Слайд 1Лекция № 3
Информационные технологии
в медицине
Слайд 2План лекции
3.1. Понятие информационной технологии
3.2. Уровни информационных технологий
3.2.1. Уровень
Data mining.
3.2.2. Уровень искусственного интеллекта.
3.3. Информационные услуги в
медицине
3.3.1. Деловые информационные услуги
3.3.3. Специализированные информационные услуги.
3.3.2. Потребительские информационные услуги
3.3.4. Информационные образовательные услуги.
3.3.5. Обеспечивающие и системные информационные услуги.
3.4. Информационный инструментарий для решения медико-биологических задач
3.5. Технология обработки медицинской информации
3.6. Технологические уровни обработки информации в медицине
Слайд 33.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Информация представляет собой один из важнейших ресурсов
современного общества, не менее важный, чем нефть, газ или другие
полезные ископаемые. Как и полезные ископаемые, информационные ресурсы подлежат переработке, которую можно воспринимать как технологию. В данном случае технологию информационную.
Информационная технология - это процесс обработки первичной информации, в результате которого образуется информационный продукт, или информационный ресурс.
Как и другой, в частности материальный ресурс, информационный ресурс составляет основу благоприятного существования общества, базу для его развития и прогресса цивилизации в целом.
В качестве ресурсов в информационном обществе выступают документы, находящиеся в информационных системах.
Информационный продукт - это совокупность данных, являющихся следствием информационных технологий.
Слайд 43.2. Уровни информационных технологий
Слайд 53.2. Уровни информационных технологий
3.2.1. Уровень Data mining.
В буквальном
переводе он означает «вычерпывание знаний». Занимается этим направлением наука -
«инженерия знаний».
В отличие от традиционной медицинской статистики, предназначенной проверки заранее сформулированных гипотез или грубого разведочного исследования, система Data mining позволяет ответить на нетривиальные, но практически значимые для принятия решений вопросы.
Data mining оперирует с большими массивами накопленных статистических данных.
Примеры запросов в системе с использованием технологий Data mining
имеются ли точные шаблоны людей, подверженных остеопорозу или алкоголизму,
какие биографические черты портрета людей имеют влияние на продолжительность ремиссии при алкоголизме
Слайд 63.2. Уровни информационных технологий
3.2.2. Уровень искусственного интеллекта.
Системы искусственного
интеллекта состоят из трех основных подсистем
Система баз знаний – в
эти базы в систематическом порядке заложены знания по различным направлениям медицинской деятельности
Систематизация признаков основных заболеваний сердца
Основы комплексной терапии при конкретном заболевании сердца
Совместимость препаратов, применяемых при конкретном заболевании сердца
Различные ограничения (возрастные, сопутствующих болезней, аллергических реакций) на прием препаратов, применяемых при конкретном заболевании сердца
Система методов построения интеллектуальных знаний
Система принятия решений
Слайд 73.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В МЕДИЦИНЕ
В настоящее время можно выделить 5
секторов рынка в области оказания медицинских информационных услуг.
Слайд 93.3.1. Деловые информационные услуги
Включает финансовую, статистическую и коммерческую составляющие.
Финансовые потоки,
циркулирующие между лечебными учреждениями, страховыми компаниями и органами управления здравоохранением,
огромны. От их управляемости во многом зависит успех работы больницы, поликлиники или частнопрактикующего врача.
Статистическая информация о заболеваемости, эпидемиологической ситуации в районе, области и стране в целом - один из основных разделов работы любого лечебного учреждения.
Коммерческий сектор - без целевого и всестороннего изучения рынка современного медицинского оборудования с использованием компьютерных коммуникаций нельзя хорошо оснастить лечебное учреждение аппаратурой и расходными материалами, грамотно и объективно провести тендер на приобретение дорогостоящих комплектов медицинского назначения или подобрать организацию для выполнения ремонтно-строительных работ.
Слайд 103.3.2. Потребительские информационные услуги. Включает в себя медицинский аспект деятельности
медицинского работника и его взаимоотношений с пациентом.
взаимоувязанная работа различных
специализированных АРМ (автоматизированных рабочих мест) медицинского персонала,
подбор и получение в электронном виде необходимой медицинской литературы,
контроль и учет выполнения медицинских назначений.
3.3.3. Специализированные информационные услуги. Включает в себя медицинский аспект деятельности лечебного учреждения и лично медицинского работника. Данная услуга необходима для того, чтобы
быть в курсе всех современных научных направлений в области медицины и здравоохранения,
осуществлять контакт с коллегами по работе, повышать свой профессиональный уровень,
участвовать в научно-практических Интернет-форумах, конференциях, получать оперативную медицинскую информацию, участвовать в съездах и собраниях научных обществ.
На основе этой услуги возникло новое направление в медицине - телемедицина.
Слайд 113.3.4. Информационные образовательные услуги.
Это направление в деятельности образовательных учреждений,
включающее
дистанционное обучение врачей и среднего медицинского персонала по различным медицинским
специальностям и различного уровня сложности.
