Слайд 1проф. Лукичёв П.М.
Адам Смит: «Каждый из нас хочет улучшить
своё положение в этом мире»
С чем сталкивается каждый человек в
достижении этой цели?
1) фактор редкости (ограниченности);
2) проблема выбора
Оптимизация –принятие наилучше возможного выбора из имеющихся в наличии;
3) альтернативные издержки
Слайд 2проф. Лукичёв П.М.
Основные проблемы экономики:
Постоянно растущие потребности в благах
Ограниченные
ресурсы
Блага – любая материальная или нематериальная вещь, потребляя или пользуясь
которой человек увеличивает свою удовлетворенность.
Ресурсы – материальные и нематериальные предметы, которые могут быть использованы для производства благ.
Слайд 3проф. Лукичёв П.М.
Ресурсы (факторы производства)
1. Трудовые:
А) Рабочая сила
Б) Интеллектуальные
ресурсы
В) Предпринимательский талант
2. Физический капитал
(здания, сооружения, оборудование, станки, инструмент, машины)
3.
Природные ресурсы
(земля и ее недра, воздух, вода)
4. Финансовые ресурсы
Обязательства одних экономических агентов перед другими
(деньги, ценные бумаги, кредиторские и дебиторские задолженности, налоги и пр.)
Слайд 4проф. Лукичёв П.М.
Экономическая теория
Это наука о выборе, объясняющая какие
выборы мы делаем, чтобы справиться с ограниченностью ресурсов.
Это наука, изучающая
экономику
Экономика – это институциональная структура, через которую люди координируют в обществе свои разнообразные желания и нужды. +
Слайд 5проф. Лукичёв П.М.
Экономика
Механизм координации – это то, что делает
выборы одних людей и фирм совместимыми с выборами других людей
и фирм
(группа крови)
Экономическая система – это система, с помощью которой экономика, преимущественно, организована.
Слайд 6проф. Лукичёв П.М.
Два подхода к изучению экономических проблем
Позитивная экономика
является изучением того, что есть на данный момент времени и
как реальная экономика работает
Нормативная экономика изучает какие цели должны быть у экономики
Слайд 7проф. Лукичёв П.М.
Ответ зависит от институциональных структур, существующих в
этих странах
Институциональные
структуры включают в себя механизмы принятия решений,
обычаи и традиции общества, политические реалии этой страны
Слайд 8проф. Лукичёв П.М.
Важность институциональных структур
Данные таблицы говорят сами за
себя, если проранжировать страны по каждому из показателей, Россия займет
во всех случаях последнее место. Эта сводка была представлена профессором Харрисоном президенту Д. Медведеву во время встречи 26-го мая 2010 г.
Слайд 9проф. Лукичёв П.М.
Неразвитость институциональных структур – слабая конкурентоспособность страны
Россия
в 2010-м году сохранила 63-е место в глобальном рейтинге конкурентоспособности
Всемирного экономического форума, но практически по всем показателям, отражающим условия для инноваций и ведения бизнеса, страна активно теряет позиции. В кризис власти забыли о реформах.
Составляющие итогового рейтинга России претерпели существенные изменения. Причем ухудшение ситуации наблюдается в тех секторах, которые власти называют приоритетными. Так, по расходам компаний на НИОКРы — показателю, характеризующему степень инновационности продукции, — страна переместилась с 46-го на 50-е место, а по активности закупок государством высокотехнологичных товаров — с 69-го на 82-е место.
Не лучше обстоят дела и с условиями для ведения бизнеса. По уровню конкуренции Россия на 115-м месте (106-е место год назад), по количеству процедур, необходимых для открытия нового дела, — на 88-м (в 2009 году — на 60-м), по времени, необходимому для открытия предприятия, на 93-м (80-е), а по высоте торговых барьеров — на 133-м (125-е).
Источник: РБК daily, 10 сентября 2010 г.
Слайд 10проф. Лукичёв П.М.
Видя весь мир, как картину выгод и
издержек, экономисты применяют к нему свою систему оценок, важнейшей составляющей
которой является экономическая эффективность
В первом приближении она отражает сопоставление затрат и результатов на производство продукции
Э = Эффект/Затраты
Слайд 11проф. Лукичёв П.М.
Частные показатели эффективности
Производительность характеризует взаимосвязь между выпуском
товаров (штуки, кг, м) и затратами ресурсов, используемых, чтобы произвести
их (например, человекочасы)
Пр. = Вып.П/Исп. ФП-ва
Рентабельность показывает отношение полученной в течение года прибыли к среднему использованию капитала.
Р-сть =Пр./Исп.К-л х 100
Рентабельность важна для оценки конкурентоспособности фирмы
Слайд 12проф. Лукичёв П.М.
Эффективность Парето
Она обозначает такое положение дел, при
котором нельзя произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям
одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Слайд 13проф. Лукичёв П.М.
Рынки, по Р. Коузу
Представляют собой институты, существующие
для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения трансакционных издержек.
Слайд 14проф. Лукичёв П.М.
Рынок выступает в качестве посредника между любыми
двумя потребителями
Посредника в том смысле, что он помогает каждому продавцу
совершить наиболее выгодную, по его мнению, сделку.
Слайд 15проф. Лукичёв П.М.
«Одинаковая цена»
При наличии товара одного уровня качества,
будь то огурцы или компьютерные диски, кроссовки или молоко, потребители
будут стремиться приобрести их там, где цены дешевле. Одновременно, продавцы товаров одного уровня качества будут стремиться не просто реализовать свои товары, а поставлять их туда, где цены выше. Наложение этих двух противоположных процессов приводит к установлению везде одинаковой цены.
Слайд 16проф. Лукичёв П.М.
Рынок – «Огромный аукцион, на котором постоянно
производится «нащупывание» цен, уравновешивающих Спрос и Предложение» Л.Вальрас
В ходе этого
аукциона каждый потребитель, имея информацию о ценах, будет стремиться так потратить свои деньги, чтобы как можно больше выиграть на обмене с рынком.
Условия для получения единой для всех потребителей цены:
А) Свободное распространение информации:
Б) Свободное передвижение продавцов и покупателей
Слайд 17Современный рынок
Современный рынок – не обязательно место, хотя он и
может быть иногда жёстко связан с определённой территорией, на которой
встречаются и заключают свои сделки продавцы и покупатели. Вы, например, часто видите по телевидению или Интернету рекламу компьютеров, шампуней, туристских поездок и других товаров. Продавец может собрать по телефону или интернету заказы на их поставку, получить оплату по электронной карточке и разослать почтой, не увидев ни разу покупателей. Всё это стало возможным, благодаря существованию современных средств связи и транспорта. Более того, электронные рынки являются сейчас наиболее быстро увеличивающимся видом рынков.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 18Рынки или рынок?
Почему мы на протяжении этой темы употребляем
термин рынки, а не рынок? Дело в том, что современная
рыночная экономика представляет собой конгломерат нескольких видов рынков (труда, капитала, денег, земли, товаров и услуг), которые действуют часто параллельно, дополняя друг друга и конкурируя между собой.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 19проф. Лукичёв П.М.
Эффективность рынка
Для фирмы эффективность данного рынка
определяется в соответствии с величиной трансакционных издержек, которые она несёт
по реализации товара.
Трансакционные издержки – издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контрактов.
Слайд 20проф. Лукичёв П.М.
Эффективность рынка
для покупателей
Измеряется на основе корреляции
между ценой и качеством товара
Ккор = улучшение качества (в %)/рост
цены (в %)
Для идеального рынка коэффициент корреляции равен 1.
