Слайд 11.6. Культура народов России в XVII веке.
1.Русская православная церковь в
XVII в.
2. Русские путешественники и первопроходцы
3. Влияние европейской культуры
4. Образование
5.
Научные знания
6. Литература
7. Архитектура
8. Живопись
9. Развитие в России театрального и музыкального искусства
Слайд 21. Русская православная церковь в XVII в.
Начало XVII века для
Русской православной церкви было сложным:
1. Во время Смуты часть духовенства
во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх венчал его на царство);
2. Находящиеся в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей.
3. Пленным оказался ростовский митрополит Филарет (Федор Никитич Романов). После 8летнего пребывания в польском плену митрополит Филарет в 1619 г. возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси.
Игнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г.
Слайд 31. Русская православная церковь в XVII в.
Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич
Романов (Романов-Юрьев)
ок. 1553 или 1554 — 1 (11) октября 1633)
— церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи, Патриарх
Московский и всея Руси (1619—1633). Двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича, отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
1600 – насильно пострижен в монахи;
1605- занял пост митрополита Ростовского;
1608 – «патриарх» в Тушинском лагере;
1610 – назначен в посольство к Сигизмунду
1611 – отказался подписать окончательный польский договор, был арестован;
1619 – освобожден из плена. Патриарх;
1620 – возобновил работу Московской типографии
20 мая 1625 - будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
Патриарх Филарет.
Портрет из царского титулярника
Слайд 41. Русская православная церковь в XVII в.
Реформа Патриарха Никона:
В середине
XVII века обострились противоречия в церковной жизни:
1. В русских церковных
книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами;
2. Сомнения вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы)
3. Крещение двумя пальцами;
4. Какой используется крест;
5. Написание слова Иисус;
ПОСЛЕ СМЕРТИ ПАТРИАРХА ИОСИФА ГЛАВОЙ ЦЕРКВИ БЫЛ ИЗБРАН НОВГОРОДСКИЙ МИТРОПОЛИТ НИКОН
Слайд 51. Русская православная церковь в XVII в.
Реформа Патриарха Никона: в
1653-1655 гг. была проведена церковная реформа
Слайд 6Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола. Алексей Кившенко, 1880
Слайд 71. Русская православная церковь в XVII в.
Реформа Патриарха Никона:
Созванный в
1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие
обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения
Слайд 81. Русская православная церковь в XVII в.
Усиление разногласий между церковной
и светской властью:
Новый Патриарх был человеком своенравным и волевым. Получив
огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета
в одном из своих богословских произведений патриарх Никон сравнил власть верховного архиерея (свою) с Солнцем, а власть царя с Луной, намекая на то, что луна лишь отражает солнечный свет.
Слайд 91. Русская православная церковь в XVII в.
Усиление разногласий между церковной
и светской властью:
Однако царь не пожелал ни с кем делить
свою власть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы.
Патриарх в одной из проповедей в Успенском Соборе заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву.
Однако Алексей Михайлович, стал готовить суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран
Слайд 101. Русская православная церковь в XVII в.
Церковный собор 1666-1667 гг.
Под охраной привезли подсудимого. Царь дал понять, кому на самом
деле принадлежит реальная власть в стране.
Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
ОДНОВРЕМЕННО
Собор поддержал церковную реформу Никона и предал проклятию всех ее противников (старообрядцев). По Соборному уложению 1649 г. им грозила смерть на костре.
РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА И СОБОР 1666-1667 ГГ. ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО РАСКОЛУ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Слайд 11Суд над патриархом Никоном
(С. Д. Милорадович, 1885 год)
Слайд 121. Русская православная церковь в XVII в.
Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин (Минов); 1605 — 1681) —
московский
патриарх с 1652-1666 гг.
