Слайд 1 Задание 1
Главная информация в тексте
(1 балл)
Слайд 2Алгоритм
выполнения задания 1
1. Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова.
2.
Обратите внимание на 2-3 предложение – это смысловой центр текста.
3.Произведите
сжатие текста путем компрессии: объедините информацию 2 и 3 предложения.
4. Соотнесите свой вариант с ответами.
5. Исключите из ответов предложения:
а) С информацией, которой нет в тексте - это искажение текста;
б) Цитату из теста с мелкими деталями ненужными подробностями;
в) Предложение с половиной главной информации.
6. Выберите те варианты ответа, которые передают одно и то же содержание, но разным речевым оформлением. Эти варианты ответа очень похожи, т.е. в них используются практически одинаковые или синонимичные фрагменты предложения. Разница лишь в их расположении.
Слайд 3 Задание 2
Средства связи предл. в тексте
(1 балл)
Слайд 4Алгоритм
выполнения задания 2
1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок
текста/весь текст.
2. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово,
и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения.
3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.
Слайд 5Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы
(сочинительные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или
словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.
Слайд 6Союз
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые
предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
По строению
союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Слайд 7Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных
членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе
сложного.
По значению сочинительные союзы делятся на три группы
Слайд 8Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе
сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к
другому можно поставить вопрос.
По значению подчинительные союзы бывают
Слайд 9Частица
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков
значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
Разряды частиц
Слайд 12Наречие
Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает
на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько?
и другие.
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:
— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);
— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);
— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).
Слайд 14Предлог
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного,
местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут
обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
Слайд 15По образованию предлоги могут быть разделены на
1) непроизводные (первообразные) — не связаны по
происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от,
из-за;
2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.
Слайд 16По строению предлоги могут быть разделены на
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря,
около, вследствие;
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во
время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.
Слайд 17Предлоги могут выражать следующие значения
1) объектное: рассказать о себе, тоска по
родине;
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;
3)
временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;
4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;
5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;
7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.
Слайд 18Вводные слова и словосочетания
Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически
не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.
Например: Очевидно, общение
с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.
Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
Слайд 21 Задание 3
Определение лексич. значения слова
(1 балл)
Слайд 22Алгоритм
выполнения задания 2
1) Внимательно прочитайте предложение.
2) Просмотрите каждое лексическое
значение многозначного слова, обратите внимание на примеры использования этого слова
(примеры написаны после определения).
3) Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).
4) Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста.
5) Выберите то значение, в котором слово использовано в данном контексте, запишите в ответ соответствующую цифру.
Слайд 23
В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные.
В данном задании будут представлены только многозначные слова, т.е. такие,
которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которое использовано в представленном контексте.
Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение.
Слайд 24Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных
статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в
КОНТЕКСТЕ конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.