Реально – 0,2 (повседневный спрос); 0.4 (товары длительного спроса)
Слайд 21Проф. Лукичёв П.М.
ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия – рынок, на котором небольшое число производителей
конкурируют друг с другом.
На рынке олигополии каждый производитель является взаимозависимым.
Продажи
любого производителя зависят от цены, которую он назначит, и от цен, назначаемых другими производителями.
Если какая-либо фирма понизит свою цену, объемы её продаж увеличатся, а объемы продаж всех других фирм в отрасли понизятся. В такой ситуации другие фирмы, скорее всего, также будут понижать свои цены. Тогда сокращение цены другими фирмами понизит прибыли первой фирмы.
Перед решением сократить свои цены, первая фирма постарается предсказать как другие фирмы будут реагировать и рассчитать влияние этих реакций на свою собственную прибыль.
Слайд 22Проф. Лукичёв П.М.
Что такое игра?
Все игры имеют три общие черты:
Правила
Стратегии
Выигрыши
Слайд 23Проф. Лукичёв П.М.
Правила в олигопольной игре
Одно правило в
олигопольной игре – это число игроков.
Другое правило –
это метод вычисления счета. Это правило устанавливает, что счетом каждого игрока являются его экономические прибыли или убытки. Целью каждого игрока в монополистической игре является добиться максимально возможной прибыли.
Остальные правила определяются рамками законов, внутри которых олигополисты действуют.
Слайд 24Проф. Лукичёв П.М.
Стратегии в олигопольной игре
В теории
игр стратегиями являются все возможные действия каждого игрока.
Слайд 25Проф. Лукичёв П.М.
Выигрыши в олигопольной игре
В теории игр, счёт каждого
игрока называется выигрышем. В олигопольной игре, выигрышами являются прибыли или
убытки игроков. Эти выигрыши определяются стратегией олигополистов и ограничениями, с которыми они сталкиваются.
Слайд 26Проф. Лукичёв П.М.
Ограничения накладываются:
потребителями, которые определяют положение кривой спроса на
продукт олигополической отрасли,
технологическими возможностями,
ценами на ресурсы, используемыми олигополистами.
Слайд 27Проф. Лукичёв П.М.
ЛЕГЕНДА
Альфред и Роберт были схвачены на месте
преступления при угоне автомобиля. В соответствии с законом, они должны
получить по 2 года за их преступление. Во время своих допросов этих двух заключенных, окружной прокурор подозревает, что наткнулся на двух человек, ответственных за многомиллионное ограбление банка, произошедшее несколько месяцев назад. Прокурор округа знает, что это пока только подозрение.
Слайд 28Проф. Лукичёв П.М.
Дилемма заключенного
Тогда прокурор поместил заключенных в отдельные
камеры, так что они не могут связаться друг с другом.
Каждому из двух заключенных сказано, что он подозревается в ограблении банка и что если он и его соучастник , оба, признаются в совершении этого преступления, то каждый из них получит по закону по три года.
Слайд 29Проф. Лукичёв П.М.
Дилемма заключённого
Каждому из заключённых объяснено, что если
один признается, а его соучастник нет, то он получит более
краткий приговор – в один год, в то время как его соучастник получит приговор в 10 лет.
Слайд 30Проф. Лукичёв П.М.
Дилемма заключенного
Заключенные также знают, что если никто
из них не признается, то тогда единственное в чем они
признаются виновными безусловно – это кража автомашины, за что им полагается двухлетнее тюремное заключение.
Как заключенные ответят окружному прокурору?
Слайд 31Проф. Лукичёв П.М.
Дилемма заключенного
«Дилемма заключенного» - это игра для
двух игроков. Каждый игрок имеет две стратегии: признаваться в многомиллионном
ограблении банка или отрицать это обвинение. Поскольку здесь два игрока, каждый из которых имеет 2 стратегии, то возможны 4 следующих результата:
1. Никто из игроков не признается.
2. Признаются оба игрока.
3. Альфред признается, а Боб – нет.
4. Боб признается, а Альфред нет.
Слайд 32Проф. Лукичёв П.М.
Матрица выигрыша
Матрица выигрыша – это таблица, которая показывает
выигрыши для каждого возможного действия одного партнёра при всех возможных
действиях другого.
Слайд 33Проф. Лукичёв П.М.
Матрица выигрыша для решения дилеммы заключенного
Слайд 34Проф. Лукичёв П.М.
Матрица выигрыша
Альфред рассуждает примерно так: если Роберт
признается, то это вынудит меня к признанию, поскольку я получу
3 года, а не 10 летнее заключение.
Слайд 35Проф. Лукичёв П.М.
Матрица выигрыша
Если же Роберт будет все
отрицать? То это вынудит меня к признанию, т.к. тогда я
получу 1 год тюрьмы, а не два. Безотносительно к признанию. Преобладающая стратегия Альфреда ведет его к признанию.
Роберт рассуждает примерно также. Его преобладающей стратегией является – признаться.
Так как ведущей стратегией каждого игрока является признание, то равновесие в игре будет при обоюдном признании и каждый получит 3 года тюрьмы.
Слайд 36Джон Нэш
Через 6 лет после публикации монографии Неймана и Моргенштерна
в 1950 г. Джон Нэш защитил диссертацию, посвященную некооперативным играм
(не допускается образование коалиций между игроками) и играм с ненулевой (переменной) суммой (выигрыш одной стороны не равен проигрышу другой; помимо противоположных, стороны имеют и общие интересы). Центральным положением теории Нэша является концепция равновесия, ныне носящая его имя. «Равновесие по Нэшу» - это такая комбинация стратегий, при которой ни один из игроков не заинтересован в одностороннем порядке менять свою стратегию.
Несмотря на то, что обе работы разделяли лишь 6 лет, на практике в 1950-60-х годах большинство исследований развивало «наследие Неймана», и лишь в 1970-1980-х годах научный мир переходит к «программе Нэша», последовательно развивая его положение о равновесии.
Проф. Лукичёв П.М.
Слайд 37Проф. Лукичёв П.М.
Равновесие
Равновесие в игре называется равновесием Нэша. Равновесие Нэша
имеет место тогда, когда А принимает наилучшее возможное действие при
данном действии Б, а Б принимает наилучшее возможное действие при данном действии А.
Слайд 38Проф. Лукичёв П.М.
Равновесие
Дилемма заключенного представляет собой игру, которая является особым
видом равновесия Нэша.
Такое равновесие называется равновесием доминирующей стратегии.
Слайд 39Проф. Лукичёв П.М.
Равновесие
Доминирующая стратегия - это стратегия, которая является той
же самой , безотносительно от действий другого игрока.
Равновесие доминирующей стратегии
имеет место, когда существует доминирующая стратегия для каждого игрока.
Слайд 40Проф. Лукичёв П.М.
Дуопольная игра
Для изучения дуопольной игры построим модель
дуопольной отрасли. Предположим, что только 2 фирмы делают особый вид
электрического переключателя. Мы назовем эти фирмы «Т» и «Д». Цель – прогнозы изменений цен и объемов выпуска, производимых каждой из 2-х фирм.
Слайд 41Проф. Лукичёв П.М.
Дуопольная игра
Для создания игры, в которой будут
играть две фирмы, проанализируем стратегии игроков и матрицу выигрышей.
Предположим, что 2 фирмы пришли к тайному соглашению. Тайное соглашение – это соглашение между двумя или более производителей ограничить выпуск для того, чтобы увеличить цены и прибыли. Такие соглашения являются нелегальными и держатся в секрете.
Слайд 42Проф. Лукичёв П.М.