1626 – священник одной из московских церквей;
1635
– принял постриг в монахи с именем Никон;
1643 – игумен Кожеозерского монастыря;
1646 – архимандрит Новоспасского монастыря;
1649 – митрополит Новгородский и Великолуцкий;
1652 – патриарх Московский и Всея Руси
1654 – Собор 1654 положил начало делу унификации московских книг делу унификации московских книг по греческим обрядам
1658 – происходит охлаждение отношений между царем и патриархом. Никон оставляет Москву
1666 – Большой Московский собор. Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви
Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Портрет патриарха Никона с клиром
(Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)
Слайд 131. Русская православная церковь в XVII в.
Икона «Священномученик протопоп Аввакум».
Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв.
Государственный Исторический музей, Москва
Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682) – руководитель старообрядцев.
1640-1650 – протопоп города Юрьева-Повольского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Никона.
Впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества.
За свою религиозную деятельность был сослан, заточен в тюрьму и итоге казнен.
Слайд 141. Русская православная церковь в XVII в.
Икона «Священномученик протопоп Аввакум».
Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв.
Государственный Исторический музей, Москва
Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682) – руководитель старообрядцев.
Ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума» (1672 г.), «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникальный памятник русской литературы XVII века.
У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». В русской литературе Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала. В отличие от канонических житий, здесь много бытовых подробностей, например, о жене, о хорошем отношении к ней. Композиция тоже имеет отличительную особенность — житие заканчивается не смертью (так как это автобиография).
Слайд 15Путешествие Аввакума по Сибири.
С. Д. Милорадович, 1898 год.
Государственный музей истории религии
Слайд 16Сожжение протопопа Аввакума
Пётр Мясоедов, 1897 год
Слайд 171. Русская православная церковь в XVII в.
Протесты старообрядцев:
1. Церковный раскол
впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России. Движение старообрядцев
объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-особому приверженность традициям своей веры.
Формы протеста: самосожжения(с 1675 по 1695 гг. в массовых самосожжениях погибло до 20 тысяч старообрядцев), голодная смерть, уклонение от повинностей и неподчинение властям до вооруженного сопротивления царским воеводам
Слайд 181. Русская православная церковь в XVII в.
Протесты старообрядцев:
Соловецкое восстание, или Соловецкое
сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным
реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.
Соловецкий монастырь (фото Сергея Прокудина-Горского, 1915)
Соловецкое восстание (1668-1676)
Карта народных восстаний XVII века
Слайд 192. Русские путешественники и первопроходцы
Если европейские путешественники в XV-XVII вв.
осваивали прежде всего земли на западе, то русские землепроходцы отправлялись
на восток – за уральские горы на просторы Сибири.
1. шли казаки;
2. охотники-промышленники - за пушными богатствами и моржовыми клыками;
ПРОИСХОДИЛ ОБМЕН
АБОРИГЕНАМ продавали МУКУ, СОЛЬ, СУКНО, МЕДНЫЕ КОТЛЫ, ОЛОВЯННУЮ ПОСУДУ, ТОПОРЫ, ИГЛЫ.
ВСЕ ЭТО СПОСОБСТВОВАЛО ОТКРЫТИЮ НОВЫХ ПУТЕЙ В ВОСТОЧНЫЕ ЗЕМЛИ
Слайд 202. Русские путешественники и первопроходцы
Семен Дежнев (1605 – 1673) –
крупное географическое открытие: 1648 г. – плавание вдоль Чукотского п-ва
и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.
Василий Поярков – 1643-1646 г. – во главе отряда казаков прошел из Якутска по рекам Лена, Алдан, вышел по Амуру, во Охотское море, а затем вернулся в Якутск
Ерофей Хабаров – 1649-1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амур и составил их карты.
Владимир Атласов – 1696-97 гг. экспедиция на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России
_________________________________________________________
По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России.
- карты отдельных районов;
- путешественников
Слайд 212. Русские путешественники и первопроходцы
Семен Дежнёв (1605-1673)
Семён Иванович Дежнёв (около 1605 — начало 1673, Москва) —
русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки,
казачий атаман, торговец пушниной.
Первый мореплаватель, прошедший Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году, по пути посетив острова Ратманова и Крузенштерна, находящиеся посередине Берингова пролива.
