Слайд 2
В Германии в начале XVI в. А. Дюрер утверждал мысль
о многообразии проявлений прекрасного в природе и в живописи, разрабатывал
учение о пропорциях, предугадал методы антропометрии.
Слайд 4В Венеции П. Аретино выступил как зачинатель художественной критики, обращённой
к художнику и зрителю, отстаивал полную ощущения жизни, свободную от
каких-либо канонов живопись, главенство в ней колоризма.
Слайд 6На исходе эпохи Возрождения флорентиец Дж. Вазари вплотную подошёл к
пониманию искусствознания как исторической науки в жизнеописаниях художников XIV-XVI вв.
(время, названное им Возрождением), выделяя основные тенденции в искусстве каждого, объединяя очерки общей концепцией, уподобляющей развитие искусства жизни человека
Слайд 7Ощущение кризиса ренессансного искусства сказывается в трактатах второй половины XVI
в., возрождающих спиритуализм (идеолог маньеризма Дж. П. Ломаццо). Изучение и
осмысление античной ордерной системы на основе сочинений Витрувия и обмеров античных памятников отражены в трактатах С. Серлио, Дж. да Виньолы, Д. Барбаро, А. Палладио, ряда французских, немецких, испанских, нидерландских зодчих.
Слайд 9На рубеже XVII в. под влиянием Вазари Карел ван Мандер
создал биографии нидерландских живописцев.
Слайд 10Обширная литература по искусству в Европе XVII в. (трактаты, руководства,
обзоры итальянского и европейского искусства, путеводители по Италии и её
областям, жизнеописания художников, хроника художественной жизни) при всём её интересе к современной художественной культуре в целом ограничивает своё внимание классическим и академическим искусством Европы, полемикой вокруг классицизма; истолкователями его рационалистической эстетики были в Италии Дж. П. Беллори, историк-систематизатор школ и стилевых направлений, и автор первого словаря терминов изобразительного искусства Ф. Бальдинуччи, во Франции в области живописи А. Фелибьен, в области архитектуры Ф. Блондель
Слайд 11Элементы оппозиции догматике классицизма есть в интересе к богатству и
свободе живописи у итальянца М. Боскини и у Р. де
Пиля (начавшего во Франции спор "рубенсистов" - сторонников колорита и сближения с натурой - с догматиками "пуссенистами"), в творческом понимании ордера во французском архитектурном трактате К. Перро. Итальянец Дж. Манчини, опережая своё время, ставил проблемы национальных особенностей искусства, его связей с исторической обстановкой и идеологией эпохи, творческой специфики школ и мастеров.
Слайд 12В компилятивном труде немца И. Зандрарта, кроме ценных сведений о
коллекциях и немецких художниках, появилась первая в Европе характеристика дальневосточной
живописи.
Слайд 13В XVIII в., в эпоху Просвещения, искусствознание постепенно начинает определяться
как самостоятельная наука во всех трёх своих разделах и получает
прочную основу, философскую и историческую, с оформлением в науку эстетики и археологии.
Слайд 14.
С развитием общественно-критической мысли во французской литературе появляются критерии чувства,
вкуса (Ж. Б. Дюбо), печатаются критические обзоры выставок (Лафон де
Сент-Йенн); в ярких по силе убеждённости и восприятия "Салонах" Д. Дидро сформировались и жанр критического этюда, и программа борьбы за социальную активность, идейность и реализм искусства.
Слайд 16В Германии теоретиком реализма выступил Г. Э. Лессинг, который ввёл
термин "изобразительного искусства" и подверг анализу их специфику.
Английская художественная теория
(У. Хогарт, Дж. Рейнолдс) искала компромисса между реализмом и традицией ренессанса и барокко.
Слайд 17Идеи исторического развития, представления о ценности самобытных художественных явлений утверждали
в Италии Дж. Вико, в Германии И. Г. Гердер, пропагандист
народности и национальных традиций, и И. В. Гёте, в частности оценивший красоту немецкого готического зодчества. И. Крист применил филологические методы изучения памятников искусства, исследуя надписи, документы и т. д.
Слайд 19Родоначальником истории искусства как науки стал И. И. Винкельман; он
представил развитие античного искусства как единый процесс смены художественных стилей,
связанный с эволюцией общества и государства; его мысль о связи расцвета греческого искусства с демократией оказала огромное влияние на европейский классицизм XVIII-XIX вв.
Слайд 20В Италии Дж. Б. Ланци завершил традицию "жизнеописаний" - биографического
изложения истории итальянской живописи. Архитектурная наука ввела в обиход наряду
с древнеримскими памятниками древнегреческие шедевры на территории Италии, осветила конструктивные принципы античного зодчества, выдвинула требования разумности, естественности, близости к природе (во Франции Л. Ж. де Кордемуа, Г. Ж. Бофран, аббат Ложье).
Слайд 21
Венецианец К. Лодоли, предвосхищая идеи XX в., видел красоту зодчества
в функциональной целесообразности зданий и в их соответствии природе строительных
материалов.
Слайд 22В XIX в. завершилось сложение искусствознания как науки, систематически охватывающей
широчайший круг проблем искусства всех эпох и стран, обладающей своей
методологией и находящей опору в развитии философско-эстетической мысли, в прогрессе общественных и точных наук, в мощных социальных движениях и идеологической борьбе.
Слайд 26
В первой половине века воздействие идей Великой французской революции (1789-94),
влияние эстетических концепций И. Канта, Ф. В. Шеллинга, братьев А.
В. и Ф. Шлегелей и особенно Г. Ф. Гегеля создали возможность для возникновения, хотя и на идеалистической основе, мировоззренчески цельного представления об искусстве, проникнутого идеями исторического развития и взаимосвязей общественных и культурных явлений
Слайд 27Размах археологических исследований, накопление многочисленных фактов развития искусства, открытие публичных
художественных музеев способствовали быстрому формированию профессиональной научной истории искусства. В
атмосфере бурной общественной жизни, успехов выставочного дела и журналистики складывается художественная критика, активно участвующая в развитии искусства и в воспитании взглядов и вкусов публики.
Слайд 28Теория, история и критика в небывалой мере наполняются борьбой общественных
идей и направлений. Теория искусства классицизма, поднимавшаяся в период Великой
французской революции до высокой гражданственности и предвосхищения архитектурных и градостроительных рационалистических открытий XX в. (Э. Л. Булле, К. Н. Леду), позже стала догматической доктриной, утверждавшей нормы "хорошего вкуса" (Г. Мейер в Германии, А. К. Катрмер де Кенси во Франции).
Слайд 29С зарождавшимся романтизмом во многом связаны отрицание этих норм, обращение
к наследию средних веков и Раннего Возрождения, к народному творчеству
(С. и М. Буассере в Германии, Т. Б. Эмерик-Давид во Франции, Т. Рикман в Великобритании).
Слайд 30Опережают свою эпоху многие исторические и критические суждения Стендаля во
Франции и Дж. Констебла в Великобритании, утверждавших жизненность и творческую
свободу искусства, а также капитальные исследования К. Ф. Румора в Германии, положившие начало научному изучению искусства на основе стилистического анализа.
Слайд 31Наряду с косной академической критикой французских салонов в 1820-40-х гг.
появилась блестящая и свободная романтическая критика Э. Делакруа, Г. Планша,
Г. Гейне, Ш. Бодлера; начала складываться и критика, обосновывавшая демократическое реалистическое искусство, во главе с Т. Торе.