Дуопольная игра
Группа фирм, которые вступили в тайное соглашение,
чтобы ограничить выпуск и увеличить цены и прибыли, называется картель.
Стратегиями,
которые фирмы, входящие в картель, могут преследовать являются:
- подчиняться правилам игры
- мошенничать
Слайд 43Проф. Лукичёв П.М.
Дуопольная игра
Поскольку каждая фирма имеет две стратегии,
то существуют 4 возможных комбинаций действия для двух фирм:
1. обе фирмы подчиняются правилам игры
2. обе фирмы мошенничают
3. фирма «Т» подчиняется правилам, а фирма «Д» мошенничает.
4. фирма «Д» подчиняется правилам, а фирма «Т» мошенничает.
Слайд 44Проф. Лукичёв П.М.
Матрица выигрышей дуополии
Слайд 45Проф. Лукичёв П.М.
Матрица выигрышей и равновесие
Матрица показывает, что если
обе фирмы мошенничают (верхний левый квадрат), то они достигают объема
выпуска продукции, такого же, как и при совершенной конкуренции – каждая фирма получает нулевую экономическую прибыль. Если же обе фирмы соблюдают соглашение (нижний правый квадрат), то отрасль получает монопольную прибыль и каждая фирма зарабатывает по $2 млн. прибыли.
Слайд 46Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Дуопольная игра может быть сыграна только
один раз.
В реальном мире дуополисты имеют возможность
играть в повторяющиеся игры, друг против друга.
Слайд 47Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Дуополисты в реальном мире могут найти некоторые
способы, чтобы узнать, как им сотрудничать, чтобы их усилия по
тайному сговору были более эффективны. Если фирма «Д» обманет на этой неделе, то не обманет ли фирма «Т»на следующей неделе?
Слайд 48Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Не должна ли фирма «Д»
принять в расчет возможность обмана со стороны фирмы «Т» на
следующей неделе, прежде чем, сама фирма «Д» решит смошенничать на следующей неделе? Если игра повторяется периодически, то один из игроков имеет возможность наказать другого игрока за «плохое» поведение.
Слайд 49Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Если фирма «Т»откажется сотрудничать на этой неделе,
тогда фирма «Д» может отказаться сотрудничать на следующей неделе.
Равновесие в
этой сложной игре:
Это равновесие Нэша.
Равновесие, при которой игроки получают монопольную прибыль и делят ее.
Слайд 50Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Равновесие, когда игроки получают монопольную прибыль:
Когда игра
«дилемма заключенного» повторяется постоянно, игроки имеют расширенную область стратегий. Каждый
игрок может наказать другого игрока за предыдущие действия.
Слайд 51Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Существуют два предела в наказании.
Наименьшее наказание,
которое один игрок может наложить на другого называется «зуб за
зуб».
Стратегия «зуб за зуб» - это стратегия, в которой игрок сотрудничает в текущем периоде., если другой игрок сотрудничает в предыдущем периоде, то он обманывает в текущем периоде, если другой игрок обманывал в предыдущем периоде
Слайд 52Стратегия «зуб за зуб»
Стратегия «око за око» (tit- for- tat),
предложена проф. А. Рапопортом. Она подразумевает сотрудничество на первом шаге,
после чего игрок делает то же самое, что делал его оппонент на предыдущем шаге.
Проф. Лукичёв П.М.
Слайд 53Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющиеся игры
Наиболее суровой формой наказания, которую один
игрок может наложить на другого, является стратегия «спускового крючка».
Это
такая стратегия, в которой один игрок сотрудничает, если другой игрок сотрудничает, но действует в соответствии со стратегией равновесия Нэша всегда после того, как другой игрок обманет.
Слайд 54Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющаяся дуопольная игра
Слайд 55Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющаяся дуопольная игра
Таблица показывает прибыли, которые каждая фирма
будет получать в каждом периоде игры при наборе из 2-х
условий.
Первое, если они сотрудничают и второе, если в ответ на обман, применяется стратегия «зуб за зуб».
Насколько, настолько обе фирмы установят тайное соглашение, они будут получать монопольную прибыль: по 2 млн $ каждая за каждый период игры.
Слайд 56Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющаяся дуопольная игра
Предположим, что фирма «Т» намеревается
обмануть во 2-м периоде. Обман быстро приведет к получению ей
4,5 млн $ прибыли и вызовет убытки в 1 млн $ для фирмы «Д» в этом периоде. Тогда в следующем периоде фирма
«Д» в ответ на обман применит стратегию «зуб за зуб».
Слайд 57Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющаяся дуопольная игра
Если фирма «Т» возвращается к прежнему
сотрудничеству, чтобы побудить фирму «Д» к сотрудничеству в 4-м периоде,
то фирма «Д» получит прибыль в 4,5 млн $, а фирма «Т» понесет убытки в 1 млн $.
Суммируя свои прибыли за 2 периода игры, фирма «Т» поднимается за счет обмана, получив 6,5 млн $ в сравнении с 4 млн $.
Слайд 58Проф. Лукичёв П.М.
Повторяющаяся дуопольная игра
Если мы посмотрим вперед –
на 4 периода игры – то для фирмы «Т» лучше
сотрудничать, т.к. в этом случае она получит 8 млн $ прибыли в сравнении со 7,5 млн $ от обмана и вызванного этим применения фирмой «Д» стратегии «зуб за зуб».
Слайд 59Проф. Лукичёв П.М.
Вывод
Поскольку обе фирмы вынуждены заключить тайное соглашение, то
они будут делать именно так и монопольные цена, объём и
прибыль будут преобладать в отрасли.
Данное равновесие называется равновесием согласованного действия,
т.е. равновесием, образующимся как результат рациональных ответов каждого игрока на реальную угрозу другого игрока причинить ему тяжёлый ущерб в случае нарушения соглашения.
Но…
Слайд 60Проф. Лукичёв П.М.
Чтобы такая стратегия работала, угроза д.б. очень вероятной:
Т.е.
каждый игрок должен осознавать, что в интересах другого игрока ответить
по принципу «зуб за зуб».
Стратегии «зуб за зуб» и «спускового крючка» являются вероятными, т.к., если один игрок обманет, то ясно, что другой игрок не будет платить за продолжение соблюдения правил.
Поэтому угроза обмана в ответ на обман является весьма вероятной и существенной для установления данного равновесия.
Слайд 61Проф. Лукичёв П.М.
Неопределённость
В реальности существуют случайные колебания в спросе и
издержках, которые делают невозможными для одной фирмы определить: мошенничает ли
другая фирма.
Например, падение в спросе может понизить цену в отрасли.
Слайд 62Проф. Лукичёв П.М.
Неопределённость
Если фирма наблюдает только падение цены в отрасли,
то она не может точно определить какая из причин его
вызвала.
Если цена упала из-за сокращения спроса, то действием максимизирующим прибыль, будет продолжить сотрудничество с другой фирмой, чтобы сохранить соглашение о монополии.
Если же цена упала вследствие того, что другая фирма смошенничала и увеличила объем своего выпуска, то ответом максимизирующим прибыль, будет ударить другую фирму стратегией «зуб за зуб».
Но, наблюдая т. падение цен, никакая фирма не может точно сказать мошенничает ли другая фирма.
Слайд 63Проф. Лукичёв П.М.
Неопределённость
Чтобы устранить этот стимул к мошенничеству, каждая фирма
будет предполагать, что другая действует согласованно при условии, что цена
не упадёт более чем на определенную сумму. Если цена упадет ниже, чем эта предопределенная сумма, то каждая фирма будет действовать, как если бы другая фирма обманула ее. Когда же рыночные силы вернут цену назад-выше критического уровня, то фирмы будут опять сотрудничать.