Слайд 222. Русские путешественники и первопроходцы
Пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски
Слайд 232. Русские путешественники и первопроходцы
Коч – судно русских полярных мореходов
XVII века
Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «коч» связано
со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Был распространён на Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее строительство кочей началось и за Уралом. В XVII веке их начали строить в Енисейске.
Существует мнение, что корпус судна имел яйцеобразную форму для выжимания на поверхность льда. Однако скорее всего речь идет о возможности вытащить коч на лёд неповреждённым, чему способствовала его лёгкость и конструктивные особенности. Именно на это в 1734 году указывал 80-летний архангельский кормщик Дмитрий Откупщиков при характеристике кочей: когда «льдами суда затирает, то лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лёд и тягами судно вызимают…».
Длина судна от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъёмность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35—42 человека. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
Слайд 242. Русские путешественники и первопроходцы
Поярков Василий Данилович (неизвестно - около
1668)
В 1643-1646 гг. – возглавил первый поход якутских служилых
и «охочих людей» на Амур. С отрядом в 132 человека он по реке Зее вышел в Амур. За время трехлетнего похода он прошел около 8 000 км, потеряв 2/3 отряда. Поярков собрал сведения о живущих по Амуру народах – даурах, дючерах, нанайцах и нивхах.
Русский землепроходец. Впервые достиг устья реки Амур, отправившись из Якутска. Оставил первое подробное описание Приамурья
Поярков Василий
(неизвестно - около 1668)
Слайд 252. Русские путешественники и первопроходцы
Впервые достиг устья реки Амур .Поярков
собрал сведения о живущих по Амуру народах
Слайд 262. Русские путешественники и первопроходцы
Ерофей Павлович Хабаров-Святитский (ок. 1603 — ок. 1671) —русский землепроходец; происходил
из крестьян из-под Великого Устюга. Продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья.
Для похода
на Амур собрал и снарядил на заемные деньги около 200 человек. В 1649-1653 гг. он дважды побывал на Амуре.
Воевал против дауров (буряты) и нанайцев, облагал их данью, жестоко подавляя попытки сопротивления.
В 1652 г. Хабаров разгромил тысячный отряд напавших на него маньчжур.
Хабаров составил «Чертеж реке Амуру» и положил начало заселению этой территории русскими людьми – вслед за казаками на Амур двинулись промышленники и крестьяне.
Памятник Ерофею Хабарову.
Великий Устюг 2016 г.
Слайд 272. Русские путешественники и первопроходцы
ВАСИЛИЙ ПОЯРКОВ
Впервые достиг устья реки Амур
.Поярков собрал сведения о живущих по Амуру народах
ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ
Спускался ниже
по Амуру ближе к Китаю
Походы Хабарова по Амуру стали началом включения приамурских земель в состав России. И в этом главная заслуга замечательного русского землепроходца.
Слайд 282. Русские путешественники и первопроходцы
Владимир Васильевич Атласов (1661/1664 — 1711) — русский землепроходец, якутский казак, совершивший
поход по Камчатке в 1697—1698 годах.
В 1697 г. обрисовал Камчатку и Курильские
острова.
Описал вулканы Камчатки.
Дойдя до моря, Атласов отправился к Охотскому морю.
В. Атласов первым из россиян достиг берегов Тихого океана.
А. С. Пушкин назвал Атласова «Камчатским Ермаком», а академик С. П. Крашенинников — «обретателем Камчатки».
Владимир Васильевич Атласов
(1661/1664 — 1711)
Слайд 292. Русские путешественники и первопроходцы
Атласов на заемные деньги, на свой
риск организовал в начале 1697 г. экспедицию по исследованию Камчатки.
Атласов
не был первооткрывателем Камчатки, но он составил первую карту Камчатки, обратил часть коренного населения в русское подданство.
В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире
Ем удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя
П-ов КАМЧАТКА
Слайд 302. Русские путешественники и первопроходцы
Уже в первой половине XVII в.
походы русских землепроходцев очертили круг русских владений, которые еще предстояло
освоить.
За Россией были закреплены богатые природными ресурсами земли; важнейшим ресурсом стала пушнина. Поставленные землепроходцами крепости-остроги превращались в города.
