в достоинство человека третьего сословия, лирическая эмоциональность, строгая композиционная логика
и ясность образного стоя произведений Шардена утверждали ценность реального жизненного бытия в противовес надуманности искусственных положений рококо, его приёмам кокетливой игры со зрителем.
В портретах и картинах на бытовые темы Шарден стремился раскрыть смысл существования человека третьего сословия, жизненный уклад, определивший его характер и основы мировосприятия, создал тип личности, значимой своими этическими качествами, а не сословным положением.
Работа с натуры была основой творчества Шардена. Центральная тема — натюрморт, мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью его интимной сферы мыслей и чувств.
В жанровой живописи Шарден воссоздаёт весь строй жизни третьего сословия, в портретах — тип человека третьего сословия. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в её члены.
Автопортрет