Слайд 64Неопределённость и природа
Во многих игровых задачах в сфере экономики неопределенность
вызвана не сознательным противодействием противника, а недостаточной осведомленностью об условиях,
в которых действуют стороны.
Когда одной из сторон выступает природа, - т.е. когда неизвестна заранее погода, то игры называются – играми с природой. В этих случаях строки матрицы игры соответствуют стратегии игрока, а столбцы — состояниям «природы». В ряде случаев при решении такой игры рассматривают матрицу рисков. При решении игр с природой используется так же ряд критериев: критерий Сэвиджа, критерий Вальда, критерий Гурвица и др.
Проф. Лукичёв П.М.
Слайд 65Неопределённость и природа
Соответственно, в таких более сложных играх модифицируются стратегии
конкурентов. Если игрок в процессе игры применяет несколько стратегий попеременно,
то такая стратегия называется смешанной, а элементы её – чистыми стратегиями. Сколько стратегий может быть у каждого игрока? Это число бывает как конечным, так, в отдельных случаях, может быть и бесконечным. Поэтому игры подразделяются на конечные и бесконечные.
Проф. Лукичёв П.М.
Слайд 66Проф. Лукичёв П.М.
Игра «Исследования и разработки в отрасли по производству
подгузников (Pampers)
Pampers (подгузники) впервые появились на рынке в 1966
году. Два рыночных лидера, которые были на старте в этой отрасли, это Procter & Gamble (производители памперсов) и Кимберли-Кларк (производители Huggies).
Procter & Gamble имел от 60 до 70% всего рынка, в то время как Kimberly-Clark имел 25%.
Значительные «Исследования и Разработки» имели своим результатом создание машин, которые могли производить подгузники при достаточно низких издержках, чтобы достичь этого уровня.
Фирма, которая развивается и использует технологию производства при наименьших издержках, получает конкурентное преимущество, сбивая цены для всего рынка, увеличивая свою рыночную долю и свою прибыль.
Слайд 67Проф. Лукичёв П.М.
Игра «Исследования и разработки в отрасли по производству
подгузников (Pampers)
Но усилия на Исследования и Разработки (НИОКР), которые должны
быть предприняты, чтобы достичь даже небольшого сокращения издержек, являются для каждой фирмы очень дорогостоящими.
Слайд 68Проф. Лукичёв П.М.
Игра «Исследования и разработки» в отрасли по производству
подгузников (Pampers)
Эти издержки на «Исследования и Разработки» (НИОКР) сокращают прибыль,
которая образуется от увеличения фирмой своей доли рынка из-за понижения средних издержек производства.
Если ни одна фирма не осуществляет «Исследования и Разработки», то каждая фирма может быть богаче,
Но!!!
если хотя бы одна начнет осуществлять «Исследования и Разработки», то другая должна будет их делать также.
Слайд 69Проф. Лукичёв П.М.
Игра «Исследования и разработки» в отрасли по производству
подгузников (Pampers)
Каждая фирма стоит перед дилеммой: проводить «Исследования и разработки»
или нет?
Таблица иллюстрирует эту дилемму с гипотетическими цифрами для игры «И. и Р-ки», в которую играют Procter & Gamble и Kimberly-Clark. Каждая фирма имеет 2 стратегии: тратить по $25 млн. ежегодно на «И. и Р-ки» или ничего не тратить на «И. и Р-ки».
Слайд 70Проф. Лукичёв П.М.
Таблица: Игра - Pampers против Huggies
Стратегии Procter
& Gamble
Стратегии
Kimberly-Clark
Не производить НИОКР
Не
Производить
НИОКР
Производить НИОКР
Производить
НИОКР
PG +$45 mln
PG –
$10mln
PG + $70mln
PG +$85mln
KC +$5 mln
KC + $85 mln
KC – $10 mln
KC +$30 mln
Слайд 71Проф. Лукичёв П.М.
Игра «Исследования и разработки в отрасли по производству
подгузников (Pampers)
Так как «Исследования и Разработки» являются доминирующей стратегией для
обоих игроков, то «Исследования и Разработки» представляют равенство Нэша.
Исходом этой игры является то, что обе фирмы осуществляют «Исследования и Разработки».
Они получают меньше прибыли, чем если бы они моги заключить тайное соглашение о не проведении «Исследований и Разработок».
В реальном мире в отрасли существует больше игроков, чем эти 2 фирмы, и все они готовы «съесть» их доли рынка.
Слайд 72Проф. Лукичёв П.М.
Игра «Исследования и разработки в отрасли по производству
подгузников (Pampers)
Осуществление НИОКР для обоих фирм не только служит цели
сокращения их долей рынка в их собственной борьбе, но и помогает сохранить все барьеры к входу для других фирм.
Сейчас Procter & Gamble контролирует 40% мирового рынка, а Kimberly-Clark - 33%.
Слайд 73проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Найт различал два типа
вероятности:
Математическую или априорную и
Статистическую.
Вероятность 1-го типа определяется
общими, заранее заданными принципами.
Вероятность 2-го типа можно определить лишь эмпирически (опытным путем).
Слайд 74проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Статистическая вероятность, считает
Найт, это «эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми
на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив».
Первый тип вероятности встречается очень редко в бизнесе, второй типичен для деловой среды.
Слайд 75проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Первый тип поддается
однозначному измерению, для измерения второго требуются субъективные оценки.
Слайд 76проф. Лукичёв П.М.
Запасы как средство уменьшить проблему неопределённости
Простой способ для
производителя уменьшить неопределённость – создать запасы. Когда фермеры весной сажают
пшеницу, они не знают, какова будет цена на неё на рынке. Если они не хранят запасы пшеницы, им придётся принять любую цену, которая будет в это время на рынке. Если у фермеров есть хранилища, они м. положить туда зерно и ждать, пока цены не вырастут. Если же осенью цена на пшеницу высока, они м. её сразу продать. Т.е. они м. ждать того момента, когда цена их устроит.
Слайд 77проф. Лукичёв П.М.
Запасы как средство уменьшить проблему неопределённости
Хотя хранение
запасов м. уменьшить проблему неопределённости, полностью она решена быть не
может. Когда фермеры весной сажают пшеницу, они не знают, каков б. урожай. Если большой, то цена б. низкой, т.к. у всех фермеров б. полные закрома, и они б. стремиться распродать пшеницу, как т. цена возрастёт. Проблема также в том, что хранение стоит денег. Поэтому фермеру надо сравнить возможную прибыль от продажи продукции по более высокой цене с дополнительными расходами на её хранение
Слайд 78проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Измерение риска
Вероятность – возможность получения
определенного результата
Объективная вероятность – это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Объективная вероятность определяет среднее значение вероятности.
Слайд 79проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Субъективная вероятность – это вероятность,
основанная на предположении о возможности получения данного результата.
Ожидаемое значение –
это средневзвешенное значение всех возможных результатов.
Слайд 80проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Е(х)= П1Х1 +
П2Х2 + … +ПnХn=ПiХi;
Где Хi – возможный результат,
Пi – вероятность соответствующего результата
n
(∑) Пi = 1
i=1
Слайд 81проф. Лукичёв П.М.
Пример:
Билет в автобусе стоит 10 руб.,
а штраф за безбилетный проезд – 100 руб.
Если вероятность проверки билет 1/10, то ожидаемое значение результата от безбилетного проезда:
Е(х)= 0,9 х 10 – 0,1 х 100 = - 1 руб.
Слайд 82проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Риск – это
оцененная любым способом вероятность, а неопределенность – это то,
что не подлежит оценке.
Слайд 83проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Риск м.б. двух видов. Первый
– это когда Вы знаете, какова возможность выигрыша. Возьмём для
примера простую игру «орел или решка». Вы знаете, что вероятность выигрыша равна 50%. Если вы играете в эту игру, вы подвергаетесь риску. Риск имеет место, когда вероятность выигрыша известна. Риск – это мера возможности выигрыша. Например, если Вы ставите 1 рубль на «орла», то возможность выигрыша составит от – 1 до +1 рубля.
Слайд 84проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Отношение к риску
Отношение к риску различно у разных людей.
Есть люди, склонные к риску, есть его противники, а также те, кто к нему безразличен, нейтрален.
Слайд 85проф. Лукичёв П.М.
Противники риска
ТU (общая полезность)
0
10 20
30 40
30
47
55
60
Доход
(тыс.руб.)
Слайд 86проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределенности
Противником риска (risk aversion)
считается человек, который при данном ожидаемом доходе, предпочтет определенный, гарантированный
результат ряду неопределенных, рисковых результатов.
Нейтральным к риску (risk neutrality) считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.
Слайд 87проф. Лукичёв П.М.
Нейтральные к риску
ТU (общая полезность)
0
10 20
30
45
Доход
(тыс.руб.)
15
30
Слайд 88проф. Лукичёв П.М.
Выбор в условиях неопределённости
Склонным
к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом
доходе предпочтёт связанный с риском результат гарантированному результату.
Слайд 89проф. Лукичёв П.М.
Склонные к риску
ТU (общая полезность)
0
10 20
30 40
12
30
64
Доход
(тыс.руб.)
3
Слайд 90проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Существуют 4 способа снижения риска:
Диверсификация.
Объединение риска или
страхование.
Распределение риска.
Поиск информации.
Слайд 91проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Диверсификация – это метод, направленный на снижение
риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом,
что повышение риска от покупки (продажи) одного товара означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
Слайд 92проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Объединение риска – это метод, направленный на
снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные
издержки.
Слайд 93проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Объединение риска лежит в основе
страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства
связаны со значительными расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает страхование.
Слайд 94проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Страховые компании организуют дело
так, чтобы сумма выплат и затраты на организацию страхового дела
не превышали величины полученных взносов.
Слайд 95проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Распределение риска – это метод, при котором
риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные
потери каждого относительно невелики.
Строительство Евро тоннеля финансировали 13 банков.
Слайд 96проф. Лукичёв П.М.
Снижение риска
Поиск информации -
способствует снижению риска.
Большинство ошибочных решений связано с
недостатком информации.
Информация – редкое благо, за которое приходится платить.
Слайд 97проф. Лукичёв П.М.
Поиск информации
Одним из способов избежать неопределённости – купить
информацию. Вы м. получить совет относительно покупки акций у брокера
или купить журнал потребителя. Продажа и покупка информации помогает уменьшить неопределённость.
Лучшая информированность м. при определённых обстоятельствах сделать спекуляцию более стабилизирующей. При недостатке информации люди будут руководствоваться слухами или страхом, что зачастую увеличивает дестабилизирующий эффект, потому что люди начинают поступать так же, как большинство. Если люди хорошо информированы, то цены скорее установятся в соответствии с долгосрочным равновесием.
Слайд 98проф. Лукичёв П.М.
Поиск информации
Ценность
МС
МВ
Q
Pi
Qi
I
Слайд 99проф. Лукичёв П.М.
Цены на факторы производства и доходы
Факторы
производства разделяются на 3 широкие категории:
Труд
Земля
Капитал
Собственники факторов производства
получают доходы с фирм, которые используют эти факторы производства как затраты в их производственной деятельности.
Слайд 100проф. Лукичёв П.М.
Цены на факторы производства и доходы
Этими
доходами являются:
Зарплата – получаемая за использование труда
Зарплата включает все доходы
от труда, в т.ч. оклады, процент с продаж, и другие дополнительные формы доходов, уплачиваемые в компенсацию за использование труда.
Слайд 101проф. Лукичёв П.М.
Цены на факторы производства и доходы
Процент – все
формы дохода с капитала, включая дивиденды, уплачиваемые фирмами.
Рента –
доход, уплачиваемый за использование земли и природных ресурсов.
Слайд 102проф. Лукичёв П.М.
Земельная рента. Цена земли
Например, если годовая рента равняется
$400, а ставка ссудного процента составляет 5%, то цена земли
равняется: 400/5% х 100% =
400 х 100/5 =
$8 000.
Слайд 103проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Термин, означающий дополнительную плату, сверх того, что
необходимо для поддержания фактора производства на прежнем уровне.
Например, поскольку
работа телевизионных звёзд, артистов и великих спортсменов пользуется огромным спросом, то они получают большие деньги сверх того необходимого, чтобы удержать их от перехода к другой деятельности.
Слайд 104проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента: исторический пример
В начале 19 века в
Англии развернулись бурные споры по поводу высокой цены на пшеницу.
Столь высокая цена вызывала огромные трудности, поскольку хлеб был основным источником питания для рабочего класса. Некоторые считали, что пшеница дорогая, потому что землевладельцы назначали высокую ренту для арендаторов, то есть существовала высокая рента на сельскохозяйственные земли.
Дэвид Рикардо доказывал, что ситуация была в точности противоположной. Он утверждал, что цена на пшеницу была высокой, поскольку страна еще не оправилась от Наполеоновских Войн, то есть была нехватка пшеницы.
Слайд 105проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента:
исторический пример
Пшеницу было выгодно производить, следствием
чего стало острое соперничество между фермерами за приобретение земли, на
которой можно было бы выращивать пшеницу. Это соперничество стало причиной повышения ренты на эту землю.
Экономическая рента
Свою позицию Рикардо аргументировал так:
Предложение земли было
фиксировано;
Землю использовали только для одного – выращивания пшеницы;
Ничего не вкладывалось в использование земли в других целях, т.к. считалось, что она не имеет другого использования.
Слайд 107проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Ни один землевладелец не оставит пустовать землю
столь долгое время, за которое можно было бы получить прибыль,
сдавая её в аренду. Поэтому всякая плата за землю – рента – в обыкновенном понимании этого слова, была бы дополнительным доходом сверх того, что было необходимо для поддержания земли на уровне её настоящего использования.
Так как предложение земли было постоянным, то её цена зависела от спроса на землю, который, в свою очередь, зависел от спроса на пшеницу.
Слайд 108проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
P
0
Слайд 109проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Рента – термин, обозначающий плату за использование
земли – стала термином, означающим дополнительную плату сверх того, что
необходимо для поддержания фактора производства на прежнем уровне. Позднее были осознаны два факта:
Во-первых, земля имеет альтернативное использование, и, с этой точки зрения, в затраты на землю, при любом использовании, следует включать затраты на поддержание того или иного метода использования;
Слайд 110проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Во-вторых, часто не только земельное производство приносит
доход, сверх необходимого для поддержания этого фактора производства.
Например, телевизионная звезда
и великие спортсмены могут предложить только то, чем они постоянно и профессионально занимаются, поэтому их потенциальные заработки в других профессиях часто довольно средние.
Однако их работа пользуется огромным спросом, поэтому телевизионные звезды и великие спортсмены получают большие деньги сверх того необходимого, чтобы удержать их от перехода к другой деятельности.
Слайд 111проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Доходы выдающихся спортсменов крайне велики. Так, Майкл
Джордан – лучший баскетболист NBA – в последний год своих
выступлений заработал свыше $63 млн.
Заработки за один фильм таких актёров, как Харрисон Форд, Джон Траволта превышают $20 млн.
Слайд 112проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента в России
В России, по данным журнала
Forbes, в 2004 г. наиболее высокие доходы имела теннисистка Мария
Шарапова - $18,2 млн. За ней следовали Марат Сафин - $4,7 млн., Валерий Гергиев – $3,5 млн., Алла Пугачёва - $3,1 млн., группа «Звери» - $2,5 млн.
Источник: Ведомости,27.07.05.
Слайд 113проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Эта надбавка сейчас называется экономической рентой;
её
можно встретить как в сельском хозяйстве и труде, так и
в других сферах приложения капитала.
Слайд 114проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
Деятельность, пытающаяся достичь монополии, с помощью которой
может быть получена экономическая прибыль, называется поиском ренты.
Искатели ренты
преследуют свои цели двумя основными путями:
Покупка монополии,
Создание монополии.
Слайд 115проф. Лукичёв П.М.
Экономическая рента
В частности, рассмотрим создание монополии. Этот тип
поиска ренты имеет форму лоббирования или поиска влияния на политический
процесс. Такое влияние иногда достигается посредством создания кампаний пожертвований в обмен на законодательную поддержку или посредством непрямого поиска влияния на политические результаты среди общественности, в прессе, или более прямых контактов с политиками и бюрократами. Примером создания монопольного права такого плана являются таможенные пошлины, налагаемые государством для ограничения количества легковых автомобилей, которое может быть импортировано в Россию.
Слайд 116проф. Лукичёв П.М.
Спрос на факторы
Спрос на любой фактор производства
является производным спросом.
Производным спросом является спрос на факторы производства
не для собственных нужд, а для того, чтобы использовать их в производстве товаров и услуг.
Слайд 117проф. Лукичёв П.М.
Спрос на факторы
Производный спрос на факторы зависит
от тех ограничений, с которыми фирмы сталкиваются:
Технологические ограничения
Рыночные ограничения
Цели
фирмы.
Поведение фирм, целью которых является максимизация прибыли, определяется:
Что производить? и Как производить? – вопросы, на которые фирмы должны ответить, чтобы получить максимум прибыли.
Слайд 118проф. Лукичёв П.М.
Предельная доходность ресурса и цена фактора
Изменение общего
дохода в результате найма еще одной единицы фактора производства называется
предельной доходностью ресурса.
Предельная доходность ресурса (MRP) является дополнительным доходом, полученным в результате найма еще одной единицы ресурса, а предельный доход (marginal revenue- MR) является дополнительным доходом, получаемым в результате продажи одной дополнительной единицы выпуска.
Слайд 119проф. Лукичёв П.М.
Предельная доходность ресурса и цена фактора
Фирма,
стремящаяся максимизировать прибыль, нанимает такое количество ресурса, который создает предельную
доходность фактора производства, равную предельным издержкам фактора производства.
MRP = MC
Слайд 120проф. Лукичёв П.М.
Предельная доходность ресурса и цена фактора
Для
фирм, которые покупают эти факторы производства на конкурентном рынке факторов,
предельными издержками фактора является его цена.
Максимизирующая прибыль фирма – это фирма, которая получает предельную доходность ресурса, равную предельным издержкам каждого фактора до такой точки, когда предельная доходность ресурса не будет равна его цене.
Слайд 121проф. Лукичёв П.М.
Выводы
Фирма нанимает такое количество рабочих, которое
позволяет ей максимизировать прибыль. Дополнительный общий доход, произведенный добавочно нанятым
работником называется предельной доходностью фактора труда (MRPL).
Прибыль является максимальной, когда предельная доходность продукта труда равна уровню зарплаты. Кривая предельной доходности продукта труда является (одновременно) кривой спроса фирмы на труд. Чем ниже уровень зарплаты, тем больше количество нанимаемого труда.
Слайд 122проф. Лукичёв П.М.
Изменения кривой спроса на труд зависят от 3-х
факторов:
Положение кривой спроса на труд зависит от 3-х
факторов:
Цена произведенного фирмой продукта;
Цены других факторов производства;
Технология.
Слайд 123проф. Лукичёв П.М.
«Чёрная смерть» и
цены факторов производства
Цены на
факторы производства равны предельной доходности ресурса. Последняя зависит от масштаба
использования факторов. Изменения в количестве одного из факторов производства изменяют предельные продукты всех факторов производства. Следовательно, изменения в предложении одного из факторов производства изменяет их равновесные цены.
Яркий пример влияния количества факторов производства на цены этих факторов можем найти в истории Европы XIV в. Вспышка в 1348 г. Бубонной чумы – чёрной смерти – уменьшила население Европы за несколько лет на одну треть.
Слайд 124проф. Лукичёв П.М.
«Чёрная смерть» и
цены факторов производства
Так как
предельный продукт труда возрастает с сокращением его количества, такое сильное
уменьшение рабочей силы увеличило предельный продукт труда.
Таким образом, реальная зарплата существенно возросла – по некоторым оценкам удвоилась. Крестьянам, которым повезло выжить во время эпидемии, достались плоды экономического благополучия.
Уменьшение количества рабочей силы, как результат эпидемии, повлияло также и на производительность земельных ресурсов, другого основного фактора производства средневековой Европы.
Слайд 125проф. Лукичёв П.М.
«Чёрная смерть» и
цены факторов производства
Так как работников
для обработки земли стало меньше, каждая дополнительная единица земли приносила
меньше дополнительного продута. Снижение предельного продукта земли привело к снижению реальной ренты на 50 и более процентов. Наряду с экономическим процветанием крестьянского класса наблюдалось падение доходов класса земельных собственников.
(Cippola C.M. Before the Industrial Revolution: European Society and Economy, 1000-1700, 2d ed. (New York: Norton, 1980, pp. 200-202).
Слайд 126проф. Лукичёв П.М.
Предложение факторов производства
Предложение факторов производства определяется
решениями домашних хозяйств. ДХ-ва распределяют факторы производства, которыми они владеют,
к своей наибольшей выгоде.
Слайд 127проф. Лукичёв П.М.
Предложение факторов производства
Обычно, чем выше цена фактора, тем
больше объём его предложения.
Но есть важное исключение, связанное с предложением
труда.
Последнее возрастает с учётом того, что труд – единственный важный фактор производства и источник большей части дохода домашнего хозяйства.
Слайд 128проф. Лукичёв П.М.
Предложение труда
Выбор объёмов предлагаемого домашними хозяйствами труда является
частью распределения их времени между двумя областями: рыночной деятельностью и
нерыночной деятельностью.
Слайд 129проф. Лукичёв П.М.
Предложение труда
Рыночная деятельность является тем же
самым, что и предложение труда.
Нерыночная деятельность состоит из
времени, которое затрачивается людьми на образование и профессиональное обучение и из времени отдыха или праздного времени.
Домашние хозяйства получают немедленную прибыль от деловой активности в форме денежного дохода.
Слайд 130проф. Лукичёв П.М.
Предложение труда
Нерыночная же деятельность создаёт доход
в форме товаров и услуг, производимых дома, а также в
форме более высокого будущего дохода или в форме отдыха (досуга), который оценивается самим собой и который, тем не менее, классифицируется как товар (услуга).
Слайд 131проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
Чтобы побудить
ДХ-ва к предложению труда, должен быть предложен достаточно высокий уровень
зарплаты.