все крупные университеты имеют образовательные Интернет-сайты, обучающие медицинские музеи, программы-тренинги, учебно-наглядные фонды по медицине
заказ электронных версий учебников или образовательных статей.
3.3.5. Обеспечивающие и системные информационные услуги.
Предоставляют возможность
обеспечить лечебное учреждение через средства коммуникации нужными компьютерными программами, касающимися как медицинской деятельности учреждения, так и компьютерного оснащения
организовать дистанционное консультирование по эксплуатации медицинского оборудования и его ремонту.
получать через Интернет многие вспомогательные программы, важные для функционирования лечебного учреждения, в том числе системного характера.
Слайд 123.4. Информационный инструментарий для решения медико-биологических задач
Информационный инструментарий - совокупность
компьютерного и программного обеспечения для решения поставленной задачи.
От того,
насколько верно подобраны соответствующие технические средства - компьютер и программное обеспечение, зависит в итоге эффективность работы по созданию конечного информационного продукта - информационной услуги.
При создании информационного продукта следует выделить 3 этапа:
выбор программной среды, в которой будет разрабатываться информационный продукт:
выбор стиля документа, создание шаблонов документа, вспомогательных таблиц, рисунков, графиков и другой атрибутики, необходимой для решения поставленной задачи;
окончательная работа по созданию информационного продукта, его тестирование и реализация на рынке информационных услуг.
Слайд 133.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Существует две принципиально отличающиеся друг от друга
информационные технологии: централизованная и децентрализованная обработка информации.
Централизованная обработка информации осуществляется
в вычислительных центрах на высокопроизводительных компьютерах. В этих центрах имеются все средства хранения информации и поддержки баз данных, а также инструментальные средства подготовки и исполнения документов. Обычно подобные центры обслуживают лечебные учреждения всего региона (области, республики) и подчиняются соответствующим подведомственным органам управления здравоохранения.
В составе персонала таких центров кроме медицинских работников имеются лица, обеспечивающие функционирование компьютерных систем - инженеры технического профиля, программисты, дизайнеры, системные администраторы.
Слайд 143.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Децентрализованная обработка информации - аппаратно-программные комплексы, специально
предназначенные для автономной работы - рабочие станции, или автоматизированные рабочие
места персонала, имеющие возможность (соответствующее программное обеспечение и высокопроизводительные процессоры) выполнять сложные расчеты по обработке специализированных первичных данных.
Облачные технологии обработки информации. Исходные данные передаются по каналам связи (оптоволокно, спутники, WWW) на удаленный высокопроизводительный сервер, оснащенный развитым программным обеспечением, включающим экспертные системы и системы искусственного интеллекта, где и производится работа с информацией. Итоговый результат при этом отправляется потребителю.
Технология обработки структурированных данных. Она предназначена для хорошо структурированных задач, которые имеют отлаженные алгоритмы и процедуры их решения.
К таким технологиям относятся - работа регистратуры, аптеки, бухгалтерии лечебного учреждения.
Слайд 153.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В МЕДИЦИНЕ
Управленческие информационные технологии в лечебном
учреждении можно разделить на три уровня
Слайд 163.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В МЕДИЦИНЕ
Первый уровень - оперативный (операционный).
В нем работают основные исполнители лечебного процесса (врачи, медсестры, лаборанты)
и вспомогательные службы (аптека, бухгалтерия, транспортная служба и др.).
Задачи на этом уровне четко определены и структурированы.
Операционный уровень является связующим звеном лечебного учреждения с внешним миром - пациентами, страховыми компаниями, аптечными складами и другими службами, обеспечивающими жизнедеятельность лечебного учреждения.
На этом же уровне осуществляется маркетинг, в частности связь между лечебными учреждениями при направлении и перемещении пациентов.
Слайд 173.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В МЕДИЦИНЕ
Второй уровень - Тактический
Обеспечивает
медицинскому работнику автоматизацию офисных работ: ведение истории болезни, оформление документов
для текущих мероприятий и презентаций, обращение к базам данных лечебного учреждения.
Обеспечивает работу специалистов и среднего менеджмента - заведующих отделениями и автономными группами специалистов (например, группой маммологов).
Ведение отчетности, сравнительного анализа ситуаций, складывающихся в лечебных, финансовых и вспомогательных подразделениях лечебного учреждения – используется медицинскими менеджерами
Принятие тактических решений в краткосрочной и среднесрочной перспективе для лечебного учреждения – используется высшим менеджментом лечебного учреждения.
Слайд 183.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В МЕДИЦИНЕ
Третий уровень - Стратегический
Предназначен
для менеджеров высшего звена.
Основная задача Стратегического уровня - оптимизировать управление
лечебным учреждением на основе оперативного контроля и долгосрочного планирования.
Наличие технологий, предусматривающих принятие решений в сложных, неординарных и компромиссных ситуациях.
Информационные технологии Стратегического - высшего уровня - базируются на развитых локальных и региональных сетях с обязательным выходом в глобальную компьютерную сеть.
Используются полноценные и хорошо структурированные базы данных локального и регионального уровня а в некоторых случаях - и всей страны в целом.
Слайд 19На сегодня все…
Благодарю
за внимание !!!