Слайд 1Методология экономической науки
Курс лекций
Лектор: к.э.н., доцент
Питайкина Инна Анатольевна
Кафедра «Экономическая теория
и мировая
экономика»
Слайд 2Фазы, стадии и этапы научного исследования
Лекция 5
Слайд 4Фазы проектирования научного исследования
Концептуальная
Построения гипотезы
Конструирования
Технологической подготовки исследования
Слайд 5Концептуальная стадия
Выявление противоречия
Формулирование проблемы
Определение цели исследования
Формулирование критериев
Слайд 6
Планирование исследования
Определение задач исследования
Слайд 7Этап выявления противоречия
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при
этом взаймообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого
объекта и его состояний
Слайд 8Этап выявления противоречия
Выявление противоречий – важнейший метод познания.
В экономической науке
противоречие – это несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, несоответствие между
желательным с точки зрения теории и действительным, но внутри единого объекта
Слайд 9Этап формирования проблемы
Научная проблема – вопрос, ответ на который не
содержится в накопленном обществом научном знании.
Научная проблема – это специфическая
форма организации научного знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
Слайд 10Проблема способствует определению направления организации научного исследования
Процесс постановки проблемы:
формулирование;
оценка;
обоснование;
структурирование.
Слайд 11Формулирование проблемы – постановка вопросов, выявление противоречий, построение «образа» ожидаемого
конечного результата исследования на основе прогноза развития исследования и «фона»
данной проблемы.
«Фон» проблемы – обстоятельства, с которыми связана в н.в. и будет связана в дальнейшем проблема и которые оказывают и будут оказывать влияние на ход и результаты исследования.
Слайд 12Оценка проблемы
Определение всех необходимых для ее решения условий:
определение методов исследования;
определение
источников информации;
выбор методики исследования
Слайд 13Обоснование проблемы:
Определение содержательных ценностных и генетических связей данной проблемы с
другими – ранее решенными и решаемыми одновременно с данной;
Поиск аргументов
в пользу необходимости ее решения, научной или практической ценности ожидаемых результатов
Слайд 14Структурирование проблемы:
Стратификация проблемы – расщепление ее (декомпозиция) – поиск дополнительных
вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный проблемный
вопрос.
Слайд 15Структурирование проблемы
Локализация – ограничение объекта исследования реально обозримыми и посильными
для исследователя пределами с учетом реальных условий проведения исследования
Логика исследования
– выстраивание своеобразного «сетевого графика» решения подвопросов
Слайд 16Объект и предмет исследования
Объект исследования – та окружающая действительность,
с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – аспект, «проекция», с
которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, сущностные признаки объекта.
Слайд 17Объект и предмет исследования
Один и тот же объект может
быть предметом разных исследований или целых научных направлений
Предмет формируется в
результате определенных познавательных операций с объектом познания
Слайд 18Объект и предмет исследования
Предмет – совокупность свойств – связей
и законов, изучаемых данной наукой и получивших выражение в определенных
логических и знаковых формах.
Объект существует независимо от познающего субъекта – в природе, человеке, обществе.
Предмет выражает наиболее существенные и наиболее глубокие черты и свойства изучаемого объекта.
Слайд 19Структура объекта
Взаимодействие основных составных элементов данного объекта, в результате которого
возникают различные свойства связи объекта и законы его развития
Слайд 20Структура предмета
Основные элементы структуры предмета:
История развития науки об изучаемом объекте
Существенные
свойства, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания
выражение в определенных логических формах
Логический аппарат и методы, используемые в процессе формирования предмета познания
Слайд 21Предметная область -
вся совокупность явлений, описываемых данной теорией или
концепцией
Слайд 22Исследовательский подход
Исходный принцип, основное положение или убеждение:
целостный подход;
комплексный подход;
функциональный подход
(в технике);
системный подход;
синергетический подход
Слайд 23Исследовательский подход
2. Направление изучения предмета исследования, имеет общенаучное значение:
содержание и
форма;
историческое и логическое;
качество и количество;
явление и сущность и т.д.
Слайд 24Содержательный и формальный подходы
Формальному подходу должен предшествовать содержательный анализ
Слайд 25Логический и исторический подходы
Логический подход – рассмотрение каждого явления, процесса
в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему
времени.
Исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта
Слайд 26Качественный и количественный подходы
Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков,
свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность
самому себе, а также к классу однотипных с ним явлений, процессов.
Слайд 27Качественный и количественный подходы
Количественный подход – выявление характеристик различных явлений,
процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых
в величинах и числах
Слайд 28Феноменологический и сущностный подходы
Феноменологический подход – (феномен = явление) –
описание внешне наблюдаемых, как правило, изменчивых, характеристик того или иного
изучаемого явления, процесса.
Сущностный подход – направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых сторон явления, механизмов и движущих сил
Слайд 29Цель исследования
Цель исследования определяется на основе объекта, предмета и выбранных
подходов.
Цель – это то, что в самом общем (обобщенном) виде
необходимо достичь по завершении исследования
Ошибки: указание на практическую направленность цели!
Слайд 30Этап формирования (выбора) критериев оценки
достоверности результатов
Результат теоретического исследования –
создание теории, концепции
Критерии:
предметность;
полнота;
непротиворечивость;
интерпретируемость;
проверяемость;
достоверность.
Слайд 31Предметность – вся совокупность понятий и утверждений должна относиться к
одной и той же предметной области
Полнота – теория должна охватывать
(описывать) все явления, процессы из ее предметной области
Непротиворечивость – все постулаты, идеи, принципы, модели, условия и др. структурные элементы данной теории логически не должны противоречить друг другу
Слайд 32Интерпретируемость – теория должна обладать эмпирическим содержанием
Проверяемость – установление соответствия
содержания положений теории свойствам, отношениям реальных объектов, с точки зрения
содержательной истинности
Достоверность – истинность основных положений научной теории достоверно установлена