Отнюдь не просто в процессе колонизации формировались мирные добрососедские отношения между местными народами и пришлыми русскими людьми.
Слайд 313. Влияние европейской культуры
ПОСТОЯННЫЕ И ПОЧТИ НЕПРЕРЫВНЫЕ В XVII ВЕКЕ
ВОЙНЫ РОССИИ С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ, ШВЕЦИЕЙ, КРЫМСКИМ ХАНСТВОМ И ОСМАНСКОЙ
ИМПЕРИЕЙ, А ТАКЖЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ К РОССИИ СПОСОБСТВОВАЛИ УСИЛЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
Украинское влияние – переселились в Москву и другие города многие представители духовенства, занимавшиеся образованием и наукой, иконописью, фресковой живописью.
Также приезжали для службы в русской армии и организации собственного дела: итальянцы, немцы, англичане, голландцы и др.
ВЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ XVII в. ПЕРЕСЕЛИЛИ ИНОСТРАНЦЕВ НА ОКРАИНУ СТОЛИЦЫ В НЕМЕЦКУЮ СЛОБОДУ (1500 ЧЕЛОВЕК)
Слайд 324. Образование
В XVII в. в связи с укреплением самодержавия и
экономическим развитием возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения:
1.
К концу XVII века грамотными были 24% взрослого мужского посадского населения;
2. Росла грамотность среди дворян;
3. Подавляющее число крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.
Слайд 334. Образование
Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было
домашнее обучение.
Детей посадских учили: чтению, письму и счету.
Учителя: члены
семьи, которые владели грамотой; мастера и числа духовенства;
__________________________________________
Дворянские и боярские семьи стали приглашать для образования детей учителей из-за границы (Речь Посполитой). Довольно широко распространялось обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).
Слайд 344. Образование
В 1654 г. при Аптекарском приказе была основана первая
в России лекарская школа
Аптекарский приказ XVII в.
Слайд 354. Образование
Открыта школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе
Фрагмент здания
Посольского приказа в Кремле на рисунке Э. Пальмквиста «Подъём колокола на Ивановскую колокольню» (1675 г.) (справа)
Слайд 364. Образование
Увеличился выпуск печатных книг (во второй половине XVII в.
лишь один Печатный двор выпустил более 300 000 букварей и
около 150 000 церковных учебных книг
________________________________
БОЛЬШИНСТВО ЭТИХ КНИГ БЫЛО ДОСТУПНО РАЗНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ БЫЛО ДОСТУПНО РАЗНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ
Букварь1637 года Бурцова-Протопопова. Самый популярный букварь XVII века.
Слайд 374. Образование
Потребность в знаниях приводила к необходимости создания школ. Как
правило, они открывались при церквях и монастырях.
1. за образец брались
украинские и белорусские школы;
2. в качестве учителей приглашали ученых православных монахов из Речи Посполитой.
Слайд 384. Образование
Симеон Полоцкий (1629-1680) - деятель русской культуры, богослов, поэт, драматург, переводчик.
Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском
монастыре.
Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.
Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.
Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре. При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.
По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.
В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления.
В то же время он занимался и искусствоведением. Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческокой ересью. Он написал трактат об иконопись; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с русским живописцем С. Ушаковым
Симеон Полоцкий, иеромонах, наставник царевича Федора Алексеевича. Литография 1818 года.
Слайд 394. Образование
Педагогика Симеона Полоцкого:
С 1667 года на Симеона Полоцкого было
возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград
Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических».
В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).
Симеон Полоцкий, иеромонах, наставник царевича Федора Алексеевича. Литография 1818 года.
Слайд 404. Образование
Симеон Полоцкий в присутствии Феодора III проверяет знания Никиты Зотова прежде
назначения его учителем Петра I
Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18
века "История Петра I",
соч. П. Крекшина.
Собрание А. Барятинского. ГИМ. Симеон Полоцкий проверяет знания Никиты Зотова.
