Слайд 1
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации»
Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Лекция № 18
Современная западная философия. Психоанализ Фрейда.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3Основные философские направления ХХ века:
Психоаналитическое направление.
Экзистенциализм.
Феноменология.
Герменевтика.
Логический позитивизм (неопозитивизм).
Постпозитивизм.
Лингвистическая философия.
Прагматизм.
Слайд 4ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856 – 1939)
«Психоанализ – это мое творение»
З. Фрейд
«Он
был смелее, чем его эпоха. Этими качествами – талантом, абсолютной
искренностью, способностью полностью отвечать за свои идеи – обладают, как мне кажется, лишь редкие личности, которых мы называем гениями»
Теодор Рейк
«Труд Фрейда относится к числу тех …нескольких не имеющих аналогов свершений, образующих опору всемирной культуры»
Фрэнсис Паш
Слайд 5План лекции
1. Особенности западной философии
XX века.
2.
Доаналитический период жизни
З. Фрейда.
3. Толкование сновидений –
фрагмент психоанализа.
4. Психоаналитический анализ культуры.
5. Фрейд о будущем человечества.
Родился: 1856, Фрайберг-в-Моравии
(прежде Австро-Венгрия» ныне Чехия).
Умер: 1939, Лондон, Англия
Главные сочинения:
«Очерки по истерии» (1895),
«Толкование сновидений» (1900),
«Пять лекций по психоанализу» (1910),
«Тотем и табу» (1913),
«По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921),
«Я и Оно» (1923),
«Будущее одной иллюзии» (1927),
«Цивилизация и недовольные ею» (1929-1930).
Слайд 7Главные идеи:
Человеческое поведение обусловливается наследственностью и средой. С помощью метода
свободных ассоциаций и анализа символов мы можем изучать структуру и
функционирование личности.
Модель личности может быть описана с помощью категорий:
«Оно» [Id] (представляющей импульсы),
«Я» [Ego] (представляющей разум) и
«Суперэго» (представляющей моральные ограничения, или нравственное чувство).
Слайд 8Главные идеи:
Два принципа функционирования психики — принцип самосохранения и
принцип
удовольствия.
Основные человеческие импульсы, возникающие в бессознательном, – Эрос и Танатос
— являются выражением Ид;
успешное подавление импульсов Ид называется «сублимацией», являющейся необходимым условием цивилизации.
Слайд 9Главные идеи:
В поведении ребенка проявляется первобытная сексуальность; происхождение невроза, или
внутрипсихического конфликта, коренится в младенческом опыте.
Дети могут чувствовать ревность и
враждебность к одному из родителей и любовь к другому (Эдипов комплекс).
Слайд 10Главные идеи:
Побуждения проистекают из бессознательных желаний;
конфликт между этими желаниями
находит свое выражение как в нормальном, так и в патологическом
поведении.
Слайд 11Главные идеи:
Сновидения — это замаскированные образы подавленных желаний;
внешний вид образов сновидения может маскировать скрытые желания
Слайд 12Начало психоанализа:
Два главных открытия, сделанных Фрейдом:
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО — особой психической
реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и
в значительной степени контролирует сознание;
РЕАКЦИЯ ВЫТЕСНЕНИЯ (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».
Слайд 13Особая форма жизни бессознательного — сны
По Фрейду, сны — это
реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной
действительности.
Слайд 14Структура психики
Психика совокупность трех слоев –
Оно, Я, Сверх-Я.
«Оно»
– мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
«Я»
– сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
«Сверх–Я» – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции.
Слайд 15Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят и направляют психику человека,
являются:
УДОВОЛЬСТВИЯ — психика подобно компасу так или иначе ищет пути
к удовольствию;
ВЫТЕСНЕНИЕ — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).
Вытесненные в бессознательное, желания, мысли подвергаются СУБЛИМАЦИИ — преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества.
Слайд 16«Ядро бессознательной сферы»
1905–1920 годы
«первая психологическая система» – в основе бессознательного
лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт.
Слайд 17В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему
Центральные
понятия данной системы — Эрос и Танатос.
ЭРОС (инстинкт жизни)
лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.
ТАНАТОС (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.
Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Согласно Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит МАССОВАЯ СУБЛИМАЦИЯ подавленной энергии и преобразование ее в культуру.
Слайд 18Психоанализ после ФРЕЙДА
Т. Рейк и этнолог Г. Рохейм продолжили разработку
тематики, начатой Фрейдом в работе «Тотем и табу»
Отто Ранк
сделал предметом исследований мифологию
Применить психоаналитические техники к педагогике и психологии религии удалось пастору О. Пфистеру
В 1910 г. было основано Международное психоаналитическое общество, первым президентом которого стал Карл Густав Юнг
Слайд 19Философское течение неофрейдизм
«Индивидуальная психология»
Альфред Адлер (1870–1937)
«Аналитическая психология»
Карл Густав Юнг
(1875–1961)
Попытка синтеза марксизма и фрейдизма
Вильгельм Райх
(1897–1957)
Анна Фрейд
ПСИХОАНАЛИЗ ДЕТСТВА
Мелани Кляйн
Слайд 20Философское течение неофрейдизм
Эрих Фромм (1900–1980)
Поставил проблему противоречивости
человеческого существования
Слайд 21Литература:
1. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до
наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. ТОО
ТК «Петрополие», СПб., 1997. -880с.
2. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный / В.С. Ермаков. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
3. Хрусталев Ю.М. Философия. М.,2004