Слайд 1Тема 11. Налоговая система:
характерные черты и особенности
1. Налоги, их сущность
и функции
2. Налоговая система: принципы построения и структура.
Налоговый мультипликатор
3.
Пути совершенствования российской налоговой системы
Слайд 21. Налоги, их сущность и функции
Налоги – форма разнообразных обязательных
платежей государству.
Налоги являются одновременно инструментом государственной политики и средством
государственного макроэкономического регулирования, так как:
- формируют доходную часть любого бюджета и обеспечивают экономическую стабильность;
- воздействуют на доходы и производство;
- обеспечивают сбалансированность и пропорциональность экономического и социального развития.
Слайд 3Налоги выполняют следующие функции:
фискальную, связанную с изъятием доходов в государственный
бюджет;
распределительную (макроэкономическую), связанную с распределением и перераспределением ВВП и национального
дохода;
регулирующую (макроэкономическую), направленную на регулирование совокупного спроса и совокупного предложения, инвестиций, производства, инфляции и безработицы;
Слайд 4социальную, связанную с регулированием налоговых льгот и налоговых ставок, уменьшением
дифференциации доходов населения;
стимулирующую, направленную на активизацию производства и инвестирование;
контрольную, обеспечивающую
реализацию прав предприятий и государства (реализуется через принудительное подчинение закону).
Слайд 5Основными элементами налоговой системы являются: налоговая ставка, налоговая база, методы
исчисления налога.
В зависимости от ставки различают следующие виды налогов.
Налоги с твердой ставкой – твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на 1 тонну нефти и др.) и не зависят от размеров доходов.
Пропорциональные налоги – средние и предельные налоговые ставки остаются постоянными при изменении размера дохода.
Слайд 6Прогрессивные налоги – это такие, которые возрастают при увеличении дохода.
При определении этого налога устанавливают необлагаемый минимум, что позволяет достичь
равномерности налогообложения.
Регрессивные налоги – такие, которые уменьшаются по мере роста облагаемой базы, что приводит к уменьшению общей налоговой суммы. Доля дохода, уплачиваемого в виде налога, уменьшается по мере роста облагаемой части. Регрессивные налоги усиливают дифференциацию доходов населения в пользу богатых, так как бедные платят больше.
Слайд 7Различают прямые и косвенные налоги.
Прямые – налоги на доходы
или имущество налогоплательщиков (налог на прибыль, подоходный налог, налог на
имущество). Уплачивается субъектами налогообложения.
Косвенные – устанавливаются на товары и услуги и взимаются с цены (НДС, акциз, таможенные пошлины).
В рыночной экономике применяют различные модели налоговых систем.
Слайд 8
В социально-ориентированной экономике, налоги используются как источник поддержания жизненного уровня
тех слоев населения, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум.
В связи с этим решающую роль играет перераспределительная функция налогов, с помощью которой через бюджет страны перераспределяется ВВП.
Слайд 9Монетаристский подход: государство не должно вмешиваться в перераспределение общественного продукта
и необходимо опираться только на рыночные механизмы его распределения. Суммарная
величина налогового изъятия зависит от размеров налоговой базы, налоговой ставки и методики расчета.
Суммарная величина налогового изъятия имеет свои границы, которые определяются размером налоговой ставки.
Слайд 10Зависимость между ставкой налога и его суммарной величиной была исследована
американским экономистом А. Лаффером (рис.). Он показал, что увеличивать налоговую
ставку можно только до определенных пределов (30–50%), за границами которых начинает падать предпринимательская активность и объем собираемых налогов.
Увеличение налоговой ставки возможно до точки Q, за пределами которой происходит сокращение налоговых поступлений.
Слайд 12Это связано с уменьшением предпринимательской прибыли, неэффективностью инвестирования в производство.
Запредельное увеличение налогового бремени ведет к банкротству производителей и сокращению
доходов, а следовательно, и денежных поступлений в бюджет страны.
Теория налоговых ставок А. Лаффера является частью теории предложения, согласно которой более низкие налоги активизируют инвестиционную и инновационную деятельность, способствуя росту производства, занятости и доходов населения.
Слайд 13На практике определить оптимальную величину налоговых ставок сложно, так как
этот процесс связан с перспективами экономического развития страны, ее историческими,
национальными особенностями и политикой государства.
Таким образом, налоги являются важным инструментом государственного регулирования и предназначены для поддержания стабильного экономического и социального развития.
Слайд 142. Налоговая система: принципы построения и структура. Налоговый мультипликатор
Налоговая система
представляет собой совокупность налогов и налоговых мер, устанавливаемых налоговым законодательством.
В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих имуществом и доходами;
обязательность – все доходы, облагаемые налогом, должны быть обязательно оплачены в установленные сроки;
Слайд 15равнонагруженность – взимание налогов происходит по единым ставкам независимо от
субъекта обложения;
однократность – недопустимость многократного взимания налога с одного
и того же объекта налогообложения;
стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться;
простота и доступность для восприятия;
гибкость – налоги должны стимулировать приоритетные отрасли экономики;
справедливость.
Слайд 16Различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Горизонтальная означает, что налогоплательщики
находятся в равном положении и уплачивают равные налоги; вертикальная означает,
что налогоплательщики находятся в неравном положении и уплачивают неравные налоги.
Комплексное использование всех принципов предопределяет действенность налоговой системы, повышает ее эффективность.
Для определения эффективности налоговой системы рассчитывают эластичность налоговых платежей (рис.) и налоговый мультипликатор.
Слайд 18Коэффициент эластичности налоговых платежей (см. рис.) показывает, как изменяется объем
налогообложения по мере роста эластичности ставки налогообложения.