Слайд 414. Образование
Поэзия Симеона Полоцкого
Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме звезды «Благоприветствие
царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона»
Симеон Полоцкий. Фигурное стихотворение в форме
сердца «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661)
Слайд 424. Образование
Немало для распространения книжных знаний сделали глава Московского печатного
двора глава Московского печатного двора Карион Истомин и книгохранитель Московского
печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев
Карион Истомин портрет из Букваря Кариона Истомина
Слайд 434. Образование
Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) —
греческие православные монахи, первые преподаватели Славяно-греко-латинской
академии — первого официально утверждённого высшего учебного заведения в Русском государстве.
Армяне-халкидониты по национальности, родом
с острова Кефалония (ныне — Кефалиния), потомки армяно-византийского княжеского рода царской крови — один из Лихудов, Константин, был женат будто бы на потомице императора Константина Мономаха. Получив образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете, они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.
Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.
3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.
Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам. Установлен в Богоявленском переулке в городе Москве в 2007 году
Слайд 444. Образование
Славяно-греко-латинская академия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году.
Славяно-греко-латинская
академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии
была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов[. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600.
Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых - основатель Московского университета Михаил Ломоносов.
По уставу академии на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.
Обучение в Славяно-греко-латинской академии
Слайд 455. Научные знания
В XVII в. наука в России находилась еще
на начальной стадии своего развития.
Главным источником научных знаний продолжали
оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык.
Практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.
Слайд 465. Научные знания
Многие технические новинки из-за границы:
Подзорная труба, пушки с
винтовой нарезкой, водяные двигатели
Слайд 506. Литература
Новшества:
Процесс обмирщения – постепенное вытеснение церковных элементов – охватил
и литературу.
Здесь появились многие новые формы (жанры) литературных сочинений,
литературные стили. При этом изменились герои: в таких произведениях новых жанров, как реалистическая бытовая и историческая повесть, герои обычные, простые люди, живущие и действующие в реальных условиях.
Исторические произведения – повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков
Литература отразила события Смутного времени («Сказание Авраама Палицына», «Новая повесть о преславном Российском государстве»; в них поднимается вопрос о причине «великой разрухи» отдается дань величию русского народа, показывается патриотизм.
Слайд 516. Литература
Новые направления:
Демократическая сатира ( обличение церкви, крючкотворство феодального суда,
продажность, волокита.) - «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная»
Человеческая драма
- «Повесть о горе-злосчастии»
Плутовская новелла – «Повесть о Фроле Скобееве, российском дворянине».
Драматургия и поэзия – родоначальник Симеон Полоцкий.
Слайд 526. Литература
Новые направления:
Несмотря на тенденции обмирщения русской словесности и рождение
новых жанров, основными по прежнему оставались летописи, сказания, жития –
житие приобрело статус автобиографии.
Житие Протопопа Авакуума – первое на Руси мемуарное произведение – протопоп выразил взгляды на мир, природу человека.
Слайд 537. Архитектура
Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел
постепенный отход от строгих канонов и традиций. Это проявилось, в
частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье»
Слайд 547. Архитектура
Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля.
Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные
царские покои.
Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова.
В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.
Теремной дворец Московского Кремля
Дата основания: 1635-1636
Архитекторы: Б.Огурцов, А.Константинов, Т. Шарутинов, Л.Ушаков
Слайд 557. Архитектура
Дворец царя Алексея Михайловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во
второй половине XVII века.
Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых
переходами.
В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия
Дворец царя Алексея Михайловича
Дата основания: 1667
Архитектор: Семёна Петрова и Ивана Михайлова
Слайд 567. Архитектура
Церковь Успения Пресвятой Богородицы — выдающийся памятник древнерусского зодчества XVII
века, построен в 1628 году.
Здание удивляет как своим совершенством,
так и оригинальной, необычной схемой построения. Храмовая часть здания завершается тремя шатровыми главами, образующими как бы трезубую корону. Устремленные вверх шатры здания, расположенного на возвышенности, придают зданию изящность и легкость.
Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе
«Дивная церковь»
Дата основания: 1628
Слайд 577. Архитектура
Церковь Ильи Проро́ка — храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник
архитектуры ярославской школы зодчества XVII века.
Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте
двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Дата строительства: 1647-1650
Строители: братья Скрипины
Слайд 587. Архитектура
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области.
Монастырь
основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был
быть воссоздан комплекс святых мест Палестины
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
Дата постройки – 1658-1685
Слайд 597. Архитектура
Спасская башня — проездная башня Московского Кремля, выходящая на Красную площадь.
Построена
в 1491 году архитектором Пьетро Солари
В 1624—1625 годах (по другим данным —
в 1626 году) английский архитектор Христофор Галовей надстроил башню многоярусным верхом в готическом стиле.
В 1624-м царь Михаил Фёдорович решил установить на Спасской башне более сложные часы по проекту Галовея. Для устройства новых часов мастер предложил увеличить высоту башни. Работы по её перестройке закончили через год, тогда же демонтировали старые часы. Новые совместно с Галовеем изготовили и русские кузнецы Ждан с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. Самойлов отлил к новым часам 13 колоколов
В 1937 году на сооружение поместили навершие в виде рубиновой звезды
Вид на Спасскую башню с Васильевского спуска, 2011 год
Слайд 607. Архитектура
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском
государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках:
Московское барокко — условное название стиля
русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
«Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.
От архитектуры XVI в. его отличает пронизывающая вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.
Церковь Успения на Покровке (1696-1699)
Троицкая церковь (Троице-Лыково) (1694-1697)
Церковь святых благоверных Бориса и Глеба в Зюзине (1688-1704)
Храм Покрова в Филях
(1690-1694)
Слайд 618. Живопись
В XVII в. изобразительное искусство в культуре России включало
иконопись, фрескопись.
Произошли изменения в применении икон, что повлекло выработку
новых типов. Коренной перелом произошел в становлении русского портрета.
Обмирщение застигло и живопись, где мастера стремились изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.
Творчество Симона Ушакова обозначило новый этап в развитии русской живописи.
Слайд 628. Живопись
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626 — 1686) — русский московский иконописец и график.
Симон Ушаков родился в 1626
году в городе Москве.
Происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому,
очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.
Симон Ушаков родился в 1626 году в городе Москве.
Происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.
С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.
Симон Фёдорович Ушаков умер 25 июня 1686 года в родном городе.
Спас нерукотворный.
Симон Ушаков
1658 г.
Коллекция: Государственная Третьяковская галерея
В нижней части иконы, под платом, сохранилась надпись: "Писал государев иконописец в лето [7166(1658)] Симон Федоров Ушаков".
Слайд 638. Живопись
Работы Симона Ушакова:
Человек весьма развитый по своему времени, художник
талантливый, прекрасно владевший всеми средствами техники того времени. В отличие
от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских гравёров» указывает на два офорта, исполненных им самим.
Тайная Вечеря 1685
Христос — Великий Архиерей. 1658
Богоматерь Елеуса Киккская,1668
Слайд 648. Живопись
«Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского».
Воцарение династии Романовых в
1613 году поставило задачу официального подтверждения легитимности власти этого дома.
Известный
генеалог М.Е. Бычкова высказала мнение, что первая попытка создать родословное древо царской семьи по законам западной генеалогии принадлежала знаменитому иконописцу Симону Ушакову.
По её словам, подобные древа спиритуальной генеалогии были хорошо известны в Византии и позднесредневековой Европе, в XV веке были распространены в сборниках жизнеописаний святых и преподобных католических монашеских орденов.
«Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского») — это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.
«Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского».
Симон Ушаков, 1668
Коллекция Государственная Третьяковская галерея
Слайд 658. Живопись
В развитии русского портрета в XVII в. происходит перелом.
В Оружейной палате на основе художественного опыта древнерусского искусства и
навыков создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях.
Художники Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым создали целую галерею надгробных портретов на стене Архангельского собора в Кремле. В XVII в. портреты назывались ПАРСУНАМИ. Самые первые парсуны – царь Федор Иоаннович, Скопин-Шуйский.
Слайд 668. Живопись
Парсуна - ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве,
в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним
современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
Парсуны маслом на холсте:
с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)
Слайд 678. Живопись
Парсуна Ивана Грозного.
Начало XVII века (?).
Национальный музей
Дании (Копенгаген)
Слайд 688. Живопись
Царь Федор Иванович. Парсуна.
Неизвестный художник. Россия. 1630-е г.
ГИМ. Дерево, левкас, бархат, темпера. Образ входил в группу парсун,
которые располагались у гробниц в Архангельском соборе.
Слайд 698. Живопись
Царь Михаил Федорович. Парсуна. XVII(?) век.
Эрмитаж
Слайд 708. Живопись
Царь Алексей Михайлович. 1670-е
Слайд 718. Живопись
Неизвестный художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты.
Портрет царицы Марфы Матвеевны, супруги царя Федора Алексеевича. Не позднее
27 апреля 1682.
Михайловский замок.
Слайд 728. Живопись
Надгробный портрет Скопина-Шуйского, 1670-е
Государственная Третьяковская Галерея
Слайд 738. Живопись
Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной
палаты.
Портрет царя Алексея Михайловича в «большом наряде». Конец 1670
- начало 1680 годов
Слайд 749. Развитие в России театрального и музыкального искусства
XVII век стал
временем рождения театра. Были созданы и работали школьный, придворный театры,
комедийная хоромина. В музыкальном искусстве усиливается светское начало. Основана Музыкальная комиссия для сбора музыкальных рукописей.
Слайд 759. Развитие в России театрального и музыкального искусства
До XVII в.
театрального искусства как самостоятельного вида творчества Россия не знала, прибегая
к обрядам:
Погребения
Инициации
Свадьба
Праздники
Роль скоморохов
Слайд 769. Развитие в России театрального и музыкального искусства
Потешная палата:
Первым театральным
помещением в России была Потешная палата, построенная в 1613 г.
При этой палате содержали штат шутов из числа русских скоморохов.
Давались здесь представления иноземных артистов, которые тоже входили в штат Потешной палаты.
В 1648 г. царь Алексе Михайлович указом запретил представления скоморохов.
Слайд 779. Развитие в России театрального и музыкального искусства
Школьный театр –
возник в России в конце XVII –начале XVIII в. Он
стал для России более органичным. Такие театры сформировались при киевской, московской и других духовных академиях.
Придворный театр – создан в XVII в., организатор боярин Артамон Сергеевич Матвеев. По его настоянию пастор из Немецкой слободы И.Г. Грегори собрал труппу из молодых иностранцев. После смерти в 1676 г. придворный театр был закрыт
Слайд 789. Развитие в России театрального и музыкального искусства
Новым для русской
культуры стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича
первого в России театра. До этого театральное действие разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами для толпы
Придворный театр – создан в XVII в., организатор боярин Артамон Сергеевич Матвеев. По его настоянию пастор из Немецкой слободы И.Г. Грегори собрал труппу из молодых иностранцев. После смерти в 1676 г. придворный театр был закрыт
Слайд 79Культура России XVII века
Для русской культуры XVII века характерно переплетение
традиционного религиозного и нового светского мировоззрения.
Если в XIV –
начале XV в. на первое место в развитии русской культуры вышла живопись
В XV-XVI сменило зодчество
ТО в XVII веке передовые позиции принадлежали литературе
XVII СТОЛЕТИЕ СТАЛО ВРЕМЕНЕМ РАСЦВЕТА САМОБЫТНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО БЕРЕЖНО ОТНОСИЛАСЬ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, НО И ОТЧАСТИ ОКАЗАЛАСЬ ОТКРЫТОЙ ДЛЯ ЛУЧШИХ МАСТЕРОВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И НАРОДОВ САМОЙ РОССИИ.
ВМЕСТЕ С ТЕМ ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗОРКО СЛЕДИЛИ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ КУЛЬТУРНЫЕ НОВШЕСТВА НЕ ПОДРЫВАЛИ ОСНОВ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА