Разделы презентаций


Психические свойства личности: способности

Содержание

Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 7: Психические свойства личности: способности
План.
Понятие о способностях
Виды способностей
Индивидуальные различия

в способностях
Развитие способностей

Тема 7: Психические свойства личности: способности План.Понятие о способностяхВиды способностейИндивидуальные различия в способностяхРазвитие способностей

Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию

(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в

общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.
Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.Гиппенрейтер

Слайд 3Способности - индивидуально-психологические особенности, которые:
Отличают одного человека от другого
Имеют

отношение к успешности выполнения деятельности или многих деятельностей
Не сводятся к

тем знаниям, умениям и навыкам, которым уже выработаны у человека
Способности определяют, что может личность

Б.М. Теплов (1896-1965)
Способности - индивидуально-психологические особенности, которые: Отличают одного человека от другогоИмеют отношение к успешности выполнения деятельности или многих

Слайд 4Основные признаки наличия способностей
успешность выполнения деятельности
оригинальность продуктов и способов деятельности
динамика

освоения знаний, умений и навыков, цена успеха
заинтересованность деятельностью
способность к переносу

знаний, умений и навыков в новую область
помехоустойчивость
Основные признаки наличия способностейуспешность выполнения деятельностиоригинальность продуктов и способов деятельностидинамика освоения знаний, умений и навыков, цена успехазаинтересованность

Слайд 5Функции способностей:
Обеспечивают более быстрое и более качественное приобретение навыков и

умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях
Позволяют человеку

эффективно взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых, сложных условиях жизни, творчески осваивать новые виды деятельности
Функции способностей:Обеспечивают более быстрое и более качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в

Слайд 6Способности и деятельность
Б.М. Теплов: помимо успеха в деятельности, способности детерминируют

скорость и лёгкость овладения ею, что выражается в формулах: способность

= продуктивность /цена;
способность = успешность/ трудность
В.М. Шадриков: способности являются общими для разных деятельностей; не существует педагогических, кулинарных, экономических, управленческих и прочих специальных способностей.
Способности и деятельностьБ.М. Теплов: помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и лёгкость овладения ею, что выражается

Слайд 7Классификация (структура способностей)
По числу и характеру деятельностей, для которых способности

необходимы:
общие , необходимы для любой деятельности(интеллект, креативность, обучаемость)
специальные , необходимы

для выполнения одной конкретной деятельности (музыкальные, художественные, лингвистические…)
По составу, строению
элементарные (глазомер, музыкальный слух)
сложные (учебные, трудовые)
По значимости в деятельности
ведущая, имеющая главное значение в деятельности
вспомогательные, подчинённые
По уровню развития
репродуктивные (способности действовать по образцу)
творческие (способности создавать новое); связывают с дивергентным мышлением (в отличие от конвергентного мышления)


Классификация (структура способностей)По числу и характеру деятельностей, для которых способности необходимы:общие , необходимы для любой деятельности(интеллект, креативность,

Слайд 8Природа способностей
способности полностью биологически обусловлены и наследуются (Платон)
способности целиком определяются

качеством воспитания и обучения (Гельвеций)
способности развиваются на основе задатков

Природа способностейспособности полностью биологически обусловлены и наследуются (Платон)способности целиком определяются качеством воспитания и обучения (Гельвеций)способности развиваются на

Слайд 9Задатки
Задатки - врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и

второй сигнальных систем.
Не гарантируют сами по себе развитие способностей.
Многозначны.
Сложные

способности имеют несколько задатков (коммуникативные способности: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной системы)
Границы задатков шире, чем способности, которые могут развиться на их основе.
ЗадаткиЗадатки - врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем. Не гарантируют сами по

Слайд 10Индивидуальные особенности способностей
На развитие способностей влияют типологические особенности человека.
Например,
сила

нервных процессов +уравновешенность+подвижность→ коммуникативные и волевые качества, необходимые для становления

организаторских способностей.
«Художественный» тип(правополушарный, с преобладанием первой сигнальной системы) → целостное восприятие, преобладание образного мышления и воображения, повышенная эмоциональность.
«Мыслительный тип» (левополушарный, с преобладанием второй сигнальной системы) → дробление перцептивного образа на отдельные части, абстрактное теоретическое мышление, рассудочные, интеллектуальные реакции на события
Эти различия влекут за собой склонности к различным видам деятельности и развитие разных способностей.
Индивидуальные особенности способностейНа развитие способностей влияют типологические особенности человека.Например, сила нервных процессов +уравновешенность+подвижность→ коммуникативные и волевые качества,

Слайд 11Уровни развития способностей
Одарённость - общие способности, обеспечивающие относительную легкость в

овладении знаниями в различных видах деятельности
Талант - высокий уровень развития

специальных способностей
Гениальность: творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры; незаурядность в различных областях деятельности

Леонардо да Винчи


Уровни развития способностейОдарённость - общие способности, обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями в различных видах деятельностиТалант -

Слайд 12Развитие способностей
Для развития способностей важно иметь склонность заниматься данной деятельностью.

Склонность –предрасположенность к чему-либо. Е.А. Климов выделяет пять видов склонностей:

природа, техника, человек, знак, художественные образы
Условия развития способностей:
сензитивные периоды – периоды высокой чувствительности к освоению тех или иных видов деятельности
комплексность (одновременное совершенствование дополняющих друг друга способностей)
компенсация (слабость одной способности может компенсироваться благодаря развитию другой)
творческий характер деятельности
оптимальный уровень трудности
мотивация
положительный эмоциональный настрой (преобладание успехов над неудачами)

Развитие способностейДля развития способностей важно иметь склонность заниматься данной деятельностью. Склонность –предрасположенность к чему-либо. Е.А. Климов выделяет

Слайд 13Неблагоприятные условия для развития способностей
нехватка соответствующих впечатлений, обедненная среда
неблагоприятные

условия воспитания, частые психические травмы (энергия ребенка тратится на неконструктивные

переживания)
неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение может погасить активность ребенка и соответствующие способности)

Неблагоприятные условия для развития способностей нехватка соответствующих впечатлений, обедненная среданеблагоприятные условия воспитания, частые психические травмы (энергия ребенка

Слайд 14Основное правило развития способностей
«Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности,

которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для

дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одарённость человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных способностей»
С.Л. Рубинштейн (1889-1960)


Основное правило развития способностей«Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика