Слайд 1Разбор задания № 26,27
(анализ текста)
Слайд 2Задание №26 в ОГЭ по обществознанию
– одно из самых
простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем
не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.
26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.
Слайд 3Задачи у этого вопроса две:
проверить умение ученика выделять ключевые мысли
текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
оценить навыки
ребёнка по составлению краткого плана ответа.
Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.
Слайд 4Как должно выглядеть задание №26
Чтобы проще было понять, как именно
называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на
какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.
Делать план текста можно двумя способами:
в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;
в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «Какие функции выполняет средний класс?»
При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.
Слайд 5Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и
другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться
два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.
Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.
Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.
Слайд 7Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:
Сущность среднего класса.
Состав
среднего класса.
Критерии выделения среднего класса.
Функции среднего класса.
Слайд 8Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме
вопросов, можно составить оглавление таким образом:
Что такое средний класс?
Кого относят
к среднему классу?
По каким критериям выделяют средний класс?
Какие функции выполняет средний класс?
Слайд 9Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений,
пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных
подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.
При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.
Слайд 11Как правильно составить название пункта
Для того чтобы научиться правильно делать
задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого
абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?
Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» - несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.
Слайд 12Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по
иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только
5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.
Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».
Слайд 13Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента.
Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так,
вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».
Слайд 14Задание 27
Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в тексте в
явном виде. Задания могут содержать требования: найти в тексте любые
два (три) определения; найти в тексте ответы на 2-3 вопроса; найти в тексте доказательства (аргументы и т.п.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи. Проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением. Обратите внимание: Задание непосредственно относится к тексту. Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, он оценивается в 0 баллов. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла. Один аргумент ИЛИ ответ неверный- 0 баллов.
Слайд 15Примеры заданий.
Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве
в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению
автора, будут необходимы человеку.
В нашем примере должны быть приведены следующие элементы:
роль: человек будет вносить новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;
качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не требуемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае обучающийся может выбрать любые из них. Также допускаются другие качества, приведённые в тексте.
Слайд 16Задание 28.
Задание предполагает преобразующее воспроизведение или интерпретацию содержащейся в тексте
информации. Данный тип заданий имеет несколько моделей: определить, что является
фактом, определить его причины; установить последствия описанного социального явления; объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т.п.); оценить роль тех или иных факторов и т.п. В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены подробности и приведен лишь фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, то он оценивается в 0 баллов. Задание 28, как и предыдущее задание 27, также непосредственно относится к тексту, но требует его интерпретации и привлечения знаний курса. Следует внимательно читать что и в каком количестве надо назвать и какие источники информации привлечь (только текст или знания по курсу, личный опыт, факты общественной жизни).
Слайд 17Примеры заданий.
Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с
самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
1. Знания всё
растут и усложняются;
2. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.