Слайд 1Тема 1:
Психология как наука
Донаучные (житейские) и научные психологические знания
Предмет
психологии на различных этапах развития научного знания
Психика, сознание, бессознательное
Задачи
психологии. Место психологии в системе наук
Классификация отраслей психологии
План лекции:
Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию
(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в
общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Дону, 1997.
Слайд 3Отличия житейских психологических сведений от научных знаний
(по Ю.Б. Гиппенрейтер)
Слайд 4Слово «психология» впервые появилось в 18 веке в трудах немецкого
философа Христиана Вольфа. Оно образовано из двух греческих слов: «psyche»
- душа, logos – наука, учение.
Таким образом, психология – это наука о душе. Но что такое душа?
Слайд 5Развитие представлений о предмете психологии
1 этап. Психология – наука о
душе
Платон: душа нематериальна, бессмертна, после смерти тела уходит в мир
идей→дуализм (от лат. dua - два)
Аристотель: душа - функция тела, двигатель, позволяющий живому существу реализовать свой потенциал→ монизм (от лат. mono -один)
Слайд 6Развитие представлений о предмете психологии
2 этап. Психология – наука о
сознании.
Джон Локк: в отличие от души, явления сознания суть
не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
Р. Декарт: понятия рефлекса и сознания
Дж. Локк: психические явления могут быть доведены до первичных.
Г. Гоббс и Д. Гартли: детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.
П. Гольбах и К. Гельвеций: идея социального опосредования психики.
Слайд 7Развитие представлений о предмете психологии
Первой лабораторией экспериментальной психологии была лаборатория
Вильгельма Вундта при Лейпцигском университете (1879).
Предметом психологии, согласно Вундту, становится
непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.
Слайд 8Школы и направления психологии
Психоанализ (З.Фрейд):
структура психической жизни человека: сознание,
предсознательное, бессознательное
исследования бессознательного; толкование сновидений и ошибочных действий
метод свободных ассоциаций;
источники
проблем – в раннем опыте человека.
Слайд 9Развитие представлений о предмете психологии. Школы и направления психологии
3 этап.
Психология – наука о поведении
Бихевиоризм(Дж.Уотсон)
сознание не играет никакой роли в
научении. Новые формы поведения - условные рефлексы.
Формула поведения: стимул- реакция (S-R), в дальнейшем: стимул-медиатор- реакция
Подкрепление - сочетание безразличного и безусловного раздражителя при некотором опережении первого.
Слайд 10Развитие представлений о предмете психологии
4 этап.
Предмет рефлективной («марксистской») психологии
- психика , т.е. особая внутренняя реальность, субъективное отражение объективного
мира.
Отражение - способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и сохранять элементы структуры воздействующего объекта.
Благодаря психическому отражению обеспечиваются многообразные связи организма со средой. Сложный комплекс реакций организма на воздействия внешней среды называется поведением.
Слайд 11Школы и направления психологии
Предмет когнитивной психологии - процессы переработки человеком
информации и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной
психологии положила генетическая психология Ж.Пиаже и гештальтпсихология.
Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, что
предметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.
Слайд 12Психика – особая внутренняя реальность; свойство высокоорганизованной материи, которое заключается
в активном отражении субъектом объективного мира
Структура психики
психические процессы обеспечивающие первичное
отражение и осознание человеком окружающей действительности (познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь; эмоциональные, волевые);
психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность);
психические состояния – определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в каждый отдельный момент времени
Слайд 13Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования
человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми
Характеристики
сознания:
рефлексивная способность
произвольное мысленное представление и воображение действительности
способность к коммуникации
Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые актуально человеком не осознаются, но могут воздействовать на поведение человека.
Личностные проявления бессознательного (неосознаваемые человеком качества, интересы, потребности) проявляются в ошибочных действиях, непроизвольном забывании имён, обещаний, намерений, в сновидениях, мечтах, грёзах.
Слайд 14Задачи психологии:
научиться понимать сущность явлений и их закономерности
научиться управлять ими
использовать
полученные знания в системе образования, в управлении, на производстве с
целью повышения эффективности различных отраслей практики
быть теоретической основой деятельности психологической службы
Слайд 15Место психологии в системе наук
Психология является интегратором большинства научных дисциплин.
Она взаимосвязана:
- с естественными науками (физиологией, биологией, анатомией)
- с общественными
науками (историей, экономикой, юриспруденцией, социологией, искусствоведением).
Особенно важна связь психологии с педагогикой. Без знания психологии невозможна грамотная разработка содержания образования, подбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения и воспитания.
Методологическим фундаментом для психологии является философия. Она определяет мировоззрение учёного и выбор им стратегии научного исследования.
Слайд 16Классификация отраслей психологии:
1) фундаментальная отрасль –общая психология
Слайд 17Классификация отраслей психологии:
2) специальные отрасли
Классифицируются по трём критериям
- различные виды
человеческой деятельности: психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, психология рекламы,
психология спорта и т.д.
- психологические аспекты развития:
генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения; сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека
возрастная психология описывает индивидуальные различия людей, процесс их формирования по возрастам, а также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой
психодиагностика рассматривает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации
дифференциальная психология описывает индивидуальные различия между людьми
- психологические аспекты отношений личности и общества: социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе взаимодействия и общения людей в различных группах
Слайд 18Классификация отраслей психологии:
2) прикладные отрасли
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых
используются на практике.
Среди психологов прикладных отраслей одни занимаются проблемами
отдельных людей, другие решают проблемы в области образования, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям.