Слайд 1ЯЗЫК И РЕЧЬ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИЗНАКОВ
Слайд 2ПЛАН
1. Системность языка. Языковые уровни. Языковые единицы. Отношения между языковыми единицами.
2. Сравнительная
характеристика понятий «язык» и «речь».
3. Сравнительная характеристика устной и письменной речи.
4. Определение
понятий «речевое общение» и «речевая ситуация».
5. Характеристика понятия «речевая культура».
Слайд 3УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Русский язык и культура речи. Под редакцией В.И.
Максимова. - М. Гардарики, 2006. – 413 с.
2.Введенская Л.А. Русский
язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2003.
3..Ермушина, Н.Н. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Н.Н. Ермушина, О.Ю. Латыговская, О.И. Беляева, Т.И. Шемиченко. – Ухта: УГТУ, 2006. – 145 с.
4. . Будильцева М.Б., Пугачев И.А., Царева Н.Ю. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Учебное пособие. – М.: РУДН, 2008.
5. Маслов В. Г. Культура русской речи. /Уч. пос. М. Наука. 2010 -160с.
– ЭТО СИСТЕМА
от греч. systema – нечто целое, составленное из частей.
Все составные
ее части должны представлять собой не случайный набор элементов, а некую упорядоченную их совокупность.
Слайд 5УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
фонемный
морфемный
лексический
синтаксический
ЯЗЫК системность языка проявляется в его уровневой организации, сдинимтношениясистемно языка
Системность языка проявляется в его уровневой организации, существовании различных языковых единиц, находящихся между собой в определенных отношениях.
Слайд 9РЕЧЬ
речь
– это использование языковых средств и правил в процессе коммуникации.
Поэтому речь может быть определена как реализация и функционирование языка.
Слайд 12ВЫВОД
Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное.
Общее (язык) выражается в частном (речи).
Частное же
(речь) есть форма воплощения общего (языка).
Слайд 136 СЛОВ В ОДНОМ
Попробуйте придумать слово из
9-ти букв, которое
содержит в
себе 6 других слов.
При этом нельзя
переставлять буквы в слове или добавлять буквы, которые в нём отсутствуют.
Слайд 14ОТВЕТ
Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит в
себе 6 слов:
ИДУ, ДУМАТЬ, ДУМА, УМ, МАТЬ, МАТ.
Слайд 16ВЫВОД
Устная и письменная речь различаются не только в способе существования
(звуки-знаки), в предназначении, но и по авторству, по уровню подготовленности,
ограниченности во времени, вербальности-невербальности, развернутости, по степени заданности, регламентированности и характеру нормированности.
Слайд 17ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
информативная
интерактивная (побудительная)
перцептивная (установление взаимопонимания)
экспрессивная (
эмоциональные переживания)
Слайд 18ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Общение, осуществляемое с помощью языковых средств, называется вербальным
Невербальным, т.е. с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы,
взгляда, посредством сигналов на расстоянии
Слайд 19
«Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не
уметь читать и писать».
А.П. Чехов
«Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор».
Цицерон
«
Слайд 20
– это такой выбор и организация языковых средств, которые
в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и
этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Е.Н. Ширяев.
культура Культура речи речи «
Слайд 22ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем состоит системность языка?
2. Почему язык и
речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и
различие?
3. Каковы основные особенности устной и письменной речи?
4. В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация?
5. Какие признаки могут свидетельствовать о наличии или отсутствии речевой культуры?