Разделы презентаций


Методология экономической науки

Содержание

Фазы, стадии и этапы научного исследованияЛекция 5

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология экономической науки Курс лекций
Лектор: к.э.н., доцент

Питайкина Инна Анатольевна

Кафедра «Экономическая теория
и мировая

экономика»
Методология экономической науки  Курс лекций  Лектор: к.э.н., доцент       Питайкина

Слайд 2Фазы, стадии и этапы научного исследования
Лекция 5

Фазы, стадии и этапы научного исследованияЛекция 5

Слайд 4Фазы проектирования научного исследования

Концептуальная
Построения гипотезы
Конструирования
Технологической подготовки исследования

Фазы проектирования научного исследованияКонцептуальнаяПостроения гипотезыКонструированияТехнологической подготовки исследования

Слайд 5Концептуальная стадия
Выявление противоречия
Формулирование проблемы
Определение цели исследования
Формулирование критериев

Концептуальная стадияВыявление противоречияФормулирование проблемыОпределение цели исследованияФормулирование критериев

Слайд 6






Планирование исследования
Определение задач исследования

Планирование исследованияОпределение задач исследования

Слайд 7Этап выявления противоречия

Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при

этом взаймообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого

объекта и его состояний
Этап выявления противоречияПротиворечие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаймообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга

Слайд 8Этап выявления противоречия
Выявление противоречий – важнейший метод познания.
В экономической науке

противоречие – это несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, несоответствие между

желательным с точки зрения теории и действительным, но внутри единого объекта
Этап выявления противоречияВыявление противоречий – важнейший метод познания.В экономической науке противоречие – это несогласованность, несоответствие между какими-либо

Слайд 9Этап формирования проблемы
Научная проблема – вопрос, ответ на который не

содержится в накопленном обществом научном знании.
Научная проблема – это специфическая

форма организации научного знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
Этап формирования проблемыНаучная проблема – вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании.Научная проблема

Слайд 10Проблема способствует определению направления организации научного исследования
Процесс постановки проблемы:
формулирование;
оценка;
обоснование;
структурирование.

Проблема способствует определению направления организации научного исследованияПроцесс постановки проблемы:формулирование;оценка;обоснование;структурирование.

Слайд 11Формулирование проблемы – постановка вопросов, выявление противоречий, построение «образа» ожидаемого

конечного результата исследования на основе прогноза развития исследования и «фона»

данной проблемы.
«Фон» проблемы – обстоятельства, с которыми связана в н.в. и будет связана в дальнейшем проблема и которые оказывают и будут оказывать влияние на ход и результаты исследования.
Формулирование проблемы – постановка вопросов, выявление противоречий, построение «образа» ожидаемого конечного результата исследования на основе прогноза развития

Слайд 12Оценка проблемы
Определение всех необходимых для ее решения условий:
определение методов исследования;
определение

источников информации;
выбор методики исследования

Оценка проблемыОпределение всех необходимых для ее решения условий:определение методов исследования;определение источников информации;выбор методики исследования

Слайд 13Обоснование проблемы:
Определение содержательных ценностных и генетических связей данной проблемы с

другими – ранее решенными и решаемыми одновременно с данной;
Поиск аргументов

в пользу необходимости ее решения, научной или практической ценности ожидаемых результатов
Обоснование проблемы:Определение содержательных ценностных и генетических связей данной проблемы с другими – ранее решенными и решаемыми одновременно

Слайд 14Структурирование проблемы:
Стратификация проблемы – расщепление ее (декомпозиция) – поиск дополнительных

вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный проблемный

вопрос.
Структурирование проблемы:Стратификация проблемы – расщепление ее (декомпозиция) – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ

Слайд 15Структурирование проблемы
Локализация – ограничение объекта исследования реально обозримыми и посильными

для исследователя пределами с учетом реальных условий проведения исследования
Логика исследования

– выстраивание своеобразного «сетевого графика» решения подвопросов


Структурирование проблемыЛокализация – ограничение объекта исследования реально обозримыми и посильными для исследователя пределами с учетом реальных условий

Слайд 16Объект и предмет исследования
Объект исследования – та окружающая действительность,

с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – аспект, «проекция», с

которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, сущностные признаки объекта.
Объект и предмет исследования Объект исследования – та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.Предмет исследования –

Слайд 17Объект и предмет исследования
Один и тот же объект может

быть предметом разных исследований или целых научных направлений

Предмет формируется в

результате определенных познавательных операций с объектом познания
Объект и предмет исследования Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или целых научных

Слайд 18Объект и предмет исследования
Предмет – совокупность свойств – связей

и законов, изучаемых данной наукой и получивших выражение в определенных

логических и знаковых формах.
Объект существует независимо от познающего субъекта – в природе, человеке, обществе.
Предмет выражает наиболее существенные и наиболее глубокие черты и свойства изучаемого объекта.
Объект и предмет исследования Предмет – совокупность свойств – связей и законов, изучаемых данной наукой и получивших

Слайд 19Структура объекта
Взаимодействие основных составных элементов данного объекта, в результате которого

возникают различные свойства связи объекта и законы его развития

Структура объектаВзаимодействие основных составных элементов данного объекта, в результате которого возникают различные свойства связи объекта и законы

Слайд 20Структура предмета
Основные элементы структуры предмета:
История развития науки об изучаемом объекте
Существенные

свойства, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания

выражение в определенных логических формах
Логический аппарат и методы, используемые в процессе формирования предмета познания
Структура предметаОсновные элементы структуры предмета:История развития науки об изучаемом объектеСущественные свойства, а также законы развития объекта, получившие

Слайд 21Предметная область -
вся совокупность явлений, описываемых данной теорией или

концепцией

Предметная область - вся совокупность явлений, описываемых данной теорией или концепцией

Слайд 22Исследовательский подход
Исходный принцип, основное положение или убеждение:
целостный подход;
комплексный подход;
функциональный подход

(в технике);
системный подход;
синергетический подход

Исследовательский подходИсходный принцип, основное положение или убеждение:целостный подход;комплексный подход;функциональный подход (в технике);системный подход;синергетический подход

Слайд 23Исследовательский подход
2. Направление изучения предмета исследования, имеет общенаучное значение:
содержание и

форма;
историческое и логическое;
качество и количество;
явление и сущность и т.д.

Исследовательский подход2. Направление изучения предмета исследования, имеет общенаучное значение:содержание и форма;историческое и логическое;качество и количество;явление и сущность

Слайд 24Содержательный и формальный подходы
Формальному подходу должен предшествовать содержательный анализ

Содержательный и формальный подходыФормальному подходу должен предшествовать содержательный анализ

Слайд 25Логический и исторический подходы
Логический подход – рассмотрение каждого явления, процесса

в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему

времени.
Исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта
Логический и исторический подходыЛогический подход – рассмотрение каждого явления, процесса в той точке его развития, которой оно

Слайд 26Качественный и количественный подходы
Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков,

свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность

самому себе, а также к классу однотипных с ним явлений, процессов.
Качественный и количественный подходыКачественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его

Слайд 27Качественный и количественный подходы
Количественный подход – выявление характеристик различных явлений,

процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых

в величинах и числах
Качественный и количественный подходыКоличественный подход – выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих

Слайд 28Феноменологический и сущностный подходы
Феноменологический подход – (феномен = явление) –

описание внешне наблюдаемых, как правило, изменчивых, характеристик того или иного

изучаемого явления, процесса.
Сущностный подход – направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых сторон явления, механизмов и движущих сил
Феноменологический и сущностный подходыФеноменологический подход – (феномен = явление) – описание внешне наблюдаемых, как правило, изменчивых, характеристик

Слайд 29Цель исследования
Цель исследования определяется на основе объекта, предмета и выбранных

подходов.
Цель – это то, что в самом общем (обобщенном) виде

необходимо достичь по завершении исследования
Ошибки: указание на практическую направленность цели!
Цель исследованияЦель исследования определяется на основе объекта, предмета и выбранных подходов.Цель – это то, что в самом

Слайд 30Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов
Результат теоретического исследования –

создание теории, концепции
Критерии:
предметность;
полнота;
непротиворечивость;
интерпретируемость;
проверяемость;
достоверность.

Этап формирования (выбора) критериев оценки  достоверности результатовРезультат теоретического исследования – создание теории, концепцииКритерии:предметность;полнота;непротиворечивость;интерпретируемость;проверяемость;достоверность.

Слайд 31Предметность – вся совокупность понятий и утверждений должна относиться к

одной и той же предметной области
Полнота – теория должна охватывать

(описывать) все явления, процессы из ее предметной области
Непротиворечивость – все постулаты, идеи, принципы, модели, условия и др. структурные элементы данной теории логически не должны противоречить друг другу
Предметность – вся совокупность понятий и утверждений должна относиться к одной и той же предметной областиПолнота –

Слайд 32Интерпретируемость – теория должна обладать эмпирическим содержанием
Проверяемость – установление соответствия

содержания положений теории свойствам, отношениям реальных объектов, с точки зрения

содержательной истинности
Достоверность – истинность основных положений научной теории достоверно установлена
Интерпретируемость – теория должна обладать эмпирическим содержаниемПроверяемость – установление соответствия содержания положений теории свойствам, отношениям реальных объектов,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика