Авилинея - область расположенная северо-западнее Дамаска, примыкает к Галилее и имеет главный город Авилу.
Однако достоверность евангелия была подтверждена надписью, найденной в столице Аквилинеи Авиле, в которой упомянуто имя Нимфея, вольноотпущенного Лисанием четверовластником при «здравии государей Августов» (то есть кесаря Тиверия его жены Ливии)
Каиафа был зятем Анны, бывшего первосвященника, которого отстранили от должности правители Иудеи. Однако, пользуясь родством с заменившим его первосвященником, Анна сохранил за собой влияние в синедрионе и после своего отрешения, и поэтому его считали и называли первосвященником, хотя он им уже и не был
Блж. Феофилакт: «Был, - сказано, - глагол Божий к Иоанну», чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под «глаголом» разумей или Духа Святого, или повеление Божие».
«приготовить путь» - подготовить посредством крещения души иудеев к принятию Христа
«Глас вопиющего в пустыне» - то есть в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру».
«Путь» означает Новый Завет, «стези» - Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились».
«путь Господа» есть добродетель, а «прямая стезя» - правильный и правдивый способ осуществления этой добродетели
Под «долом» можно мыслить и душу, наполняющуюся добродетелями
Под «горами» и «холмами», которые понизятся, можно понимать всякие пороки, грехи мешающие добродетели, которые должны быть побеждены
«неровные пути», то есть натиски невольных искушений
Пророк созерцает возвращение Израиля из плена, и вместе с ним как бы возвращение Господа, Царя Израилева, в Иерусалим. Господь посылает через пустыню, разделяющую Вавилон от Палестины, вестников — для возвещения о Своем прибытии, и вместе дает повеления о том, чтобы Ему приготовили путь, сделали прямою ту дорогу, по которой Он пойдет.
«Ибо приблизилось Царство Небесное» - под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное»
«Царством Небесным здесь называется Сам Христос или ангельская жизнь, которую Христос немного спустя должен был основать евангельскими заповедями».
Евфимий Зигабен
Но такое понимание слов Царство Небесное возможно только для нас. Евреи, которым говорил Иоанн, могли понимать их в том смысле, что скоро наступит Царство, причем земное, где Царем будет ожидаемый ими Мессия
Блж. Феофан Болгарский: «Крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого было отпущение грехов».
Иоанн Златоуст: «Сама одежда Иоанна служила знаком и царского достоинства, и покаяния»
Блж. Феофилакт: «Говорят, что верблюд занимает средину между чистым и нечистым животным: как отрыгивающий жвачку, он чист, а как имеющий нераздвоенные копыта - нечист. Так как Иоанн приводил к Богу и казавшийся чистым народ иудейский, и нечистый языческий и был посредником между Ветхим и Новым Заветом, то поэтому он и носил в качестве одежды волоса верблюда».
«акриды и дикий мед» - род саранчи и мед в дуплах из деревьев и отверстиях скал
Свт Афанасий Великий - зеленые росточки травы и «дикий мед, весьма горький и противный всякому вкусу»
Свт. Василий Великий - сладкие медовые лепешки
Прп. Исидор Пелусиот: «Пружие, которыми питался Иоанн Креститель, были не живые твари, похожие на жуков, как думают иные по невежеству, но верхушки трав или растений. А также и мед дивий был не какое-либо произрастение, но действительно горный мед, который делают дикие пчелы, весьма горький и противный на вкус»
Евфимий Зигабен: «Одни говорят, что акриды – это верхушки каких-то трав, другие – что это трава, называемая акрида, третьи,– что это род насекомых. Говорят, что в тех странах до сих пор очень многие едят их, предварительно выкоптив. Мед же дикий – это мед, который кладется дикими пчелами в расщелинах скал; но он горький и неприятный».
Феофилакт Болгарский: «не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15)».
«Покаяние» - греч. «metanoia» —изменение, перемена внутренней жизни— «изменение направления ума»
Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали
Блж. Иероним: «Проповедь слова Евангельского, которое есть меч обоюдоострый, называется секирой согласно слову пророка Иеремии, который сравнивает слово Господне с секирой, разрубающей скалу»
Блж. Феофилакт: «Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями - каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну»
Зигабен: «Секирой он назвал образно смерть; дровами – людей, корнем – жизнь, а огнем – огонь геенны. Некоторые под корнем разумеют самого Авраама, под деревьями – иудеев, происшедших от него, а под топором – Христа, Который должен их отсечь, как остающихся бесплодными для евангельской веры, а принять уверовавших из язычников».
Прп. Исилор Пелусиот: «гумном именует Господь вселенскую Церковь, в которую собирает всю жатву человечества, а лопатою называет правдивый Суд»
Блж. Феофилакт: «Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген, когда говорил, что будет конец наказанию»
Блж. Феофилакт: «Итак, он показывает, какой плод, именно, веру в Грядущего за ним. За ним же шел Христос. Он был позади его не только по рождению , но и по явлению, ибо прежде явился Предтеча, а потом Христос, о котором Иоанн свидетельствовал».
Блж. Феофилакт: «Под обувью разумей и два сошествия Его - одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо обувь есть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, не будучи в состоянии и понять, как они могут совершиться».
Блж. Феофилакт: «Он будет крестить вас Духом Святым, то есть обильно исполнит вас дарами Духа, тогда как мое крещение, говорит Предтеча, не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Он же обильно даст вам и отпущение грехов, и дары Духа».
Зигабен: «я не могу считаться между последними Его слугами, по причине величия соединенного с Ним Божества; обязанность несения обуви поручалась последним слугам».
Сильный — одним из имен Мессии
«крещение покаяния» - «с целью покаяния», т.е. «крещение означало, что те, которые принимали его, каялись в своих грехах и желали очиститься от них».
Советы Иоанна народу, мытарям и воинам
«Израиль мечтал быть владыкой и светом всего мира, и римское порабощение было для него тягостнее и постыднее всех цепей тюрьмы. Насколько же позорнее в глазах правоверных были те, которые способствовали закреплению этих оков и на такой нечистой работе набивали свои карманы? Для евреев не было ничего более ужасного и оскорбительного, как мытарь, который для своей наживы жертвует лучшими заветами своей религии и самыми дорогими надеждами народного самосознания. Он — худший из ренегатов и бесконечно более виновный, чем всякий преступник; он — то же, что язычник и, пожалуй, ниже его».
(Профессор Глубоковский)
Общая мысль этих наставлений – настоящие плоды покаяния - это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть