Слайд 1Лекция № 5 Экономические системы , их типы.
Основы рыночной экономики.
Экономические
системы и их типы.
Товарное производство и концепции стоимости. Условия возникновения рынка.
Рынок как экономическая категория, классификация рынка, и инфраструктура рынка.
Сущность механизма саморегуляции рынка. Преимущества и слабые стороны рынка.
Конкуренция и ее виды.
Рыночная направленность деятельности государства.
Слайд 2Литература
Экономическая теория. Эспресс-курс: учебное пособие / Под ред. А.Г.
Грязновой, Н.Н. Думовой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2005. с.22-43
Экономическая
теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича – М.: ИНФА-М, 2003 с.57-88
Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории: Микроэкономика, Макроэкономика: учебное пособие – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000 с.80-190 (выборочно)
Экономическая теория: Учебник / под ред. Камаева – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002 с.43-62
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / кол. авт.под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова Финансовая академия при Правительстве РФ – М.: КНОРУС, 2006 с.72-84
Слайд 3
Экономическая система – это совокупность социально-
экономических механизмов, с помощью которых
реализуются
экономические решения в сферах производства, распределе-
ния, обмена и потребления.
Модель
экономической системы – упрощенная картина
реальности, абстрактное обобщение действительного пове-
дения экономических едениц(«Шведская модель» «Американ-
ская модель»)
Слайд 4
А.А. Сем-Симон : 1. ранний период;
2. рабство;
3. средневековье;
4. современный подход;
5. золотой век.
Слайд 5
К. Маркс: 5 общественно-экономических формаций:
первобытно-общинный строй;
рабовладельческий строй;
феодальный строй;
капиталистический строй;
коммунистический строй.
Слайд 6
П.Самуэльсон системы:
многоукладная;
социализм;
коммунизм;
фашизм.
Слайд 7
К.Р. Макконелии и С.А. Брю системы:
Традиционная экономика (в слабо развитых
странах, основана на обычаях и традициях)
Командная экономика (Черты: преобладает государственная
собственность; централизованное планирование, прямое распреде-
ление экономических благ при фиксированных ценах и унифици-
рованной заработной плате; рынок деформирован; несамостоятель-
ность предприятий и др. хоз. субъектов, превалирует идеология,
административные методы.)
Рыночная экономика (Черты: преобладание частной собственности;
свобода выбора и предпринимательство; личный интерес; рыночные
цены, ограничена роль государства в экономике.
Смешенная экономика.
Слайд 8 Экономическая система (исторический
подход)
Смена цивилизаций в мире.
Слайд 92 вопрос
Производство :
натуральное
товарное производство
Слайд 10Концепция стоимости
Трудовая теория стоимости
(Д. Рикардо, К. Марис, Дж.С.Милль)
Стоимость измеряется общественно
необходимыми затратами труда т.е. труд является единственным источником стоимости
Слайд 11
Маржинальная теория стоимости
Стоимость товара зависит от субъективной оценки его полезности
потребителем. Стоимость товара зависит от спроса.
Слайд 12
Неоклассическая теория стоимости
(А. Маршалл)
Стоимость определяется взаимодействием предложения (затраты труда) и
спроса (полезность)
Слайд 13Условия возникновения рынка:
Общественное разделение труда и специализация.
Экономическая обособленность производителей; все
субъекты хозяйствования наделены правом собственности.
Разрешения проблемы трансакционных издержек.
Самостоятельность производителя, свобода
предпри-
нимательства; свободный обмен ресурсов, благ по рыночным ценам.
Слайд 143 вопрос
По территориальному признаку (географическому положению):
Местный;
Региональный;
Национальный;
Мировой.
Рынок – совокупность
конкретных экономических
отношений и связей между покупателями и продавцами, а
также
торговыми посредниками по поводу движения това-
ров и денег, отражающая экономические интересы субъек-
тов рыночных отношений и обеспечивающая обмен про-
дуктами труда.
Слайд 15Классификация рынков.
Структура рынка по экономическому назначению:
Рынок потребительских товаров и услуг.
Рынок
факторов производства (рынок рабочей силы; ры-
нок природных
ресурсов; рынок капитала, в том числе финансовый рынок).
Рынок информации.
Рынок инноваций.
Рынок недвижимости.
Слайд 16
По территориальному признаку
(географическому положению):
местный;
региональный;
национальный;
мировой.
Слайд 17
По степени ограниченности конкуренции:
свободный;
монополистический;
олигополистический;
смешанный.
По отраслям:
автомобильный;
нефтяной;
компьютерный и др.
Слайд 18
По организационным формам:
базар;
ярмарка;
магазин;
аукцион;
биржа и др.
По организации рыночного обмена:
оптовый;
розничный;
экспортный;
импортный.
Слайд 19
По соответствию действующему законодательству:
легальный;
нелегальный («серый», «черный»)
По степени зрелости:
незрелый;
развитый;
формирующийся.
Слайд 20
Инфраструктура рынка – это система предприятий, сис-
тем служб правовых форм,
обслуживающих рынок.
Элементы инфраструктуры:
Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные).
Аукционы, ярмарки, и др.
формы небиржевого посредничества.
Кредитная система и коммерческие банки.
Эмиссионная система и эмиссионные банки.
Система государственного и негосударственного регулирования
занятости населения (биржи труда).