Нерыночная деятельность также оценивается ДХ-ми как из-за времени, которые они вынуждены тратить на производственную деятельность, так и из-за ценности, которую они придают отдыху.
Чтобы стоило предлагать труд, ДХ -вам должен быть предложен такой уровень зарплаты, который, по меньшей мере, равен ценности, которую имеет для ДХ -ва последний час, потраченный на нерыночную деятельность.
Слайд 132проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
Этот уровень
зарплаты – низший из тех, по которым ДХ – во
будет предлагать труд на рынке называется пороговой зарплатой. При уровне зарплаты ниже пороговой домашние хозяйства не будут предлагать труд.
Слайд 133проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
Если же уровень
зарплаты достигает пороговой зарплаты, то Домашние Хозяйства начинают предлагать труд.
Слайд 134проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
По мере того, как
уровень зарплаты увеличивается выше уровня пороговой, ДХ –ва изменяют объем
предлагаемого труда. Но более высокий уровень зарплаты имеет два компенсирующих эффекта к объёму предлагаемого труда – эффект замены и эффект дохода.
Слайд 135проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
Эффект замены: При
прочих равных условиях, чем выше уровень зарплаты, тем больше люди
будут экономить на своей нерыночной деятельности и тем больше времени они будут тратить на работу.
Более высокий уровень зарплаты будет побуждать поменять время с нерыночной активности к рыночной деятельности.
Слайд 136проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
Эффект дохода:
Чем выше уровень зарплаты ДХ- ва, тем выше его доход.
Более высокий доход, при прочих равных условиях, ведет к росту спроса на большинство товаров и услуг. Отдых, являющийся основным компонентом нерыночной деятельности, представляет собой также один из этих товаров. С увеличением дохода возрастает спрос на отдых, что в свою очередь уменьшает время, отводимое для рыночной деятельности, и поэтому объем предлагаемого труда сокращается.
Слайд 137проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и
объём предлагаемого труда
Эффект замены
и эффект дохода действуют в противоположных направлениях. Чем выше уровень
зарплаты, тем больше объём предлагаемого труда в соответствии с эффектом замены, но тем ниже объём предлагаемого труда в соответствии с эффектом дохода.
Слайд 138проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и
объём предлагаемого труда
При низких уровнях
зарплаты, эффект замены больше, чем эффект дохода. По мере того,
как уровень зарплаты увеличивается, ДХ – во предлагает больше труда. Но поскольку уровень зарплаты продолжает расти, то появляется точка в которой эффект замены и эффект дохода пересекают друг друга.
Слайд 139проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и
объём предлагаемого труда
С этой точки, изменение
в уровне зарплаты не влияет на объем предлагаемого труда.
Cчастье-?
«Время - деньги» 1740 г. Бенджамин Франклин
Деньги - ?
Слайд 140проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и
объём предлагаемого труда
Если же
уровень зарплаты продолжает увеличиваться, то эффект дохода начинает преобладать над
эффектом замены и объем предлагаемого труда уменьшается.
(рисунок)
Слайд 141проф. Лукичёв П.М.
0
5
10
10
20
40
60
80
0 5
10
0 5 10
0 5
10 15 20 25
Уровень зарплаты (рубли за час)
Труд (часы)
1
2
3
4
Слайд 142проф. Лукичёв П.М.
Проблема «деньги –время»
Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного
Институтом анализа рынков в городе Хергисвил (Швейцария), 60 % граждан готовы
меньше получать, лишь бы официальная рабочая неделя была покороче – 37 часов вместо 41,9. Чем выше заработок, тем сильнее тяга к свободному времени. Почти 80 % тех, кто получает ежемесячно 8000 франков (около $5400) и больше, согласны поступиться частью дохода ради возможности расширить свой досуг. Среди зарабатывающих 6000 франков в месяц на такой шаг готовы пойти лишь 55 %. В возрастной категории от 15 до 24 лет на такой шаг согласен только каждый второй швейцарец, тогда как среди 40-летних почти 60 %.
Слайд 143проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
Российская действительность даёт много
примеров для иллюстрации взаимодействия этих эффектов. Так, получающие крайне низкую
часовую оплату учителя средних школ стараются работать как можно большее число часов в неделю. У них эффект замены значительно преобладает над эффектом дохода. И это понятно, так как даже в случае своевременной выплаты зарплаты учитель в состоянии обеспечить крайне скудный прожиточный минимум при аудиторной нагрузке не менее 30 часов в неделю (надо учитывать, что внеаудиторная нагрузка у учителя почти равна аудиторной).
Слайд 144проф. Лукичёв П.М.
Зарплаты и объём предлагаемого труда
С другой стороны, представим
себе, что учительнице английского языка вдруг повезло и она нашла
работу в должности офис-менеджера в иностранной компании с зарплатой 1000 долларов в месяц. Невозможно представить, что она при такой зарплате станет по субботам подрабатывать в школе. Она предпочтёт слетать на уик-энд на Кипр или же просто ничего не делать.
Слайд 145Особенности современного рынка труда
Технологические изменения также оказали большое воздействие на
общество в целом и на рынок труда в частности.
Рынок
труда преобразовывается под влиянием микроэлектроники, искусственногo интеллекта, электронного обмена данных и взрыва цифровой телесвязи, Интернета.
Появление экономики, основанной на знаниях, имеет глубокое значение для экономического роста, национальной конкурентоспособности, формирует новые условия труда и занятости, новый стиль жизни и работы, изменяет сознание человека.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 146Особенности современного рынка труда
Анализируя представления относительно характера труда в новом
тысячелетии, можно выделить две полярные точки зрения: утопическую и пессимистическую.
Сторонники первой точки зрения доказывают, что в новом информационном веке будет небольшой спрос на работников, занятых в обычном производстве и в сфере услуг будут процветать только высококвалифицированные специалисты или профессионалы . Другие ученые полагают, что работа в том виде, как мы ее представляем в настоящее время, исчезнет для существенной части населения.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 147Особенности современного рынка труда
Типичная для наших дней концепция «виртуального офиса»
вырастет до масштабов «виртуальной корпорации».
Япония ставит задачу после 2005
г. стать страной с самым высоким интеллектуальным потенциалом в мире.
Декларировано, что, начиная с 2005 г., ни один гражданин страны не будет заниматься физическим трудом.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 148Особенности современного рынка труда
Изменение характера труда ведет к трансформации сложившихся
основных концептуальные понятий. Наблюдается почти универсальная тенденция перехода от использования
таких традиционных категории, как «постоянная занятость», «основная работа», «нормативная занятость», к употреблению терминов, отражающих гибкую систему занятости: «частично занятые работники», «временные», «с установленным сроком работы».
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 149Особенности современного рынка труда
Сейчас рынок труда характеризуется качественными изменениями по
сравнению с положением на нём в 19-м веке.
Важнейшим из
них является сокращение трудового времени. Напомним, что в 19-м веке люди трудились по 12-16 часов в день в течение всей недели, не имея выходных и отпусков.
Сейчас же трудовое время сокращается за счет законодательного уменьшения рабочего времени, удлинения отпусков и перерывов, работы неполный рабочий день, постоянно увеличивающихся затрат времени на повышение квалификации и профессиональную подготовку и т.п.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 150Особенности современного рынка труда
С точки зрения отдельного работника, стремящегося «улучшить
своё собственное положение», целесообразно отказаться от принципа «одна работа на
всю жизнь», самостоятельно формировать «портфель работ» и управлять им.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 151Особенности современного рынка труда
С понятием «портфель работ» для конкретного
работника связывается не просто периодическая смена рабочего места, но и
смена профессии, рода занятий. Каждый человек, тем самым, получает возможность не только улучшить своё материальное положение, но и реализовать себя более полно (в разных качествах). Платон и Аристотель!?
проф. Лукичёв П.М.
Особенности современного рынка труда
Положение на современном рынке труда характеризуется переплетением тенденций регулирования рынка рабочей силы и гибкости в использовании труда.
В основе действия механизмов регулирования рынка лежат тарифные договоры, заключаемые между профсоюзами и предпринимателями.
В тарифных договорах устанавливаются:
- порядок найма и увольнения;
- продолжительность рабочего времени и отпусков;
- размер заработной платы и т.д.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 153Особенности современного рынка труда
Если заключаются индивидуальные договоры между работником и
фирмой, то обязательно на условиях не худших, чем те, которые
оговорены в тарифном соглашении (иначе они юридически недействительны)
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 154Что такое дифференциал?
*Дифференциал подсчитывается путем вычитания величины зарплаты не членов
профсоюзов из величины зарплаты членов профсоюза и делением результата на
величину зарплаты не членов профсоюзов.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 155Данное регулирование рынка труда имеет как свои «+», так и
свои «-»:
«+»:
улучшение условий труда,
стабильность на рынке труда,
нацеленность на повышение качества
работы и др.
«-»:
Ослабило конкуренцию между работниками,
Недостаточно учитывало различные условия хозяйствования отдельных фирм,
Усиливало застойные явления на рынке труда, что делало невозможным его «нормальное» функционирование как рынка.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 156Дерегулирование рынка труда
С начала 1980-х годов и по настоящее время
всё активнее стала проявляться неоконсервативная тенденция к дерегулированию рынка труда.
Первоначально возникнув в Великобритании (политика М. Тэтчер) и в США («рейганомика»), она стала сейчас преобладающей как в развитых странах, так и в странах Восточной Европы и в СНГ.
Она основывается на концепции флексибилизации, которая принципиально меняет подход к найму работников: только часть работающих в фирме должна наниматься на условиях стабильного дохода при твёрдо установленной 40-часовой рабочей неделе.
При этом, с каждым работником заключается индивидуальное трудовое соглашение.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 157Политика флексибилизации
По мере развития компьютерной техники и информационных технологий появляется
возможность для «вычленения» человека из непосредственного процесса производства и распространения
современного надомного труда.
Выгоды от использования данной формы организации труда взаимны:
А) для работников – экономия времени, транспортных расходов, возможность по-своему организовать выполнение работы;
Б) для фирмы – снижение издержек по аренде помещений, по электроэнергии, по отоплению и пр., возможность сокращения издержек управления и контроля.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 158Политика флексибилизации
Частные агентства занятости играют важную роль и в трудоустройстве
лиц, работающих дистанционно. «Работающие дистанционно» - термин, используемый для характеристики
специалистов, занятых вне обычного рабочего места (как правило, дома). Они обеспеченны электронной технологией или персональным компьютером. Их число постоянно увеличивается. Например, почти четвертая часть рабочей силы Великобритании теперь выполняет по крайней мере часть своей работы дома. К 2003 г. в Европейском Союзе насчитывалось 1,3 миллиона занятых такой формой, в то время как на начало 2001 г. их число составляло 670 тыс.
В Японии трудовое законодательство защищает статус лиц, работающих дистанционно. Однако есть и те, кто работает дома, не имея такого статуса.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 159Политика флексибилизации
В Японии ещё в 1997 г. число лиц, занятых
дистанционно, но не имевших такого статуса, насчитывало 174 тыс. чел.
Они работали главным образом в полиграфической промышленности, в информационном секторе, занимаются переводом и редактированием текстов, вводом данных, проектированием, программированием и т.д.
В основном такой работой заняты женщины, имеющие маленьких детей.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 160Политика флексибилизации
Работающие дистанционно обладают относительно высоким уровнем образования, опытом работы.
Свою предыдущую деятельность прекратили по личным мотивам (в связи с
браком, рождением детей, необходимостью получения или продолжения образования).
Предполагается, что подобная форма занятости станет обычным стилем работы. Во-первых, потому, что лица, работающие дистанционно, смогут гармонично сочетать работу с личными интересами и семейной жизнью. Во-вторых, эта форма занятости способствует созданию новых рабочих мест, что особенно важно для инвалидов и пожилых людей, которые в настоящее время сталкиваются с трудностями в поиске работы из-за ограниченных физических возможностей. Кроме того, работая дома, можно сэкономить время, сократить транспортные расходы и улучшить качество жизни.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 161Политика флексибилизации
По данным The Yankee Group, 38% работоспособного населения США
относится к «мобильным служащим», т.е. тем, кто минимум 20% рабочего
времени проводит вне офиса.
Источник: Секрет фирмы, 2008, № 22 (254), с.40.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 162Политика флексибилизации
Границы рабочей силы, занятой в сфере цифровых технологий, становятся
подвижными, что создает потребность в реформировании существующих учреждений рынка труда,
формировании новых институтов. Государственные и частные агентства занятости, стремясь соответствовать новым потребностям мобильной рабочей силы, диверсифицируют объемы своих услуг.
Во многих странах наблюдается расширяющаяся практика найма работников на основе гибких методов занятости с помощью частных агентств занятости.
Среди основных компаний прослеживается глобальная конкуренция и размежевание. Появляются глобальные игроки, которые предлагают «полное обслуживание», включающее как вербовку работников, консультации по вопросам занятости, так и формирование долгосрочных отношении со своими клиентами.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 163Политика флексибилизации
Основой существования рынка рекрутинговых услуг в современном обществе является
постоянный дефицит квалифицированных специалистов. По мере становления рынка труда в
России на нем происходят существенные перемены: если раньше проблемой был поиск работы, то сегодня - поиск хороших специалистов, которых на рынке труда не так много.
Именно дефицит работников определенного качества обуславливает наличие в обществе порой весьма высокого уровня безработицы. Кроме того, как отмечалось на одной из последних сессий Международной организации труда, только благодаря рекрутингу можно остановить правовой беспредел, как в отношении человека, который ищет работу, так и непосредственно работодателя.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 164Самозанятость
Самозанятые сочетают в себе черты предпринимателя и наёмного работника. С
предпринимателями их роднит то, что они трудятся не за фиксированное
вознаграждение, их доходы связаны со способностью вести дело и предпринимательским риском; они пользуются значительной независимостью и сами отвечают за принятые решения.
Самозанятость подразумевает исключительно личный труд человека, а не привлечение работников по найму.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 165Самозанятость
К началу XXI века уд. вес самозанятости в развитых
странах составил 12%.
Наряду с «+»-ми проблемы для общества: самозанятый
м. официально не декларировать свою деятельность и не платить налоги.
В конце 1990-х в странах ЕС доля лиц, вовлекавшихся в течение года в теневую деятельность, варьировалась от 6-12% во Франции до 30-48% в Испании*.
* Schneider F., Enste D. Shadow Economies: Size, Causes, and Consequences//Journal of Economic Literature.2000. Vol.38. N.1. p.108.
проф. Лукичёв П.М.
Слайд 166Асимметрия информации или рассеянное знание? Теоретический спор или современная экономическая
политика?
Экономическая политика в период до кризиса и во время него
основывалась на рекомендациях тех, кто разделяет концепцию «информационной асимметрии»
Они одобрительно относятся к политике понижения процентной ставки в период кризиса, сопровождающейся кредитной экспансией, увеличением государственных расходов и национализацией
Они являются также противниками любых институциональных реформ, требующих отказа от политики этатизма