При К
налоговой ставки меньше чем на 1% приводит к росту производства менее чем на 1%.
При К=1 снижение налоговой ставки на 1% дает рост производства тоже на 1%.
При К>1 снижение налоговой ставки больше чем на 1% дает рост производства более чем на 1%.
Слайд 19
Мировая налоговая практика свидетельствует, что максимальная величина изъятия не должна
превышать 35%.
Показателем эффективности налогообложения является величина налогового мультипликатора (Мт):
М Т = ВВП/ Т 100%
где ВВП – темпы прироста ВВП, %;
Т – темпы прироста налогообложения, %.
Слайд 20Налоговый мультипликатор – это макроэкономический показатель, иллюстрирующий рост ВВП в
зависимости от величины налогового изъятия. Чем больше объем налогового изъятия,
тем меньше прирост ВВП.
Таким образом, налоговая эластичность и налоговый мультипликатор являются важными характеристиками эффективности налогообложения.
Большую роль в повышении эффективности налоговой системы играет ее структура.
Слайд 21в России сложилась трехуровневая система:
Федеральные налоги
Местные налоги и сборы
Налоги субъектов
РФ
Налоговая структура позволяет выявить роль каждого налога и определить его
целевую направленность. Кроме того, налоговая структура дает возможность совершенствовать процесс управления налогообложением.
Управление налогообложением осуществляется государством через налоговую политику.
Слайд 22Налоговая политика – это комплекс мер, реализуемых государством по эффективному
использованию налоговой системы с целью развития производства и создания финансовых
ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.
В переходных условиях налоговая политика государства направлена на:
повышение эффективности процесса производства;
стимулирование развития новых отраслей и реструктуризацию экономики;
Слайд 23создание условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
рост социальной устойчивости
и решение важных социальных задач;
формирование эффективного финансово-налогового механизма экономического роста.
Таким образом, налоговая политика является составной частью экономической политики государства и важным инструментом комплексного государственного регулирования национальной экономики.
Слайд 243. Пути совершенствования российской налоговой системы
Существующая в России налоговая система
несовершенна, так как слабо приспособлена к реальным условиям хозяйствования и
носит исключительно фискальный характер. Необходимость проведения налоговой реформы связана со следующими факторами:
несовершенством законодательной и нормативной базы налогообложения;
наличием нормативных документов, противоречащих друг другу;
слабостью правовых гарантий
большим количеством налоговых льгот.
Слайд 25Проведение налоговой реформы осуществляется в три этапа.
На первом этапе
(1991–1996 гг.) был разработан и принят закон «Об основах налоговой
системы Российской Федерации», на базе которого началось формирование новой налоговой системы и приспособление налогоплательщиков к новым условиям.
Второй этап налоговой реформы связан с активным реформированием экономики страны и ее финансовой системы. В области налогообложения были поставлены и решены следующие задачи:
Слайд 26создана налоговая система в рамках единого налогового пространства;
уточнена структура
налоговой системы, которая представлена в виде трех уровней;
создан механизм
налоговой системы, обеспечивающий развитие предпринимательства, активизацию инвестиционной деятельности, сочетание частных и национальных интересов.
Перечисленные задачи решались через ликвидацию неэффективных налогов, сокращение налоговых льгот, улучшение собираемости налогов.
Слайд 27На третьем этапе, начиная с 1999 г. и по настоящее
время, разработан, принят Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и
дополнение к нему.
Налоговый кодекс – нормативный документ, который охватывает все процессы налогообложения и предполагает не кардинальное изменение существующей системы, а ее эволюционное преобразование путем устранения имеющихся недостатков.
Налоговый кодекс состоит из двух частей.
Слайд 28Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения и обеспечивает общий правовой
фундамент новой налоговой системы. Дается структура налоговой системы и принципы
налогообложения.
Вторая часть регулирует:
изменение количества налогов;
сокращение ставки налога на прибыль;
изменение методики расчета акцизов и НДС;
замену налога на имущество налогом на недвижимость;
отмену неэффективных налогов;
сокращение льгот по большинству налогов.
Слайд 29Основные задачи существующей налоговой системы состоят в следующем:
обеспечение стабильного
налогового законодательства;
отказ от множественности налогов;
устранение неоправданной дискриминации и
дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;
установление низких налогов на производителей;
усиление централизации налоговой системы;
сокращение налоговых льгот и придание им конкретного характера действия.
Слайд 30Среди направлений совершенствования налоговой системы можно выделить следующие:
создание условий
для выполнения налогами всех функций, для чего необходимо все регионы
поставить в равные условия по уровню налоговой ответственности;
снижение величины налогового бремени путем уменьшения величины налоговых ставок на прибыль и НДС;
усиление стимулирующей функции налогов для малого предпринимательства через снижение налоговых ставок, временное освобождение (на 5 лет) от уплаты налогов, обеспечение льготного режима налогообложения;
Слайд 31расширение налоговой базы (через увеличение доходности производства и населения) без
увеличения налоговых ставок, что позволит повысить собираемость налогов;
упрощение процедуры
оформления налогообложения и методики расчетов;
разработка механизма перевода всех плательщиков на единые индивидуальные налоговые номера;
отказ от внесения изменений в налоговую систему в течение 5 лет.
Слайд 32В ходе проведения налоговой реформы предполагается уточнить источники доходов, величину
налогооблагаемой базы и методику расчетов.
Таким образом, налоговая реформа направлена на стимулирование НТП, структурную перестройку, развитие предпринимательства, уменьшение монополизма в экономике и инфляции.