Информационные технологии и средства деловой коммуникации.
Налоговая система страны (налоговые инспекции).
Слайд 21
Система страхования коммерческих хозяйственных рисков (страховые компании).
Таможенная система.
Рекламные агентства, информационные
центры, агентства
средств массовой информации.
Торговые палаты
и др. добровольные общественные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов.
Профсоюзы (по найму).
Система высшего и среднего профессионального экономи-
ческого образования.
Аудиторские компании.
Общественные и госфонды, для стимулирования деловой ак-
тивности.
Специальные зоны свободного предпринимательства.
Слайд 224 вопрос
Элементы рыночного механизма:
цена;
спрос;
предложения;
конкуренция;
прибыль (убытки).
Слайд 23
Механизм саморегуляции рынка:
Спрос Предложения
Цены Экономическая
прибыль
инвестиции Предложения Цены
Экономическая прибыль Отток капитала
Слайд 24Преимущества рынка:
Эффективное использование ресурсов;
Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
Свобода выбора
и действий производителей и потребителей;
Максимальное использование достижений НТР.
Способность к удовлетворению
разнообразных потребностей, повышение качества товаров и услуг.
Слайд 25Слабые стороны рыночной системы:
Большой разрыв в доходах. Не обеспечивает социальную
защиту населения. Рыночное распределение несправедливое.
Нет полной гарантии занятости рабочей силы
и стабильности (безработица, инфляция, цикличность).
Не обеспечивает услуги коллективного пользования (общественные блага) оборона, госуправления, охрана и др.
Не содержит фундаментальных исследований в науке.
Искажение ценностной ориентации людей. Чрезмерный акцент на материальные богатства и наживу.
Искажение ценностной ориентации людей. Чрезмерный акцент на материальные богатства и наживу.
Неполноценность экономической свободы (риски, напряжение, банкротство).
Слайд 26Вопрос 5 Конкуренция и ее виды
Причины:
социально-психологические
этические
экономические (ограниченность ресурсов – соперничество
за право их использования)
Слайд 27Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в
процессе реализации их индивидуальных экономических интересов
Слайд 28Дж. Ст. Милль «Там где нет конкуренции, там нет предмета
для экономического анализа»
Конкуренция – естественное свойство рынка (заставляет принимать рациональные
решения; приспосабливаться, активирует, мешает застою)
Слайд 29Виды:
Внутриотраслевая
Межотраслевая
Слайд 30Внутриотраслевая
- между предприятиями одной отрасли за лучшие условия производства и
сбыта; различная индивидуальная стоимость однородных товаров – рыночная цена на
однородные товары →результат разорения неэффективных предприятий
Слайд 31Межотраслевая
Между предприятиями разных отраслей за наиболее выгодное вложение капитала,
разные нормы прибыли в различных отраслях – результат →средняя норма
прибыли
Слайд 33Ценовая
- борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредствам уменьшения
издержек производства и → снижение цен на продукцию (без изменения
ассортимента и качества)
Слайд 34Цена = себестоимость + прибыль
Ценовая конкуренция возможна без
изменения издержек путем установления монопольных цен на продукцию
Слайд 35Неценовая конкуренция
- борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества,
ассортимента, условий продаж (технический уровень, новизна, послепродажное обслуживание, продажа в
кредит, реклама)
Слайд 36Конкуренция:
1) Совершенная конкуренция – множество продавцов, цена навязана рынком
2) Несовершенная
конкуренция (читая монополия греч. (один продавец)
1), 2) в чистом виде
редко
Несколько продавцов (крупных)- олигополия
Слайд 37Вопрос 6 Рыночная направленность деятельности государства (функции государства в рыночном
хозяйстве)
- Обеспечивает правовую основу и социальный климат; способствующие эффективному функционированию
рыночной экономики
Слайд 38- Регулирует рыночное хозяйство при помощи экономических рычагов воздействия на
поведение субъектов рыночной экономики (налоги, ограничения в политике цен, госсубсидия,
кредит, штрафы, таможенные пошлины)
Слайд 39Обеспечивает антимонопольную политику и поддерживает конкуренцию.
Создает эффективные общие условия воспроизводства
(развитие производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры)
Слайд 40Реализует государственную собственность путем развития предпринимательской деятельности в этой сфере.
Компенсирует
негативные стороны рынка, смягчает экономическую нестабильность (инфляция, безработица, цикличность развития)
Слайд 41Стабилизирует воспроизводство на макроуровне посредством регулирования экономической динамики, финансового и
налогового контроля, безработицы, инфляции.
Обеспечивает принцип справедливости, социальных гарантий, путем перераспределения
доходов, осуществления трансфертных платежей.
Обеспечивает поддержку малого бизнеса.
Проводит фискальную политику, изъятие части доходов хоз.субъектов с целью формирования госбюджета
Слайд 42 В зависимости от степени интенсивности воздействия на рыночную экономику
и от приоритетности задач – различают модели рыночного хозяйства:
Социальные (Германия,
Швеция, Норвегия)
Смешенные (США)
Корпоративные (Япония, Швейцария)
Слайд 43 «Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы участникам хозяйственной деятельности,
но слабым и беззащитным он может дать небольше, чем свободу
умереть с голоду» (П. Воннакот, А. Блонквсит)