека
возрастная психология описывает индивидуальные различия людей, процесс их формирования по возрастам, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой
психодиагностика рассматривает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации
дифференциальная психология описывает индивидуальные различия между людьми
- психологические аспекты отношений личности и общества: социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе взаимодействия и общения людей в различных группах
Классификация отраслей психологии: 2) специальные отраслиКлассифицируются по трём критериям- различные виды человеческой деятельности: психология труда, педагогическая психология,

Слайд 18Классификация отраслей психологии: 2) прикладные отрасли
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых

используются на практике.
Среди психологов прикладных отраслей одни занимаются проблемами

отдельных людей, другие решают проблемы в области образования, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям.

Классификация отраслей психологии: 2) прикладные отраслиПрикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Среди психологов прикладных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика