Слайд 1Алгоритмизация и программирование
Яфизова Регина Ахнафовна
Слайд 2План лекции
Алгоритм и алгоритмизация
Блок-схема, основные блочные схемы
Основные алгоритмические конструкции
Программирование
Структура программы
в Паскале
Слайд 3 Алгоритм – строгая, полностью определенная последовательность действий с изменяемыми исходными
данными, направленная на достижение поставленной цели или решение задачи.
Слайд 4Алгоритмизация -
составление пошагового описания процесса решения задачи.
Слайд 5
Свойства алгоритма - набор свойств, отличающих алгоритм от любых предписаний
и обеспечивающих его автоматическое исполнение
Слайд 61. Понятность алгоритма для данного исполнителя – алгоритм должен быть
задан с помощью заранее четко и однозначно определенных действий.
2.
Определенность (точность) – алгоритм должен предусматривать определенный порядок выполнения действий.
3. Дискретность – требует от алгоритма пошаговой записи и выполнения.
4. Результативность – алгоритм должен обеспечивать обязательное получения результата после конечного числа шагов.
5. Массовость – алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения класса однотипных задач с различными исходными данными.
Слайд 7Этапы решения прикладных задач
Задача →
Формализация →
Алгоритм →
Программа
→
Компьютер →
Результат
Слайд 8 Под отладкой программы понимается процесс испытания работы программы и исправление
обнаруженных при этом ошибок.
Тест – это конкретный вариант значений исходных
данных, для которого известен ожидаемый результат
Слайд 9Способы записи алгоритмов:
1. Запись алгоритма словами
2. Блок-схемы алгоритмов
3. Алгоритмический
язык
Слайд 10 Блок-схема – строится по определенным правилам, и включают в себя
геометрические фигуры (блоки различной конфигурации), соединенные между собой линиями, указывающими
порядок выполнения операций.
Слайд 12Правила составления блок-схем:
1. Все линии, указывающие на последовательность выполнения
действий, должны быть замкнутыми.
2. Линии не должны пересекаться.
3.
При передаче управления в схеме снизу вверх или справа налево линии обязательно помечают стрелками.
4. Не допускается передача управления «в никуда». Источник и получатель должны быть четко обозначены.
Слайд 13Основные алгоритмические конструкции
Простая команда на языке схем изображается в виде
функционального блока.
Слайд 14Команда следования
Команда следования состоит только из простых команд. На рисунке простые команды
имеют условное обозначение S1 и S2
Слайд 15Команда ветвления
Команда ветвления - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от
условия Р выполняется или одно S1, или другое S2действие.
Слайд 16 Неполная форма команды ветвления используется тогда, когда необходимо выполнять действие S только
в случае соблюдения условия P. Если условие P не соблюдается, то команда ветвления
завершает свою работу без выполнения действия.
Слайд 17
Команда повторения - это составная команда алгоритма, в которой в зависимости от
условия Р возможно многократное выполнение действия S.
Слайд 18Команда повторения с предусловием.
Называется она так потому, что вначале проверяется
условие, а уже затем выполняется действие. Причем действие выполняется, пока
условие соблюдается.
Слайд 19Команды повторения с постусловием
В команде повторения с постусловием вначале выполняется
действие S и лишь затем, проверяется условие P. Причем действие повторяется до тех
пор, пока условие не соблюдается
Слайд 22Разветвляющийся алгоритм
Program maximum;
Var a,b,max:real;
Begin
Readln (a,b);
If a>b
then max:=a
else max:=b;
Writeln (max)
end.
Слайд 26 Программирование – это процесс составления компьютерной программы на основе некоторого
алгоритма.
Слайд 27 Структурное программирование основывается на двух важнейших принципах:
Последовательной детализации алгоритма,
Использование набора базовых структур (следование, ветвление, цикл) для построения алгоритма
любой сложности.
Слайд 28Структура программы
Заголовок
Описательная часть
Раздел подключаемых библиотечных модулей
Раздел объявления меток;
Раздел объявления
констант;
Раздел объявления типов;
Раздел объявления переменных;
Раздел объявления процедур и функций;
Исполнительная часть
Слайд 29Program ИмяПрограммы;
Uses
ИмяМодуля1, …;
Label
ИмяМетки1, …;
Const
ИмяКонстанты=ЗначениеКонстанты;
Type
ИмяТипа=ЗначенияТипа;
Var
ИмяПеременной: тип;
(объявление процедур и функций программиста)
Begin
(инструкции основной
программы)
End.
Слайд 30Элементы языка программирования Паскаль
Буквы;
Цифры;
Шестнадцатеричные цифры;
Специальные символы;
Пробелы;
Зарезервированные слова.
Слайд 31Буквы - это буквы латинского алфавита от a до z
и от A до Z, а также знак подчёркивания _.
В Паскале нет различия между прописными и строчными (большими и малыми) буквами алфавита
Цифры - это арабские цифры от 0 до 9.
Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 значений обозначаются арабскими цифрами 0 . . 9, остальные шесть - латинскими буквами A, B, C, D, E, F или a, b, c, d, e, f.
Специальные символы:
+ - * / = , . : ; < <= > >= <> [ ] { } := (* *)
Пробелы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов.
Слайд 32Зарезервированные слова:
And
Array
Begin
Case
Const
Do
Downto
Else
End
For
Function
Xor
Goto
If
Label
Mod
NOT
Of
Or
Procedure
Program
Record
Repeat
String и другие
Слайд 341. Алгоритм — это:
а) указание на выполнение действий;
б) система правил,
описывающая последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи;
в) процесс
выполнения вычислений, приводящих к решению задачи.
Слайд 352. Свойствами алгоритма являются:
а) информативность;
б) дискретность;
в) массовость;
г) оперативность;
д) определенность;
е) цикличность;
ж) результативность.
Слайд 363. Алгоритм может быть задан следующими способами:
а)словесным;
б) последовательностью байтов;
в) графическим;
г)
формально-словесным;
д) на алгоритмическом языке.
Слайд 374. Алгоритм включает в себя ветвление, если:
а) его команды выполняются
в порядке их естественного следования друг за другом независимо от
каких-либо условий
б)он представим в табличной форме
в) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
г) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
Слайд 385. Программа — это:
а) система правил, описывающая последовательность действий, которые
необходимо выполнить для решения задачи;
б) указание на выполнение действий из
заданного набора;
в) область внешней памяти для хранения текстовых, числовых данных и другой информации;
г) последовательность команд, реализующая алгоритм решения задачи.
Слайд 396. Что называют служебными словами в алгоритмическом языке:
а) слова, употребляемые
для записи блок-схем;
б) слова, смысл и способ употребления которых задан
раз и навсегда;
в) вспомогательные алгоритмы, которые используются в составе других алгоритмов;
г) константы с постоянным значением?